13:13 25.02.2009 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Амурская область: Сергей Кухаренко: «Почему выход из кризиса для России - это построение демократического государства?»

Новость

«Начинать преобразование экономики в России нужно вместе с политическими преобразованиями»

 Построение демократического государства оправданно, в первую очередь, с моральной точки зрения: соблюдение прав и свобод человека – благо, а «задавливание» свободы – однозначно плохо, вряд ли кто-то возьмется это оспаривать.

В последнее время, однако, в массовом сознании нации подспудно присутствовал тезис, что свертывание демократических прав и свобод (а это, в особенности после отмены губернаторских выборов, не замечать стало крайне сложно) – необходимая мера для построения стабильности, экономического роста, борьбы с западными империалистами и т.д.
И вправду, многим могло показаться, что в том, что Россия поднимается с колен и жизнь налаживается – заслуга «твердой руки», способной действовать решительно, без колебаний и промедлений, мобилизуя нужные ресурсы для развития страны, и не обращая внимания на «демократические излишества».

И вот - резкое падение цен на нефть, и «российское экономическое чудо» куда-то исчезает… Дикторы с телеэкранов настоятельно рекомендуют потуже затянуть пояса.

Летом 2007 года, когда я присутствовал в Стэнфордском университете на лекции профессора Майкла Макфола, ныне главного советника Барака Обамы по России, мне было сложно принять некоторые его тезисы касательно внутренней политики в России, сейчас же его слова проливают свет на многие происходящие процессы.

Основной тезис Майкла Макфола касательно экономического роста в России в предыдущие годы состоял в следующем – рождение российской демократии в 90-е годы совпало с экономическим упадком, но не демократия стала причиной этого. В свою очередь, возрождение российского авторитаризма в 2000-х годах совпало с небывалым экономическим ростом, но не «закручивание гаек» привело к экономическим успехам.

Успех российской экономики был обеспечен значительным ростом цен на нефть, а не проводимой государством политикой; напротив, построение авторитарной системы замедлило экономический рост, который мог быть еще выше.

И вот, с падением цен на нефть обнажилось реальное состояние экономики нашей страны, стали очевидны ее главные проблемы – неэффективный менеджмент, низкий уровень производства, постоянно растущий уровень коррупции, «закошмаренный» малый и средний бизнес.

И сейчас все эти проблемы необходимо решать. Решать необходимо системно. Все эти проблемы в экономики страны – проявления той политической и экономической системы в России, которая была выстроена в последние годы и которая казалась состоятельной в значительной степени благодаря сверхдоходам от экспорта углеводородов.

Выход из сложившейся ситуации, таким образом, в преобразовании политической и экономической системы и построении демократического государства. Именно комплекс институтов демократического государства является средством устранения существующих в современной России экономических болезней, которые тесно связаны друг с другом и имеют одну причину – низкий уровень демократии в стране.

В экономическом плане у демократического режима есть ряд неоспоримых преимуществ.
Демократические, регулярные, честные и свободные выборы означают, что региональные и федеральные элиты, пришедшие к власти, испытывая конкуренцию со стороны оппозиции, будут стараться угодить избирателям, отвечать действительным нуждам населения, направляя ресурсы на повышение материального благосостояния граждан, развитие сфер услуг и потребления. Избранные чиновники действительно подотчетны своим избирателям посредством ряда институтов (выборы, свободные СМИ, неправительственные организации, профсоюзы…) и вынуждены работать эффективно, доказывать свою пригодность, чтобы сохранить свои должности, которые они могут не получить на очередных выборах; или же они вообще могут быть отправлены в отставку в результате коррупционных скандалов и неэффективной работы.

Свободные СМИ, являющиеся необходимым атрибутом демократического государства, играют роль своего рода «надсмотрщика» за властью; это очень важный канал общественного контроля над возможным злоупотреблением властью со стороны чиновников, так как СМИ всегда заинтересованы в сенсации, разоблачении коррумпированных чиновников - это их хлеб. Свободные СМИ и право народа реально участвовать в выборах – важнейшие инструменты в борьбе с коррупцией.

Коррупция же, уровень которой неуклонно растет в России, является серьезным сдерживающим фактором экономического роста в стране – продажа должностей и выдвижение на должности по родственным связям порождает неэффективный менеджмент, «откаты» приводят к победе на рынке игроков с не самыми высокими конкурентными преимуществами, из-за чего экономика страны также становится менее конкурентоспособна. Ну и, наконец, каждый разворованный рубль в бюджете означает, что меньше денег будет потрачено на ремонт дорог, оснащение школ и больниц… - недофинансирование инфраструктуры и человеческого капитала еще окажет свое негативное влияние на экономический рост в долгосрочной и среднесрочной перспективе.

Свобода митингов и собраний, как и честные выборы, позволяет народу «скорректировать» политический и экономический курс государства, который может завести его в тупик. Да, демократические государства могут совершать ошибки, подобные вторжению США в Ирак, однако у демократий гораздо больше шансов признать их и исправить свой курс; такого рода ошибки стоят политической карьеры лидерам государств.

Демократические государства – более устойчивые политические и экономические системы, в них реже случаются неконституционные перевороты, так как все политические и экономические элиты включены в процесс принятия решений и формирования политики страны, у народа же есть каналы (свободные СМИ, акции протеста…) выражения своих предпочтений. При рассмотрении долгосрочных тенденций экономического роста (50 лет и более) демократические страны имеют более плавный, нескачкообразный экономический рост, авторитарные же режимы хоть и могут показывать более высокий рост в определенные периоды, мобилизуя ресурсы на определенные задачи, также демонстрируют и более резкие спады в траектории роста своих экономик. В таких государствах все может рухнуть в один момент, как это было в СССР.

Стабильность означает хороший инвестиционный климат, приток серьезного, неспекулятивного капитала в страну, обеспечивающий устойчивое экономическое развитие.

Естественно, построение демократического государства, как и достижение устойчивого экономического развития – многотрудный процесс, который невозможен без таких важных компонентов как главенство закона, стимулирования малого бизнеса, инновационных технологий и т. д. Однако, и все эти элементы теряют смысл, если в стране нет демократии, только в демократической системе возможно существование всех институтов, способных обеспечить устойчивое экономическое развитие, соблюдение прав и свобод человека и равенство возможностей.

Начинать преобразование экономики в России нужно вместе с политическими преобразованиями.

Председатель регионального
отделения Политической партии
«ПРАВОЕ ДЕЛО»
в Амурской области
Сергей Кухаренко

Источник: СПС Главное

  Обсудить новость на Форуме