15:16 14.05.2009 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Андрей Нечаев на канале ТВЦ

Новость

 ТВЦ, 13.05.2009
ВЕДУЩИЙ: Известный экономист Андрей Нечаев сегодня гость нашей студии. Андрей Алексеевич, добрый вечер. А вот что конкретно не сработало в системе госгарантий? Вот только что посмотрели сюжет. Кому работать - есть. Где работать - есть. Госзаказ - есть. Даже деньги, вот, на случай чего - государство выделило. Причем немалые: 300 млрд. рублей. А зарплаты все равно нет. Вот где это "слабое звено"?
АНДРЕЙ НЕЧАЕВ, экономист: Ну, все, что Вы сейчас перечислили, это есть в теории. А реально, вот, госзаказ, потому что это оборонное предприятие, понятно, что там 80, 90,
ВЕДУЩИЙ: И даже частично выполнено.
АНДРЕЙ НЕЧАЕВ, экономист: И даже 99 процентов, может быть, всей продукции - это гособоронзаказ. Я еще в октябре месяце говорил, писал, и, по-моему, даже в этой студии говорил, что должен быть изменен, вот сейчас, в условиях кризиса, должен быть кардинально изменен порядок доведения финансирования по госзаказу. Более того, как ни страшно звучит, можно было даже пойти на отмену некоторых абсолютно правильных процедур, введенных законом, конкурсное распределение, долгая проверка, долгое оформление. То есть госзаказ нужно было довести там за две недели. Вот, точнее говоря, принять решение о распределении госзаказа и еще через две недели, чтобы пошли авансы. Теперь, значит, почему так происходит. Ну, вот Вы знаете, когда вы выстраиваете вертикаль власти, то главная задача любого человека в этой системе, кроме самого верхнего, это посмотреть наверх, и
а) угадать настроение
б) точно выполнить команду.
Если в силу каких-то причин команда не пришла, то человек ничего не делает. Дальше, после того, как госзаказ был бы распределен, Минфин должен был взять на себя ответственность авансом перевести людям деньги, а потом выплачивать их по мере выполнения работ, а не в декабре месяце, как это происходит у нас каждый год. В результате мы в январе наблюдаем бурный всплеск инфляции.
ВЕДУЩИЙ: А может просто сократить вот эту вот цепочку всех задействованных в этой схеме структур? Вот сегодня президент сказал о том, что он не хочет никого винить вот в том, что такая ситуация, но, видимо, банки не сигнализировали вовремя о том, что что-то их не устраивает. С кем, как принято решение о господдержке? Что-то там вот банки не допоняли, не доделали, там, не докрутили. Так, может быть, раз опять что-то такое с банками, может быть, и без банков обойтись?
АНДРЕЙ НЕЧАЕВ, экономист: Ну, вообще, можно вернуться совсем в каменный век, там, дротики, каменные топоры и так далее. Все-таки не зря человечество столетиями изобретало, совершенствовало, создавало банковскую систему, это наиболее эффективный механизм доведения, доведения денег до каждого конкретного потребителя, и банки здесь совершенно ни при чем. Вот о чем говорил, о чем говорил президент, о том, что появилась идея, собственно в рамках антикризисных мер она была принята, это - государственные гарантии. Но дальше, как всегда, начинается "но". Банк - это не благотворительная организация. Банк рискует деньгами других клиентов, и вкладчиков, и населения, в том числе, если это крупный банк. Состояние большинства заемщиков сейчас, конечно, очень тяжелое. Поэтому вероятность того, что ты госгарантией придется воспользоваться. То есть, что заемщик не вернет кредит, она очень высока. Каждый человек, который хоть раз в жизни сталкивался с попыткой получить долги от государства, он знает, какая это мучительная и тяжелая процедура. Поэтому вот, взвесив это, так сказать, на чаше своих внутрибанковских весов, руководство многих банков решило, что: нет, спасибо, мы лучше не будем выдавать кредит совсем, и обойдемся без госгарантии. Ругать их за это?
ВЕДУЩИЙ: А что же делать?
АНДРЕЙ НЕЧАЕВ, экономист: Ругать их за это трудно. А надо менять систему рефинансирования коммерческих банков со стороны Центрального Банка, о чем вот лично я толкую уже ровно полгода. Расширять финансирование под кредитные договора, под залог других активов банков, то есть, вот, грубо говоря.
ВЕДУЩИЙ: Это опять же государственные деньги, только которые распределяются по какому-то другому пути.
АНДРЕЙ НЕЧАЕВ, экономист: Да, да, да, но они доходят до реального сектора.
ВЕДУЩИЙ: Кроме неработающей пока системы господдержки, что еще из национальной антикризисной программы, с Вашей точки зрения, надо или, может быть, даже будет меняться и корректироваться в ближайшее время?
АНДРЕЙ НЕЧАЕВ, экономист: Ну, вот, мне кажется, что, если я правильно понял президента, то он так или иначе говорил об этом, что вот эта штучная, так сказать, в ручном режиме система поддержки предприятия, она не работает, ну, или, по крайней мере, работает крайне неэффективно. Поэтому, конечно, гораздо более эффективны меры по стимулированию внутреннего спроса, в том числе, со стороны населения. Помните, мы с Вами обсуждали как-то немецкий опыт, который привел к тому, что продажи автомобилей Германией за короткий срок выросли на 40%. Простейшая мера: 2,5 тысяч евро каждому немцу, который сдал старый автомобиль, купил новый. Все. Вот работает на "раз-два-три". И второе, чего, к сожалению, наше правительство боится, как черт ладана. Ну, что мне представляется наиболее эффективной формой и стимулирования спроса, и, собственно, вот такой универсальной господдержки, это, конечно, снижение налогов. И ради этого, понимаю, что бюджет не резиновый. Вот сейчас лью воду на мельницу Алексея Леонидовича Кудрина. Бюджет не резиновый, конечно. Поэтому ради этого можно будет сократить какие-то расходы. И нужно будет сократить. Ну, у нас есть, что сокращать.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо, что нашли время к нам сегодня прийти.

Источник: СПС Главное

  Обсудить новость на Форуме