18:15 20.06.2007 | Все новости раздела "Российская Партия Пенсионеров"

Все, что на сердце у него…

Сегодня эта песня стала своеобразным неформальным гимном России. В какой бы стране, на каком континенте она бы ни звучала, слушатели сразу же безошибочно определяют: это «Подмосковные вечера»! И дело не только в удивительно красивой мелодии и проникновенных словах музыкального произведения. Можно сказать, что его счастливую судьбу определил первый исполнитель этой замечательной песни народный артист России Владимир Константинович Трошин.

На днях в Доме кинематографистов состоялся торжественный вечер, посвященный 60-летию творческой деятельности и 81-й годовщине со дня рождения этого мастера сцены, кино и эстрады. На встречу с ним пришли подлинные ценители высокого искусства, представители разных поколений, которых объединяет восторженное отношение к таланту Владимира Константиновича.

Виновнику торжества в течение всего вечера вручали цветы, памятные подарки, зачитывали приветственные адреса. Немало добрых слов в его адрес сказала президент Гильдии актеров кино России Валерия Гущина, а секретарь Центрального Совета политической партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» Игорь Зотов подарил имениннику огромный самовар.

Трошин держался, по своему обыкновению, очень скромно, говорил не о себе, а о людях, с которыми довелось встречаться на жизненном пути. А путь этот достоин самого подробного описания…

– Наверное, мне повезло с родителями, – вспоминает Владимир Константинович. – И отец, и мама очень любили петь, да и вся наша большая семья – а я был в ней десятым ребенком из одиннадцати – дружила с музыкой.

Впрочем, на Урале такое общее увлечение – случай не редкий. Ни одно застолье в здешних городах и поселках не обходится без песен, и Михайловск, где родился и рос Володя Трошин, не исключение. Вот только далеко не для всех вокальное хобби становится профессией, а для него – стало.

Как это произошло? Владимир Константинович считает, что помимо несомненной наследственности в его судьбе сыграли важную роль люди, с которыми он жил, учился и работал.

– Это в первую очередь старые мхатовцы, великие классики отечественной сцены, игрой которых мне посчастливилось наслаждаться в пору учебы в школе-студии МХАТа, – сказал Трошин со сцены Дома кинематографистов.

Опять же из скромности он не упомянул о том, что специальная выездная комиссия по набору талантливой молодежи для учебы в этой школе после двух туров собеседования из 280 претендентов оставила в поле зрения лишь четверых уральцев…

Ну а в Москве после окончания творческого конкурса Володя Трошин оказался в числе 27 первокурсников театральной школы-студии. Вместе с ним к учебе приступили Владимир Дружников, Михаил Пуговкин, Владлен Давыдов, Евгения Ханаева и другие – в будущем очень известные актеры.

К сожалению, как говорится, иных уж нет, а те далече… А ведь они могли бы рассказать, как по вечерам пробирались на верхние ярусы театра и, затаив дыхание, следили за игрой неподражаемых легендарных мхатовских «стариков». Один из них, Иван Михайлович Москвин, переговорив после спектакля с Володей Трошиным, посоветовал ему всерьез заняться вокалом: уж очень понравился классику тембр голоса студийца.

Надо ли говорить, как вдохновило это пожелание молодого уральца? Он с таким азартом принялся за дело, что уже через несколько недель педагог по вокалу Наталья Макаровна Куприянова сказала Трошину:
– Вам, Володенька, надо идти в консерваторию – у вас настоящий голос…

Но этому совету студиец не внял. Он и сейчас вспоминает, как боялся даже мысли о том, что придется работать вне МХАТа.

– Я был просто счастлив жить в этом театре, играть в его труппе и другой творческой судьбы себе никогда не желал, – вспоминает Трошин. – А что касается песен, то их ведь можно петь и на сцене МХАТа…

Так оно, в общем, и получилось. Учитывая музыкальный талант молодого актера, в спектакли специально для него стали вводить вокальные номера. Когда он играл «Дни и ночи», художественный руководитель театра Михаил Кедров пригласил к сотрудничеству композитора Матвея Блантера и поэта Константина Симонова. В результате этого творческого содружества родилась песня «Подруженька-гитара», которую герой пьесы в исполнении Трошина пел в перерывах между боями.

В спектакле «За власть Советов» он играл роль разведчика, и тоже специально для актера-вокалиста было подобрано несколько песен: какой же одессит – а герой пьесы Ленька Цимбал был уроженцем этого солнечного города – может обойтись без песни!

С годами умножался опыт, росло мастерство, признание зрителей, многие из которых – завзятые театралы – уже ходили во МХАТ «на Трошина». Особую популярность принесла ему работа над образом придворного шута Фестэ в спектакле «Двенадцатая ночь», премьера которого состоялась во МХАТе в 1954 году. Здесь у Трошина было целых десять музыкальных номеров. Один из них – лирическая песенка шута – сразу стал настоящим шлягером, хотя этот термин в то время был не в ходу.

– Я не очень люблю эти новомодные словечки – «звезда», «шлягер», «хит», – говорит Владимир Константинович. – Скажу проще, песня шута оказалась очень популярной.

Но подлинно мировая слава пришла к нему спустя два года. Произошло это, можно сказать, случайно.
Готовясь к записи двух песен для документального фильма о Спартакиаде народов СССР, Трошин услышал мелодию, доносившуюся из соседней студии. Как выяснилось позже, это «обкатывали» свое новое произведение композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Михаил Матусовский. Маститым мэтрам не по душе было собственное творение: как-то вяло, бесцветно звучала, по их мнению, песня. И тут в студию постучался Трошин.

Как рассказывали очевидцы, уже известный и весьма популярный исполнитель робко попросил авторов дать ему возможность спеть их новое произведение так, как он его понимает и чувствует.

Нетрудно догадаться, что речь шла о «Подмосковных вечерах», которые спустя несколько месяцев покорили весь мир. В конце концов певцу дали микрофон, оркестр заиграл, и случилось настоящее чудо: песня прозвучала так задушевно и сердечно, что даже ее авторы расчувствовались чуть ли не до слез.

– А окончательно отшлифовал эту жемчужину знаменитый дирижер Виктор Кнушевицкий, который взялся за ее аранжировку для солиста, хора и симфонического оркестра, – вспоминает Трошин. – Он «вставил» в песню знаменитый вокализ женского хора, на фоне которого песня словно обрела крылья и полетела по всему миру.

Через год она стала своеобразным гимном Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве, а впоследствии – подлинным музыкально-поэтическим символом нашей страны.

Сегодня, пожалуй, нет на Земле человека, который бы не знал «Подмосковные вечера». Так артист МХАТа буквально спас авторский клавир и дал жизнь одной из великих песен ХХ века.

И он, конечно же, еще раз исполнил свою главную песню, завершая творческий вечер в Доме кинематографистов. Владимиру Константиновичу дружно подпевал весь зал…

Анатолий ЖУРАВЛЕВ



Источник: Российская Партия Пенсионеров

  Обсудить новость на Форуме