15:03 02.02.2009 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Борис Титов: Мы предлагаем сегодня: не берите налоги, дайте нам налоговый кредит. Тогда мы сохраним занятость

Новость29.01.2009, ПЕРВЫЙ КАНАЛ, Программа «СУДИТЕ САМИ» Ведущий - Максим Шевченко Россия так долго стремилась стать частью мировой экономики, что, кажется, это ей вполне удалось. И теперь у нас есть возможность занять одну из лидирующих позиций в мировой экономике. Но у каждой медали есть и обратная сторона. Ведь теперь беды мировой экономики - это и наши беды, ее проблемы - это и наши проблемы. Согласно Конституции, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, забота о людях является обязанностью государства. Именно поэтому в нашу студию пришла министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяна Голикова. Для того, чтобы поговорить с нами о том, как ситуация в экономике влияет на социальную защиту населения. Татьяна Алексеевна, здравствуйте. Мы рады приветствовать вас в студии "Первого канала". И 1-й вопрос он исходит из того, что я только что сказал. Ситуация в мире не простая. Скажите, как это влияет на работу вашего министерства, на социальную защиту населения нашей страны?  Татьяна ГОЛИКОВА, министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Конечно, ключевым моментом в нашей работе сейчас является то, как повлияла ситуация в финансово-экономической сфере на рынок труда, потому что первое и главное для нас - это понимание, сколько в этой ситуации людей может остаться без работы и какие социальные последствия от этого будут.  ВЕДУЩИЙ: И на ваш взгляд, о какой численности людей, которые могут потерять работу, сожжет идти речь?  Татьяна ГОЛИКОВА: Я приведу несколько цифр. У нас на сегодняшний день общая численность безработных граждан составляет 5,8 миллиона человек. Официально зарегистрированных в органах службы занятости полтора миллиона человек. И если сравнивать эти цифры с какими-то другими данными, то такой уровень общей безработицы, 5,8 миллиона человек, у нас с вами был в 2004 году. Самый высокий за последнее время у нас был в 2000 году, он составлял 7,1 миллиона человек. Это чтобы было понимание общей картины.  ВЕДУЩИЙ: С нами находится в студии руководитель Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации Юрий Викторович Герц. Юрий Викторович, скажите, как были получены эти цифры, ведь наверняка именно ваше ведомство их, собственно говоря, и в свет выдало.  Юрий ГЕРЦ, руководитель Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации: Значит, цифры данные получены. От общей безработицы получается по данным Рос. Стата, это идет по методике Международной организации труда путем опроса граждан с точки зрения их занятости. Цифра 1,5 миллиона человек - эта цифра получена в результате регистрации граждан, тех, которые обращаются в государственную службу занятости за услугами в сфере оказания содействия в трудоустройстве граждан. То есть это регистрируемая безработица.  ВЕДУЩИЙ: Чем от нее отличается нерегистрируемая?  Юрий ГЕРЦ: Нерегистрируемая безработица отличается тем, что те граждане, которые вот в 5,8 входят, они услуги по содействию в трудоустройстве могут получать, и им оказываются эти услуги, но они не получают пособия по безработице. Те, которые зарегистрированы в органах занятости, признаны безработными, они имеют право получать пособие по безработице.  ВЕДУЩИЙ: То есть лучше регистрироваться?  Юрий ГЕРЦ: Конечно, лучше регистрироваться. И плюс еще они имеют возможность участвовать в мероприятиях по содействию занятости в форме профессионального обучения, повышения квалификации, во временных рабочих местах. Они имеют возможность и право проходить профессиональную адаптацию, психологическую поддержку и так далее.  ВЕДУЩИЙ: Татьяна Алексеевна, на ваш взгляд эта ситуация является серьезной?  Татьяна ГОЛИКОВА: Я неслучайно привела цифры сравнения. Мы в последние годы очень привыкли к тому, что у нас наметились достаточно позитивные тенденции к снижению уровня и общей безработицы, и регистрируемой безработицы. Но нас сейчас тревожат цифры прироста в последние месяцы, и поэтому вот этот прирост, который мы начали активно отслеживать с 1 октября, он позволил нам выработать те меры, которые сейчас продвигает активно правительство по реагированию на ситуацию на рынке труда.  ВЕДУЩИЙ: Андрей Константинович Исаев. Этот прирост, насколько он является на самом деле угрожающим?  Андрей ИСАЕВ, председатель комитета ГД РФ по труду и социальной политике, "Единая Россия": Пока, пока хочу сказать, что такой серьезной угрозы нет, и государство может справиться с возникшей проблемой. Но, вы знаете, когда мы говорим, что, ну все в рамках разумного, в 2004 году было больше, и, тем не менее, говорим об общих цифрах. А как же конкретный человек, который потерял работу. Безусловно, для него это трагедия, для него это проблема. И государство должно думать в данном случае о каждом конкретном человеке. И мне кажется, что очень серьезно, хотя я сегодня начал говорить о том, что меры предпринимаются. Они действительно предпринимаются серьезные. Вот давайте загибать пальцы. Во-первых, сократили квоту для мигрантов трудовых. То есть тем самым высвободили возможность для трудоустройства наших граждан. Во-вторых, принят закон, который позволяет государству, правительству мобилизовывать дополнительные средства для проведения политики в области занятости. 47 миллиардов получили регионы для того, чтобы...  Татьяна ГОЛИКОВА: 43 и 7.  Андрей ИСАЕВ: 43 и 7. да. Для того чтобы эту политику вести. Говорится, очень серьезно говорится о таких мерах, которые раньше, ну, были в большей степени на бумаге. Это переквалификация, создание центров переквалификации. И очень важны момент - у нас население не привыкло переезжать с места на место в поисках работы в отличие, скажем, от тех же Соединенных Штатов Америки. И речь идет о возможности организации такого переезда, выплаты подъемных для того, чтобы человек мог найти рабочее место в новом месте, что называется. Но тем не менее, пока еще мы сохраняем некоторую инертность. В 2000 году было принято решение о том, что мы ликвидируем Фонд занятости и вместо него, его функции на сегодняшний день выполняет Федеральная служба по труду и занятости. До сих пор основная масса бюджетных расходов на проблемы занятости - это выплата пособий по безработице. Мне кажется, мы сейчас должны переходить к ситуации, когда до половины бюджетных расходов, должна быть активная политика в области занятости. То есть создание рабочих мест, переквалификация, выплата подъемных на то, чтобы человек переехал.  ВЕДУЩИЙ: Вы согласны с оценкой ситуации (нрзб.)?  Игорь ЮРГЕНС, вице-президент Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель правления "Института современного развития": Да. Как всегда, я с Исаевым согласен, и безусловно Татьяна Алексеевна очень нам всегда, в Российском Союзе промышленников и предпринимателей, на других площадках абсолютно правильно объясняет, что государство должно делать и будет делать. У меня несколько другая озабоченность. Она заключается в том, что у нас есть подушка безопасности в известных там измеряемых 600 миллиардах, которые к сожалению таят. Значит, мы выбрали тактику ручного управления кризисом и помощи, скажем, 500 предприятиям известным, отобранным. То, что я знаю из истории выходов из кризисов, это ничего не помогает. Только помощь той части населения, которая плохо себя чувствует - пенсионеры и безработные, повышение им пособий и выплат, тем самым повышение потребительской способности рынка, и содержание финансового сектора в нормальном состоянии, то есть 3 основных банка, которые должны быть перекапитализированы, и помощь людям. Остальные вот 500 предприятий, игра с налогами - все это обычно.  ВЕДУЩИЙ: То есть прямая социальная забота?  Игорь ЮРГЕНС: Прямая социальная забота тем людям, которые.  Татьяна ГОЛИКОВА: Абсолютно согласна. Абсолютно согласна. Нечего возражать.  Борис ТИТОВ, сопредседатель партии "Правое дело", председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия": А я не согласен. Игра с налогами, мне кажется, одна из самых необходимых вещей, которая в рамках, в условиях кризиса как раз будет способствовать тому, чтобы людей не выгоняли на улицу, чтобы занятость сохранялась. Потому что в условиях кризиса все предприниматели чувствуют, что идет падение производства, у них растут издержки, они вынуждены принимать те меры, чтобы сохранять свои предприятия. У них есть, они должны сокращать издержки, у них есть издержки внешние и внутренние. Внешние - это газ, это налоги - от них не зависящие издержки. Плюс внутренние - занятость - то, что они могут регулировать - заработные платы, оборудование. Почему сейчас сокращается импорт промышленного оборудования.  ВЕДУЩИЙ: Борис Юрьевич, мы говорим не столько об издержках - эта проблема понятна, - сколько о людях. О людях, о тех людях, которые работают.  Борис ТИТОВ: Понятно. Но для того, чтобы сократить издержки предприятия, необходимо или они будут сокращать издержки за счет заработной платы - увольнять людей, или государство им должно помочь и сократить те издержки, которые они вынуждены нести в виде налогов. Поэтому мы предлагаем сегодня: не берите налоги, дайте нам возможность, дайте нам налоговый кредит. Мы их выплатим, но после кризиса. Тогда мы сохраним занятость.  Андрей ИСАЕВ: В 2005 году мы приняли решение о кардинальном снижении единого социального налога. Бизнес получил тогда 10 миллиардов долларов. И все предполагали, что эти деньги пойдут на рост заработных плат.  Андрей ИСАЕВ: Снижение налогов - это всегда рискованный шаг, потому что снижается возможность государства оказывать социальную помощь конкретным категориям.  ВЕДУЩИЙ: В частности, да, в частности в бюджетной сфере.  Андрей ИСАЕВ: И не всегда, и не всегда это приведет к тому, что будут создаваться или сохраняться рабочие места.  Татьяна ГОЛИКОВА: Но снижение налогов уже произошло.  Андрей ИСАЕВ: И отчасти в разумных пределах. В данном случае я тоже соглашусь с Игорем Юрьевичем. Прямая социальная помощь - это поддержание в том числе покупательной способности населения, а это в том числе отразится и на работе предприятий.  ВЕДУЩИЙ: Вы считаете, Татьяна Алексеевна, как вы считаете, что более эффективно в этой ситуации?  Татьяна ГОЛИКОВА: Это же, это разумный компромисс уже был принят. Как вы помните, мы с 1 января приняли снижение налогов, которое не было предусмотрено ни в федеральном бюджете, ни в бюджете регионов. И в том числе эта мера дала возможность ряду предприятий сохранять работающих и не увольнять их, и давать им возможность как раз при помощи тех мер, которые разрабатывает министерство и которые сейчас разрабатывают регионы, сохранить этих граждан. Потому что они их готовили, они вкладывали в них свои ресурсы, и кризис не вечен, мы из него выйдем, и им нужно сохранить эти квалифицированные рабочие руки.  Борис ТИТОВ: Только остается сказать спасибо большое. Это действительно была очень важная мера. Сокращение налогов послужило очень серьезно как мера антикризисная в этот момент. Но, к сожалению, кризис продолжается. Сегодня мы видим, как падает производство. И для того, чтобы сохранить рабочие места, нам нужно некая период. Вы знаете, что только вчера в Аргентине было принято решение о том, что сельскохозяйственное предприятие вообще не платит налоги.  Татьяна ГОЛИКОВА: Но вы же не будете отрицать, что...  Борис ТИТОВ: Но нам нужно только отсрочка, нам нужна отсрочка, мы заплатим налоги, но не в период.  ВЕДУЩИЙ: Надо что-то делать. Что делать, чтобы сохранить рабочие места?  Сергей ВАХРУКОВ, губернатор Ярославской области: Выработать комплекс мер, которые сегодня предпринимаются правительством и регионами совместно, он как раз и позволяет решить вот эту основную проблему. Ведь мы сегодня можем все деньги, которые у нас есть, подушку безопасности, перевести на социальные пособия. Ну и что? Надолго это хватит? Думаю, что нет. На самом деле надо реально помогать предприятиям. И тот список системообразующих предприятий, градообразующих предприятий, которые мы составили, социально значимых предприятий. Это сегодня те предприятия, которые должны постепенно вытащить все остальное. Ведь они именно создают ту основную часть доходов граждан, которая должна обеспечить, в том числе, и спрос. И мы сегодня можем сказать: помощь реальная, оказанная, например, в нашей области НПО "Сатурн", позволила сохранить рабочие места почти 4 тысячам, обеспечить заказы. И предприятие в конце прошлого года, после визита премьер-министра выплатила все долги по зарплате, решила все проблемы и сегодня имеет заказы. Непросто складывается ситуация, но это комплекс мер, который позволил решать многие вопросы. И последнее. Сохранение высокопрофессиональных трудовых коллективов - это задача, которую сегодня надо решать совместно.  ВЕДУЩИЙ: Хорошо, хорошо, хорошо, господа. Секундочку. Высокопрофессиональные трудовые коллективы взяты под особую опеку, сохранились. Но есть масса людей, которые заняты в других сферах деятельности и которые могут оказаться в ситуации более трудной. Татьяна Алексеевна. Что делать человеку, который все же вынужден прекратить свою деятельность, которой он занимался последние годы?  Татьяна ГОЛИКОВА: У нас есть два варианта реагирования на эту ситуацию. Вот есть традиционный вариант, который работает в отношении безработных граждан, когда они зарегистрированы. Зарегистрированным гражданам выплачиваем пособия, осуществляем в отношении них активные программы занятости, имея в виду переобучение. Но сейчас, то, что сказал Андрей Константинович в начале, мы ровно столько же средств выделяем как раз на 4 направления, ключевыми из которых являются переподготовка и профессиональное обучение граждан с тем, чтобы они в течение 3-6 месяцев имели возможность либо дополнительно получить квалификацию, либо, если они не уволены, а находятся, скажем, в отпуске без сохранения содержания или на неполной рабочей неделе и получают 2/3 заработной платы, они имеют возможность в этот период переобучаться, они имеют возможность в этот период работать на общественных работах. И что немаловажно, что уже было сказано, впервые они имеют возможность передвигаться при государственной поддержке внутри региона, то есть так называемая внутренняя миграция, и за его пределами.  ВЕДУЩИЙ: Татьяна Алексеевна, я все понимаю. Знаете, вот как часто бывает, планы прекрасные, но реальность российской жизни говорит о том, что люди почему-то мало идут на биржу труда, мало регистрируются на соответствующих каких-то там ресурсах профессиональных, мало перемещаются из города в город. Посему, на ваш взгляд, это происходит?  Татьяна ГОЛИКОВА: Ну, я думаю, что 2 момента надо отметить. Первое, это отсутствие культуры и недостаток информации. И второе, это некое стеснение людей, зарегистрировавшихся на бирже труда. Это психологический фактор на мой взгляд.  ВЕДУЩИЙ: Олег Игоревич.  Да  ВЕДУЩИЙ: скажите, это какая-то особенность нашего менталитета?  Олег ГЕНИСАРЕТСКИЙ, главный научный сотрудник Института философии РАН: Ну, насчет культуры я бы не стал говорить, это слишком громкое слово само по себе. Но вот активная социальная политика, о которой господин Исаев упомянул, безусловно предполагает изменение отношений к работе и к занятости если угодно. Ну все-таки такие люди оседлые больше, домашние, да, склонные к рабочему и домашнему месту так, чтобы оно было близко друг к другу. А вот такой динамики, поиска лучшего, и в том числе переездов, в том числе...  Борис ТИТОВ: Есть такой институт, как аренда жиль. К сожалению, мы никак его не стимулируем. Очень сложно найти жилье в новом мире.  Сергей ВАХРУКОВ: Но процесс пойдет. Он пошел. Вот программа, которую мы приняли, дополнительная программа снижения напряженности на рынке труда. Мы ее сегодня уже утвердили, и она начала реально действовать. Люди поехали.  Борис ТИТОВ: Но повестке дня социальной политики активно этого вопроса еще нету.  ВЕДУЩИЙ: После короткого перерыва мы продолжим разговор о тех социальных мерах, которые предпринимает правительство в нынешней экономической ситуации.  ВЕДУЩИЙ: Мы продолжаем разговор с министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяной Голиковой. Татьяна Алексеевна, уж если у нас зашел разговор о переподготовке, о том, как людям помочь и так далее. Допустим. Человек переподготовился, вот, благодаря вашим усилиям. Где гарантия, что он потом найдет работу по своей новой, вновь полученной специальности.  Татьяна ГОЛИКОВА: Максим, это ключевой вопрос. Это тема, которая является предметом нашего особого внимания, особого рассмотрения. Все программы, которые сегодня разрабатывают регионы по осуществлению мероприятий на рынке труда, содержат блок переподготовки с обязательным требованием, что если человек прошел переподготовку, он обязательно должен быть трудоустроен на предприятие.  ВЕДУЩИЙ: А как это можно проконтролировать?  Татьяна ГОЛИКОВА: На конкретном, на конкретном, потому что сейчас в большей степени мероприятия ориентированы, как я уже сказала, на людей, не которые уже до этого стали безработными, а которые сегодня находятся под риском увольнения. Коль скоро они находятся под риском, их еще не уволили и предприятия сами определяют, какой уровень переподготовки нужен с тем, чтобы их потом сохранить.  ВЕДУЩИЙ: На ваш взгляд, эта ситуацию можно контролировать. Ну, допустим, переподготовили. Мы помним советское время, когда мы заканчивали вузы, потом было распределение. 2 года, 3 года надо было работать по распределению, но многие же сбегали от этого. Мы все помним нашу юность.  Лев ЯКОБСОН, первый проректор Государственного университета - Высшая Школа экономики: Ну, действительно есть очень непростой вопрос. Вопрос, касающийся конкретных категорий. Ну, например, выпускников нынешнего вуза. И в этой связи я хотел бы сказать следующее. Меня немножко пугает некоторая благостность нашего разговора, а она проистекает из того, что мы сориентированы на среднюю температуру по больнице. И в этой связи говорим о налогах. Очень важный вопрос. Да, в целом, наша экономика, безусловно, устоит в условиях кризиса. Да, в целом безработица будет находиться под контролем. Я в этом не сомневаюсь. Это не просто мнение, это результаты анализа. Но социальная политика - это всегда прежде всего политика распределения. Это то, что касается не средней температуры, а конкретной категории людей. До сих пор, в течение 10 лет, мы распределяли результаты экономического роста. Не всегда лучшим образом, не всегда справедливо, но распределяли. А вот теперь нам предстоит распределять бремя кризиса. Наше общество - не столько правительство, сколько общество - к этому не готово.  ВЕДУЩИЙ: Вы можете эту мысль пояснить. Потому что это очень серьезная философская мысль.  Лев ЯКОБСОН: Конечно, Конечно. Поясню на примере. То поколение людей - самые молодые, самые активные, которые с каждым днем жить все лучше. Они просто, ну, вот 90-е годы - это не их годы. 80-е - не их. Они привыкли вперед смотреть с оптимизмом. Они высокодоходные, они в нашей стране, ведь в других странах молодежь - у них доходы поменьше, у старших побольше. У нас все наоборот. Поколение победителей. Я думаю, что один из основных акцентов социальной политики сегодня - это акцент на данное поколение. Удержать его и увидеть и развить в нем потенциал роста.  ВЕДУЩИЙ: Насколько ситуация серьезна на ваш взгляд? Валерий.  Валерий ФЕДОРОВ, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ): Да действительно так. Вот та категория, о которой говорил коллега, она действительно уязвима. Но с другой стороны она обладает наибольшими ресурсами. Это люди молодые, это люди образованные. Они уже что-то сделали сами. У них уже опыт как минимум побед. Да. Теперь вероятно им предстоит освоить опыт поражений, болезненный, но необходимый. Но проблема не только в нем. В целом проблема России - что у нас очень низкая трудовая мобильность. У нас люди не любят проходить переквалификацию, переезжать в другой регион, вообще сниматься с насиженного места. И их можно понять, потому что все 2000-е годы загрузка рынка труда только росла. Не нужно было особенно дергаться, чтобы найти нормальную работу. Сейчас все поменялось, сейчас открылось окно возможностей. Мы видим, что люди сегодня готовы идти на курсы повышения или смены квалификации. Люди сегодня готовы переехать в другое место, люди сегодня готовы перейти на частичную занятость.  ВЕДУЩИЙ: Ваше исследование?  Валерий ФЕДОРОВ: Да, да. Все поменялось буквально за полгода. Раньше, знаете, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Гром грянул.  Татьяна ГОЛИКОВА: Нет, сейчас процесс быстрее. Валерий ФЕДОРОВ: Гром грянул. Татьяна ГОЛИКОВА: Они пошли. Валерий ФЕДОРОВ: Гром грянул.  Владимир БОРОДИН, главный редактор газеты "Труд": Я бы хотел добавить. Помимо этого исследования, у ВЦИОМ есть исследования относительно главных страхов россиян. Вот. По этому исследованию главный страх россиян - это безработица. Это к вопросу о нашем таком, может быть излишне благостном разговоре и настроении. Самая тяжелая ситуация у нас в так называемых моногородах. Из 2 000 городов России примерно 400.  ВЕДУЩИЙ: Моногорода - это города, где есть какое-то предприятие?  Татьяна ГОЛИКОВА: Да, да.  Владимир БОРОДИН: И если это крупное предприятие, особенно металлургия, особенно машиностроение, испытывают финансовые трудности, это сказывается напрямую тут же на карманах...  ВЕДУЩИЙ: Татьяна Алексеевна, у меня важнейший вопрос. Как с эти быть?  Татьяна ГОЛИКОВА: Абсолютно отдельный самостоятельный блок работы, с которым работаем мы, и с которым работают другие министерства. Мы отслеживаем ситуацию, которая с безработицей, с увольнениями, с вынужденными отпусками и одновременно реагируем в рамках мероприятий на рынке труда, то, что можем своими силами. Переобучением, переквалификацией, направлением в другие места на работу. Но помимо сего прочего эти города и эти предприятия в городах, они находятся под особым наблюдением правительства, потому что специально созданная правительственная комиссия в рамках своих рабочих полномочий занимается как раз при необходимости государственной поддержки этих предприятий с точки зрения выстраивания нарушенной цепочки заказы. И в этом смысле в Ярославле, в котором принята программа, и не исключение, там как раз есть такие города.  ВЕДУЩИЙ: То есть главное не упустить ситуацию из-под контроля. Анатолий Иванович.  Анатолий УТКИН, директор Центра международных исследований института США и Канады РАН: Мне не очень нравится благостность не в том смысле, что мы недооцениваем силу нынешнего кризиса, а то, что мы говорим, что наша одна из важнейших задач утешить этого человека, который потерял работу. Ну, найти возможность для него выжить в этой сложной ситуации. А должен сказать, что мы не ориентируемся на мировой опыт. А мировой опыт говорит, что человек, который просто получает от государства помощь, он деградирует. Он получает ее не за работу. Он получает, он выживает. Но семья, он потеряет авторитет повсюду. Я хотел бы напомнить, что величайший кризис текущего времени, прошедшего времени, кризис 29-го года тоже охватил 15 миллионов безработных. И вот эта ситуация, которую решал Франклин Рузвельт в Соединенных Штатах. Так вот, для него самое главное было не обеспечить каким-то энным числом калорий безработного, а создать рабочее место. И в это время были созданы именно государственные, повторяю, не в частный бизнес, не с него были сняты какие-то налоги, чтобы частный бизнес мог так сказать эти деньги потратить на новые рабочие места, а именно государство создало систему общественных работ. Тот, кто был в Соединенных Штатах, знает: 60% школ Соединенных Штатов построены этими безработными, которые были безработными между 29-м...  ВЕДУЩИЙ: Которые работали на строительстве в принципе.  Анатолий УТКИН: Огромный проезд под Гудзоном, "Линкольн парк" так называемый. Это 34-й год, это сделано безработными. А в это время было посажено 20 миллионов деревьев. То есть было придумано очень много, рабочих мест создано государством, и в государстве был генерал Джонсон, Гарри Гопкинс. Великие имена.  ВЕДУЩИЙ: Позвольте Андрея Константиновича спросить. Андрей Константинович, это осуществимо в России?  Андрей ИСАЕВ: Я думаю, что общественные проекты - они необходимы. Мы нуждаемся в дорожном строительстве. Мы нуждаемся в жилищном строительстве. На сегодняшний, например, существует ипотека для военнослужащих, где государство берет на себя значительную, можно сказать большую часть средств для того, чтобы обеспечить военных жильем. Мне кажется, что такая же ипотека должна существовать для бюджетников.  Борис ТИТОВ: Потому что это тоже категория, которая вряд ли сумеет купить себе квартиру. Очень важная тема общественной работы и, сейчас,  ВЕДУЩИЙ: Секундочку Борис.  Борис ТИТОВ: Потому что действительно в определенные моменты рынок, частные предприятия начинают давать сбой. Это характерная особенность любого экономического кризиса. В этот момент государство должно вступать в действие и создавать свои программы. Ну, одна из них - это общественные работы. Хотя, наверное, сегодня мы уже в другом мире живем. Тогда, вы знаете, вывозились безработные, и создавались лагеря безработных, где им платили доллар в день, и они работали, хоть что-то получая от государства, работая, создавая.  ВЕДУЩИЙ: Какие страшные слова. Не хотелось бы лагеря безработных. Татьяна Алексеевна. Борис ТИТОВ: Но, тем не менее, я хочу сказать другое - как это будет в России.  Татьяна ГОЛИКОВА: Я бы не стала так пессимистично на это смотреть, потому что сегодня это есть, это было и это будет. Потому что люди приходят.  ВЕДУЩИЙ: Что это такое? Скажите нам.  Татьяна ГОЛИКОВА: Это два типа. Если гражданин безработный и зарегистрируется в органах службы занятости, он вполне может быть задействован в общественных работах по благоустройству территории, по жилищно-коммунальному хозяйству, по дорожному строительству. Более того, хочу вам сказать, что сейчас именно те инвестиционные проекты, которые ориентированы на регионы, на Дальний Восток, на Юг, на большие наши вложения в стратегию развития транспортной системы. Именно там и создаются эти общественные работы, и именно там и создается основная масса рабочих мест. По тем программам, которые сейчас предоставляют нам субъекты, мы уже видим, что количество таких рабочих мест 806 тысяч.  ВЕДУЩИЙ: Олег Игоревич. Я хочу вот что узнать. Допустим, человек учился в институте на врача, не знаю, на кого-то еще, на инженера. Потерял работу. С какой стати человек с высшим образованием с каким-то другим профилем работы должен идти строить дорогу, мост, там не знаю, дом, туннель, сажать деревья. Что может его мотивировать на это.  Олег ГЕНСАРЕТСКИЙ: Во-первых, мы это проходили в 90-е годы, когда появились челноки и люди ушли в торговлю. А врачи, учителя и так далее. Сейчас такого не будет. Во-вторых, вот тот опыт, о котором нам Анатолий Иванович говорил, это при американском чувстве непостыдности всякого труда. Любой труд не постыден. Мы находимся в другой ситуации, судя по опросу привлекательности занятий нашей молодежи.  ВЕДУЩИЙ: В какой ситуации?  Олег ГЕНСАРЕТСКИЙ: В такой ситуации, что действительно эти, мы же знаем, что все временное у нас имеет свойство становиться постоянным. Знаете, временные общественные работы - это значит упасть, выпасть из соответствующей статусной категории, а у нас, как известно, начальство это хорошо знает, золотое правило, никогда не на понижение зарплаты. Вот ты хоть вывернись.  Олег ГЕНСАРЕТСКИЙ: Еще одну фразу. Но мне кажется, что тут есть элемент лукавства в признании общественных работ среди прочего - способ бизнеса уйти от своей социальной ответственности. Вот теперь общественные работы, организует государство, а мы остаемся белыми и пушистыми. Мы видим, как даже риторика социальной ответственности с корпоративного мира уходит. И соответствующие департаменты и службы сокращаются. И только-только чуть поднявшись, она, да, когда социальная отчетность. О чем-то стало можно говорить, это как корова языком слизала на наших глазах сейчас.  Татьяна ГОЛИКОВА: Ну, я бы не стала так говорить.  ВЕДУЩИЙ: территория социальной ответственности.  Татьяна ГОЛИКОВА: Я бы не стала так говорить и не стала бы так относиться к бизнесу, потому что на самом деле бизнес, для того чтобы сохранить тех работников, о которых мы говорим, он как раз себе и создает рабочие места и даже общественные работы в рамках благоустройства территории, в рамках ремонта цехов, в рамках множества других вещей, которые он способен создать на своем предприятии.  Лев ЯКОБСОН: Я просто хочу сказать, что многолетние исследования Высшей школы экономики показывают, что поведение на рынке труда наших граждан отличается от поведения труда американцев. Люди, зарплата довольно эластичная, я не говорю, хорошо это или плохо. Люди предпочитают сохранить рабочее место, и работодатель предпочитает сохранить коллектив, лишь там несколько сэкономив на зарплате. Мы это не приветствуем, но это другой способ адаптации, и, в общем...  Сергей ВАХРУКОВ: Я могу не согласиться с тем, что деньги незаработанные. Сегодня ведь мы временные работы создаем на предприятиях, сохраняя коллективы, мы создаем работу. Люди приходят и зарабатывают. Мы им доплачиваем, чтобы они имели возможность получить тот же уровень жизни. Плюс общественные работы. Я сегодня могу сказать: у нас уже в области выделено почти 9000 миллионов рублей для того, чтобы организовать, и уже организованы.  ВЕДУЩИЙ: А дорогу в Ярославль построят широкую, современную?  Сергей ВАХРУКОВ: Конечно, построят.  ВЕДУЩИЙ: Прекрасно. Продолжаем разговор с министром социального развития Татьяной Голиковой. Татьяна Алексеевна, у нас очень интересная беседа завязалась. Но все-таки хочется понять, вот мы говорим общественные работы, надо менять место обитания, место работы, переезжайте. Понятно, как это делалось в эпоху, когда миллионы людей поехали на целину, поехали в Сибирь, когда Столыпин давал подъемные крестьянам. Как сегодня вы планируете убедить людей в том, что им, допустим, вот из Москвы полезно переехать в Комсомольск-на-Амуре?  Татьяна ГОЛИКОВА: Сложная тема. Психологически сложная тема для наших граждан. Но, тем не менее, я бы не согласилась с аргументами относительно того, что у нас нет приверженности к этому. Она у нас есть, она у нас зародилась, и она у нас начала развиваться на другом уровне. И поэтому мы сейчас вот в рамках тех мероприятий, которые мы делаем, одно из них, мероприятий, делаем по содействию как раз с переездом. Что это такое? Мы совместно с регионами и совместно с работодателями помогаем сначала найти работу, а потом дать подъемные и дать суточные для того, чтобы добраться до этого места, и некоторые средства на аренду жилья. Это средства, которые разделены между бюджетом и между работодателями. Мы даем свою часть, бюджет отдает свою часть, работодатели свою часть, если они заинтересованы в этом работнике. Как это увидеть, как это узнать. Во-первых, на это ориентирует служба занятости. Служба занятости предоставляет всю необходимую информацию для поиска места работы. Во-вторых, мы информационно открыли соответствующий портал работы в России, где у нас в банке данных при открытии портала было 760 тысяч вакансий, сегодня их 738. То есть у нас пошли движения, реально.  ВЕДУЩИЙ: Татьяна Алексеевна, вопрос, который не могу не задать. Ну, вот допустим, вы дали средства вот на аренду жилья. Где гарантия, что этих средств в рыночной ситуации человеку хватит на то, чтобы устроиться на новом месте.  Татьяна ГОЛИКОВА: А я неслучайно сказала: мы даем некий минимум. Федерация помогает, дают субъекты, дают работодатели, то есть это сумма, которая складывается из 3-х частей. И в принципе работодатели, которые приглашают к себе на работу, они создают условия для того, чтобы предоставить жилье. Конечно.  Анатолий УТКИН: Дорогие друзья, унизительно слышать о том, что врачи высокой квалификации начнут копать траншеи или что-нибудь в таком духе. Речь не идет об этом абсолютно. Мы потеряли в академии наук 250 тысяч высококлассных специалистов, которые уехали за рубеж. Мы теряем каждый год 50% выпускников физико-технического института в Долгопрудном, которые уезжают в Силиконовую долину в Соединенные Штаты. Этих людей нужно мотивировать здесь. Наши программы, легко их назвать, 20 новых атомных электростанций. Мы можем создать что угодно. Самое высокотехнологическое.  Андрей ИСАЕВ: Проблемы, они существуют, но на самом деле какие-то вещи, которые до кризиса для людей звучали как некая внешняя реальность, сегодня становятся собственной реальностью. Например профсоюзное движение. Да. До кризиса для многих это какая-то организация, которая собирает взносы, дает путевки и тому подобное. Сегодня профсоюз - это собственный орган, который позволяет придти к работодателю и договариваться. Давайте не сокращать на 10%, а давайте договоримся, что будет меньшая рабочая неделя, может, чуть меньше заработная плата, но мы сохраним рабочие места. Это становится инструментом. То же самое политические партии. До недавнего времени ну какие-то организации время от времени проводят к выборам. На сегодняшний день мне кажется вместо политических партий, во всяком случае "Единая Россия" так для себя решила, работать с теми категориями, с теми средами, которым наиболее тяжело в условиях кризиса. Это офисные сотрудники, которых на сегодняшний день высвобождают в первую очередь, в первоочередном порядке. Это рабочие крупных промышленных предприятий, где идут сегодня сокращения. Это пенсионеры и ветераны. Слава богу, что у нас на сегодняшний день пока ситуация с пенсионной системой на подъеме. Слава богу. Во-первых, это очень важно, что мы не поддались уговорам со стороны радикальных либералов и не подняли пенсионный возраст. Сейчас бы ситуация была бы еще более напряженной. Безусловно, такие категории как, допустим, дольщики и вкладчики, то ЕТС те люди, которые уже вложили свои деньги, и сегодня есть риск, что они эти деньги потеряют. Надо сказать, что мы ездим. Александр Хинштейн, например, он просто легендарный человек среди дольщиков жилищного строительства. Он объезжает и открывает дома. Это нормальная работа.  ВЕДУЩИЙ: Татьяна Алексеевна, вот хотелось бы эту тему еще раз коснуться, которую Анатолий Иванович поднял. На самом деле высокопрофессиональные люди, люди, на обучение которых было потрачено огромное количество средств как государством, так и учебными заведениями частными иногда. Люди, в которых вкладывались предприятия и работодатели. Каким образом сделать так, чтобы их высокий профессионализм был востребован? Чтобы на самом деле не пошли копать канавы, строить дороги и так далее? Я думаю, что никто из них не пойдет рыть канавы.  Татьяна ГОЛИКОВА: Я тоже так думаю. Это очень сложная проблема, потому что это, если хотите, основной наш интеллектуальный потенциал. Те, кто выходят, те, кто уже вышли, очень мало поработали, но уже очень много заработали и получили соответствующую заработную плату, с которой очень трудно уходить. В отношении них мы сейчас разрабатываем два варианта развития событий возможного. Во-первых, мы сейчас совместно с министерством образования и науки и совместно с нашим экспортным сообществом работаем над теми выпускниками, которые потенциально выйдут в жизнь летом этого года. Предложить им 2-й этап обучения, магистратуру, предложить им, в том числе обучение за рубежом с возвратом сюда, обязательно.  ВЕДУЩИЙ: Как это гарантируется?  Татьяна ГОЛИКОВА: Это, в конце концов, можно по документам заключить соглашение с этим человеком. А то, что касается наших граждан. Которые уже получили и уже работали. Есть специальная программа подготовки управленческих кадров, которая пока была не очень большая, но которую мы готовы расширить. И вот здесь Высшая школа экономики, она в этом направлении очень активно работает.  ВЕДУЩИЙ: Что вы делаете?  Лев ЯКОБСОН: Я хотел бы сказать, что это тот случай, когда мы имеем в спящем режиме достаточно хорошо отработанный механизм. Механизм, отработанный годами. О чем идет речь. Действительно в последние годы имело место вот такой взрывной рост численности офисных работников, которые торжественно называли себя менеджерами, но качество нашего менеджмента, будем прямо говорить... Это одно из наших уязвимых мест. Надо думать о том, что будет после кризиса. После кризиса мы сможем быть по-настоящему конкурентоспособными, должны быть независимо, в большой степени независимо от цен на нефть, газ и прочее. Квалифицированные рабочие с одной стороны, менеджеры с другой стороны. Это те люди, которых мы должны сейчас подготовить. Я могу подробно сейчас говорить, но тут не место.  Борис ТИТОВ: Но сам каркас со стороны экономики очень важен, потому что у нас, к сожалению в последние годы, мы все должны признать, экономика был сырьевой. Может быть, поэтому не было такого спроса на ученых, высокопрофессиональных технарей. Сегодня, когда цены на нефть меняются, конечно, наша экономика будет меняться вслед за новыми условиями. Конечно, сегодня главная задача - это развитие инновационных отраслей экономики. Сегодня мы должны развивать широкий, массовый бизнес, многоотраслевой, диверсифицированный бизнес. И вот в такой ситуации совершенно окажутся другие условия для кадровой политики.  ВЕДУЩИЙ: Валерий. Вот эти красивые, важные, значимые слова слышит наш народ, который работает на фабриках, в больницах, на заводах, там не знаю, в институтах, школах и так далее. На ваш взгляд.  Валерий ФЕДОРОВ: Сегодня те, кто работает на государство, находится в привилегированной ситуации по сравнению с теми, кто работает в частном секторе. Они гораздо более защищены. Ни об одном сокращении бюджетного сектора, насколько мне известно, пока никто не объявлял. Непонятно, будут ли его вообще сокращать.  ВЕДУЩИЙ: Татьяна Алексеевна, будут сокращать или нет?  Татьяна ГОЛИКОВА: Это правда. Если и проходит и какое-то незначительное уменьшение численности бюджетного сектора, то оно проходит не в рамках ситуации, которая сложилась в экономике, а в рамках исключительно оптимизации сетей учреждений.  ВЕДУЩИЙ: У меня вполне конкретное предложение. Вы знаете, сейчас мне вот что хотелось сделать. Дело в том, что к нам пришло много людей в студию, и у них есть уникальная возможность напрямую задать вопрос министру. Прошу вас, только прошу представляться.  Сергей МАЖНОВ, безработный: Может быть, настала пора поменять миграционную политику. Россиянам совсем работы не хватает. Может быть надо меньше пускать сюда мигрантов и гастарбайтеров вообще запретить? То есть нам самим работать негде.  Татьяна ГОЛИКОВА: Я должна вам сказать, спасибо за вопрос, тенденция такая сейчас есть. Более того, это непросто тенденция, это уже состоявшееся решение. Мы сократили ровно на половину количество граждан, которые сюда могут въехать из-за рубежа. И более того, я должна вам сказать, что в рамках работы регионов по распределению даже уменьшилось количество иностранных граждан, и вот существенное сокращение даже вот этой уменьшенной уже доли, и сейчас начинает, начинает только, еще в зачаточном состоянии проявляться тенденция по вымещению рабочих мест, которые были заняты иностранными работниками и замещением нашими гражданами.  ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, еще вопросы. Прошу вас. Сергей ФЕДОРОВ, предприниматель: Татьяна Алексеевна, как долго человек может находиться на бирже, если он не может найти по специальности работу?  Татьяна ГОЛИКОВА: Это зависит от того, какой у вас стаж работы и по какой причине вы были уволены. Конечно, это в отношении разных людей по-разному, но здесь нужно иметь в виду следующее. Если вы не просто стоите на бирже, а если вы активно занимаетесь поиском работы, не только сами, но и с помощью наших органов службы занятости, то, безусловно, в тот срок, я назову минимальный, 12 месяцев, вы непременно ее найдете. Но вы не должны занимать пассивную позицию. Я вот абсолютно поддерживаю мнение коллег относительно того, что человек сам хозяин своей судьбы.  Андрей ИСАЕВ: Я бы дополнил Татьяну Алексеевну. Я полностью согласен с тем, что она сказала. Еще важное решение вот именно в конце прошлого года. У нас, мы знаем, что многих людей увольняют формально по собственному желанию, хотя фактически идет сокращение штата. И раньше те, кто уволен по собственному желанию, фактически никаких прав в отношении службы занятости не имели. Сегодня они уравнены в правах, они также в течение года могут получать пособия.  ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, еще вопрос.  ГЕННАДИЙ, военный пенсионер, 48 лет: Мне бы интересно такой вопрос задать. Не разворуют ли эти средства, и кто их будет контролировать?  ВЕДУЩИЙ: Важнейший вопрос кстати.  Татьяна ГОЛИКОВА: Да. Деньги действительно очень большие. Это правда. Но все контрольные механизмы - и существующие, и те, которые родились в связи с тем, что такие деньги выделяются, они созданы. Сейчас в рамках нашей совместной работы с регионами мы подписываем соглашения, в которых очень четко прописываются все действия сторон, и вся ответственность сторон по использованию этих денег именно на те цели. Почему это важно? Потому что все, что связано с этими целями, это идет в отношении конкретного гражданина. Это не абстрактное предприятие. И 1-е средства, которые мы перечисляем, мы не перечисляем их все - мы перечисляем 40%, мы авансируем. И только после того, когда регион пришлет нам отчет по тем мероприятиям, которые он осуществил за счет 40%, мы отдаем оставшуюся часть. И имеем право изъять деньги.  ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста еще вопрос, дорогие женщины. Да, у меня просьба. Я знаю. АННА, 22 года, финансист: Собственно вопрос, Татьяна Александровна. Куда обращаться, когда нарушаются наши права трудовые, куда идти в такой ситуации?  Татьяна ГОЛИКОВА: У вас сегодня есть уникальная возможность. Здесь руководитель службы федеральной по труду и занятости, которая осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства. Органы занятости на местах, территориальные органы.  Юрий ГЕРЦИЙ, руководитель федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации: В сфере защиты трудовых прав у нас имеется государственная инспекция труда. Функционирует во всех регионах, обеспечена людскими ресурсами, техническими ресурсами, мобильна. Обращайтесь к нам. Мы всегда окажем помощь. И консультацию вы всегда получите в центрах занятости населения. Куда обратиться и первичную консультацию трудовых прав вы можете получить в государственных учреждениях, в центрах занятости населения. А их у нас около 2 с половиной тысяч, во всех муниципальных районах они имеются. Обращайтесь, получите бесплатную консультацию.  Татьяна ГОЛИКОВА: Я хочу еще добавить. Вот тот информационный портал, о котором я говорила. Помимо того, что там есть поиск работы, там есть еще и вопросы законодательства, и вы имеет возможность задать вопрос по интересующей вас теме. И в интерактивном режиме вы получите на него ответ. ВЕДУЩИЙ: Татьяна Алексеевна, Татьяна Алексеевна. Знаете, в завершение программы хотелось бы вам лично задать еще один очень важный вопрос, который спрашивают многие. Во-первых, мы понимаем, что вы сегодня обсуждали трудовые ресурсы в основном. Все-таки люди беспокоятся. Пенсии, лекарства, там не знаю, бюджетные выплаты. Все это гарантировано, правильно я понимаю?  Татьяна ГОЛИКОВА: Абсолютно. Более того, я хочу вам сказать, что это не просто гарантировано, это законодательно предопределено и защищено. И то, что мы запланировали, скажем, по пенсиям, все увеличения - с 1 марта на 8,5%, с 1 апреля на 15,6% страховой части, с 1 декабря на 26,5% базовой части пенсии - все это будет реализовано вне зависимости от того, какие объемы доходов будут поступать в бюджеты. Более того, если уровень фактической инфляции превысит те показатели, которые были изначально заложены в бюджете, мы проиндексируем пенсии дополнительно с соответствующим выделением дополнительных средств. Что касается лекарственного обеспечения, безусловно, когда мы формировали бюджет, никто не предполагал, что ситуация будет развиваться так, как она развивается сегодня, но тем не менее, что касается государственного сегмента, мы предусмотрели некоторые защитные меры, чтобы государство смогло в рамках свих полномочий обеспечить население лекарственными средствами. Я вам хочу сказать, что на 1-е полугодие 2009 го да все регионы и Федерация провели все закупочные кампании по лекарственному обеспечению, и сегодня эти лекарства приобретены по ценам, которые были до ослабления курса рубля, скажем так.  ВЕДУЩИЙ: И тогда уж совсем последний вопрос, Татьяна Алексеевна. Какие первоочередные меры вы планируете предпринять для того, чтобы защитить наших людей в социальном смысле от той ситуации, которая, как мы видим, развивается?  Татьяна ГОЛИКОВА: Я бы хотела сказать, что конечно мы не стоим на месте. И, безусловно, первоочередной задачей для нас будет рынок труда, и это будет еще сохраняться достаточно долгое время. И все меры, которые возможны в этом направлении осуществить, мы будем осуществлять. И вдруг численность безработных граждан выйдет за те рамки, которые мы сегодня себе представляем, мы будем осуществлять дополнительные меры по поддержке граждан. Это первое. Второе. Мы начали и будем активно продвигать решения по совершенствованию пенсионного законодательства. Мы должны кроме этого еще подготовить все необходимые решения, после того как ситуации более или менее стабилизируется, для того чтобы перейти на принципиально другие подходы к нашей системе здравоохранения. Это важно. Это сложно, это значимо для населения. Но все эти шаги мы должны предпринять. А для того, чтобы их предпринять в ситуации, когда мы пойдем на подъем, мы должны быть к этому готовы. Соответственно все документы по этому поводу должны лежать уже готовыми. ВЕДУЩИЙ: Спасибо Татьяна Алексеевна.  

Источник: СПС Главное

  Обсудить новость на Форуме