04:00 28.06.2007 | Все новости раздела "Республиканская Партия России"

Владимир Рыжков: "Программа РПР - наш взгляд в будущее"

В последнее время в связи с приближающимися выборами в Госдумы и нового президента возрос интерес к программам политических партий и отдельных политиков. Свои программы уже представили партии СПС, «Яблоко», НДС М.Касьянова. Готовит свою программу «план Путина» «Единая Россия».

К нам в Республиканскую партию и ко мне лично в последнее время обращаются с просьбой познакомиться с нашей программой. И хотя наша программа есть в соответствующем разделе этого сайта, мы хотим предоставить всем желающим еще раз внимательно прочесть программу РПР, подготовленную и принятую нами еще летом 2005 года.

Хорошо видно, что нами тогда был сделан очень точный анализ положения дел в стране и предложены по-настоящему верные приоритеты ее развития. Многие наши идеи и лозунги уже перехвачены и даже частично реализуются властью (инвестиции в человеческий капитал в виде «нацпроектов»), частичная децентрализация полномочий в пользу регионов и местного самоуправления, образовательные гранты, решение демографической проблемы и т.д.)

В то же время основные идеи нашей программы в части борьбы с коррупцией, строительства современной профессиональной армии, повышения эффективности государственных институтов – остаются пока нереализованными.

Программа РПР в полной мере показала свою жизненность и актуальность для России.

Владимир Рыжков

26 июня 2007

Документы июльской конференции: Программа Республиканской партии России

Свободный человек, честная власть, достойная жизнь!

Принята за основу на Всероссийской Конференции партии 2 июля 2005 года в г. Москве

С народом – к свободе и достойной жизни!

Россия в упадке

Как былинный богатырь, Россия остается по пояс в земле и недвижима. Все догадываются о ее мощи. И все видят ее сегодняшнюю немощь. Упадок России продолжается, но у нее великое будущее! Будущее это зависит от каждого из нас.

Несмотря на отдельные достижения первых лет 21 века, системный кризис России продолжает углубляться.

Хороших новостей не так много, гораздо больше плохих.

За пять лет (2000 – 2004) примерно на треть выросла российская экономика, как и реальные средние доходы российских граждан. В среднем экономика росла довольно высокими темпами – около 7% в год. Почти удвоились инвестиции в экономику. Накоплены большие валютные резервы, быстро растет Стабилизационный фонд, на треть сокращен внешний долг. В несколько раз выросли доходы бюджета.

В то же время главные причины «российского бума» последних лет лежат далеко вне пределов России. Главная из этих причин – необыкновенно выгодная внешняя конъюнктура. Все эти годы держатся непривычно высокие мировые цены на главные товары российского экспорта – нефть, нефтепродукты, газ, черные и цветные металлы, уголь, древесину. Российская власть к этому «успеху» прямого отношения не имеет. Это, в буквальном смысле слова, «подарок судьбы»! А как выглядят собственные ее «достижения»?

Темпы экономического роста год от года падают, Россия развивается не только медленнее Китая, Индии, Бразилии, но и большинства стран СНГ. Несмотря на двукратное (по официальным данным) сокращение числа бедных, разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными выросла с 12 до 15 раз. При этом, как признала официальная статистика, бедные стали еще беднее. Им ничего не достается от обильно политого нефтью общественного пирога! Инфляция всякий раз оказывается выше 10% в год, что больно бьет не только по малоимущим, но и среднеобеспеченным слоям населения.

Россия продолжает быстро стареть и терять население. Смертность в полтора раза превышает рождаемость, а приток мигрантов (даже из числа наших соотечественников!) прекратился из-за бездумной политики власти. За пять лет население страны сократилось более чем на три миллиона человек, ежегодно сокращаясь более чем на 900 тысяч человек. По продолжительности жизни Россия откатилась на 117 место в мире, прочно заняв место среди беднейших государств Африки и Азии. Рожая как в Европе, а умирая как в самых отсталых странах Азии, мы действительно встали на свой особый, «евразийский» путь развития. Сегодня российский гражданин живет на 12 – 14 лет меньше, чем средний европеец в странах ЕС! По масштабам людских потерь (в мирное время!) Россия вышла на первое место в мире!

Бичом России остается массовая бедность. Ниже официальной черты бедности живет каждый пятый россиянин, а еще половина населения немедленно окажется там при малейшем экономическом потрясении – у людей нет ни накоплений, ни иных «страховок» на такой случай. По данным Всемирного Банка, Россия по валовому национальному доходу на душу населения находится только на 82-м месте в мире! При этом особенностью нынешней России является то, что даже наличие постоянной работы не страхует от бедности! Массовая бедность типична для учительских семей, медработников, военнослужащих. За чертой бедности оказывается, например, каждая вторая молодая семья, родившая ребенка – даже если и папа, и мама работают! У половины граждан России нет в достатке денег даже на элементарное – на новую одежду.

Все более недоступными становятся общественные услуги – в первую очередь, образование и здравоохранение. В них растет платная доля, услуги эти быстро дорожают. Половина населения страны фактически не имеет возможности нормально лечиться! Все менее качественным и при этом менее доступным становится высшее, среднее специальное и даже школьное образование. Из 32 ведущих стран, в которых оценивалось качество школьного образования, Россия в 2004 году оказалась лишь на 29 месте.

Продолжает ухудшаться структура российской экономики и российского экспорта. Вопреки всем официальным заверениям о предпринимаемых усилиях по диверсификации экономики, последняя приобретает все более ярко выраженный сырьевой характер, по схеме «нефть в обмен на шмотки и продовольствие». Россия продает сырье, а покупает одежду, продовольствие, бытовую электронику, автомобили, и только потом – промышленное оборудование – большей частью – для новой добычи сырья. На этом фоне отечественная промышленность и сельское хозяйство все больше приходят в упадок, проигрывая конкуренцию импорту. Россия окончательно превращается в сырьевой придаток – теперь уже не только Запада, но и Востока! Нынешняя Россия уже добывает и продает нефти больше, чем Россия советская – при том, что ее запасы у нас далеко не бесконечны. Все это нельзя назвать иначе, как хищническим проеданием будущего России, будущего наших детей!

Продолжает разрушаться российская инфраструктура, и без того крайне отсталая. На ремонт дорог выделяется вчетверо меньше средств, чем требуется для простого их поддержания. Нет денег и для строительства новых – за несколько лет доля расходов на это упала в несколько раз. Обычным дело стало саморазрушение ветхого жилья, как и массовые отключения электричества. Объем вложений в обновление и развитие инфраструктуры ничтожен по сравнению с потребностями страны.

В большинстве важнейших международных рейтингов Россия продолжает быстро падать в пропасть.

Согласно данным Всемирного экономического форума, в рейтинге конкурентоспособности среди 104 стран по итогам 2004 года мы заняли только 70-е место, проигрывая всем нашим основным конкурентам – Китаю (46-е), Индии (55-е), Бразилии (57-е). Может ли нас утешить, что мы пока еще опережаем Кению и Уганду, немного уступив при этом Индонезии? Снижается и рейтинг привлекательности России для прямых иностранных инвестиций, в которых страна чрезвычайно нуждается.

Из трех главных факторов, по которым оценивается конкурентоспособность стран в современном мире (макроэкономика и бюджетно-финансовая политика, качество государственных институтов, уровень инновационного и технологического развития) хуже всего в России обстоят дела с качеством государства. Россия вошла сегодня в «почетную» пятерку самых коррумпированных стран мира! А по объему отмываемых преступных денег – и вовсе в «тройку призеров»! По «качеству» отечественных бюрократов мы на 89-м месте из 104, уступая даже любимому нашим народом Гондурасу. В результате немотивированных нападений государства на российские и зарубежные компании резко (в разы) возросло бегство капитала, а капитализация российских компаний находится в депрессивном состоянии.

Россия постепенно «выпадает» и из главных тенденций мирового развития. Согласно «Индексу глобализации» журнала «Международная политика» в 2004 году наша страна провалилась сразу на 8 позиций, откатившись на 52 место из 62. Индекс оценивает степень вовлеченности страны в мировые связи в плане человеческих контактов, экономической интеграции в мировой рынок, технологического развития (например, уровня проникновения и распространения Интернета) и политической активности в международных делах. Здесь нас тянут вниз все те же неэффективность государственного аппарата и всепроникающая коррупция, зависимость от сырьевого экспорта.

Не добавляет нам оптимизма и сохранение таких открытых ран и потенциальных угроз, как продолжение необъявленной войны в Чечне, рост нестабильности на всем Северном Кавказе, разрастающаяся эпидемия СПИДа, постепенное обезлюдивание Сибири и Дальнего Востока, растущий разрыв в уровне развития и уровне жизни жителей российских регионов.

Общий упадок России приобретает все более угрожающие черты. Мы вымираем, стареем, теряем глобальную конкурентоспособность, развиваемся все медленнее, да и не в том направлении, в каком требуется. Наш госаппарат опускается все ниже, окончательно приобретя отталкивающие черты коллективного вымогателя, насильника и взяточника. Он снова нагло присвоил себе роль не слуги народа, а его господина. Разрыв между ничтожным слоем сверхбогачей, купающихся в роскоши (среди которых полно чиновников, официально живущих на одну зарплату), и огромным большинством граждан, едва сводящих концы с концами, становится нестерпимым. И все это происходит на фоне нескончаемых восторженных рапортов официальной пропаганды о «подъеме России», «возрождении державы», «торжестве национального суверенитета и патриотизма»!

Болото единовластия

Все системные неудачи России последних лет явились прямым результатом ошибочной стратегии действующего президента страны и фактически возглавляемого им правительства, при раболепной поддержке думского большинства и столь же безвольного Совета Федерации.

Исходя из неверной оценки основных угроз, стоящих перед Россией, а также решив, неясно на каком основании, что им принадлежит монополия на власть и на определение политического курса страны, группа лиц, контролирующая сегодня власть в стране, уничтожает демократические институты и практики, только начавшие складываться в России в ходе демократической революции начала 90-х годов. В результате качество управления страной ухудшилось, выросла коррупция, государство в целом ослабло и стало менее стабильным.

Объявив, без серьезных на то оснований, что страна столкнулась с угрозой распада, исходящей, в том числе, от глав регионов, президент реформировал Совет Федерации, выведя из его состава избранных народом лидеров субъектов федерации и председателей региональных парламентов, наполнив его послушными чиновниками. В результате представительство регионов на федеральном уровне было урезано, а число грубых управленческих ошибок, в том числе и в ходе реформы по разграничению полномочий, реформы местного самоуправления и других – возросло.

Борясь все с тем же мифическим «распадом страны», президент разместил в регионах семь «наместников» (полпредов) с не вполне ясными полномочиями. Это привело лишь к еще большему разбуханию госаппарата и появлению еще одного лишнего посредника между провинцией и Москвой.

Трагедия в Беслане дала президенту повод лишить граждан права самим избирать себе глав регионов. В результате остались на своих местах в основном все те же, порой правящие десятилетиями, «хозяева» российских земель, а граждане лишились последней возможности влиять на региональную власть. Назначенная власть в регионах стала еще слабее, еще больше утратила доверие людей, сильнее погрязла в коррупции.

Тот же Беслан стал поводом для ликвидации одномандатных округов по выборам в Госдуму. Теперь Дума будет формироваться только партиями, а барьер для попадания туда повышен до 7%. Это означает, что теперь у российского избирателя не будет своего конкретного депутата, а многие голоса пропадут зря, не будучи учтены при распределении мест в Думе. Будущая, чисто «партийная Дума» будет еще дальше от народа, еще слабее, ей труднее будет противостоять правительственным бюрократам, в ней не останется независимых депутатов, а избирателю не к кому будет обратиться за помощью и защитой.

В Госдуме окончательно воцарились единомыслие и однопартийность. «Партия власти» захватила в Думе все рычаги управления, задушив свободную дискуссию. Оппозиция лишена возможности внести свои коррективы в сплошной «одобрямс» правительственных и президентских инициатив. Это приводит к грубейшим ошибкам в принимаемых законах, как это было в случаях с «монетизацией льгот», новым Жилищным кодексом и многих других. Разрушив политический плюрализм в парламенте, власть зримо ухудшила качество законодательного процесса.

Усилиями Кремля и «партии власти» выборы в России все больше превращаются в фарс. Тысячами не допускаются к выборам неугодные власти кандидаты. Выборы фальсифицируются с помощью «досрочного голосования», подделки протоколов и других трюков. Стремление любой ценой получить «нужный результат» подрывает доверие к власти, выборам, ослабляет сами основы государства. Недавно внесенные в избирательное законодательство поправки, упрощающие процедуру отказа в регистрации кандидатам и партиям, повышающие «проходной барьер», изгоняющие с избирательных участков независимых наблюдателей и журналистов не оставляют сомнений – готовятся массовые фальсификации на предстоящих федеральных выборах.

Тяжелые удары нанесены действующей властью по свободе слова. Уничтожена независимость НТВ, исчезли свободные политические дискуссии на ОРТ и РТР, подача «новостей» на государственных телеканалах подчинены задачам правительственной пропаганды. Растет давление на печатную прессу. В результате общество получает все меньше честной информации о положении в стране и в мире, ему все труднее непредвзято оценивать действия властей. Телеэкраны заполняют развлекательным примитивом, «мыльными операми» и «чернухой» о предпринимателях, похожих на бандитов, и бандитах, похожих на предпринимателей. Повседневная практика беззастенчивого «промывания мозгов» и массового оболванивания лишь на время дает власти иллюзию поддержки, но когда обман вскрывается, общество отвечает на ложь протестом, как это было в случае с «монетизацией льгот». Официальная ложь в лишенных свободы СМИ подрывает доверие к государству, тем самым ослабляя его, отчуждая людей от власти.

Ложный вывод о том, что главная угроза в стране – терроризм, был использован для безмерного раздувания численности правоохранительных органов и спецслужб, как и для неоправданного расширения их полномочий. В том числе в части вмешательства в деятельность предприятий, работу журналистов, личную жизнь граждан. В условиях полного отсутствия внешнего, гражданского контроля над деятельностью «силовиков» это привело к безудержному росту правового произвола, вымогательства, коррупции, «крышевания» и прямого участия «людей в погонах» в бизнесе. Согласно независимым исследованиям, до половины сотрудников МВД имеют дополнительные, запрещенные законом, доходы, каждый пятый занимается бизнесом в рабочее время! Опросы показывают, что сегодня граждане России больше боятся собственных «правоохранителей», чем преступников. Снижение требований к «силовым органам», увеличение их численности с одновременным снижением качества работы, рост произвола и коррупции – таков результат лжеборьбы с терроризмом и отсутствия необходимых реформ силовых структур.

Ошибочное представление, что суды и прокуратура будут лучше работать, если обеспечить их подчинение президентской власти, привело к тому, что за последние пять лет, как свидетельствуют независимые исследования, уровень доверия граждан к их работе не только не вырос, а еще больше снизился. Фактическое подчинение суда и прокуратуры «президентской вертикали» состоялось, а справедливого правосудия и честной защиты закона стало заметно меньше. Судебная реформа провалилась, что признали и сами ее авторы. По данным Всемирного банка, доверие к судебной системе в России сегодня ниже, чем в Восточной Европе и даже чем в других странах СНГ! Сегодня для всех очевидно – «вертикаль власти» и независимость суда – вещи несовместимые!

Ложные предпосылки породили ошибочные решения. Уничтожая свободу слова, политическую конкуренцию, подрывая доверие к выборам, отстраняя народ от власти, давая полную свободу рук бюрократам — нынешняя власть не укрепила государство. Напротив, всеми этими мерами государство самым серьезным образом ослаблено. Многие из предпринятых мер противоречат Конституции, а значит, нелегитимны. Доверие к власти слабеет. Недовольство растет. Зреет протест, в том числе в регионах. Единство страны подрывается не федерализмом, а его уничтожением. Острый дефицит свободного обсуждения проблем страны делает народ менее просвещенным, а значит, более открытым к тому, чтобы быть вовлеченным в радикальные авантюры любого толка.

Единовластие не укрепляет, а разрушает Россию. Нас силой волокут в авторитарные дебри, в которых мы уже дважды за последние сто лет потеряли страну. Наш долг – не допустить, чтобы это повторилось!

Тупик госолигархами

Последние пять лет, экономическая политика президентского правительства была столь непоследовательной, что трудно назвать ее иначе, как шизофренической.

Правительство умудрялось одновременно проводить либеральные и антилиберальные мероприятия. Снижало налоги и тут же резко увеличивало налоговые изъятия. Поощряло рост экспорта нефти и нефтепродуктов и изымало всю образующуюся при этом прибыль. Проводило судебную реформу и оправдывало псевдоправовой передел собственности. Говорило о либерализации экономики и увеличивало долю госкомпаний в ведущих отраслях. Заявляло о либеральных реформах и рассаживало действующих чиновников из администрации президента и кабинета министров во главу крупнейших компаний. Боролось с инфляцией и быстро повышало тарифы естественных монополий. Стремилось в ВТО и принимало протекционистские решения. Отменяло социальные льготы, а потом тратило вдвое больше денег, чем прежде, чтобы как-то успокоить взбунтовавшийся народ. Уменьшало число проверок и лицензий и позволяло распоясаться налоговикам-силовикам. Сгоняло с трона частную олигархию, чтобы тут же водрузить на ее место олигархию министров-капиталистов.

Шизофреническая политика себя полностью оправдала – российская экономика окончательно свихнулась и пошла вразнос!

Низкие темпы роста теперь уверенно сочетаются с высокой инфляцией. Россия в тяжелой форме заболела «голландской болезнью» — нефтедоллары текут в страну, укрепляя рубль и разгоняя инфляцию, импорт вытесняет отечественную продукцию, внутреннее производство начинает сокращаться. Ужасный деловой климат, обусловленный запредельной коррупцией, издевательскими административными барьерами, немотивированными атаками на бизнес, «налоговым терроризмом» (выражение президента), отсутствием защиты собственности – делает Россию непривлекательной для вложений как со стороны своих, так и зарубежных инвесторов.

Заявления руководства страны о дальнейшей экспансии государства в экономику, о дополнительных ограничениях на деятельность иностранных инвесторов, угрозы прокуроров о грядущих новых «юкосах» свидетельствуют – болезнь в государственной голове приобретает все более тяжелую, хроническую форму.

Бал правят госолигархи – чиновники, по совместительству управляющие политикой разного рода госмонополий.

За минувшую пятилетку тарифы (регулируемые государством!) выросли: на жилищные услуги на 350%, на коммунальные услуги на 290%, на газ на 130%, на электроэнергию – не 129%. Этого ли ждали граждане России, проклиная олигархов-частников и надеясь на «родное» государство?

Частники-олигархи плохи, но олигархи-чиновники – оказались не лучше. Первым хотя бы приходится конкурировать с себе подобными и с иностранцами. Вторые – уничтожают всех конкурентов и всяческую конкуренцию, имея в руках все рычаги государства, к примеру, послушную Думу или не менее послушную прокуратуру. Сегодня высшие чиновники государства возглавляют «Газпром» и «Роснефть», «Аэрофлот» и «Росвооружение», «Российские железные дороги» и «Первый канал», как и многое другое, зачастую выступая защитниками не интересов государства и тем более общества, а «своих» компаний. Они же затевают переделы собственности, нанося огромный экономический ущерб стране. Не случайно Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) назвала Россию «слабой страной с сильными чиновниками».

Одновременно с поддержкой аппетитов государственных монополий, и с усиливающимися погромами частного сектора российской экономики, которому мы обязаны всеми имеющимися, пусть пока и скромными, экономическими успехами России последних лет, российская бюрократия непрерывно наращивает расходы на свое собственное содержание, и на государственные инвестиции, в ходе «освоения» которых, по независимым оценкам, исчезает до половины денег. Кроме того, она осуществляет многомиллиардные госзакупки, львиная доля которых проходит без конкурсов, или говоря по-русски, без обиняков, разворовывается. Быстро, в разы, увеличиваются всякого рода военные и околовоенные расходы, чаще всего, совершенно непрозрачные для общественного контроля. Этот рост военных расходов не приносит никакого облегчения простым военным, но, видимо, сильно способствует благосостоянию тех, кто «контролирует потоки».

И одновременно правящая бюрократия снижает вложения страны в самое необходимое – в образование, здравоохранение, науку, культуру! Такая «политика» сводит на нет все успехи по росту доходов государства – большая часть этого прироста используется не по делу или расхищается. Госолигархия транжирит ресурсы страны, проедая ее будущее. Все это стало возможным лишь в силу отсутствия необходимого общественного, демократического контроля над исполнительной властью.

Курс на госкапитализм и госолигархию, откровенно взятый нынешним руководством страны, не оставляет России никаких шансов на успешное развитие. Он гарантирует экономический застой, безудержную коррупцию, отсутствие нужных реформ, новые страдания большинства граждан, вызванные разгулом властного произвола и грабежом со стороны государственных монополий.

Госолигархия для России – такой же мрачный тупик, как и авторитарный режим. Эта система рухнет в ту же минуту, когда закончится нефть или резко упадут нефтяные цены (как это уже было в 1984 и 1998 годах). Нынешняя коррумпированная верхушка страны не хочет думать об этом – на ее век наворованного хватит с лихвой! Наш долг – прямо заявить об опасности, нависшей над Россией и добиваться немедленного изменения политики – пока еще не поздно!

Наша повестка дня

Полицейско – бюрократическое государство и госкапитализм – исчерпывающая формула нынешней России. Авторитаризм без модернизации, или, по-русски – ни тебе свободы, ни тебе развития! – таков курс нынешней власти.

У нынешнего руководства страны ошибочная повестка дня:

борьба с демократией, якобы ослабляющей страну, потому что народ, якобы, до демократии «не дорос»;

борьба за сохранение самих себя у власти, якобы обеспечивающая общественную стабильность и национальный суверенитет;

борьба с внешними угрозами, которые якобы грозят существованию России;

борьба с самостоятельностью регионов, которая якобы угрожает распадом страны;

борьба с общественными организациями, которые якобы являются «пятой колонной» враждебного нам «мирового закулисья»;

борьба с терроризмом, который якобы неискореним и грозит нам отовсюду;

борьба с частным капиталом, который якобы подрывает силу государства;

борьба с иностранными инвесторами, которые якобы могут подорвать безопасность страны;

борьба с миграцией, которая якобы также подрывает безопасность государства.

Ликвидация демократических институтов ослабила государство. Цепляние за власть, применение для этого «промывания мозгов», манипуляций и фальсификаций на выборах – неминуемо приведет к политическому кризису, как на Украине и других странах.

У России нет серьезных внешних угроз, а значит, нет нужды в раздувании армии, массовом призыве, огромном неподконтрольном росте военных расходов.

Разумная самостоятельность регионов не грозит распадом страны а, напротив, может дать дополнительный импульс ее развитию, ускорению экономического роста.

Развитие неподконтрольного государству гражданского общества не угрожает политической стабильности, а, наоборот, подводит под нее надежную демократическую основу.

Истоки терроризма лежат в чеченской проблеме, которую надо решать политическими методами, а не раздувать психоз и давать опасно широкие полномочия спецслужбам, провоцируя в них произвол и коррупцию.

Частный капитал не угрожает стране, а, напротив, является главным условием ее успешного развития. Без массового прихода иностранного капитала, в том числе в добывающие и стратегические отрасли, у России нет шансов подняться и сохраниться в качестве одной из ведущих держав мира.

России не преуспеть без смягчения миграционной политики и стимулирования законного и контролируемого притока мигрантов, в первую очередь – из числа бывших соотечественников.

Стране нужна сегодня объективная, а не мифологическая, оценка главных проблем и угроз, и вытекающая из нее новая повестка дня. Россия и населяющие ее 144 миллиона человек нуждаются в стратегии развития страны как минимум на 10-15 лет вперед. Которая отвечала бы базовым (мы уверены – в своей сути демократическим) ценностям нашего народа и формировала образ «желаемого будущего», ради которого стоит работать, жить, растить детей.

По нашему убеждению, современная Россия стоит перед лицом пяти главных угроз своему развитию и существованию:

демографический кризис, быстрое сокращение и старение населения;

деградация «человеческого капитала», качества образования и профессиональных навыков населения, состояния здоровья, и вытекающее отсюда нарастающее интеллектуальное и технологическое отставание России, растущее выпадение страны из глобального контекста;

крайне низкое качество государственных институтов и услуг, чрезвычайно высокий уровень коррупции и правового произвола, что, в том числе, не дает развиваться экономике и делает невозможным проведение адекватной социально — экономической политики;

чрезмерность и нереформированность российской «силовой машины», несоответствующей потребностям страны и при этом грубо искажающей всю траекторию развития России;

нарастающее отчуждения регионов России от федерального центра, вызываемое, с одной стороны, политикой централизации и унификации со стороны нынешних федеральных властей, и, с другой, отсутствием современной региональной политики.

Мы убеждены – только точный диагноз дает пути к излечению. И только добросовестный прием лекарств, пусть порой и горьких, вернет нам уверенность в будущем! Наша программа – предельно ясный ответ на эти вызовы, надежная защита от пяти тяжелых заболеваний, мучающих сегодня Россию.

Мы выдвигаем пять главных программных задач партии:

первая задача

Демократический контроль

Недопустимо низкое качество государственных институтов, коррупция – главный на сегодня тормоз развития России. Без формирования современной политической системы и государственной машины — в сочетании с активным и развитым гражданским обществом, ни одна из прочих задач национального развития решена быть не может.

Мы предлагаем комплекс решений, которые позволят в короткий срок поднять качество государственных институтов на совершенно новый уровень.

Прежде всего, общество должно осознать, что победа над коррупцией возможна лишь в условиях подлинной свободы слова, активной роли представительных органов власти, политической конкуренции, независимого правосудия, прозрачности действий исполнительной власти, ее подотчетности гражданам.

Органы исполнительной власти, отдельные чиновники должны находиться под эффективным контролем демократически избранных органов и общества и работать на принципах гласности.

Мы уже внесли в Думу проект закона о предоставлении каждому жителю России любой информации о деятельности органов власти и должностных лиц. Информация должна предоставляться немедленно и бесплатно, отказ повлечет персональную ответственность виновного должностного лица.

Мы также подготовили и внесли в Думу закон о Федеральном Собрании, который открывает широкую дорогу парламентским расследованиям, действенному контролю за деятельностью министерств и ведомств, повседневному контролю парламента над деятельностью Правительства. Счетная палата, Генеральная прокуратура, Центризбирком выводятся этим законом из-под фактической подчиненности президенту, гарантируется их независимость.

Нами подготовлен и будет внесен закон О Президенте, который строго ограничит полномочия главы государства, лишит его возможности подминать под себя законодательные и судебные органы власти, впервые будет строго определена компетенция Администрации президента.

Необходимо принять поправку в закон о Правительстве, предусматривающий формирование кабинета министров парламентским большинством по итогам парламентских выборов. Программа правительства должна в своей основе иметь программу победившей партии (коалиции). Это повысит подотчетность правительства, его ответственность. Дума должна получить право отправлять правительство в отставку.

Надо вернуться к избранию Думы равными частями от партий и одномандатных округов, при снижении барьера для партий до 4%. Мы будем добиваться пересмотра закона о партиях – граждане должны иметь право свободно и просто создавать новые партии. Возможности исполнительной власти контролировать партии и вмешиваться в их деятельность должны быть исключены. Совет Федерации должен избираться народом. Главы исполнительной власти субъектов федерации и главы местного самоуправления должны избираться народом.

В ближайшее время мы готовы предложить новый Избирательный кодекс, который даст возможность каждому гражданину участвовать в выборах, запретит снятие кандидатов и партий с выборов, гарантирует самые широкие возможности общественного контроля над выборами, даст кандидатам возможность свободно использовать СМИ для изложения своих программ, защитит принцип равенства кандидатов и непредвзятости государственных органов, государственной и муниципальной прессы.

Генеральная прокуратура должна быть подотчетна парламенту, а не президенту. Область прокурорского надзора должна быть четко ограничена.

Судьи должны выбираться. Их и присяжных следует надежно защитить от давления. Отбор кандидатов в судьи и прокуроры должна вести независимая общественно-государственная структура (магистратура) – на основе высоких единых требований. Судьи должны быть независимы от вышестоящих судов. Трехлетний испытательный срок для судей должен быть отменен. Суды должны быть открытыми, все решения судов должны публиковаться. Решения судов должны неукоснительно исполняться. Исполнительная власть должна быть надежно отстранена от воздействия на суды. Будут подготовлены соответствующие изменения в законах.

Народ вправе использовать свое право на решение важнейших вопросов государства на референдуме. Такое право должно быть обеспечено новым законом о референдуме.

Телевидение не должно быть орудием пропаганды в руках исполнительной власти, искажающим действительность и препятствующим многообразию мнений. Первый и второй телеканалы должны быть преобразованы в независимое общественное телевидение, действующее на основании Хартий, утвержденных парламентом страны. Независимость и объективность телевидения должен обеспечивать парламент и образуемые им общественные советы.

Государство также должно гарантировать самые широкие возможности для расцвета и свободной деятельности общественных организаций и инициативы граждан, включая сотрудничество с ними в решении общезначимых задач.

Задача борьбы с коррупцией потребует принятия также и специального антикоррупционного законодательства, предусматривающего, в том числе, требование объяснения со стороны чиновников источников происхождения их накоплений и имущества, как и членов их семей, а также пожизненный запрет занимать государственные и муниципальные должности чиновникам, доказательно уличенным в коррупции.

Современное и компактное государство — поставленное под демократический контроль общества, каждого гражданина, государство, оказывающее гражданам качественные услуги и излеченное от чванливости и коррупции, государство, преследующее исключительно общее благо – вот наша главная цель!

вторая задача

развитие человека

Конкурентоспособность и общий успех России напрямую зависят от уровня расходов государства на развитие российского «человеческого капитала» — образование, здравоохранение, науку. А также от успешного сбережения бесценной и удивительной российской природы.

Сравнительно с развитыми странами, доля расходов на эти цели в российском ВВП примерно вдвое ниже. Мы должны уже в ближайшие годы вывести этот показатель на уровень развитых стран, в противном случае общее отставание России от передовых стран будет только нарастать.

Для нас неприемлем подход, согласно которому «сначала надо поднять экономику, а уж потом вкладывать в социальную сферу». Мы полагаем, что, напротив, обеспечить в России появление современной постиндустриальной, информационной, разнообразной экономики – невозможно без массированных и целенаправленных инвестиций государства в образование, профессиональные навыки населения, здоровье людей и шире – в российский «человеческий капитал».

Исходя из этого, ключевым принципом политики должно являться то, что каждый имеет право на качественное и бесплатное образование, вне зависимости от доходов семьи и места проживания. Этот принцип должен распространяться на школьное, среднее специальное и высшее образование.

Мы будем добиваться, чтобы уже в течение трех ближайших лет доля бесплатных мест в высшей школе увеличилась не менее чем до 75%, с перспективой дальнейшего роста. По крайней мере та же пропорция должна быть обеспечена в средних специальных учебных заведениях.

Школа должна оставаться бесплатной для всех. При этом государство и муниципалитеты должны обеспечить школу всем необходимым для качественного обучения. Средняя зарплата учителя должна быть уже с 1 января 2006 года доведена, как минимум, до средней по стране (сейчас около 9 тысяч рублей в месяц) – с законодательно закрепленной перспективой дальнейшего роста. При этом надо серьезно изменить методики преподавания и отношение к ученикам. Школа должна поощрять самостоятельность мышления, навыки сотрудничества и закладывать детям демократическое мировоззрение. Следует расширять права школьных коллективов, родительских и попечительских советов, широко применять договоры между школами и муниципалитетами, содержащие взаимные обязательства сторон.

В высшей школе требуется усиление общественного контроля за использованием средств, качеством и направлениями учебного процесса. Решение о закрытии или перепрофилировании вуза или факультета, не обеспечивающих должного уровня подготовки, должно приниматься независимыми общественно-государственными инспекциями, а не чиновниками министерства образования. Мы подготовим и внесем проект федерального закона об ассоциациях и советах выпускников вузов – с правами участвовать в общественном контроле над работой вузов и влиять на выработку направлений учебного с учетом изменений, происходящих в обществе. Реализация Болонского процесса не должна привести к снижению доступности высшего образования. Государство должно стремиться к поддержке и развитию качественного образования не только в столицах, но и в регионах России.

Борьба с бедностью должна строиться не столько на массовой раздаче единообразных и обезличенных пособий, сколько на принципе развития человека. Работающие россияне должны получать такое вознаграждение за свой труд, которое включало бы в себя не только оплату самых простых нужд – еды, одежды, жилья, но и включало в себя возможность самостоятельного развития «человеческого капитала». Россия должна решительно перейти от стратегий выживания к стратегиям развития. Для решения этой задачи мы подготовим и внесем закон о минимальной заработной плате, включающей в себя все необходимое для достойного развития «человеческого капитала». В перспективе необходимы разработка и принятие российской Социальной хартии, ориентирующей политику государства и общества на развитие человека, а не на его выживание, и содержащей государственные и общественные гарантии такого развития.

России требуется восприятие новых принципов социальной политики, принципов единого социального пространства, социальной сплоченности, равного доступа к общественным услугам.

Требует срочного исправления катастрофическая ситуация с немотивированной смертностью населения, по которой Россия, увы, лидирует. Для этого, помимо общего удвоения доли расходов на здравоохранение, требуется повышение общей эффективности системы оказания медицинской помощи, безотлагательное принятие единых стандартов оказания качественной и бесплатной медицинской помощи. Кроме того, необходимо рассмотреть возможность создания сети федеральных диагностических центров с плотностью размещения по территории страны, делающей их доступными для всего населения – для обеспечения бесплатной ранней и массовой диагностики. Эта мера может помочь резко снизить немотивированную смертность в стране, по меньшей мере, по причине запущенных заболеваний.

Российская наука, даже находясь в кризисе, продолжает удерживать десятки мировых приоритетов, по-прежнему способна вести исследования и делать открытия первого класса, создавать уникальные изделия и проводить беспримерные эксперименты. Государство должно гарантировать постоянный рост вложений как в фундаментальные, так и в прикладные исследования, поощряя при этом привязку достижений фундаментальной науки к практическому применению. Академия Наук должна сохранить свое ведущее научное значение, как самоуправляющаяся, независимая от государства общественная организация. Должны быть созданы условия, поощряющие исследования в области новых технологий, осуществляемых предприятиями и компаниями, развитие в этой области малых и средних предприятий. Государство должно требовать активной научной работы от высшей школы и создавать для этого необходимые условия.

Дорога в будущее в наши дни пролегает не через нефтепромыслы и не зависит от диаметра трубы. Будущее определяется качеством образования, здоровьем человека и уровнем развития науки и технологий. Если нас спросят – где находятся ключи от ворот в город будущего, мы ответим – именно здесь!

третья задача

цивилизованная сила

Кратко ситуацию, сложившуюся в России с армией, милицией, спецслужбами, лучше всего описывает характеристика Струве столетней давности: «чрезмерность полиции». Чрезмерность во всем – численности, расходах, полномочиях.

По данным российского правительства, людей в погонах сегодня насчитывается до 4 миллионов – из общего числа трудоспособных мужчин 20 миллионов, или каждый пятый. Это намного больше, чем относительная численность «силовиков» в развитых странах.

При этом сокращение Вооруженных Сил, как и их перевод на современные рельсы, практически остановлены, не дав никакого результата. Отказ от реформы на фоне демографического спада заставляет военное ведомство искать резервы массового призыва молодежи в армию. Для этого идет массовая ликвидация военных кафедр в вузах, обсуждается отмена отсрочек для студентов. Главный ресурс страны – молодое поколение отвлекается от получения образования и трудовых навыков для службы в армии, в которой в ее нынешнем состоянии страна не нуждается.

Военная доктрина неадекватно оценивает уровень внешних угроз, что заставляет страну держать непропорционально большую армию.

При этом быстро нарастает кризис российской армии. Только за 2004 год от разного рода происшествий и преступлений погибли более 900 военнослужащих. Лютует дедовщина, гибнут солдаты и офицеры в Чечне. Более 45% преступлений совершают старшие офицеры! Цифры боевых и небоевых потерь скрываются от общества.

Среди срочных мер, которые необходимо предпринять, главными являются следующие. Пересмотреть военную доктрину, более трезво и сдержанно оценив потенциальные внешние угрозы. Немедленно максимально открыть военный бюджет, приняв подробный классификатор, чтобы обществу можно было эффективно контролировать военные расходы, в том числе закупки вооружений и расходы на НИОКР. Требуется создать систему независимой экспертизы, которая будет участвовать в определении целесообразности программ разработки вооружений, исходя из тенденций научно-технического прогресса и параметров военной доктрины. Провести сокращение численности ВС до обоснованного уровня – до 700 – 800 тысяч человек сохранив при этом нынешнюю долю военных расходов в ВВП. Это позволит поднять денежное довольствие и решать социальные вопросы, улучшить снабжение и закупки современных вооружений, развивать НИОКР – при условии полной прозрачности тендеров и расходов. Следует последовательно снижать долю призывников, повышая долю контрактников, с перспективой полного перехода на контрактную армию. Совет безопасности должен выполнять функцию эффективной координации и политического управления под руководством президента страны.

Похожая ситуация в МВД. Штаты министерства растут (уже около двух миллионов), одновременно со снижением эффективности работы милиции. Необходимо последовательное сокращение штатной численности МВД, в том числе внутренних войск – не менее чем на 500 тысяч в общей сложности в течение трех лет. Одновременно с этим должна повышаться материальная обеспеченность милиции, денежное довольствие, требования к уровню профессионализма, качество подготовки. Коммерческая деятельность сотрудников и подразделений МВД должна быть жестко пресечена. Требуется санация ГАИ, вплоть до массовой чистки в ее рядах.

Спецслужбам должно быть законодательно запрещено вмешиваться в деятельность предприятий, частную жизнь граждан, осуществлять политический сыск под предлогом «борьбы с экстремизмом». Полномочия спецслужб должны быть подвергнуты ревизии, штаты сокращены. Необходимо создать эффективные методы общественного и парламентского контроля над их деятельностью.

Нереформированные, гипертрофированные «силовые органы», находящиеся вне общественного контроля, глубоко пораженные коррупцией и широко вовлеченные в коммерческие отношения, не могут обеспечить защиту прав граждан, безопасность страны. Быстро растущие расходы на их содержания не подкрепляются соответствующей отдачей. Отказ от сокращения их численности и полномочий, отказ от реальной борьбы с коммерциализацией и коррупцией, отказ о повышения требований к армии, милиции и спецслужбам, отказ от эффективного общественного контроля – резко осложнит развитие страны, еще более ухудшит деловой климат, отвлечет лучшие человеческие ресурсы.

Мы должны добиться глубокой реформы «силовых структур», предоставить в распоряжение России современную и цивилизованную силу!

четвертая задача

помочь семье, открыть страну

Быстрое вымирание страны требует срочных мер.

Прежде всего, комплексной и целенаправленной поддержки семьи и детства. Повышения единовременного пособия при рождении ребенка – хотя бы до украинского уровня (около 2 тысяч долларов). Повышения ежемесячного детского пособия, прежде всего для нуждающихся – хотя бы до размера минимального размера оплаты труда (сейчас – 720 рублей). Принятия федеральной целевой программы строительства и покупки жилья для семей с детьми, которая обеспечивала бы оплату государством при рождении первого ребенка 30% стоимости квартиры, второго – еще 30%, третьего – полного выкупа квартиры в собственность семьи за государственный счет, долгосрочную ипотеку на льготных условиях. Обеспечение достойной доплаты родителям за уход за маленьким ребенком при сокращении рабочего дня, или при уходе за больным ребенком, обеспечение гарантированного доступа к дошкольным учреждениям, вне зависимости от доходов и места жительства семьи.

Мы призываем общество сплотиться для решения проблем детей-сирот и детей-инвалидов, которых в нашей стране становится все больше и больше. Сейчас их – не менее 1,5 миллионов. Им нужны приемные семьи, которые окружают детей заботой и лаской, реабилитационные центры и школы, где они могли бы получить образование и шанс на достойную жизнь. Из всех федеральных целевых программ, финансируемых сейчас из бюджета, ни одна не нацелена на решение этой проблемы, без решения которой у России в буквальном смысле не будет будущего. Направление денег и государства, и бизнеса в эту сферу может стать лучшим примером частно — государственного партнерства.

Для сохранения и роста численности населения, обеспечения быстрых темпов и высокого качества экономического роста Россия должна уметь принимать и адаптировать значительное число мигрантов.

Прежде всего Россия должна активно поощрять приезд бывших соотечественников, в первую очередь, русских и русскоязычных. Любой бывший гражданин СССР и их потомки, свободно владеющие русским языком, должны иметь возможность приехать в Россию, и, при желании, сразу получить российский паспорт – в срок не более месяца. Россия не вправе отказывать им в гражданстве, должны быть разработаны специальные меры поддержки приезда в Россию соотечественников – жилищные ссуды, помощь в трудоустройстве, профессиональной подготовке и переподготовке и другие. В регионах Сибири и Дальнего Востока государство совместно с бизнесом должно предусмотреть дополнительные меры по привлечению туда на постоянное жительство соотечественников из бывших республик СССР. Мы должны сказать ясно и громко – Россия – это родина всех русских и русскоязычных.

Россия должна выиграть борьбу и за привлечение мигрантов и из дальнего зарубежья, при этом целесообразно особо поощрять переезд на постоянное место жительство тех специалистов и в те регионы, где в этом есть особенно острая потребность. Всего в течение ближайшего десятилетия Россия может и должна принять до 10 – 15 миллионов мигрантов на постоянное жительство, с предоставлением им российского гражданства. В противном случае быстрого вымирания страны будет уже не избежать.

При этом государство должно обеспечить полноценную культурную интеграцию приезжающих в российское общество. Для чего требуется специальная система мер, связанная с обучением русскому языку тех, кто в этом нуждается, профессиональная подготовка и переподготовка в государственных средних специальных учебных заведениях.

Всемерная поддержка семьи и детства, активная миграционная политика – вот что необходимо России для перелома катастрофических демографических тенденций, для уверенного поддержания высоких темпов экономического роста. Мы должны добиться, чтобы Россия стала открытой, гостеприимной страной, комфортной для жизни, рождения и воспитания детей!

пятая задача

укрепить регионы, развить местное самоуправление

Россия так велика и разнообразна, что успешно управлять ею из единого центра невозможно. Народы России имеют высокий уровень национального самосознания и обоснованно требуют, чтобы это принималось в расчет. Самые насущные нужды людей решаются на местном уровне, и это диктует приоритет развития местных сообществ.

Сохранить целостность России, учитывая при этом ее беспримерное разнообразие, можно лишь развивая и укрепляя самостоятельность регионов на принципах федерации.

Обеспечить гражданам России удобную и безопасную жизнь в каждом городе, поселке и селе можно лишь всемерно развивая местное самоуправление.

Курс на демонтаж федерации, взятый в последние несколько лет, как и курс на изъятие полномочий и денег у местных сообществ, ослабляет Россию, увеличивает угрозу распада страны. Мы будем добиваться осуществления ряда мер, направленных на укрепление единства и мощи страны, основанных на ценностях подлинного федерализма и сильного местного самоуправления.

Возвращение всенародных выборов глав регионов и обязательная выборность глав местного самоуправления прекратит порочную практику превращения их в покорных «царевых слуг» — как правило, в ущерб интересам граждан. Поставит их под контроль народа, заставит, прежде всего заботиться об интересах жителей своих территорий.

Институт полномочных представителей Президента должен быть ликвидирован, как совершенно излишний в федеративном государстве. Следить за исполнением федеральных законов будут суды, прокуратура, органы юстиции.

Должны быть упразднены и прочие надуманные «вертикали» — например, вертикаль избирательных комиссий. Минимум втрое должно быть сокращено число федеральных ведомств, имеющих свои конторы в регионах, как и число чиновников в них, сегодня уже превысившее число региональных госслужащих! Центр будет лишен лишних функций, большинство функций будет передано в регионы и муниципалитеты – ближе к людям, где проще спросить за их исполнение. В регионы должны быть переданы в основном все полномочия по совместным предметам ведения. Федеральный центр будет принимать по ним законы лишь в исключительных случаях – по просьбам регионов и по согласованию с ними.

Законодательная свобода регионов должна быть расширена – российские земли должны иметь свободу творчества, направленную на развития. Федеральные чиновники потеряют право издеваться над региональными законодателями, проверяя каждую запятую в региональных законах.

Мы будем активно содействовать возрождению активной работы Ассоциаций социально-экономического развития регионов. Госсовет будет упразднен, как бесполезный в силу своей административной подчиненности орган.

Особенности регионов должны учитываться в практике договоров между властями субъектов федерации и федеральным правительством.

Срок пребывания у власти глав исполнительной власти субъектов федерации и глав местного самоуправления будет ограничен двумя сроками не более чем по 4 года. Барьер для прохождения партий в региональные законодательные органы не должен превышать 5%. К выборам будут допущены избирательные блоки, региональные партии и общественно-политические движения.

Объединение (укрупнение) регионов не может проводиться в форме «кампанейщины». Объединение возможно лишь на основе ясно выраженной и осознанной воли граждан, в ходе легитимных референдумов. В республиках – только при дополнительном выявлении воли большинства представителей «титульных наций». Насилие в этом вопросе может привести к форсированному распаду страны!

Закрепление налоговых и иных доходов за уровнями власти надо продолжить, добившись их справедливого перераспределения сообразно осуществляемым полномочиям. Справедливым распределением на наш взгляд, является ограничение доходов федерального центра в совокупных бюджетных доходах страны на уровне не более 50%, с оставлением другой половины доходов регионам и местному самоуправлению примерно в равных долях. В будущем надо стремиться к ориентиру закрепления доходов между центром – регионами — муниципалитетами в пропорции 40 – 30 – 30. Это обеспечит бездефицитность большинства региональных и местных бюджетов, позволит успешно развивать российскую провинцию, гарантировать гражданам качественные услуги образования и здравоохранения, социальную поддержку, строительство социального жилья, дорог, коммунальных сетей, благоустройство населенных пунктов.

Необходимая в целом политика выравнивания в развитии регионов должна осуществляться не только путем перераспределения денег от более богатых регионов к более бедным. Важны новые акценты на развитие человеческого капитала, сильных институтов региональной и местной демократии, защиты частной собственности и конкуренции.

На местном уровне должна всемерно поощряться прямая демократия, активное участие граждан в местном самоуправлении. Народовластие на местном уровне должно осуществляться исключительно выборными лицами, несущими прямую ответственность перед жителями поселений и районов. За местным самоуправлением должны быть закреплены собственные налоги и иные доходы, достаточные для успешного решения местных вопросов. Там, где доходов будет не хватать, должна осуществляться политика выравнивания.

Мы рассматриваем бесконечное разнообразие России не как угрозу, а как богатство. Россия – не «тюрьма народов» и не военная казарма, в которой все должно быть «по уставу». Россия – это сад, в котором должны свободно цвести «тысяча цветов». Самостоятельные регионы и свободное местное самоуправление, имеющие средства к созданию удобной жизни для граждан, мирное развитие языков, культур и религий в едином демократическом государстве – таков наш идеал, имеющий прочную основу в российской истории.

Свободный человек, честная власть, достойная жизнь

За последние годы Россия стала менее свободной, менее справедливой, менее эффективной. Два главных врага, отнимающих у людей жизнь и счастье – война и диктатура – все еще не отпускают нас из своих лап. Государство не стало нашим, народным – оно, как и прежде, нависает над обществом как его господин. Многие опять боятся. Многие опять молчат. Есть и те, кто уехал. Но миллионы продолжают трудиться и, как и мы, твердо верить в будущее России, будущее своих детей.

Наша партия видит свой патриотический и гражданский долг в открытой и смелой защите прав и свобод граждан России, ведь величие России – в свободе и достоинстве ее граждан. Только свободный и не скованный государственным притеснением гражданин может создать великое будущее своей страны. Наш долг – восстановить демократию и справедливость – в атмосфере свободы.

Вместе с обществом мы должны поставить на место чиновничий аппарат, положить конец его чванству, мздоимству и лихоимству. Господин должен стать слугой – слугой общества. Закон должен стать законом. Суд должен встать на защиту законных прав граждан. Права людей должны быть надежно защищены от любого произвола.

России хватить бороться за выживание – надо научиться развиваться, идти вперед, а не ходить кругами. Говоря словами Владимира Соловьева – национальный вопрос в России есть вопрос не о существовании, а о достойном существовании!

Мы призываем всех жителей России, согласных в целом с нашими идеями и принципами, присоединиться к нам в стремлении обеспечить великое и свободное будущее России!

Республиканская партия России

Источник: Республиканская партия России

  Обсудить новость на Форуме