16:16 02.07.2009 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Анатолий Лейрих: О ситуации на балаковском заводе «Химформ»

Новость

2-8 июля 2009г

 В последнее время не проходит и недели, чтобы в местных средствах массовой информации не появлялись бы материалы о критической ситуации, сложившейся на ряде крупных и средних промышленных предприятий области. Причем почти все они (материалы) выстраиваются примерно по одной и той же схеме: кризис – многомесячная задержка заработной платы – неэффективные управленцы – пристальное внимание к проблеме областной власти, которая днями и ночами только и думает о том, чтобы избавить работяг от бездарного менеджмента и вернуть людям кровно заработанное. На словах, действительно, все выглядит эффектно. Но что происходит на самом деле? О ситуации на одном из таких проблемных предприятий – балаковском заводе «Химформ», а также о своих взглядах на развитие экономики региона в эксклюзивном интервью «Взгляду» рассказал член Федерального политсовета, председатель комиссии по развитию предпринимательства партии «Правое дело», член Генерального совета «Деловая Россия», предприниматель Анатолий Лейрих.

– Анатолий Андреевич, вы являетесь совладельцем завода «Химформ» в Балакове. Сегодня завод, как и многие другие предприятия области, находится в трудном положении. Судебным решением на предприятии введено внешнее наблюдение. В чем причина возникших проблем? Почему, на ваш взгляд, так много предприятий области оказалось у опасной черты?
– В 1994году я и мой партнер А.И. Ходжаев приобрели недостроенный завод дорожных машин. Он уже тогда не работал. Значительная часть завода была недостроена. Это было самое большое пустующее предприятие области – более 60 га территории и около 200 000 кв. метров цехов. В течение 15 лет завод наращивал производство, ориентировав выпуск продукции для поставки на «АвтоВАЗ». Сотрудничество с волжским автогигантом позволяло нам поддерживать стабильность даже в самые трудные времена. Средняя численность работающих на предприятии составляла 1200 человек. Соответственно, проблемы у предприятия, ориентированного более чем на 75% на поставку продукции «АвтоВАЗу», связаны с тяжелейшим кризисом, который впервые в постсоветское время поразил крупнейшего российского производителя. Недавно на экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент «АвтоВАЗа» сообщил, что план 2009 года снижен до 300 тыс. автомобилей против более 900 тыс. в 2008 году. То есть в три раза! Производство менее 450 тыс. автомобилей в год означает для «АвтоВАЗа» многомиллиардные убытки. Соответственно это влечет и убытки для поставщиков. При этом, имея по два-три поставщика на каждое изделие, «АвтоВАЗ» может снизить заказ не пропорционально для каждого, а отдать предпочтение кому-то из своих поставщиков, работающих в Самарской области. Что, собственно, и произошло с «Химформом». Нашу продукцию «АвтоВАЗ» может не заказывать, пока план производства будет находиться ниже отметки 550-600 тысяч машин.
– Вы пытались бороться за заказ? Обращаться к руководству «АвтоВАЗа», к правительству области?
– Обращались многократно, так как увидели тенденцию ухудшения положения уже в 2008 году. Что касается обращения к областным структурам, еще в ноябре, когда завод лихорадило, директор обратился к губернатору Павлу Ипатову с анализом ситуации и причин её возникновения. Он просил руководителя региона поддержать предприятие в переговорах с «АвтоВАЗом» о справедливом распределении заказа в условиях падения производства. Кстати, если бы губернатор перечитал это письмо, то в нем он нашел бы ответы на вопросы, которые ставит сегодня в своих выступлениях относительно ситуации на «Химформе». Позднее, в декабре, когда пошли неплатежи за отгруженную продукцию и возникла реальная угроза остановки завода, трудовой коллектив обратился к Ипатову вторично, но реакция была нулевой. Ни директор, ни трудовой коллектив не получили даже ответа. Аналогичное обращение было направлено губернатору Самарской области. Директор завода выходил также на руководителя Самарской думы, но, к сожалению, успеха это не принесло.
– Вы находите этому какое-либо объяснение?
– Единственным движущим стимулом для чиновников является страх провиниться перед вышестоящим чиновником, перед премьером, президентом. Проблемы простых людей их мало волнуют. В 2008-м в Саратовской области было возбуждено несколько дел о банкротстве предприятий. Но, скажите, вы помните какие-то громкие выступления губернатора и членов правительства по этому поводу? Были ли разработаны меры реальной поддержки? Есть ли эффект от их внедрения? Нет. Ничего этого не было и нет. Наоборот, было как-то не «модно» обсуждать тему гибнущих предприятий и компаний, пытаться анализировать причины.
Не удивительно, что ситуация в некоторых промышленных регионах дошла до социального взрыва и разрешать ее пришлось премьеру Путину.
– Вы имеете в виду ситуацию в Пикалёве?
– Не только. Просто в Пикалёве премьер предельно ясно дал понять губернаторам, что их прямая обязанность – разбираться в проблемах предприятий, работающих в их регионах. Кто-то из губернаторов правильно понял сигнал и на деле активизировал работу с промышленностью и бизнесом. А кто-то решил, что это очередная кампания, которую нужно только пересидеть, отчитаться и все рассосется.
– К последним вы относите и руководителя нашей области?
– Вы правильно поняли. Активность губернатора и областного правительства подскакивает каждый раз после заявлений руководителей государства. Повысили премьер и президент требования к выплате зарплаты и налогов – руководство области немедленно начинает прессинг предприятий. Когда в декабре у «Химформа» впервые с 1998 года «поплыли» зарплата и налоги, директору позвонили из правительства области и в ультимативной форме потребовали не включать данные о задержке выплат части зарплаты и налогов в статотчетность. Требования фальсификации отчетности сопровождались угрозами налоговых, прокурорских и милицейских проверок, возбуждения уголовных дел.
В апреле, «по заявлению губернатора о преднамеренном банкротстве «Химформа» (так написано в милицейском предписании) против директора завода было возбуждено уголовное дело в связи с выплатой им в приоритетном по отношению к другим платежам порядке зарплаты работникам. Если преднамеренное банкротство, тогда почему уголовное дело возбуждается совсем по другим основаниям? Я думаю, что основания не важны, важно прижать директора и отчитаться перед Москвой.
Потом к нам поступил еще один звонок из руководства области (с применением тех же угроз) – не сокращать работников предприятия до отчетной даты. Потом – не важно. Поступило оно после заявления президента о том, что он будет отправлять в отставку губернаторов, у которых будет расти безработица. Не важно, что сокращаемые работники из-за задержки увольнения не начнут получать положенное по закону пособие.
Было и еще одно обращение из облправительства. После посещения губернатором «Химформа» заместителю директора завода Ромашову передали образец подметного письма с «жалобами на руководство предприятия и собственников», которое нужно было снабдить «фактурой». Ромашов отказался.
– Именно так правительство области «борется» с кризисом?
– На примере «Химформа» видно, что губернатор и его правительство занимаются в этот сложный для страны период фальсификацией данных о состоянии экономики области. На основании подложных данных руководство страны делает неправильные выводы и совершает действия, недостаточные для преодоления кризиса.
Областное руководство только имитирует деятельность. Директор «Химформа» четыре дня подряд по вызову ездит из Балакова в Саратов только для того, чтобы ему одни и те же чиновники задали один и тот же вопрос: «Что сделано нового?». Работа менеджмента компании с февраля, в самый критический для завода период парализована ответами на вопросы правоохранительных органов, постоянными выемками документов.
Понятно, что, находясь в дороге, сделать ничего нового невозможно. Как понятно и то, что все эти вызовы протоколируются для прикрытия тотального бездействия членов правительства и при случае будут представлены «наверх» как доказательство их титанической работы.
Создается впечатление, что правительство рассматривает любое, попавшее в беду предприятие, как загнанную лошадь, замешкавшуюся на переправе. Нужно только отхлестать ее как следует, и она выберется и побежит дальше.
– В последние дни в местных СМИ со стороны губернатора прозвучало много обвинений в ваш адрес в связи с банкротством завода «Химформ». Он заявил, что вы боитесь встречаться с ним, особенно в присутствии рабочих. Как прокомментируете эти заявления?
– Это вызывает у меня сильное удивление. А некоторые утверждения Ипатова можно назвать клеветой. Например, утверждается, что «это предприятие никогда не платило налогов». По сути «Химформ» и его работников обвинили в уголовном преступлении. К тому же, если это правда, то и начальник налоговой инспекции и надзирающие над ними органы должны сидеть за одной решеткой. Потому что без их покровительства осуществить такое было бы невозможно.
Губернатором упоминаются какие-то «исчезнувшие» миллионы рублей, полученные «Химформом». Он «забывает» о том, что все суммы, поступающие в течение отчетного года, отражаются в бухгалтерском учете, что с них уплачиваются налоги, заработная плата, совершаются расчеты с поставщиками. Что только во втором полугодии «Химформ» закрыл кредиты в саратовских банках более чем на 100 миллионов рублей. Кстати, в ноябрьском обращении к губернатору директор завода обращался к нему с просьбой о помощи в получении кредитов в рамках уже открытых кредитных линий в местных банках. В тот момент банки, несмотря на получение господдержки, стали сворачивать свои кредиты для промышленности. Платежеспособность «Химформа» тогда не вызывала сомнений – предприятие уже более 10 лет являлось безупречным заемщиком. Но ответа от губернатора не последовало, и именно требование банков возвратить кредиты привело к нехватке оборотных средств и, как следствие, к остановке производства и поставок на «АвтоВАЗ». Это обстоятельство послужило формальным основанием для руководства «АвтоВАЗа» передать наши заказы поставщику в Самарской области, мотивируя это тем, что «Химформ», 18 лет имевший высший рейтинг, как «отличный поставщик», стал «ненадежным партнером».
Что касается моего нежелания встречаться, я сам накануне приезда Ипатова на завод звонил ему, приглашал к разговору.
– Что вы хотели обсудить с губернатором?
– Многие предприятия, особенно обрабатывающих отраслей, находятся в критическом состоянии. Нужны меры поддержки общего порядка, в которых бы могли быть задействованы и возможности бизнеса и государства. Но в ответ на мое предложение встретиться губернатор в эмоциональной форме сказал, что лично со мной он встречаться не будет, только со всеми работниками. Я же считаю, что митинг – это не то место, где можно конструктивно искать пути решения проблем. Митинг – это способ перевести стрелки с действительных виновников на вымышленных, назначенных властью, которые должны быть ответственными за то, что эта власть не делала годами и десятилетиями. Этот прием хорошо известен в нашей стране, он всегда был любимым оружием коммунистов в борьбе с теми, кто не хотел «колебаться вместе с линией партии». Разве не является испытанным большевистским приемом попытка губернатора своими публичными выступлениями разжечь классовую ненависть трудящихся к собственникам. Методы, которыми он сегодня пытается «лечить» кризис в Саратовской области, более похожи на репрессии. Причем прессинг обрушивается на людей, десятилетиями спасавших предприятия от исчезновения, но не входящих в круг интересов Ипатова.
– Мы перешли в политическую плоскость. Вы входите в состав высшего руководства партии «Правое дело». Что это за партия?
– Всероссийская политическая партия «Правое дело» образована в ноябре 2008г. из представителей, входивших ранее в три правые партии: «Гражданская Сила», «Демократическая Партия России» и «Союз Правых Сил». Таким образом, на политическом поле России было образовано правое крыло. На момент объединения партий я уже два года был в руководстве «Гражданской Силы» в ранге заместителя председателя.
– Вы бизнесмен со стажем. Почему пошли в политику?
– У меня уже давно возникала внутренняя потребность выражать свое видение направления экономического развития страны, не хватало только импульса. Его дал в конце 2006г. Михаил Барщевский, умнейший человек и грамотный политик, официально пригласивший меня в руководство «Гражданской Силы». Михаила я знал по совместной деятельности в Генеральном совете «Деловой России». И я принял приглашение.
Потому что меня, как предпринимателя, работающего в машиностроении с 1989 года, совершенно не удовлетворяют макроэкономические условия, в которых приходится работать. Отсутствие целенаправленной государственной промышленной политики привело к одностороннему развитию экономики в пользу добывающих отраслей. Неконтролируемые непроизводственные расходы добывающих компаний со стороны собственника, которым в большинстве случаев выступало государство, привело к выбрасыванию на рынок большой денежной массы, стимулирующей строительную отрасль, особенно в сфере элитного жилья, торговлю, заграничный туризм, индустрию развлечений. Стало модным бравировать богатством, выставлять его напоказ. Встречи стало модно проводить на Сардинии, где кофе попить стоит месячной зарплаты рабочего машиностроительного завода. О происхождении денег вопросы задавать стало как-то неприлично. Как-то вдруг само собой разбогатели чиновники. Вы вспомните из Саратовской истории, ведь купил же директор Балаковской АЭС Павел Ипатов энергоустановку четвертого блока возглавляемой им станции в свою собственность. Помог родному предприятию, являвшемуся при его руководстве крупнейшим неплательщиком налогов области. И никто не спросил: откуда деньги?
И в это же время большая часть страны продолжала трудиться на старых советских заводах с рентабельностью от 2 до 7%, не имея средств на развитие, не имея возможности получить приемлемые кредиты. В таких условиях развитие машиностроения было просто невозможно. Кстати, цены на кредиты в 25 и более процентов загнали вверх сверхдоходные сырьевые и строительные компании, а вовсе не инфляция, как это принято считать.
Я понимал, что нужны перемены, нужна новая промышленная политика и тогда я пошел в «Деловую Россию», общественную организацию, объединяющую предпринимателей реального, не сырьевого, сектора экономики. Туда меня пригласил ее лидер Борис Титов, человек незаурядного ума, необыкновенной работоспособности и главное, умеющий консолидировать вокруг себя деятельных сподвижников. Сегодня Борис возглавляет «Правое дело» в качестве сопредседателя, и я с удовольствием помогаю ему строить эту новую партию.
– Вы считаете, что коррупцию в России можно победить?
– Коррупция, на мой взгляд, представляет наибольшую угрозу не только экономическому процветанию нашей страны, но и ее целостности. Коррупция разлагает мораль и нравственность, опустошает душу, убивает веру людей в справедливость и в то, что чего-то действительно можно добиться своим трудом. Президент Д.Медведев не на словах, а на деле начал бескомпромиссную борьбу с коррупцией и казнокрадством. Личным примером он показал, что не только деятельность высших чиновников должна быть прозрачна и понятна народу, но и их материальное положение и доходы. Это же касается членов их семей. Опросы общественного мнения показали, что более 70% граждан не верят декларациям местных руководителей. И это понятно, потому что они имеют возможность собственными глазами сравнить декларации конкретного чиновника с тем, что он имеет в действительности.
Необходимо поддержкой снизу содействовать президенту в борьбе с коррупцией и казнокрадством. Наша комиссия выступила с инициативой создания Народного антикоррупционного комитета (НАК), которая уже поддержана тремя ключевыми комиссиями партии. Задача НАК обеспечить ежедневную и повсеместную поддержку президентских инициатив, привлечь к борьбе с коррупцией и в центре, и на местах широкие массы активных граждан, сделать коррупцию «бессмысленной и неприличной», как сказал Дмитрий Медведев. Такая работа проводится в тесном сотрудничестве с рядом общественных организаций и руководством федеральных и региональных правоохранительных органов. Например, нами уже подготовлено предложение о распространении действия положений закона о кладах на номинальных владельцев чужого имущества. Вы знаете, что многие чиновники не решаются оформить на себя и даже на членов семьи имущество, которым они фактически владеют? Причина понятна – им трудно объяснить, как на зарплату 20 тысяч были приобретены заводы, десятки тысяч гектаров земли, недвижимость. Применение положений закона о кладах позволит лицу, на которое номинально записано чужое имущество, объявить об этом, получив причитающиеся по закону 25% премии от стоимости имущества. Все остальное переходит в собственность государства. Сокрытие подставным лицом информации о номинальном владении налагает на него уголовную ответственность, как за сокрытие найденного клада. Принятие такой поправки в закон действительно сделает коррупцию бессмысленной. Нам также интересны любые другие антикоррупционные предложения.
– Когда и куда можно обращаться?
– Предложения можно направлять на электронный адрес:NAK@netkor.org. Жители Саратовской области могут отправлять сообщения на NAKSaratov@netkor.org. Оба эти адреса обрабатываются в Москве.
– Каково, на ваш взгляд, будущее «Химформа»? Можно ли возродить жизнь на этой площадке?
– Да, возможно. Но это потребует времени. В работе неизбежно возникнет пауза. Нужно запустить новые проекты. Такие наработки у нас есть: это и производство комплектующих в сотрудничестве с зарубежным партнером для иностранных автопроизводителей, работающих в России; и производство стройматериалов на основе пенобетонов нового поколения; и сборка дорожно-строительной техники по лицензии; и, конечно, автомобильный проект, от которого мы никогда не отказывались. Какие-то из проектов могут быть начаты уже этой осенью, какие-то потребуют времени. Кризис внес коррективы. Перед руководством предприятия сегодня стоит задача сохранить производство на площадке хотя бы в минимальном объеме. Для этих целей мы готовы пойти на создание малых предприятий на базе цехов. Когда-то в начале 90-х мы использовали такой прием. Я думаю, что и сегодня он оправдан.
К сожалению, сокращение коснется значительной части работников. Это трагедия для нас, потому что у нас очень хорошие специалисты и мы долго формировали коллектив. Но чуда не случится, я не верю, что АвтоВАЗ вдруг заработает на полную мощность. Поэтому главное сегодня осуществить все формальности, чтобы люди как можно быстрее могли получить пособие. Что касается выплат компенсаций за вынужденный простой (долги по зарплате остались только перед небольшим числом работников, не прерывавших работу с января, в основном это ИТР), то над этим вопросом постоянно работает руководство завода. В ближайшие дни предприятие ожидает поступления оплаты за поставленную продукцию, которая практически закроет обязательства перед работниками. Кроме того, мы дали согласие на реализацию ликвидных активов для подстраховки погашения задолженности.
– И последний вопрос, что же все-таки нужно сделать, чтобы изменить ситуацию в экономике Саратовской области?
– Саратовская область обладает значительным экономическим потенциалом, достаточными людскими ресурсами, сохранившимся промышленным комплексом, транспортными коммуникациями, залежами полезных ископаемых, хорошими землями и благоприятным для ведения сельского хозяйства климатом. Разнообразная и богатая природа области представляет потенциальный интерес для развития индустрии туризма и отдыха. Нужна концепция экономического развития области. Легкая в реализации, простая и понятная людям, которая стимулировала бы к деловой активности ее жителей.
Под развитием деловой активности я подразумеваю, прежде всего, простоту организации собственного дела, доступность финансовых ресурсов, поддержку в обучении и уменьшение количества административных барьеров. То есть помощь предпринимателям в начале пути. Предпринимательство – это главная тягловая сила экономики развитых государств, где малый и средний бизнес создают около 80% рабочих мест и 60-70% ВВП.
Развитие предпринимательства как главного двигателя экономического развития – необходимое условие процветания любого региона России, в том числе и Саратовской области. Сочетание государственного поощрения предпринимательства с возможностью интеграции его в исполнение национальных проектов и государственных программ поможет развиваться таким отраслям материального производства, как строительство, машиностроение, производство стройматериалов, энергетика, химия, грузовые и пассажирские перевозки и сфера услуг.
Но без диалога бизнеса и власти, без взаимного участия в разработке и реализации такой концепции ничего существенного сделать не удастся. Несмотря на то, что за последние 20 лет в Саратовской области сформировалось устойчивое предпринимательское сообщество, оно еще во многом разобщено. Возможно, сегодняшний кризис даст позитивный импульс к консолидации взглядов представителей бизнеса. И предприниматели смогут оказывать конструктивное воздействие на работу руководства области.

Источник: СПС Главное

  Обсудить новость на Форуме