17:30 04.06.2008 | Все новости раздела "Республиканская Партия России"
Николай Макаров возглавит Генштаб вместо Юрия Балуевского
Начальник Генерального штаба Юрий Балуевский указом президента отправлен вчера в отставку. На его место назначен заместитель министра обороны по вооружению генерал армии 58-летний Николай Макаров. Их вместе с министром обороны Анатолием Сердюковым вчера пригласил к себе в Кремль Дмитрий Медведев, чтобы объявить свое решение.
Случилось давно ожидаемое. Однако дело не в «трех рапортах» с просьбой уволить его из Вооруженных сил, которые генерал Балуевский якобы направлял на имя министра обороны и президента -- тогда еще Владимира Путина. Это утверждение далеко от истины, поскольку в армии не принято бомбардировать начальство «бумагами» такого рода: написал -- и жди результата. Тем более что Путин еще в 2007 году продлил Балуевскому срок службы до 2010 года, несмотря на то, что генералу в январе этого года исполнился 61 год, в то время как предельный срок службы в Вооруженных силах для генералов армии 60 лет.
Предложение о назначении генерала Макарова поступило президенту Медведеву от министра обороны. Все говорит о том, что прежний руководитель Генштаба просто не устраивал министра обороны Анатолия Сердюкова. Об их сложных отношениях, разнице во взглядах на будущее Вооруженных сил в здании на Арбате говорили едва ли не все. Чего стоит открытое выступление Балуевского против идеи министра перевести главный штаб Военно-морского флота в северную столицу.
Некоторые полагают, что сыграла свою роль и близость Балуевского к Сергею Иванову, который постепенно утрачивает прежние лидирующие позиции во властных структурах. Но все-таки куда более важной, вероятно, была позиция самого министра обороны, который сумел убедить президента Медведева в необходимости смены главы «мозга армии».
Причем первый звонок прозвенел для Балуевского еще при президенте Путине -- в феврале этого года, когда он не обнаружил своей фамилии в списке кандидатов в советы директоров оборонных предприятий. После этого он ушел в длительный отпуск, откуда и должен был перекочевать на новую, гражданскую должность. Но предвыборная президентская кампания отодвинула решение по Балуевскому на более позднее время.
Кадровые перемены, происшедшие в военном ведомстве, восприняты спокойно. Парламентарии пожелали новому начальнику Генштаба «более тесного взаимодействия с депутатским корпусом»; крупные военные-отставники довольны тем, что «мозгом армии» будет руководить генерал, понюхавший пороха и имеющий опыт командования крупными формированиями; экспертное сообщество ударилось в прогнозы по поводу очередного реформирования Вооруженных сил и необходимости для назначенца остановить техническую деградацию армии.
Награжденный напоследок орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, Юрий Балуевский назначен заместителем секретаря Совета безопасности РФ. Возможно, он будет отвечать там за «грузинские дела», поскольку когда-то командовал группой российских войск в Закавказье. С Совбезом, напутствовал нового главу Генштаба президент, ему и придется решать многие проблемы.
Николай Макаров в отличие от своего предшественника -- «чистого» штабиста прошел действительно все должности военной карьеры общевойскового офицера и генерала, не перепрыгивая через ступеньки. Главное -- командовал войсками военного округа, и даже не одного. Сегодня этим немногие в Минобороны могут похвастаться. Имеет прекрасное военное образование. Многие военные рассчитывают, что приобретший опыт на предыдущей должности Макаров сможет наконец перевооружить армию. В связи с этим надо бы вспомнить, что заместитель министра обороны по вооружению так и не смог разобраться с двумя новыми госструктурами -- «Рособоронзаказом» и «Рособоронпоставкой». Точнее, разобрался в свою пользу, не передав им часть функций, которые передать требовалось.
Анатолий Сердюков в присутствии президента высказал уверенность в том, что новый руководитель Генштаба «справится со всеми задачами, которые будут перед ним стоять». Глава военного ведомства не стал уточнять, какие именно задачи, поскольку это заняло бы много времени. Юрий Балуевский академично, не спеша, не ввязываясь в интриги и внутриминистерские конфликты, сделал действительно немало. Но наследство было весьма тяжелым и запущенным, и рациональные и перспективные планы Юрия Николаевича, в том числе структурная реорганизация Вооруженных сил, во многом остались нереализованными. Проблем, и весьма крупных, у нового начальника Генштаба немало. Остановимся лишь на некоторых основных.
Предстоит определиться, какая армия нужна, для отражения каких угроз, к какой войне необходимо готовиться. Надо ли менять структуру Вооруженных сил, переходя от системы военных округов к оперативным командованиям (о результатах эксперимента по этому поводу не говорится вовсе). Нужна армии прежняя, полковая, или новая, бригадная, система? Надо ли космическим войскам готовиться к защите территории страны от метеоритной опасности? Как России реагировать на стремление США развернуть третий позиционный район своей национальной системы противоракетной обороны, размещать ли оперативные ракеты в Калининградской области или по-прежнему продолжать говорить об асимметричном ответе? И что такое -- этот асимметричный ответ, если не блеф и не политическая уловка?
Нужно ли над страной сплошное радиолокационное поле, как во времена СССР, чтобы ни одна муха не пролетела незамеченной? Нужны ли России совместные группировки войск с Белоруссией на западе и Арменией на юге, которые ничем себя не проявили? Развивать ли нам систему противоракетной обороны, которая рассчитана лишь на перехват единичных, случайных пусков межконтинентальных баллистических ракет? Что делать с фланговыми ограничениями, вмененными нам ДОВСЕ? Какие новые договоры в области ограничения стратегических ядерных вооружений форсировать? Что делать со средствами ПВО, которые, по недавнему признанию начальника войсковой противовоздушной обороны генерал-полковника Николая Фролова, уже в ближайшие годы не смогут противостоять воздушному противнику? И так далее...
Обращаясь вчера к Дмитрию Медведеву, генерал Макаров сказал, что задачи по дальнейшему развитию Вооруженных сил «вам доложены и утверждены». Похоже, что еще при Балуевском министр обороны и его протеже Макаров дали какие-то планы президенту на утверждение. И хотя г-н Макаров пообещал: «Совместно с министром обороны мы их (задачи. -- Ред.) решим», работа предстоит сложная. Расхождение в позициях первых людей военного ведомства, уверены специалисты, просто неизбежно. В этой ситуации министру обороны следовало бы взять на себя роль, какую берут едва ли не все без исключения его коллеги в странах "большой восьмерки". Именно -- стать политической, представительской фигурой, заниматься финансовой, экономической стороной деятельности оборонного ведомства и не углубляться в военное планирование. Такое мнение в беседе с обозревателем «Времени новостей» первым делом высказали опрошенные эксперты. Иначе уже сегодня будут заложены корни очередного, традиционного для армии новой России конфликта.
Николай ПОРОСКОВ
Источник: Республиканская партия России (политика)
Обсудить новость на Форуме