19:15 28.01.2010 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Челябинская область: Алексей Севастьянов: Семь шагов к преодолению социальной несправедливости
Представления о справедливости затрагивают широкую сферу человеческих отношений. Справедливость принадлежит к тем ценностям, связь которых с повседневным материальным, социальным, политическим, правовым положением и самочувствием людей обнаруживается самым непосредственным образом.
В представлениях людей о справедливости и несправедливости отображаются практически все происходящие изменения в реальной жизни. Именно эти представления людей определяют социальные ожидания, интересы и стратегии личности и социальных групп, так как вопрос о «справедливости» — это вопрос о положении личности, о ее жизненных возможностях; о социальных, социально-психологических, политико-правовых, экономических условиях существования общества, социальных групп и отдельных индивидов.
Субъективные представления о справедливости отражают, прежде всего, степень удовлетворенности людей балансом между деятельностью человека и теми социальными благами, которые предоставляет ему общество, а также между идеальными представлениями о должном социальном порядке и реальном состоянии социальных отношений.
Кардинальные рыночные преобразования в России повлекли за собой возникновение резкой социальной дифференциации в уровне и образе жизни различных слоев населения, ухудшение условий труда и отдыха работников, затруднение доступа большинства граждан к социальным благам. В этих условиях проблема практической реализации требований справедливости различных категорий населения приобрела первостепенное значение.
Результаты выборочного социологического опроса населения Российской Федерации, проведенного Социологическим центром РАГС, «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ И НА ВОЗМОЖНОСТИ ДИАЛОГА МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»
(Опрошено 2400 человек в возрасте от 18 лет и старше в 24 субъектах (включая Челябинскую область) Российской Федерации по общероссийской репрезентативной выборке. Опрос проведен с 26 августа по 7 сентября 2009 года).
Среди опрошенных преобладает мнение, что основные принципы социальной справедливости в российской действительности не реализуются. Это относительно чаще отмечают жители средних городов и сельских населенных пунктов.
Респондентам предлагалось выбрать из различных вариантов проявлений несправедливости в нашем обществе самые важные для них. Лидирует в этом отношении неравенство возможностей получения хорошего заработка (50,6% опрошенных). Около трети опрошенных отмечают также несправедливость, выраженную в неравенстве возможностей получать образование, медицинскую помощь, лекарства, в пенсионном обеспечении и в слабой защите от безработицы (приложение № 1).
Но важен и другой результат опроса – неравенство прав на судебную защиту (15%) и необеспеченность личной неприкосновенности граждан (14,7%). Если сложить два ответа, то получается, что около 30% граждан чувствуют себя незащищенными со стороны государственных органов. Кроме того, большинство граждан (49,4 %) считают, что законы об охране социальных прав граждан не исполняются.
Если остальные ответы связаны в первую очередь с материальными благами, то эти два ответа характерны для общества с высоким уровнем социальной несправедливости.
Социальная несправедливость – это совокупность несправедливых поступков, публичных отношений, унижающих человеческое достоинство и сужающих сферы свободной жизнедеятельности.
Фактически переход от несоблюдения принципов социальной справедливости к социальной несправедливости ведет к конфликту между обществом и властью. Кроме того, в такие периоды обществом ставится вопрос о легитимности власти, а выражение конфликтов проходит в резких протестных формах.
С одной стороны, для стабилизации ситуации необходима поддержка политических институтов обществом. С другой – недостаточный уровень развития институтов гражданского общества и неэффективное функционирование партийной системы приводит к неэффективному взаимодействию между обществом и государством. К тому же низкий уровень экономической эффективности нового режима усиливает атмосферу недоверия к государственным институтам. Все это ведет к низкому уровню легитимности власти. Поэтому зачастую граждане не видят другого способа выражения своих интересов кроме как в форме протеста. Социальным группам приходится выражать свои интересы не через политические институты, а напрямую, с помощью акций протеста.
Как преодолевать социальную несправедливость в обществе? Как помочь гражданам не допустить либо преодолеть действия в первую очередь чиновников в сфере публичных отношений, унижающих человеческое достоинство и сужающих сферы свободной жизнедеятельности?
В настоящее время также существуют и работают механизмы противодействия социальной несправедливости в обществе. Граждане объединяются, привлекают институты гражданского общества, депутатов для решения вопросов социальной несправедливости. Результат переменный, и во многих случаях гражданам удается одержать победу.
Наглядным можно назвать пример защиты прав бывших работников Муниципального унитарного предприятия «Альфа» в г. Челябинске, квартиры которых в 2008-2009 годах были подвергнуты массовой рейдерской атаке со стороны частной компании при бездействии правоохранительных органов и органов прокуратуры. Обращением граждан по этому вопросу мне довелось заниматься в течение шести месяцев с марта 2009 года по поручению члена Общественной палаты Российской Федерации Кучерены А. Г., помощником которого я являюсь.
С 1997 по 1999 год администрацией Калининского района города Челябинска были выделены служебные квартиры в новых домах сотрудникам жилищно-коммунальной сферы. Граждане данной категории получали небольшую зарплату, работали ради служебных квартир, которые по истечении десяти лет работы по действующему законодательству имеют право приватизировать. Фактически они вкладывали свои трудовые ресурсы в приобретение квартир, являясь своего рода вкладчиками в жилплощадь. В 2006 году компания-застройщик узнает через регистрационный орган о том, что администрация города Челябинска не зарегистрировала право собственности на квартиры и регистрирует право на себя. В связи с чем граждане после обращения в органы власти о приватизации стали получать отказы и им предложено было заключить договоры коммерческого найма на квартиры. Были нарушены нормы дистрибутивной справедливости – это норма беспристрастности и норма равенства. Люди находились на грани нервного срыва и в состоянии стрессовой обстановки. 86 семей с несовершеннолетними детьми могли оказаться на улице, так как уровень их заработка не позволял осуществлять наем жилых помещений по коммерческой стоимости. Более того, их обращения в органы администрации, прокуратуры, милиции не получили должного внимания, и фактически были получены отписки с примерным одним и тем же содержанием, суды отказали в первых исках. В этих условиях граждане были вынуждены обратиться к члену Общественной палаты РФ Кучерене А.Г., и дело попало ко мне на рассмотрение. Мы предприняли следующее:
1. Объединили людей.
2. Так как я являюсь депутатом Челябинской городской Думы, придали статус их обращениям, благодаря чему удалось организовать переговорную площадку между гражданами и главой города Челябинска. Граждане получили недостающие для суда документы и сторонника в виде органов МСУ.
3. Привлекли широкое внимание СМИ и общественности по данному вопросу. Надо отметить активное участие адвокатского сообщества в лице адвоката Василенко М.Г.
4. Провели пикет у здания Арбитражного суда Челябинской области под лозунгом «Арбитраж забрал квартиру моего ребенка». По результатам акции заявили о том, что председатель Арбитражного суда должен быть уволен с занимаемой должности.
5. Получили общественное заключение председателя Общественной палаты Челябинской области Скворцова Вячеслава Николаевича на имя председателя Челябинского областного суда.
Результат: судебные дела из рядовых стали общественными и были рассмотрены Челябинским областным судом на основе закона и принципов справедливости. Иски граждан были удовлетворены, и граждане получили свои квартиры в собственность. Дело закрыто.
К сожалению, в настоящее время общественных сил хватает лишь на отдельные дела, но не на изменение системы в целом.
На мой взгляд, преодоление социальной несправедливости возможно в современной российской ситуации через развитие институтов гражданского общества, объединенных с институтами органов местного самоуправления, делегирование правозащитных функций органам МСУ и усиление контрольных общественных функций институтов гражданского общества. Кроме того, улучшение ситуации в этой сфере невозможно без проведения качественного мониторинга социальной несправедливости и выдачи конкретных рекомендаций по изменению ситуации со стороны независимых экспертов от государства.
Указанные выше тенденции можно рассматривать как начало рецепта или определения способов лечения организма. Теперь попробуем «прописать» препараты и пропорции на примере Челябинской области. Хотя, наверное, сразу понятно, что в теме, не изученной глубоко, без народных рецептов не обойтись. Без примеров преодоления таких негативных процессов по всей России и исторического анализа. Моя задача – обозначить основные лекарства, как для институтов гражданского общества, так и для государственных органов.
1. Изменение стратегий органов местного самоуправления. От стратегии предоставления услуг населению – к стратегии объединения ресурсов органов местного самоуправления и населения для развития муниципалитетов; распределения ресурсов с участием граждан и местных сообществ (включая малый и средний бизнес). Цели: справедливое распределение ресурсов и объединение усилий для защиты прав сообществ.
2. Создание эффективных механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти. Поддержание и гарантии СМИ (журналистов), публикующих материалы по этой теме.
3. Ежегодный мониторинг социальной несправедливости и выдачи конкретных рекомендаций по изменению ситуации с участием гражданского общества и научного сообщества территорий. Доклад для первых лиц региона и городов. Быстрые адресные программы по проблемам (требуют изменения законодательства).
4. Правовое просвещение населения, особенно жителей небольших городов и сельских территорий.
5. Делегирование гражданских функций контроля государственных органов со стороны органов МСУ и гражданских институтов. Требует изменения законодательства.
6. Приоритетная поддержка институтов гражданского общества (особенно ТОС), осуществляющих гражданский контроль и государственные гарантии их деятельности.
7. Поддержка института Уполномоченного по правам человека на территории региона. Расширение правозащитных функций приемных депутатов и гражданских организаций.
Вот семь шагов модернизации (развития) механизмов противодействия социальной несправедливости в обществе.
Конечно, на пути реализации этих шагов мы столкнемся с бюрократической системой, несовершенством законодательства, сопротивлением отдельных чиновников. Изменением «шагов», совершенствованием «обуви» и другими препятствиями. Но поддержка Президента РФ, Общественной палаты РФ, институтов гражданского общества, депутатов органов МСУ, научного сообщества и граждан, которые уже столкнулись с этими проблемами на своем пути, позволяет быть уверенными, что мы достигнем поставленных задач достаточно быстро.
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме
8 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |