19:52 22.04.2010 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Андрей Нечаев: Для российского бизнеса масштабное повышение налога на заработную плату будет тяжелым ударом

 Премьер В.Путин вновь проявил решительность, публично поставив точку в споре Минфина и Минздравсоцразвития относительно ставки страховых взносов с заработной платы в 2011 году. Они, как и планировалось ранее, увеличатся на 8% (с 26% до 34%), в том числе на обязательное медицинское страхование (ОМС) – на 2%. Предложения Минфина не повышать взносы на ОМС были отвергнуты. Абсолютные цифры дополнительных изъятий средств у предприятий впечатляют – 920 млрд. рублей в год в целом, в том числе на ОМС – 230 млрд. рублей.
Для не вышедшего из кризиса российского бизнеса столь масштабное повышение налога на заработную плату, пусть и известное заранее, будет тяжелым ударом. Особенно болезненным он окажется для обрабатывающих отраслей, сферы услуг, финансового сектора и других отраслей с относительно высокой трудоемкостью и долей заработной платы в издержках. Как это согласуется с провозглашенным курсом на модернизацию и инновационное развития непонятно. Именно в секторах, генерирующих инновации, доля заработной платы в себестоимости особенно велика. Соответственно, в них увеличение налоговой нагрузки (с точки зрения бизнеса разница между налогами и страховыми выплатами отсутствует) будет наиболее ощутима. Даже консервативный Минфин это понимает, поэтому предлагал сделать повышение налога более скромным. Стоить напомнить, что решение о повышении налогообложения зарплаты на 8% принималось до кризиса, когда ситуация в экономике страны была совсем иной.
Последствия принятого решения легко предсказуемы. Для выживания несырьевой бизнес будет вынужден легальными и незаконными методами пытаться минимизировать ущерб. Они давно известны. В частности, вновь часть заработной платы уйдет «в тень», будет примитивно выплачиваться «в конвертах» или с использованием более тонких схем, позволяющих уменьшить налог. Опять расцветет «черный нал». Какая-то часть предпринимателей вынуждена будет пойти на сокращение заработной платы своих работников, благо высокая безработица создает повышенную конкуренцию на рынке труда. Некоторые предприятия, и без того ослабленные кризисом, просто обанкротятся или закроются с соответствующим сокращением рабочих мест.
Принятое премьером решение вызывает серьезные вопросы и по другой причине. Реализуемое с 2011 года фактическое повышение единого социального налога, формально заменяемого страховыми взносами, во многом мотивировалось именно переходом на страховые принципы формирования доходов, а главное деятельности социальных фондов, и в первую очередь Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Однако реформа ФОМС еще не готова и в лучшем случае будет завершена в 2013 году. Формально "спорные" 2% в пользу ФОМС носят страховой характер и не могут направляться на цели, не связанные со страхованием.
Разумеется, в нашем здравоохранении немало «дыр», и деньги нужны всегда. Премьер предложил направить дополнительно собранные средства (а всего за 2 года это более 15 млрд. долларов) преимущественно на капитальный ремонт медицинских учреждений (примерно 2/3), а также на улучшение качества обслуживания больных и информатизацию здравоохранения. Цели благородные. Возникает лишь вопрос, почему граждане через своих работодателей должны дополнительно отдавать 2% своей зарплаты на их реализацию. Фактически им предлагают оплатить за свой счет капремонт государственных медицинских учреждений, напрямую ничего не получив взамен. При этом эффективность расходования средств нашими чиновниками хорошо известна. А уж строительство одна из наиболее коррупционно емких сфер.
Может быть, правительству, справедливо озабоченному ужасающим состоянием здравоохранения, стоило бы пересмотреть в его пользу другие статьи бюджета, а также всерьез заняться эффективностью траты бюджетных денег. Например, сократить резко выросшие в текущем году расходы на содержание органов государственной безопасности, отказаться от строительства мало кому нужного моста на остров Русский в Приморье и вообще умерить расходы на помпезное проведение там саммита АСТЭС, экономнее провести олимпиаду в Сочи. В нашем государственном бюджете есть, где изыскать резервы особенно на цели улучшения медицинского обслуживания граждан. Опыт уже есть. Национальный проект «Здоровье» (финансирование в 2006-2010 годах около 400 млрд. руб.) реализуется без всяких дополнительных целевых сборов. Нелишне покопаться и в расходах государственных корпораций и компаний на предмет их эффективности и целесообразности.
Убежден, что при наличии политической воли и профессионализма правительство могло бы обойтись без дополнительных поборов с предприятий и работников. По крайней мере, до реального внедрения страховых принципов в наше здравоохранение.

Источник: СПС Главное

  Обсудить новость на Форуме