17:01 06.11.2009 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Андрей Нечаев в эфире радиостанции "Эхо Москвы"

Новость

Радио «», 04.11.2009  

 К. ПОХМЕЛОВ: 23 часа и 05 минут в Российской столице, добрый вечер, в студии Константин Похмелов, Василий Антипов за режиссёрским пультом, и сегодня гостем программы «Кредит доверия» является Андрей Нечаев, министр экономики 1992 – 1993 года, а ныне президент банка «Российская Финансовая Корпорация», Андрей Алексеевич, добрый вечер.

А. НЕЧАЕВ: Добрый вечер.

К. ПОХМЕЛОВ: Даже и не знаю, с чего начать, сразу несколько довольно любопытных, и даже наверное некоторые неожиданные новости пришли сегодня, которые так или иначе, затрагивают вопросы экономики финансового кризиса, по крайней мере, отражение наверное какое-то найти можно. Ну, во-первых новость, которая стала сенсационной во многом, это информация о том, что «General Motors» отказался от планов продажи «Opel», консорциуму «Магнус-Сбербанк», и вот собственно говоря, такое решение было принято на правлении концерна в Детройте, для российско-канадских сторон это стало серьёзной неожиданностью. Что можете сказать на этот счёт, в чём причины подобной смены курса?

А. НЕЧАЕВ: Ну, вообще. В каждой новости всегда можно найти что-то позитивное, и конечно, тут неприятно. Неприятно то, что действительно. Если всё закончится тем, что «Opel» продаваться не будет, что Россия не станет совладельцем одной из известных мировых автомобильный компаний, и самое главное, что мы не сможем какие-то технологии, на что все рассчитывали, перевести в Россию, и тем самым поднять весь уровень нашего автопрома, на совершенно другую высоту. Потому, что «Opel» всё-таки машина достаточно современная. Но что во всём этом есть, на мой взгляд, позитивного, это означает, что в Америке кризис действительно идёт на спад. Раз «General Motors» чувствует себя достаточно уверенно для того, чтобы не продавать «Opel», и мы знаем, что одновременно поступила информация, что у них существенно выросли продажи автомобилей, это означает, что в Америке спад идёт на убыль, и это для нас конечно хорошо, потому, что многие сектора Российской экономики, как мы с вами знаем, ориентированы на экспорт, поэтому, чем быстрее основные наши партнёры, основные покупатели нашего сырья выберутся из кризиса, тем для нас лучше.

К. ПОХМЕЛОВ: А то, что у «Сбербанк» появятся свободные деньги, которые не пойдут на покупку «Opel», это каким-то образом отразится, это позитивно для нас, или негативно? Вот для обычных жителей России?

А. НЕЧАЕВ: Да боюсь, что к сожалению, никак.

К. ПОХМЕЛОВ: Никак? То есть, если не «Opel», то купят что-нибудь другое?

А. НЕЧАЕВ: Дело в другом. Вот тот же «Сбербанк», и многие другие наши крупные банки, ведь они не кредитуют так называемый реальный сектор, и существенно меньше, чем раньше кредитуют население, не потому, что у них нет денег, а потому, что просто очень выросли риски. И наша власть, и центральный банк, пока не смогли придумать и реализовать такую схему, чтобы те деньги, которые даются банкам, доходили до реального сектора или дл населения в виде ипотечного кредитования, или потребительского кредитования. Поэтому у «Сбербанк» появится дополнительная ликвидность. Точнее говоря, она не появится, потому, что это его деньги и так, она не уменьшится. Но вот как он этими деньгами распорядится, будем с интересом наблюдать.

К. ПОХМЕЛОВ: Кстати, что касается «Opel», то интересный вопрос. Так что мы перекинемся на вопросы, я, кстати, сразу напомню, что свои вопросы по СМС вы можете присылать по адресу +7-985-970-45-45, а вот этот вопрос от пенсионера из немецкого Нюрнберга кстати пришёл, и пишет онам следующее, что поговорку цитирует на самом деле не правильно. В Германии она звучит так: «За 10 лет любой автомобиль превращается в «Ford», если до этого он не превратился в «Opel». И вопрос. Почему столько шума вообще вокруг покупки этой рухляди»?

А. НЕЧАЕВ: Ну, вы знаете, я не специалист технолог, в области автомобилестроения.

К. ПОХМЕЛОВ: Но видимо если немецкий пенсионер это говорит, наверное, даже он понимает разницу между «Opel» и «Ford»?

А. НЕЧАЕВ: Я могу вам сказать, что в этом году, как раз мы были в отпуске, и брали на прокат машину, как раз «Opel». И он мне очень понравился. Комфортная, быстрая, такая вёрткая машина. Но из того, что читал, всё-таки, может быть, это не топ-класс. Но для своего класса, «Opel» вполне находится на передовых рубежах. А потом, хорошо немецкому пенсионеру, понимаете, у него есть «BMW». Ну, не у него конкретно, а есть «Mercedes», есть «Volkswagen», и так далее. А нам-то с чем сравнивать?

К. ПОХМЕЛОВ: Нам можно сравнивать с «ВАЗ». Я кстати хотел, вот не знаю, умный это вопрос, или не очень, тем не менее, его задам. Никоем образом не существует связи между отказом его продавать «Opel», и теми очередными финансовыми миллиардами, там порядка 55-ти, которые правительство вновь выдало АвтоВАЗу? Или тут никакой связи и быть не может?

А. НЕЧАЕВ: Нет, мне кажется, что здесь действительно прямой связи нет никакой, другое дело, что если бы мы купили «Opel», но теперь это всё в таком слогательном наклонении мы с вами вынуждены рассматривать, то были такие планы, перенести один из заводов «Opel» скорее всего не из Германии, там рассматривался вариант из Бельгии, перенести в Россию либо на площадке ГАЗ, либо на площадке АвтоВАЗ…

К. ПОХМЕЛОВ: Да, я тоже об этом слышал.

А. НЕЧАЕВ: (Неразборчиво), могло бы быть одним из решения проблемы АвтоВАЗа. Потому, что сейчас собственно, что делает наше правительство? Оно консервирует ситуацию. Оно выдаёт всё новые и новые деньги для того, чтобы не обострять проблему безработицы, не обострять другие социальные проблемы, но мы к сожалению знаем, что кардинально-то ничего на АвтоВАЗе не меняется. Какая-то глобальная реструктуризация не идёт, переход на какие-то концептуально-новые модели не происходит, которые бы резко двинули скажем продажи вперёд. Поэтому, пока в основном это такое тушение пожара, и консервация сложившегося положения, чтобы оно не ухудшалось. (Неразборчиво) до бесконечности.

К. ПОХМЕЛОВ: Да. Ну, и вот наверное, чтобы за автомобильную тему сегодняшнего нашего разговора закончить, как раз вот тут пришёл вопрос нашего слушателя: «Возможен ли, и разумен ли по-вашему мнению, вариант реструктуризации АвтоВАЗа, по варианту «General Motors»»? Спрашивает Борис. Если вы в курсе? Эта реструктуризация.

А. НЕЧАЕВ: Вообще, насколько я знаю, в последнее время, в том числе и из-за тех проблем, которые у него были, «General Motors» несколько отошёл от АвтоВАЗа, и потерял интерес, то есть, эти так называемые (неразборчиво) продолжают выпускаться, то есть, маленькая СП действует, ну и всё. Вообще, большей степени надежды, с точки зрения иностранного инвестора, связывались с «Renault», который владеет солидным пакетом АвтоВАЗа, и собственно, вы помните эту коллизию, что наше правительство поставило довольно жестко, если не сказать резковато вопрос перед «Renault», что: «Господа, вы либо инвестируйте, либо мы размоем ваш пакет, и будем сами справляться». В общем, с точки зрения привлечения иностранных инвесторов, и создания для них комфортных условий, я бы сказал, не самая лучшая постановка вопроса, но, тем не менее, она имело место. Я всё-таки считаю, что конечно, нам применительно к АвтоВАЗу, нужен какой-то стратегический инвестор западный, который принёс новые технологии. Ну, собственно, повторить историю АвтоВАЗа. Ведь когда АвтоВАЗ создавался, «Fiat», который там стали производить, это же была лучшая европейская машина соответствующего года.

К. ПОХМЕЛОВ: Ну да, и это не случайно, что АвтоВАЗ долгое время был в нашей стране лучшим автомобилем в стране. Это, в общем-то, не случайно наверное.

А. НЕЧАЕВ: Ну, тут уж больно убогий оставшийся (неразборчиво).

К. ПОХМЕЛОВ: Конкуренты слабоваты, да?

А. НЕЧАЕВ: Да, поэтому легко было быть лучшим, когда все остальные совсем скверные. Поэтому, сейчас конечно, мне кажется, что надо всё-таки искать какого-то стратегического инвестора, создавать для него максимально благоприятные условия по части может быть каких-то налоговых льгот, и так далее. Для того чтобы всё-таки кардинально поменять ситуацию на заводе.

К. ПОХМЕЛОВ: Понятно. Ну, тогда мы сменим тему, я напомню, что сегодня в передаче «Кредит доверия» Андрей Нечаев, президент банка «Российская Финансовая Корпорация», и бывший министр экономики нашей страны. А сейчас хочу вот о чём поговорить несколько. О газе, о нефти, и о нашем соседе – Украине. Сегодня «Нафтогаз» Украины признал существование проблем с оплатой Российского газа, компания признала существование проблем, и собственно говоря, ситуация-то не простая. Даже за многие месяцы, в общем-то, оплата, я так понимаю, не произведена, о чём и наша сторона уже говорила. Вот сам факт этого признания, приведёт ли к каким-то решениям проблемы в ближайшее время? Или же нет, и вообще, что за этим заявлением стоит?

А. НЕЧАЕВ: Здесь ситуация совершенно неоднозначная, абсолютно запутанная, и непонятно, чего тут больше, экономики или политики, особенно в свете истории газовых отношений России и Украины, и в свете того, что на Украине началась предвыборная кампания по выборам президента. Долгое время были попытки перенести отношения на уровень «Газпром» «Нафтогаз-Украина», и что вообще всё это споры хозяйствующих субъектов, и типа того, что пусть они между собой разбираются. Сейчас это конечно уже невозможно, известно что «Нафтогаз» уже банкрот де факто, в частности они объявили некоторое время назад дефолт по своим облигациям, то есть не смогли их обслуживать и выкупать, и собственно у «Нафтогаз» денег нет, хотя у многих это вызывает массу вопросов, потому что украинские потребители платят за газ и платят в общем немалую цену, и куда эти деньги деваются от «Нафтогаз», тайна сия велика есть. Сейчас вопрос перешёл фактически на политический уровень. Дело в том, что золотовалютные резервы Украины, исчисляемые примерно 25-ю – 27-ю миллиардами долларов, вообще говоря, позволяют им с нами расплатиться. И дальше это вопрос техники, как «Нафтогаз» поступят деньги. В прошлом году они нашли там некое решение, некую схему, в соответствии с которой формально «Нафтогаз» сумел расплатиться. Но дальше, как мы знаем, идёт противостояние президента Ющенко и премьера Тимошенко. Вроде бы премьер за то, чтобы расплатиться, президент вроде бы за то, чтобы этого не делать. То есть в принципе у Украины даже с учётом того, что мы ей отказали в кредите, и международный валютный фонд дал немножко меньше, чем они рассчитывали, но, тем не менее, деньги, в том числе валюта, в данном случае важно это, не гривна, а валюта, у них есть. Другое дело, что конечно, если они расплатятся с «Газпром», то эти резервы сильно оскудеют, но формально они пока есть, и Украина платёжеспособна, поэтому решение переместилось, безусловно, в политическую плоскость. Но я очень боюсь, что может повториться ситуация прошлого года, когда мы опять подставим Европу, прекращая газовые поставки, и это конечно большие репутационные риски для России, и дополнительный стимул для европейцев искать какие-то альтернативные источники энергии, либо альтернативные источники поставок того же самого газа. В общем, ничего хорошего от этой новой газовой войны мы не получим.

К. ПОХМЕЛОВ: И что любопытно, ситуация вновь именно к зиме обостряется, как в общем-то и в том году, так и в этом. Так что вот ваша точка зрения мне понятна.

А. НЕЧАЕВ: Это понятно почему, потому что спрос на газ естественно вырастает в холодное время года, тут мы заложники своего климата, конечно летом Украина резко снизила закупки газа, и более-менее спокойно расплачивалась.

К. ПОХМЕЛОВ: Так, ну что, я предлагаю перейти к вопросам, которых как обычно пришло достаточно много на наш интернет-портал. Есть вопросы и по СМС, я ещё раз напомню +7-985-970-45-45. Начнём с вопроса, из Чикаго кстати: «сегодня, когда в основных промышленно развитых странах наблюдается спад, то стоимость барреля нефти приближается к 80-ти долларам. Не кажется ли вам, что при такой стоимости нефти рассчитывать на быстрый выход экономики из рецессии маловероятен»?

А. НЕЧАЕВ: Хороший вопрос. Не все страны в такой мере зависят от нефти, как Россия или Саудовская Аравия, хотя конечно высокая цена на нефть повышает издержки в любой стране, которая, так или иначе, потребляет нефть. Но вы знаете, вот в этих 80-ти долларах за баррель есть уже конечно, и об этом все эксперты говорят, существенный спекулятивный момент. Ведь вот эти цены, которые мы всё время обсуждаем, которые цитируются в средствах массовой информации и так далее, это ведь в основном, так называемые фьючерсы на нефть, то есть это чисто биржевой инструмент, иногда используемый в спекулятивных целях, и строго говоря, по этим ценам продаётся где-то от 1-го до 2-х процентов реальных поставок нефти в мире.

К. ПОХМЕЛОВ: То есть это не реальные деньги как бы?

А. НЕЧАЕВ: Они конечно реальные в том смысле, что они формируются под влиянием спроса на эти фьючерсы, что такое фьючерс, это цена будущей поставки. Например, фьючерс какой-нибудь 3-х месячный, это по какой цене…

К. ПОХМЕЛОВ: В течении 3-х месяцев…

А. НЕЧАЕВ: Потребитель готов купить нефть через 3 месяца, продавец соответственно её продать. Большинство поставок нефти идёт на основе долгосрочных контрактов, которые конечно на ту биржевую цену ориентируются, но с некоторой долей условности. Поэтому, скажем сейчас, поскольку там запаздывание 3 месяца, иногда даже 6 месяцев, поэтому сейчас потребители получают нефть по тем ценам, которые были несколько месяцев назад, которые были ниже. Вот этот спекулятивный пузырь, который потихоньку опять начинает надуваться, ни для кого не секрет, когда нефть была 150 долларов за баррель, там спекулятивный элемент присутствовал в полной мере, и уже невозможно было, по крайней мере, я не знаю таких аналитических инструментов, которые позволили бы отделит вот этот спекулятивный момент и чисто финансовые спекуляции вокруг нефти и реальный рост спроса на реальную нефть. Сейчас этот пузырь опять потихоньку начинает надуваться. Но мы с вами в прошлом и в этом году наблюдали, он быстро надувается и ещё быстрее лопается, поэтому я бы не абсолютизировал эту цену.

К. ПОХМЕЛОВ: Тогда вопрос вот какого толка: «Отчёты публикуются сейчас об октябрьском оживлении в промышленности. Причём показатель деловой активности, как в Китае, так в Европе и Америке, говорят о завершении рецессии, по крайней мере, так считают эксперты, и по их мнению, обеспечение всякого рода госпрограммы стимулирование спроса. В частности в Америке в последнее время расходы потребителей выросли за счёт роста продаж автомобилей. В Китае результаты опроса производителей показали, что производство увеличилось за счёт роста потребления на фоне государственного стимулирования, и, в общем-то, в других странах мира, а вот в России, как сообщают те же самые эксперты, при отсутствии массовых программ, стимулирование потребительского спроса, показатели активности в промышленности падают. Почему же мы, в данном случае Россия, не может просто-напросто на ту же самую Европу, тот же самый Китай, ту же самую Америку, и, каким-то образом это стимулирование и на наших огромных просторах реализовать»?

А. НЕЧАЕВ: Константин, я всё-таки бывший министр экономики, поэтому этот вопрос было бы резоннее задать действующим членам правительства.

К. ПОХМЕЛОВ: Вы меня извините, я просто когда вижу, что одни реализуют, что-то делают, и у них дело налаживается, а другие знают, что есть такой способ, то почему мы не можем воспользоваться этим способом, вот в чём суть вопроса. Почему?

А. НЕЧАЕВ: Безусловно, можем.

К. ПОХМЕЛОВ: А почему не воспользуемся?

А. НЕЧАЕВ: Если взять пример этих самых автомобилей, которые вы упомянули, то действительно мы знаем, что в Германии программа обмена старых автомобилей на новые, которая ещё решает и экологические проблемы, дала в какой-то момент 40-процентный рост сбыта, 40-процентный. Очень успешно эта программа реализуется в Америке, они начали позже. У нас это всё как-то очень медленно идёт. Вот я даже в нашей программе об этом говорил уже не раз, не 2 и не 3, месяца 3 – 4 назад первый раз о том, что такой опыт есть, и почему нам им не воспользоваться. Вроде бы сейчас правительство анонсировало, что мы тоже будем этот метод стимулирования потребительского спроса использовать. Пока названа цифра 50 тысяч рублей за сданный автомобиль. Вроде бы нам обещают, что эта программа будет запущена со следующего года. Вот почему со следующего года, а что называется не вчера, у меня нет ответа. Я могу привести некоторые аргументы, безусловно, что у нас отсутствует система утилизации старых автомобилей. Поэтому когда люди будут свой автомобиль сдавать для того, чтобы получить сертификат, кстати, у нас будут давать не деньги, а сертификаты.

К. ПОХМЕЛОВ: Естественно, у нас же живые деньги попробуй дай, у нас и на рождение детей живые деньги не дают, всё дают бумажки какие-то.

А. НЕЧАЕВ: Да, но тем не менее. Но что делать с данными автомобилями пока никто не знает, вот скажем в той же Японии, да и в Германии есть уже годами отлаженная система их утилизации, целая маленькая индустрия. У нас её в общем нет, их отправляли на переплавку, но вот такой законченной системы нет. Будем надеяться, что за эти 2 неполных месяца правительство сумеет её создать, потому что иначе вы тоже понимаете.

К. ПОХМЕЛОВ: Да, вместо помощи экологии у нас будет свалка старых автомобилей.

А. НЕЧАЕВ: Мы столкнёмся с кладбищем старых автомобилей, которые глаз, и экологию радовать не будут. Мы всё делаем, но всё очень медленно. Вот это безусловно не может не вызывать некоторого чувства протеста.

К. ПОХМЕЛОВ: Времени немного осталось, наверно ещё пару вопросов. Украины мы косвенно коснулись. Давайте теперь пару слов о Белоруссии. Предприниматель из Минска Игорь просит вас оценить экономическое положение Белоруссии, вернее то, «Что нас возможно ждёт. Информация однобокая…». И вот тут многоточие в вопросе, не совсем понимаю, что имеет Игорь в виду, что нас возможно ждёт, ждёт хорошее, и ждёт плохое, вот с вашей точки зрения?

А. НЕЧАЕВ: Игорь наверняка лучше информирован, чем я, о положении в белорусской экономике, он просто в ней работает. Вообще по той статистике, которую мне приходилось видеть, спад в белорусской экономике не носит какого-то драматического характера. Есть такая же тема, как с Украиной, это газ, но и в случае с Белоруссией ещё и нефти и нефтепродуктов. Если действительно мы, что мы действительно не раз анонсировали, перейдём в торговле с Белоруссией на мировые цены, при всей условности понятия мировые цены применительно к газу, то конечно для белорусской экономики это будет достаточно серьёзное испытание. Но пока я не слышал, чтобы там наступал какой-то коллапс.

К. ПОХМЕЛОВ: То есть оптимистический прогноз?

А. НЕЧАЕВ: Я бы сказал так, оптимистическая констатация сегодняшнего положения, а что будет в перспективе, конечно во многом зависит от того, на какой, вот сейчас же опять будут переговоры, также как с Украиной, по какой цене мы будем им продавать газ в следующем году. А говорят синоптики, что зима будет холоднее, чем она была в последние годы. Соответственно, спрос на газ возрастёт, для «Газпром» это безусловно плюс, для потребителей газа это безусловно минус.

К. ПОХМЕЛОВ: И последний вопрос, это уже точно по вашему нынешнему профилю, из Омска, биржевой трейдинг: «Уважаемый Андрей Алексеевич, во многих передачах вы даёте прогнозы по динамике нашего фондового рынка. Расскажите, организован ли в банке «Российская финансовая корпорация» аналитический трейдерский департамент, и какими программами технического анализа вы предпочитаете пользоваться»?

А. НЕЧАЕВ: Замечательный вопрос. У нас довольно большая команда трейдеров. Более того, сейчас мы это направление, несмотря на кризис, очень активно развиваем, и будем предоставлять наряду с доверительным управлением услуги по так называемому он-лайн трейдингу. Сейчас мы практически эти программы закупили, и, в общем, готовы предоставлять эту услугу. Во-первых, мы пользуемся традиционными, я прошу прощения у других радиослушателей, для которых будет сейчас некоторый набор звуков, которые я буду произносить. Мы естественно пользуемся традиционными программами, типа «Метосток» и так далее. Плюс, в общем, каждый наш трейдер так или иначе делает ещё свою доморощенную аналитическую программу, на которую ориентируется наряду с общедоступными, общеизвестными.

К. ПОХМЕЛОВ: Хорошо. Спасибо огромное. Андрей Нечаев, министр экономики России 92-го – 93-го годов, а ныне президент банка «Российская финансовая корпорация» был гостем программы «Кредит доверия». Андрей Алексеевич, спасибо вам огромное.

А. НЕЧАЕВ: Спасибо, и ещё раз прошу прощения за свой простуженный голос.

К. ПОХМЕЛОВ: Выздоравливайте, мы вас очень будем ждать через неделю.

А. НЕЧАЕВ: Спасибо.

К. ПОХМЕЛОВ: До свидания, счастливо.

А. НЕЧАЕВ: Пока.

Источник: СПС Главное

  Обсудить новость на Форуме