21:15 06.04.2009 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Андрей Нечаев в эфире радиостанции "Эхо Москвы"
Радио «», 02.04.2009
О.БЫЧКОВА: 23:04 в Москве. У микрофона Ольга Бычкова, добрый вечер. Это программа «Кредит доверия», с нами сегодня Андрей Нечаев, министр экономики в 90-е годы, ныне президент банка «Российская Финансовая Корпорация». Андрей, добрый вечер.
А.НЕЧАЕВ: Добрый вечер. Я попал в проклятые 90-е.
О.БЫЧКОВА: В проклятые 90-е. Еще какое-то есть определение. Какое-то есть слово еще.
А.НЕЧАЕВ: Да-да, пытаюсь вспомнить. Роковые... Нет.
О.БЫЧКОВА: Нет-нет. Какие-то еще. Ну, вспомним, может быть, к концу.
А.НЕЧАЕВ: В общем, 90-е годы надежд. «Лихие»! Вот.
О.БЫЧКОВА: Вот! О! «Лихие»! Это кто? Это ты сказал? Да? Спасибо. И мы, собственно, не про «лихие» будем сейчас 90-е, как ни странно, мы будем про сегодняшний день и про город Лондон, где завершился саммит «большой двадцатки».
А.НЕЧАЕВ: А на самом деле зря. Потому что в 90-е мы узнали, ну, подавляющее большинство граждан, специалисты знали и до этого, вообще о существовании Международного валютного фонда. И очень активно с ним общались, и он нас мучил, требуя выполнения своих рекомендаций.
О.БЫЧКОВА: Потом ведь в последние годы мы как-то забыли о его существовании.
А.НЕЧАЕВ: Требуя своих программ реформ и давая нам за это деньги.
О.БЫЧКОВА: Да, деньги. И ставя перед нами всякие условия гадкие за эти деньги.
А.НЕЧАЕВ: Вот сейчас роль этого Международного валютного фонда после этого саммита, она, конечно, резко возрастет.
О.БЫЧКОВА: Ну, действительно. Я правильно понимаю, что в последние годы, в общем, не было особо слышно, по крайней мере для нас это не было важным, про Международный валютный фонд. Вообще, забыли, что есть такая организация. А сейчас, вот, вспомнили.
А.НЕЧАЕВ: Нет. Мы остаемся, во-первых, его полноправным членом. Здесь есть представительство Международного валютного фонда в Москве. Но мы перестали у него занимать деньги и с ним полностью расплатились несколько лет назад еще. Поэтому, конечно, как кредитор он нам больше не интересен, и в этом смысле мы к его советам можем больше не прислушиваться, что мы успешно и делали.
О.БЫЧКОВА: Но теперь как-то ситуация поменялась. Потому что одним из важных пунктов повестки этого саммита «большой двадцатки» был именно вопрос о реформировании международных финансовых организаций, в том числе Международного валютного фонда, и о том, вообще, что он должен делать в этой сложной ситуации экономического кризиса. Речь идет о специальной программе Международного валютного фонда, куда разные страны могут вносить разное количество денег. Вот, например, Гордон Браун, премьер-министр Великобритании сказал, что Китай, например, готов предоставить 50 миллиардов долларов для такой программы Международного валютного фонда. Мы тоже вроде бы что-то туда будем вносить, но я не нашла цифры. Может быть, ее еще и нет.
А.НЕЧАЕВ: Я думаю, что ее еще нет – это еще будет неоднократно согласовываться. Пока озвучена общая цифра, которая, конечно, впечатляет своим размахом – это 1 триллион долларов, в том числе 500 миллиардов это на кредитование экономики, прежде всего в развивающихся странах, 250 миллиардов на поддержку так называемой Special Drawing Rights, специальные права заимствования. Напомню, что это такая квазивалюта, которая существует только внутри Международного валютного фонда, ну, просто в виде записи на счетах, но в которой формально происходят все расчеты между Фондом и его заемщиками, и между Фондом и его донорами. Ну, и 250 миллиардов на всякие прочие нужды.
О.БЫЧКОВА: Ну, это реальные деньги для мировой экономики, для структуры такого уровня? То есть, действительно...
А.НЕЧАЕВ: Ну, это, безусловно, колоссально повышает значимость Международного валютного фонда, потому что напомню, что до этого его капитал составлял 250 миллиардов долларов. То есть как бы сумма, которой он будет располагать, увеличивается в 4 раза. Ну, на самом деле понятно, что сейчас это концептуальное решение. Это не значит, что все страны завтра понесут деньги в Международный валютный фонд. Я думаю, что это займет некоторое время.
О.БЫЧКОВА: А другие, наоборот, выстроятся в очередь брать.
А.НЕЧАЕВ: Ну, в очередь-то уже стоят, в том числе многие наши ближайшие соседи. Я думаю, что в гашении сегодняшнего кризиса, ну, если он не растянется, конечно, как Великая депрессия на десятилетия, Международный валютный фонд и те деньги, которые ему обещаны, вряд ли успеют поучаствовать. И не случайно мировые лидеры решили, что главная задача, будущая задача Международного валютного фонда – это предвосхищать кризисы. То есть он, как бы, одновременно становится таким наднациональным гигантским институтом прогнозирования, который будет анализировать ситуацию в мировых финансах, в мировой экономике. И если там будут какие-то потенциально угрожающие кризисные явления, то дальше, вот, он должен принимать превентивные меры и кредитовать, ну, прежде всего те страны, которые потенциально могут быть особенно уязвимы в условиях кризиса. Ну, конечно, явно речь идет о развивающихся странах, потому что триллион долларов – это, конечно, гигантская сумма, но понятно, что для Соединенных Штатов это просто такая, привычная сумма. Там, план сначала Буша, а теперь Обамы в сумме где-то потянет на 2 триллиона.
О.БЫЧКОВА: То есть это деньги, которые в их сознании укладываются вполне себе?
А.НЕЧАЕВ: Да-да-да. Конечно. Это как для нас триллион рублей, я бы так сказал.
О.БЫЧКОВА: Да, понятно. Когда мы сейчас шли в студию, ты сказал «Удивительно, что они договорились» на «двадцатке». А как бы, интересно, это выглядело, чтобы они не договорились? Вообще, они по поводу чего должны были договориться?
А.НЕЧАЕВ: Да. Я честно скажу, что я не ожидал, что мировые лидеры вот так сумеют найти общий язык. Потому что, ну, еще вчера и сегодня, когда, вот, уже они разрабатывали, собственно, коммюнике итоговое, еще там было – нам сообщали участники – что там были, казалось бы, неразрешимые противоречия. Дело в том, что есть 2 разных подхода к антикризисным мерам. Значит, США, ну, и отчасти Великобритания, они исповедуют такую идею, что надо гасить кризис вливаниями денег. Вот дальше там можно спорить – то ли это вода, то ли это гасить пожар керосином – но вот они считают, что нужно вливать деньги в экономику и это даст эффект. Это породит спрос, это решит все проблемы с ликвидностью. Значит, европейские страны, более консервативные – они, ну, тоже, конечно, точечно деньги вливают, но совершенно несопоставимо по масштабу с американцами, и они против этой идеи вот такой безудержной накачки экономики деньгами. Они говорили, что главное – это восстановить доверие к финансовым институтам, что, безусловно, верно, для чего нужно усилить их регулирование. И в частности, координацию действий стран по регулированию финансовых институтов. Ну, согласитесь, такие точки зрения, в общем, полярные. Но вот, все-таки, удалось найти какой-то компромисс. С одной стороны, американцы могут быть довольны – ну вот, все-таки триллион долларов будет влит в мировую экономику в целом. Европейцы, кажется, не пообещали что-то особенно активно вливать в свою экономику, но, вот, все-таки триллион долларов – это такая сумма, звучащая. А с другой стороны, довольны европейцы. Потому что в этом коммюнике сказано, что будет усилен контроль и регулирование деятельности финансовых институтов, в том числе тех финансовых институтов, деятельность которых раньше практически не регулировалась типа так называемых хедж-фондов. Ну, это фонды закрытого или полузакрытого типа, которые, как правило, осуществляют достаточно высокорискованные инвестиции, но за счет этого своим клиентам обеспечивают повышенную доходность, причем такую, кардинально повышенную. Поэтому они были, так сказать, априори склонны иногда к разного рода финансовым авантюрам. И вот эти фонды на этапе нынешнего кризиса, они, конечно, оказались наиболее уязвимы, и многие из них, в общем, потерпели полное фиаско и клиенты потеряли деньги, и это усугубило кризис доверия. Вот сейчас эти хедж-фонды будут более жестко регулироваться. Плюс там оффшорные зоны – вот, внимание, российские граждане, прячущие свои деньги в оффшорных юрисдикциях. Значит, не все, но некоторые, прежде всего европейские, договорились о том, что они будут раскрывать бенефициаров, ну, то есть выгодоприобретателей вот этих оффшорных компаний, и здесь банковская тайна будет снята. Так что, кто боится, быстро надо перепрятывать куда-то.
О.БЫЧКОВА: Это практически смерть.
А.НЕЧАЕВ: То есть, короче говоря, вот это вот регулирование – оно усиливается. Безусловно, европейцы тоже таким образом чувствуют себя удовлетворенными. Даже Россия как-то, она, мне кажется, в общем, в таком, политическом смысле не проиграла. Потому что одно наше предложение, конечно, было отвергнуто почти с порога – это о введении наднациональной валюты в качестве главной резервной валюты мира, ну, и в конце концов, наш президент согласился, что пока еще мир не созрел для этой революционной идеи.
О.БЫЧКОВА: Можно повременить. А злобные комментаторы тут же сказали «А вот все вот эти вот, между прочим, все эти средства, которые будут бросаться на гашение пожара, они все равно все в долларах исчисляются». Даже китайские.
А.НЕЧАЕВ: Ну, они просто пересчитываются в доллары. А там то, что, например, Китай внутри делает – естественно, в юанях, Европа – в евро, мы – в рублях. Ну, доллар – да. Вот ровно позавчера я как раз на «Эхе Москвы» имел дискуссию с одним единороссом, который ратовал за то, что прямо чуть не завтра надо эту наднациональную валюту вводить. Ну вот я рад, что президент Медведев, все-таки, согласился, что пока еще надо немножко подождать, потерпеть, чтобы все созрели к этой идее. Но! Вторая российская идея, которую мы тоже включали в свои предложения для саммита – о том, что должна усилиться роль наднациональных финансовых институтов, в том числе международного валютного фонда – она, вот, собственно, прошла «на ура». А если говорить, какой может быть негативный финал. Ну, понятно, что только такой эмоциональный человек как президент Франции господин Саркози, обещал, что если его предложения будут отвергнуты полностью, он вообще покинет саммит.
О.БЫЧКОВА: И сказал «Вот стул, на котором я сижу, будет пустой», - сказал он.
А.НЕЧАЕВ: Могло просто закончиться, ну такой обтекаемой формулой, такими, общими словами в коммюнике, как это было в Вашингтоне, скажем. В принципе, правильными, но ни к чему не обязывающими.
О.БЫЧКОВА: Ну вот, все-таки, в этом деле, если можно так сформулировать, в борьбе с кризисом, все-таки важно то, что делают вместе и наднационально? Или, все-таки, главное – это усилия внутри каждой страны? Вот тут на что уповать-то больше надо?
А.НЕЧАЕВ: Нет. Конечно, все эти решения, какое бы сильное впечатление они ни производили, конечно, они кризис завтра и послезавтра не прекратят. Безусловно, основные решения принимаются на национальном уровне. Тут почему важна вот эта координация все-таки? Ну, во-первых, это, безусловно, положительный мессадж. И инвесторам, и всему предпринимательскому сообществу, да и просто населению – что, все-таки, мировые лидеры готовы не замыкаться в своих национальных границах, готовы искать решения и даже находить их, готовы координировать свою политику. То есть, вот, даже сам факт, что они все вместе сели за стол, до чего-то договорились, неважно до чего и точно не разругались – это уже большой позитивный сигнал для мировой экономики. И не случайно, вот, для меня такой есть очень показательный критерий как реагирует Фондовый рынок. Он реагирует очень чутко. Вот сегодня было просто фатальное единодушие: все рынки – и азиатские с опережением, и американские сейчас еще, и европейские, и российские – не просто росли, а бурно росли. И второй момент, который важен, - это чтобы страны смогли договориться не вредить друг другу. Ну вот, конкретный пример. Еще в начале кризиса американская комиссия по ценным бумагам, которая регулирует американский Фондовый рынок, наложила ограничения на некоторые операции. Ну, не буду утомлять слушателей, какие, но позже наша ФСФР тоже такие похожие решения принимала. В результате для инвесторов был, как бы, затруднен быстрый переход в кэш, ну, то есть продажи ценных бумаг. Поскольку им деньги были нужны, начался массированный отток денег с развивающихся рынков, в том числе с российских. Там были, конечно, массы других причин – и, там, политические риски в России, и наш неблагоприятный инвестиционный климат, но в том числе вот такое вот решение. Конечно, такие решения, по идее, надо как-то координировать. Ну, или по крайней мере, заранее о них уведомлять национальных регуляторов. Я думаю, что вряд ли там вот эта SEC, Security Exchange Commission отказалась бы от своего решения, но, по крайней мере, как-то всех остальных предупредить – это важно. Или, скажем, тот же протекционизм. Понятно, что сейчас все страны им балуются, но все-таки на таких саммитах в рамках координации деятельности, ну, можно договориться о каких-то рамках приличия, что, вот, до таких-то пор можно, все-таки, в протекционизме идти, но дальше уж, господа, как-то неприлично. То есть, вот, фактор «не навредить друг другу» - это тоже очень сильный фактор.
О.БЫЧКОВА: Немало, да, конечно. У нас есть телефон прямого эфира 363-36-59. Можно сейчас в ближайшую четверть часа или около того позвонить сюда на «Эхо Москвы» и задать вопрос Андрею Нечаеву. 363-36-59. Итак, мы говорим о саммите «большой двадцатки». Андрей Нечаев считает, что все прошло совершенно успешно. И это совпадает, конечно, с другими комментариями. Ну, послушаем, о чем думают наши слушатели и что интересует их. Алло, добрый вечер, мы вас слушаем внимательно.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, Оля, добрый вечер, Андрей. Это Вадим из Санкт-Петербурга.
А.НЕЧАЕВ: Здравствуйте.
О.БЫЧКОВА: Да, Вадим. Добрый вечер. Слушаем вас.
СЛУШАТЕЛЬ: Андрей, меня очень беспокоит проблема с безработицей в России. Потому что где-то, вот, 13 февраля, потом 20 февраля отчитывался вице-премьер Жуков перед Путиным. И там рост безработицы был где-то 150 тысяч человек в неделю. Потом был прогноз Набиуллиной 2 миллиона 800 тысяч на конец года, потом я слышал недели полторы назад под 6 миллионов, они уже обещали. Вот, реальная ситуация какая? Не можете подсказать?
А.НЕЧАЕВ: Ну, реальная ситуация, Вадим, в общем, примерно такая, как вы описали. Естественно, я тоже этой проблемой очень озабочен, а главное, что озабочено наше правительство. Потому что не исключено, что им, например, придется пересматривать бюджет, который еще, правда, не утвержден. Потому что в нем как раз на пособия по безработице, на программы переобучения, трудоустройства, миграции и так далее заложены деньги, исходя из того... зарегистрированных, я подчеркиваю, потому что это большая разница, безработных по методологии Международной организации труда и зарегистрированных безработных, то есть тех, кто получает пособия, кто встал на биржу труда.
О.БЫЧКОВА: Да еще те, которые, возможно, будут в ближайшем будущем. Это может быть вообще 3-я цифра.
А.НЕЧАЕВ: Да. Там заложено 2,8 миллиона. Мы сейчас неудержимо к этой цифре приближаемся. И не исключено, что она будет превзойдена, и тогда будут, во-первых, проблемы с бюджетом – ну, Бог с ним, с бюджетом, главное, что проблемы колоссальные у людей. Значит, беда в том, что, конечно же, власти оказались совершенно к кризису не готовы – надо называть вещи своими именами. И даже уже когда стали вырабатываться вот такие конкретные антикризисные меры, например, выделили 43 миллиарда на переобучение, переквалификацию, там, подъемные для начала собственного бизнеса. Ну, на практике деньги оказались настолько смехотворные, что, я не знаю, ну, может быть, в какой-то совершенно глухой провинции, которую инфляция не коснулась, можно на эти деньги что-то там начать, и так далее. Но тем не менее, деньги были предусмотрены. Оказалось, что ни в одном регионе не было программ соответствующих. И эти деньги очень долго были вообще не востребованы. И премьер, собственно, потом в грубой форме гонял губернаторов, требуя от них создания антикризисного штаба в каждой губернии во главе именно с губернатором лично, и главная цель которого – составление такой программы мониторинга, обеспечения трудоустройства и так далее.
О.БЫЧКОВА: Но странно, что губернаторам это, как бы, не нужно. Они же будут потом расхлебывать все проблемы.
А.НЕЧАЕВ: Нет. Это, безусловно, нужно. Но, а как вся наша власть жила, пока лился золотой дождь нефтедолларов? В состоянии такой эйфории, что жизнь удалась. Ну, а что? Губернаторы хуже что ли?
О.БЫЧКОВА: Ну да, действительно. Еще один звонок. 363-36-59. Алло, мы вас слушаем. Алло?
СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер.
О.БЫЧКОВА: Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Юрий. Это был мой вопрос о Кондратьевских волнах, если вы помните.
А.НЕЧАЕВ: Да-да.
О.БЫЧКОВА: Юрий, да.
А.НЕЧАЕВ: Олечка тогда болела – ее не было с нами.
О.БЫЧКОВА: Я тогда была.
А.НЕЧАЕВ: А, значит, вопрос 2 раза повторялся.
О.БЫЧКОВА: Конечно. Вы – культовый просто персонаж этой программы – я вам честно скажу.
СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо.
О.БЫЧКОВА: Самый высокий индекс цитирования Андреем Нечаевым.
СЛУШАТЕЛЬ: (смеется) Спасибо. Вы знаете, ваш гость – он, вообще, наверное, самый загадочный из всех, кто бывает в ваших передачах «Кредит доверия». Я не хотел бы утомлять вопросами «Сколько будет стоить?» или «Что будет стоить?» Вы знаете, поскольку все это, ну, наверное, вашему гостю не интересно и он уже устал от всей этой обыденности, мне кажется...
А.НЕЧАЕВ: Юр, ну, утомите, все-таки, нас каким-то вопросом.
О.БЫЧКОВА: Давайте, да. Мы просто жаждем быть утомленными.
А.НЕЧАЕВ: Я хочу показать, что я абсолютно открыт, просто с распахнутой душой.
СЛУШАТЕЛЬ: Вот, я хотел бы сказать о том, что ваша не то, что стилистика, настолько приятна вообще в общении.
О.БЫЧКОВА: Вопрос... Вопрос давайте.
СЛУШАТЕЛЬ: (смеется) Вопрос, хорошо. Без комплиментов. Вот если представить такую фантастическую ситуацию, что вы были приглашены бы сейчас в правительство, каких бы экономистов вы в экспертную группу, независимо от личного какого-то отношения...
О.БЫЧКОВА: Все, мы поняли. Это хороший вопрос. Спасибо большое.
СЛУШАТЕЛЬ: Пожалуйста.
О.БЫЧКОВА: Вот, кто у нас самый умный? На кого нам можно было бы сейчас положиться?
А.НЕЧАЕВ: Ну вот, Юр, вы какой коварный человек. Сейчас я всуе кого-нибудь забуду, человек потом на меня обидится, перестанет здороваться. Поэтому я заранее, вот – я сейчас несколько фамилий назову, но круг, мне кажется, талантливых экономистов, которые могли бы много привнести в развитие экономической политики, он гораздо шире. Поэтому если я кого-то не назвал, то это не значит, что он в этот круг не входит. Ну, боюсь, что большинство фамилий – они, в общем, и так на слуху. Значит, безусловно, если говорить, скажем, о социальных проблемах, я бы с большим интересом прислушался к мнению Евгения Гонтмахера. Что касается предпринимательства и связанного с этим законотворчества, мне кажется очень оригинальные идеи есть, а главное – умение доводить их, что называется, до исполнения у Гриши Томчина. Ну, если какие-то такие общеидеологические вопросы, особенно если нужно написать какую-то программу, правильную, хорошую программу, это, конечно, Евгений Григорьевич Ясин, такой, знатный специалист в этой сфере. В области финансов – Сергей Дубинин, Алексашенко – ну, это бывший руководитель, Хондруев – бывшие руководители Центрального банка. Ну, в общем, слава тебе, Господи, выбирать-то есть из кого. Безусловно, Егор Тимурович Гайдар. Ну, насколько я знаю, будучи его близким товарищем, он, все-таки, его и так привлекают для консультирования наших властей. Правда, так сказать, за кадром. Но, безусловно, Егор Тимурович, конечно, должен быть назван в числе первых. Ну, еще раз – просто чтобы я всю передачу не перечислял хороших экономистов – заранее прошу прощения у тех, кого не перечислил.
О.БЫЧКОВА: Хорошо. Все, собственно. Уже передача закончилась. Мы... Вот тут опять у нас приходят вопросы про доллары, курсы и в какую валюту следует вкладываться.
А.НЕЧАЕВ: Вы пытаетесь обобрать наших слушателей на целых 3 минуты.
О.БЫЧКОВА: Спрашивает Павел из Петербурга. Нет-нет, уже все. Ну, хорошо. В какую валюту следует вкладываться Павлу из Санкт-Петербурга, например? А также многим другим?
А.НЕЧАЕВ: Поскольку в ближайшее время, Павел, а также все другие, как Олечка говорит, заработать на росте курса валюты, я думаю, что не удастся. Я думаю, что в ближайшее время никаких драматических событий произойти, вроде бы, не должно. Наш Центральный банк удержит курс в рамках той бивалютной корзины, которую он обозначил. Поэтому следуйте старому простому правилу: а) не складывать все в одну корзину, все эти проблемы; и б) храните валюту, ну, особенно если это не гигантские сбережения... Значит, храните деньги, простите, в той валюте, в которой вы собираетесь их тратить. Ну вот если вы, например, откладываете деньги на какое-то хорошее летнее путешествие и собираетесь ехать в долларовую страну – ну, значит, вот и храните их в долларах. Если там у вас уже такие сбережения, приличные, и вы, например, собираетесь воспользоваться тем, что сейчас рынок жилья во всем мире коллапсирует, и купить там какое-то маленькое шале на юге Франции – ну, значит, вам надо хранить эти деньги в евро и так далее.
О.БЫЧКОВА: Хорошо. Мы подумаем о маленьком шале на юге Франции.
А.НЕЧАЕВ: Вот. А если, в общем, у вас там последние 200-300 долларов – не морочьте себе голову вовсе. Вот в каких деньгах вы получаете зарплату или какой-то свой доход, в тех и храните.
О.БЫЧКОВА: Пусть будет. Хорошо. Спасибо большое Андрею Нечаеву, президенту банка «Российская Финансовая Корпорация». Это была программа «Кредит доверия».
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме