14:31 20.06.2007 | Все новости раздела "Российская Партия Пенсионеров"
Стенограмма
С Т Е Н О Г Р А М М А
парламентских слушаний, проведённых Комитетом Государственной Думы по обороне и фракцией ЛДПР, на тему "Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей"
Здание Государственной Думы. Малый зал.
7 июня 2007 года. 11 часов.
Председательствует первый заместитель председателя Комитета по обороне А.А. Сигуткин
Председательствующий. Уважаемые коллеги, начинаем работу.
В соответствии с решением Совета Государственной Думы Комитету по обороне поручено организовать и провести парламентские слушания на тему: "Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей".
В связи с тем, что указом президента председатель Комитета по обороне Виктор Михайлович Заварзин включён от Государственной Думы в состав делегации на переговорах по Черноморскому флоту, которые сейчас проходят в Киеве (они должны были завершиться вчера, но продлены), ведение слушаний поручено провести мне как временно исполняющему обязанности председателя комитета. Я являюсь первым заместителем председателя комитета.
Прежде всего, выражаю признательность тем, кто откликнулся на приглашение и пришёл. Список участников, порядок работы, справочные материалы, проекты некоторых документов и рекомендаций вам розданы.
В парламентских слушаниях от руководства Думы примет участие заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Вольфович Жириновский. Он на Совете, сейчас подойдёт.
С докладами, содокладами и сообщениями выступят представители Министерства обороны, Министерства финансов, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Конституционного Суда, Генеральной прокуратуры, Общественной палаты, Российского комитета ветеранов войны и военной службы, Общероссийского профсоюза военнослужащих, а также Всесоюзной общественной организации "Боевое братство" (мы с ними это обговорили).
Уважаемые участники, нам необходимо в силу обстоятельств завершить нашу работу не позднее, чем в 13 часов 40 минут. В 14 часов в зале начинается новое мероприятие по плану Государственной Думы. Поэтому я прошу выступающих укладываться в отведённое и согласованное время.
Регламент работы предлагается такой. Работать я предлагаю без перерыва и, как я уже сказал, закончить в 13.30 - 13.40. На доклад (мы согласовали) - до 15 минут. Содоклад и сообщения - до 10 минут. Выступления - до 5 минут. Вопросы и ответы: на вопрос не более 1 минуты затрачивать, а на ответ - не более 3 минут.
И два предложения. Я предлагаю вопросы (и ответы) задавать представителям тех ведомств и организаций, которые делают сообщения, наверное, Юрий Михайлович, сразу, чтобы потом... Если есть вопросы... и по ходу...
У нас все заявленные выступающие прибыли. Кто не прибыл (там два человека), они сейчас подойдут.
Хотелось бы пожелать в ходе слушаний (в целях экономии времени), если проблема или вопрос уже обозначены кем-то из делающих сообщение, то если представители другого ведомства считают необходимым зафиксировать свою позицию по данному вопросу, то лучше и целесообразнее это делать следующим образом: или согласны, или не согласны с ранее высказанной позицией.
И хотелось бы попросить вас, чтобы в ходе слушаний мы могли найти ответы на два основных вопроса: первый - как исполняется пенсионное законодательство и второй - если есть проблемы (а они, безусловно, есть), то как мы предлагаем их решить.
Есть ещё какие-то предложения или дополнения к тому, что я сказал? Нет.
Владимир Вольфович Жириновский попросил выступить после доклада основного докладчика.
Переходим к рассмотрению вопросов. Я кратко вам напомню, что порядок пенсионного обеспечения военнослужащих установлен Законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу (службу) в органах внутренних дел... (далее по тексту)". А порядок исполнения этого закона определён Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1992 года № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов... (далее по тексту)". Там длинное название.
В целях реализации этих нормативных правовых актов в федеральных органах исполнительной власти, где есть военная и приравненная к ним служба, должны быть изданы соответствующие приказы. Они изданы во всех федеральных органах исполнительной власти, за исключением Министерства обороны. У Министерства обороны такого нормативного документа нет уже 14 лет.
Какие проблемы высветились перед слушаниями и они очевидны? Например, первое, в Министерстве обороны одной категории военнослужащих, пенсии одной и той же категории военнослужащих исчисляются с учетом повышенных окладов, а другим нет.
Второе. Всем известная проблема - пайковые. Она уже вышла на международный уровень. Есть обращение в Страсбургский суд.
Третье. Это индексация пенсий - проблема.
Четвертая проблема. С 1 января 1995 года по 1 марта 1998 года не пересчитывались пенсии в связи с повышением на 25 процентов должностных окладов. Масса судебных исков.
Пятое. В Министерстве обороны тарификация должностей военнослужащих осуществляется таким образом, что имеют место факты уменьшения пенсии на 600 и более рублей по сравнению с ранее выплачиваемой. Вопрос - соблюдается ли Конституция? Итог - массовые судебные иски, в том числе в Европейский суд по правам человека.
Обращаюсь к представителям Генпрокуратуры, Конституционного Суда. Минобороны и Минфина с просьбой в своих вступлениях постараться разъяснить участникам слушаний своей позиции по проблемным вопросам.
Хотелось бы обратить ваше внимание на проблемы законодательства, они тоже есть. Например, только для военных пенсионеров минимальные размеры повышения пенсионной надбавки определяются из минимального размера пенсии по старости - 336 рублей 9 копеек. Для гражданских пенсионеров подобный, аналогичный расчет идет по базовой части трудовых пенсий в размер 1112 рублей 72 копейки.
Далее. Индексация. Военным пенсионерам пенсия с октября 2003 года по 31 декабря 2005 года не индексировалась. Гражданским пенсионерам индексировалась.
Третья проблема. Военным пенсионерам не выплачиваются вторые пенсии. По случаю потери кормильца, участникам Великой Отечественной войны, инвалидам, награжденным Знаком "Житель блокадного Ленинграда", инвалидам и ряд других категорий. Кроме того, не установлены меры социальной поддержки на федеральном уровне.
Проблема, которую Конституционный Суд обязал решить ещё до 1 января 2007 года, до сих пор не решена. Не выплачиваются работающим военным пенсионерам надбавки или вторая пенсия за счёт отчислений в Пенсионный фонд.
И ещё хотелось бы одну проблему нормативного плана обозначить. Доля пенсии относительного денежного довольствия военнослужащим с каждым годом, к сожалению, уменьшается. Если в 1985-1990 годах она составляла примерно 80 процентов от денежного довольствия, получаемого военнослужащими во время службы, из которых исчислялась пенсия, то сейчас она до 2007 года 40 процентов, сейчас лишь 26-30 процентов. Это официальные данные из ответа, полученного нами, комитетом, из Министерства обороны.
Ещё одна проблема. То, что размер пенсии иногда кратно зависит от принадлежности пенсионера к соответствующему силовому ведомству. Хотя должностные оклады везде привязаны (извините за такое слово) по типовым должностям к окладам государственных гражданских служащих.
И в завершение я хочу проинформировать вас (вам документы такие розданы), что комитет в таком постоянном режиме занимается этими проблемами. Проводилось и расширенное заседание комитета с участием комитетов других Государственной Думы, с участием представителей Совета Федерации, Конституционного Суда, Верховного Суда, по конкретным проблемам. К сожалению, я должен сообщить вам, что иногда почти впустую проходили эти заседания, потому что участники не могли прийти к единому мнению, например пайковые. До сих пор ответа на этот вопрос, я, например, не знаю точного.
Хотелось бы пожелать, чтобы мы сегодня попытались найти совместно пути разрешения сложнейших этих задач с тем, чтобы их выразить в рекомендациях парламентских слушаний.
Вам роздан проект рекомендаций. Я бы просил, если у кого будут какие предложения, вписать их и передать в президиум для того, чтобы обобщить.
Вот на этом я закончу своё краткое вступление и предлагаю перейти к обсуждению повестки дня.
Если возражений нет у нас есть некоторые изменения в выступающих. В связи с тем, что сегодня назначено заседание в правительстве по обсуждению поправок в бюджет на 2008 и до 2010 года, то у нас с докладом от Министерства обороны выступит не Куделина, а Доценко Александр Григорьевич, заместитель начальника Управления социального обеспечения Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации.
Пожалуйста, вам слово.
Доценко А.Г. Уважаемые товарищи, по состоянию на 1 января текущего года на пенсионном обеспечении в Министерстве обороны числилось 1 млн. 131 тысяча 988 военных пенсионеров.
В настоящее время пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Статьей 8-й последнего закона предусмотрено, что пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственную противопожарную службу, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
И что важно, условия назначения и порядок пересмотра пенсии этими законами установлены различные, в связи с чем и в настоящее время у нас наблюдается такая разница в подходах.
В соответствии со статьей 43-й закона нашего военного пенсионного пенсия, назначаемая лицам, уволенным с военной службы, исчисляется из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления учитываются в порядке, определяемом Правительство Российской Федерации, оклады по воинской должности и воинскому званию и процент-надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Также для исчисления пенсий в денежное довольствие включается месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.
Пунктом "б" статьи 49-й этого же самого военного пенсионного нашего закона установлено, что пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения, учитываемого при исчислении пенсий и денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением. Тяжелая такая фраза, но так оно и есть.
То есть размеры пенсий наших уволенных военнослужащих они зависят от продолжительности военной службы, занимаемых перед увольнением должностей и присвоенных воинских званий и в дальнейшем повышаются в зависимости от увеличения окладов денежного содержания военнослужащих, которые в настоящее время состоят на службе.
Таким образом, чем выше будут у военнослужащих, проходящих в настоящее время службу, оклады денежного содержания тем выше будет и пенсия у уволенных военнослужащих. Прямая связь и никаких других особенностей.
Учитывая, что в соответствии с постановлением правительства с 1 января 2006 года и с 1 января 2007 года денежное довольствие военнослужащих состоящих в настоящее время на службе, было увеличено на 15 и 10 процентов, соответственно, одновременно были пересчитаны и пенсии военным пенсионерам.
На сегодняшний день средние размеры пенсий, назначаемых военным пенсионерам, с учётом вот этих последних повышений денежного довольствия составили: пенсия за выслугу лет - 6 тысяч 162 рубля.
Пенсия по инвалидности. В случае если инвалидность наступила при исполнении обязанностей военной службы первой и второй группы - 5 тысяч 581 рубль, третьей группы - три тысячи 283 рубля. Если инвалидность наступила в период прохождения военной службы первой и второй группы - четыре тысячи 924 рубля и третьей группы - 1969 рублей.
И пенсия по случаю потери кормилица. В случае если смерть кормильца наступила при исполнении обязанностей военной службы - три тысячи 281 рубль. И смерть кормильца наступила в период прохождения военной службы - две тысячи 461 рубль.
Эти средние размеры пенсии за выслугу лет в настоящее время превышают средние размеры трудовых пенсий по старости в Российской Федерации.
С введением в действие Федерального закона от 15 декабря 2001 года 166 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", размеры пенсий по инвалидности инвалидам вследствие военной травмы и участникам Великой Отечественной войны, ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, трудовых увечий и других причин, устанавливаются в процентном отношении от размера базовой части трудовой пенсии по старости. По состоянию на 1 апреля 2007 года составляет одна тысяча 112 рублей девять копеек.
Указанным законом предусмотрена возможность получения вот этой категорией граждан названной, двух пенсий: пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости. В то время как нашим военным пенсионерам к пенсии за выслугу лет выплачивается увеличение в размере минимальной пенсии по старости, которая индексируется в порядке, установленной статьей 17-й Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации трудовых пенсий.
До 1 января 2001 года, до принятия начала пенсионной реформы, размер предусмотренного законом (нашим военным пенсионным законом) увеличение пенсии за выслугу лет, был равен второй пенсии по инвалидности, установленной этим категориям пенсионеров законом 90-го года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
И в результате начала пенсионной реформы, появления нового законодательства, у соответствующей категории пенсионеров из числа военнослужащих, получающих пенсии по нашему военному закону, размеры надбавок к пенсиям, повышение пенсии, исчисленной из минимального размера пенсии по старости, с 1 января 2002 года оказались более чем в два раза ниже размеров пенсий по инвалидности, установленных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, при равных прочих условиях.
Наиболее негативно такое положение отразилось на наших инвалидах войны и участниках Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин.
Ещё такая важная проблема существует. В настоящее время военные пенсионеры, которые после увольнения с военной службы продолжают трудовую деятельность и уплачивают страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, лишены права на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости одновременно с пенсией за выслугу лет или по инвалидности.
В целях устранения данных противоречий названных и снятия острой социальной напряженности в среде военных пенсионеров, и в соответствие с поручением Правительства Российской Федерации от 20 января 2006 года, Министерством обороны был разработан проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения.
Этим законопроектом предусматривается.
Первое. Установление увеличения пенсий за выслугу лет инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, ставшими инвалидами в размере второй пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" для соответствующих категорий пенсионеров.
Второе. Установление минимальных размеров пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца в размерах базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" опять же для соответствующей категории пенсионеров.
Третье. Установление размеров надбавок к пенсиям и повышение пенсий в процентном отношении к размеру базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из существующего соотношения на сегодняшний день минимального размера пенсии по старости и базовой части трудовой пенсии по старости.
Четвёртое. Установление военным пенсионерам, которые после увольнения со службы продолжают трудовую деятельность и уплачивают страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, прав на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости одновременно с пенсией за выслугу лет или по инвалидности.
Следующее. Предоставление права на получение второй пенсии по случаю потери кормильца военным пенсионерам, родителям военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и погибших, умерших вследствие военной травмы независимо от получения ими другой пенсии. Вот этот крупный законопроект, который в целом решает в основном наболевшие на сегодняшний день проблемы, он направлен Министерством обороны в Правительство Российской Федерации 28 октября 2006 года.
Кроме того, в соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года в среднесрочной перспективе планируется осуществить индексацию оклада в денежном содержании военнослужащих с 1 декабря 2007 года на 15 процентов с последующим увеличением окладов по воинским званиям на величину уменьшенной стоимости продовольственного пайка - это 608 рублей 33 копейки. Из численности действующих в настоящее время денежных компенсаций в замен продовольственного пайка, при одновременном отказе от таких категорий как денежная компенсация в замен продовольственного пайка и стоимость продовольственного пайка в составе суммы, использованной для исчисления военных пенсий. Это предложение позволит в дальнейшем индексировать эту сумму одновременно с индексацией окладов по воинским званиям, то есть выполнить поручение Президента Российской Федерации и вот только одно включение размера денежной компенсации в замен продпайка с 1 декабря 2007 года в оклад по воинскому званию позволит нашим военным пенсионерам в среднем увеличить размер пенсии на 290 рублей в месяц. В дальнейшем Правительством Российской Федерации планируется осуществить индексацию окладов денежного содержания военнослужащих с 30 сентября 2008 года на 15 процентов, с 1 августа 2009 года на 6,8 процентов и с 1 января 2010 года на 6,5 процентов.
Надо ещё отметить, что в последнее время, вот уже и говорили, был принят федеральный закон от 25 ноября 2006 года номер 196 о внесении изменений в федеральный закон о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, в соответствии с которым гражданам, награждённым знаком: "Жителю блокадного Ленинграда" и призванных инвалидами, получающих пенсию в соответствии с федеральными законами о трудовых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, предоставлено право на получение двух пенсий. Так им могут устанавливаться пенсии по инвалидности и трудовая пенсия по старости. Таким образом, после принятия этого закона в действующем законодательстве Российской Федерации возник правовой пробел, исключающий возможность предоставления гражданам, которые также награждены знаком: "Житель блокадного Ленинграда" и ставшими инвалидами, но пенсионное обеспечение, которых осуществляется в соответствии с военным пенсионным законом, право на получение второй пенсии по инвалидности, и, вы знаете, это вызвало массу негативных обращений и всплеск негативных реакций. В целях устранения данного противоречия в настоящее время Минобороны России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти поддержан проект федерального закона, в котором предусматривается в зависимости от имеющейся группы инвалидности соответствующее увеличение пенсии за выслугу лет лицам, награждённым знаком "Житель блокадного Ленинграда ставшими инвалидами вследствие общего заболевания: трудового увечия и других причин. Предложения наши, как говорится, направлены в правительство, всё согласовано.
Кроме того, существуют другие важные проблемы пенсионного обеспечения уволенных военнослужащих. Так действовавшая ранее пенсионная система, основанная на государственной собственности, она позволяла в рамках пенсионного законодательства решать вопрос социальной защиты военнослужащих, которые в любой момент могли реализовать предоставленное им законодательством право на выбор пенсии. И при этом в случае обращения за пенсией в органы социальной защиты уволенные с военной службы военнослужащие имели одинаковые права со всеми гражданами. В настоящее время вот проводимая пенсионная реформа направлена на развитие накопительных механизмов, остро затронуло интересы военнослужащих и членов их семей по пенсионному обеспечению. И принятые в декабре 2001 года федеральные законы о трудовых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации установили совершенно иные условия и порядок назначения и пересмотра пенсий.
Теперь. Фактический размер трудовой пенсии по старости от продолжительности трудового стажа не зависит, а зависит от пенсионных накоплений, размер которых, естественно, косвенно связан с продолжительностью трудовой и иной деятельности, в течение которых выплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд.
Вот в результате этих кардинальных изменений пенсионного законодательства бывшие военнослужащие, которые прослужили менее 20 лет, то есть уволены с военной службы без права на пенсию в соответствии с военным пенсионным законом, они оказываются при выходе на трудовую пенсию по старости в худшем положении, чем их сверстники, которые всю жизнь трудились на гражданке. В связи с тем, что размер личного расчетного пенсионного капитала бывшего военнослужащего, будет значительно ниже, чем у гражданина, постоянно работавшего и уплачивавшего страховые взносы. Вот в связи с этим военные пенсионеры не могут в полной мере реализовать свое право на выбор пенсии, поскольку законодательством до настоящего времени еще не определено, кто будет уплачивать страховые взносы за военнослужащих, проходящих военную службу.
Кроме того, мне хотелось бы подчеркнуть, что в соответствии с законом Российской Федерации 1993 года, как я его называл, военный пенсионный закон, пенсионное обеспечение осуществляется не только военнослужащих Минобороны, но и военнослужащих МВД России, ФСБ России, Федеральной погранслужбы, сотрудников внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контрою за оборотов наркотических средств, органов уголовно-исполнительной системы и ряда других органов. При этом численность военных пенсионеров Минобороны России составляет всего лишь около 60 процентов от общей численности всех пенсионеров. Поэтому, наверное, будет важно выслушать и представителей от других ведомств по их видению решения этой проблемы.
Кроме того, представляется необходимым сказать о том, что в Послании от 26 апреля 2007 года Федеральному Собранию Президент Российской Федерации предложил сформировать пенсионный капитал граждан, суть которого сводится к тому, что на каждую тысячу рублей добровольного вноса гражданина на его персональный накопительный счет в Пенсионном фонде государство должно добавить еще одну тысячу рублей. Поскольку военнослужащие, прослужившие Вооруженных Силах менее 20 лет и уволенные в соответствии с законом без права на пенсию, окажутся при выходе на трудовую пенсию по старости в худшем положении, чем их сверстники, так как размер личного расчетного пенсионного капитала бывшего военнослужащего будет значительно ниже, чем у гражданина, который постоянно работал на гражданке и выплачивал взносы. Мы также считаем целесообразно, распространить указанную программу и на военнослужащих, которые проходят в настоящее время военную службу.
Вот вкратце то, что я хотел довести до вас.
Председательствующий. Спасибо, Александр Георгиевич.
У участников слушаний есть ли вопросы к докладчику.
______________. (Микрофон отключен.)
А.Г. Если вы обратили внимание, то в ходе выступления я подчеркнул, что в настоящее время Министерство обороны соответственно вместе с другими органами исполнительной власти совместно внесли проект закона в правительство еще в прошлом году с целью решить вот эти основные проблемы, которые были названы и озвучены сегодня. И я постарался вам как раз назвать.
______________. (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Хорошо, подождите, у нас не дискуссия. Пожалуйста, кто хочет задать вопрос, подождите к микрофону и представляйтесь, пожалуйста.
Быков Р. Полковник в отставке Роберт Быков, вице-президент Академии гражданской безопасности. Вопрос такой. На каком основании вы хотите внести изменения в закон пенсионном обеспечении? Это будет нарушать Конституцию, так как ухудшит, значительно ухудшит пенсионное положение военнослужащих. Ведь продовольственный паек составляет одну треть, если в нормальном исчислении. Одну треть от пенсии, от средней пенсии. И, кроме того, хотелось бы спросить, на каком основании Куделина подписала такой приказ, которым военные пенсионеры, вдруг, вынуждены были получать вот эту самую компенсацию вместо стоимости одну экономическую категорию вместо другой, то есть вместо 70 рублей 20 рублей. Это уголовное преступление, которое повлекло за собой тяжкие последствия - долг перед военными пенсионерами в сто миллиардов рублей.
Председательствующий. Спасибо.
Во-первых, начнём с того, что если мы говорим о том, что мы в Российской Федерации строим правовое государство, то, наверное, и все действия Министерства обороны должны соответствовать существующему и действующему в Российской Федерации законодательству.
Если федеральным бюджетом на очередной год выделяются денежные средства Министерству обороны и другим силовым ведомствам для выплаты пенсий, исходя из расчёта 20 рублей (то есть денежной компенсации взамен продовольственного пайка что составляет). То других сумм каких-либо для исчисления пенсии и для выплаты пенсии, естественно, ни Министерство обороны, ни другие органы не имеют право проводить.
Если мы будем нарушать законодательство, то, как раз тогда нас и нужно будет привлекать к уголовной ответственности, ко всем другим ответственностям.
В отношении того, почему планируется уйти от понятий при исчислении размера пенсии, стоимость продовольственного пайка или размер денежной компенсации взамен продпайка, то вы сами понимаете, если для действующих военнослужащих будет включено в размер оклада по воинскому званию, то есть перестанет вообще. Мы должны соответствовать точно таким же образом и действующим военнослужащим.
Я ведь в самом начале вам зачитывал выдержки из законодательства, которые говорят, что у нас полностью всё зависит от того денежного довольствия, которое получают наши военнослужащие, которые в настоящее время проходят службу. И соответственно то, что 290 рублей прибавится, это тоже большое дело.
Председательствующий. Пожалуйста, ваш вопрос.
__________. Это только за счёт изменения порядка расчёта пенсии.
_________. Генерал-лейтенант ... Совета ветеранов, сухопутные войска.
Скажите, пожалуйста, ваши действия или бездействия постоянно вносят протестные явления в душах ветеранских организаций. Почему вы проблемы, которые сейчас высказал председатель президиума, не выполняете - пайковые (1993-1995 годы) и, почему должностные оклады военнослужащих не повышаете, а Министерство обороны увеличивает количество различных надбавок, а когда он уходит на пенсию, ничего не остаётся? Масса офицеров протестуют, и увольняются из Вооружённых Сил. Спасибо.
__________. В отношении с 1993 года стоимости продовольственного пайка.
Вы знаете, что все действия Министерства обороны были полностью в рамках правового поля и никаких оснований для других исчислений размеров пенсий не имелось. А последующие решения Верховного Суда, которые вступили в силу уже значительно позже - лишь только в 2002 году, они как раз говорят о том, что если после вступления в силу этого решения Верховного Суда будет изменяться размер стоимости продовольственного пайка, безусловно, пенсия будет пересчитываться.
Но мы полагаем, что в то время с 1993 года и до 2001 года никаких правовых оснований для пересчёта размеров пенсий, в связи с изменением стоимости продовольственного пайка не имелось. Мы поступали в строгом соответствии с действовавшим в то время законодательством и никакой вины соответственно пенсионных органов, Министерства обороны и других ведомств, не имеется.
Председательствующий. Уважаемые, может быть, мы ряд вопросов, что касается пайковых, оставим, послушаем ещё сообщение представителя Конституционного Суда, Верховного Суда и Генеральной прокуратуры?
Комитет по обороне, мне было доверено, я проводил такое же совместное расширенное заседание именно по этой проблеме с приглашением всех заинтересованных участников.
Я должен, к сожалению, сейчас вам сообщить, что не было единой позиции у представителей Конституционного Суда, Верховного Суда и Генеральной прокуратуры по данной проблеме. И не в оправдание Министерства обороны, а в констатацию я хочу сказать: именно эта разная позиция, на мой взгляд, и позволяет вот так трактовать. Поэтому, может быть, зададим два вопроса сейчас, и дальше двинемся. А потом, если останется время, мы ещё вернёмся к вопросам.
Пожалуйста, вам слово.
Воронцов Ф.П. Ветеран военной службы, полковник в отставке Воронцов Фёдор Павлович.
У меня такой вопрос. Имеются ли в Министерстве обороны сведения о том, в каких регионах по решениям судов, возбуждённым по искам прокуроров соответствующих регионов, областей и городов, имеют место выплаты военными комиссариатами недоплаченной пенсии за период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года?
______________. Во-первых, я должен сказать, что в Министерстве обороны, безусловно, исполняются все решения судов, которые вступили в законную силу. Министерство обороны использует своё право на соответствующее обжалование, опротестование решений судов, но когда решения судов вступают в законную силу, мы, безусловно, исполняем эти решения. В правовом государстве другого подхода быть не должно.
В отношении подачи прокурорами исков в защиту неопределённого круга лиц, - да, такие иски в ряде регионов подавались. Они были реализованы, в частности, и в Калининградской области, и в городе Санкт-Петербурге. В городе Санкт-Петербурге, кстати, ещё не до конца произведены расчёты, потому что это колоссальные объёмы работы и колоссальные средства, которые необходимо выплатить. Кстати, средства эти правительство нам выделяет. В ряде других регионов также были поданы иски, и своевременно были произведены перерасчёты в тех случаях, когда эти решения вступали в законную силу. В частности, и в Самарской области, и в ряде других областей. Но я ещё раз повторяю, что Министерство обороны исполняет все решения судов, которые вступили в законную силу, и будет продолжать это делать.
Председательствующий. Пожалуйста, вам вопрос.
Первухин В.В. Первухин Виктор Васильевич - кандидат юридических наук, офицер запаса.
Очень хорошо, что Комитет по обороне поднял этот вопрос, злободневный вопрос. Несколько вопросов. Это издевательство, конечно, то, что творится вообще с пенсионерами в стране и, в частности, с пенсионерами военными.
Недавно была передача по телевизору, что в Калмыкии какое-то стадо баранов, и на каждого барана в день 180 рублей отводится. Государство должно выделять на содержание этого стада. Это, конечно, издевательство.
Кроме этого, ещё хотел бы обратить внимание на фиксированное повышение (не в процентном отношении) пенсии. Кто получает 10 тысяч, например, 15 процентов - это 1.500. Кто получает 5 тысяч, это будет 750. Разрыв увеличивается: по 2, по 3 тысячи, по тысяче.
Фиксированные суммы вносите. Это было сделано, например, в 1973 году, когда я служил. Всем по 30 рублей увеличили. Все были довольны. Митинги были и так далее, и тому подобное. То есть, надо фиксировано сделать.
Спасибо.
______________. Спасибо за вопрос.
Опять вернёмся к тому, что пенсии исчисляются в строгом соответствии с действующим законодательством. Ещё раз возвращаюсь к тому, с чего начинал: наше пенсионное обеспечение впрямую пропорционально зависит от денежного довольствия военнослужащих, окладов, денежного содержания военнослужащих, которые получают его в настоящее время (те, которые проходят в настоящее время воинскую службу). Если у них происходит процентное увеличение окладов, денежного содержания, естественно, и пенсии увеличиваются в процентном соотношении.
Председательствующий. Спасибо, Александр Григорьевич. Пожалуйста, присаживайтесь.
Слово имеет Жириновский Владимир Вольфович - заместитель Председателя Государственной Думы, член Комитета Государственной Думы по обороне.
Жириновский В.В. Эти парламентские слушания проводит Комитет по обороне, но по инициативе фракции ЛДПР. Мы редко такую инициативу проявляем, но это важнейшая тема, связанная с пенсионным обеспечением. Мы ещё много лет будем обижаться друг на друга, и искать виновных по линии Министерства обороны. Не там ищем. Мы забыли с вами, что перешли совсем к другой экономике. Вся проблема экономики при социализме, что она была раздаточная. Раздавали. И сегодня раздаточный механизм сохранился, а экономика другая. Вы можете сто раз нападать на чиновников министерства, а они ничего не смогут сделать, они работают только с документами. В этом проблема, что у нас пенсионное обеспечение завязано на государстве. Захочет государство - будет платить, и сколько захочет и по каким основаниям. И всегда будут недовольные.
Поэтому надо и в пенсионном обеспечении перейти к тому, чтобы будущий пенсионер сам формировал свою пенсию. Ведь на этом проиграл социализм. Капитализм делает ставку на конкретного человека. Социализм на государство. А государство может быть слабым, а чиновники, возможно, не хотят делать или есть другие проблемы у государства. Вы же должны понять, государство, это я говорю не свое мнение, чтобы вы поняли, не заинтересовано в пенсионерах. Вы же понимаете, что пенсионеры ничего уже не делают. Государству нужно отдать деньги тем, кто что-то будет делать. Ведь можно сегодня сделать великолепную пенсию для пенсионеров - 10 тысяч рублей, 20 тысяч. А откуда взять эти деньги? Кто-то должен работать. Это нужно понять.
Поэтому здесь, я не говорю, что это я так хочу, но вы должны раз и навсегда понять, что государство заинтересовано в молодежи. Потому что эта молодежь может работать. Поэтому на западе пенсионный вопрос решает сам пенсионер. Человек с первого дня трудового стажа сам решает, сколько и куда платить.
Во всем мире пенсионная система одинаковая: нужен стаж определенный (30-35 лет, 20-25) и возраст. Это одинаково везде. Но разная форма формирования пенсий. Давайте перейдем для нынешнего поколения пенсионеров 300 будет давать, скажите им спасибо. Больше ничего не дадут. Просто цифру нужно давать другую, не 300 конкретному пенсионеру, а, сколько в целом получается.
Я иногда помогаю нашим избирателям. Что ты нам прислал 500 рублей? Слушайте, я помогаю десяткам тысяч. Это миллион рублей. Миллион я раздаю вам. А конкретному человеку всего 500 рублей. Конечно, он будет недоволен. Но где брать эти деньги? Поэтому формирование - вот в чем вопрос, коренная причина. Мы никогда не добьемся успеха, пока будем надеяться на государство, и они будут нас всегда обгонять. Потому что там решает сам человек, сколько. Не только в одну кассу, он в две кассы пенсионные, то есть система пенсионной кассы, независимой от государства, куда человек сам говорит своей бухгалтерии, сколько перевести.
Чтобы мы не унижались. Мы общество попрошаек. Мы стоим и ждем: дайте, дайте, дайте. Но никто не даст никогда. И всегда разная будет позиция: один воевал, не воевал, в Арктике служил, на Кавказе служил, вдова, гробовые, боевые, где он сейчас проживает.
Я вел пенсионные дела в Закарпатье французская касса платит пенсию. Мне пишут жалобу, он воевал, партизан. Говорит: "Полицаю уже назначили пенсию. А мне до сих пор нет. Я советский офицер. Был партизаном". Французы специально это делали, поскольку они работали на французских шахтах, в первую очередь назначали пенсию, кто был против советской власти. Казалось бы, прошло это время, нет. Сегодня в Эстонии наши военные пенсионеры получают только одну пенсию, а вторую трудовую или по случаю потери кормильца, в Латвии мы почему-то платим, я не знаю, позицию Министерства обороны. Одни и те же: граждане России, военные пенсионеры. Но в одной стране мы разрешаем получать им там две пенсии, в другой - нет. Политический инструмент здесь есть или недосмотр, но это зависимость. Эту зависимость нужно поломать.
Я начал службу офицером лейтенантом, у меня были деньги, я сам решал куда, я на сберкнижку откладывал. Лейтенант 200 рублей. Я на сто жил, сто - откладывал. За два года две тысячи у меня. Я бы откладывал и в пенсионную кассу, и уже бы 35 лет откладывал бы и всегда был бы членом этой военной пенсионной кассы. Естественно сегодня я получал бы не четыре тысячи от московского правительства, а, может быть, больше, в зависимости сколько я. Это сам человек должен решать. А у нас все ещё эта неправильная схема по пенсиям, и для гражданских лиц то же самое и для военных.
То же самое медицина.
Ведь уже всё давно доработано. Все покупают лекарства за наличные, никаких там бесплатных рецептов нет, никто там не фальшивит. Но, если вы пенсионер или у вас есть какие-то страховые компании, вы берёте рецепт, счёт вернее, и отдаёте вашей страховой компании, и она вам компенсирует ваши затраты на медицинское обслуживание. И вы от государства никак не зависите.
Вот стоят, ходят... У меня лекарства, у меня рецепт... А лекарств нет. Всё, их не будет никогда. Невыгодно аптеке выдавать лекарства по бесплатным рецептам. Выгодно пропускать по коммерческой цене. И мы издеваемся над всеми: над пенсионерами, над инвалидами, над больными... Они ходят, ходят и просят... Ходят и просят...
Вся страна, так сказать, склонила голову перед государством. А государство - это мы с вами. Вот они - пустые места, это из государства. Что не пригласили слушателей наших военных университетов - будущих юристов, финансистов? Пусть бы они послушали. Их тоже такое же будущее ждёт, если они не будут правильно строить правовую систему, социальную систему. Они сидят где-то сейчас, отдыхают... Вот пустые места.
Самая свободная дискуссия по этому вопросу. Её нигде не было никогда. Впервые разрешили вам всем поговорить, как формироваться должна военная пенсия. А это всё как бы упирается в другую совсем причину. В этом наша с вами проблема, что у нас слишком политизированное государство, и у нас как бы царской армии нет. Они воевали, выполняли свой долг, а их объявили преступниками. Потом Советская армия - тоже выполняла свой долг, и тоже вроде бы уже она не имеет никакого значения особого. Есть другая армия.
Вот это, конечно, тоже повлияло - политический момент, когда мы три раза режим поменяли, и, естественно, это три раза ударило по военным пенсионерам, по их обеспечению. Вот этого не должно быть. Если даже армия какое-то значение имеет, флаг, символика, кому присягают... Ну, пенсионеры-то причём здесь? Все они отслужили на благо того Отечества, которое их сделало офицерами. Это не должно влиять на то, что другой политический режим. Они всё равно воевали, всё делали.
Поэтому я бы хотел, чтобы в перспективе... Уже старшего поколения это не коснётся, но мы и молодому поколению сегодня не даём возможности это делать. Я сам был членом Национального совета по пенсионной реформе. Матвиенко была председателем и Зурабов. Я предлагал им накопительную часть. Говорю: снимите все ограничения, пусть сегодня вкладывают все (сколько хотят денег) в эту вторую пенсию. Он говорит: будут отмывать. Ну, и пускай отмывают. Вам какое дело? Если он преступник, занимайтесь отдельно его преступной деятельностью. Но это его пенсия. Может быть, он даже отсидит 10 лет в тюрьме, но он 70 лет будет эту часть своей пенсии брать. А сегодня вы эти деньги можете использовать. Нет, не хотят. И вообще рухнуло.
Почему? У нас не хотят, чтобы вы сами всё делали. Тогда государству некем будет управлять. Вот в чём проблема. Мы всё время боимся дать возможность гражданину самому решать свою судьбу: с жильём, с пенсией, с местом работы, с трудовой деятельностью, со всем остальным.
Вот я в армии почему не остался? 25 лет. Пошли вы, 25 лет я буду служить... Вот только сейчас ввели контракт: два года, три, пять, семь... Можно продлевать. То есть крепостнические элементы. Они достались нам от царской системы, и такие же они у нас и в пенсионном законодательстве.
Поэтому маленькая пенсия, поэтому будут давать такие подачки небольшие, хотя в цифрах на всю страну это огромные деньги, которых тоже нет. Но ведь сегодня для гражданских денег в Пенсионном фонде нет. Многие этого даже не осознают. Сегодня страна (государство) добавляет. Вместо того чтобы бросать на науку, на технику, на молодёжь, часть доходов вкладывают в Пенсионный фонд, чтобы ту пенсию, которая уже назначена, выплачивать. А пенсионеров всё больше и больше. Даже если рождаемость чуть-чуть повышается, всё равно пенсионерами становятся больше. Мы - самая старая страна в мире. В Иране - 70 процентов молодёжи до 30 лет. А у нас уже 50 процентов - пожилые люди. А кто будет работать-то? И до 18 лет не работают. От 20-ти до 60-ти. Сколько таких людей у нас? 30 миллионов. Они не могут обеспечить ни детей, ни стариков. Вот эта зависимость, она очень нам всем мешает.
Поэтому я в заключение хочу пожелать, чтобы всё-таки в перспективе перейти к тому, чтобы гражданин сам формировал всё, что ему нужно, и тогда, естественно, государство не должно, так сказать, медленно повышать доходы. Всё должно быть в зарплате, в жаловании у человека, и он сам решит: на жильё, на здоровье, на пенсию, на обучение... Всё он сам решит. Он лучше сделает. Сам себя человек не обманет. Государство не хочет обмануть специально.
Но на каком-то этапе, в течение 10-15 лет, миллионы людей проигрывают. Может быть, потом, в 2010-м будет лучше. Но те, кто, допустим, стали пенсионерами с 1995 по 2015-й, они проигрывают. И зачем такой проигрыш нужен? Поэтому в этом плане это общий проигрыш. Нельзя проблему военных пенсионеров вытащить и сказать - вот здесь можно решить. Нельзя решить, это всё вместе. Как с жильем обманутые дольщики или, допустим, люди не могут получить лекарства. Всё вместе. Из-за этой дохлой раздаточной экономики, которая - раздавать, раздавать, на - справку, на - получи. И, естественно, здесь неравенство полное происходит, люди недовольны. Мы же получаем письма. Кто в тылу работал с 14 лет. А им ничего не положено. Но они работали без выходных, без всего. Значит, военным пенсионерам что-то есть, а им ничего вообще. Как быть?
Или на Волге, на баржах они возили снаряды. Рядом на берегу всё получили, а им ничего не положено, потому что они просто считаются гражданскими моряками. Но они им везли боеприпасы. Их немцы бомбили тоже. Вот неравенство получается. Они не считались военнослужащими, даже участниками войны не считались. И так будет всегда тяжело. И тяжело будет пенсионерам, будут сидеть рядом на лавочке, и одного будет на тысячу рублей больше, на две тысячи рублей. А за что? Вот, как говорится, где-то по инструкциям, по законам попадал под льготы. На гражданке были случаи. Уезжает москвич на Чукотку на один год. Поработал там. Возвращается, в Москве у него пенсия в два раза больше. Он работал на Севере. Один год достаточно было. А он 30 лет работал в шахтах Ростова, у него пенсия меньше. И где он работал на Чукотке? Гардеробщиком в ресторане, ничего не делал сидел, но год просидел. Неравенство. Страшное неравенство. И это всё мешает. Потому что все заложено в законе, кому положено, кому не положено. И это каждый может себе намотать больше пенсию или, наоборот, честный труженик, отработав, отслужив 30-40 лет, оказывается в худшем положении. Поэтому выход один - только дать возможность гражданину самому формировать свою пенсию.
У меня был клиент, он был одинокий, он в пяти кассах платил взносы. И, став пенсионером, стал очень богатым человеком, пять пенсий получает. Ни от кого он не зависит. Я имею в виду за рубежом кассы пенсионные, в данном случае французские. А по нашей системе он был бы бомж сегодня. Вот вам две страны, одинаково всё работает, но другая схема формирования и возможности для человека. Почему? Потому что сам человек себя не будет обманывать, он знает - некому о нем заботиться. Он будет один всю жизнь.
Посмотрите на пенсионеров за рубежом. Они же по всему миру катаются. Они самые обеспеченные люди. У них приличные доходы, потому что они их сами формировали. Они знали, что не смогут больше работать. И все туристические маршруты заполнены пенсионерами. Противно просто среди них находиться. На колясках, все скрюченные, и все катаются по всему миру, всё покупают живут и наслаждаются. Потому что они сами о себе постарались. Никто у них не забирал деньги. У вас государство забирает деньги, недоплачивает, и потом неуклюжее государство не успевает вам вернуть. То есть забирают, возвращают. Лучше сразу оставить у себя. Вот этот момент если мы учтем и переключимся, переформатируем все эти отношения, и тогда вопрос будет решен.
Вы где-нибудь видели, чтобы протестовали военные пенсионеры во Франции, в Германии, в Канаде? Никто. Всё обеспечено у них. А наши мучаются, потому что они ждут, когда государство даст. Государство дало 300 рублей, всё. Через год ещё даст 300. Если каждый год по 300 давать, вам всё равно обидно, потому что цены всё равно растут, и 300 рублей - килограмм черешни вам дают, и вы тоже не купите, есть 500 рублей, и вы уже килограмм черешни даже не сможете купить. Поэтому вот это проблема. И мы ее все время забываем. Это проблема всей России. Россия до сих пор крепостническая. До сих пор она неповоротливая, неуклюжая она - медведь. Вот медведь, а там рысь. Там волк. Он быстрее бежит, изгибается, обходит. Там змея. А это медведь, стоит, качается, вся страна трещит. И все - дайте, дайте, дайте. Поэтому вот этот нужно вопрос решать. И мы его решим. Эта стабильность наступила, но обидно, что многие пенсионеры, которым уже 60-70 лет, для них то хорошее, что можно сделать на будущее, уже не коснется. Но считать, что Министерство обороны ваш заклятый враг, что там они что-то делают, они исполнители тех законов, которые принимают здесь. А принимают здесь законы, исходя из той экономики. Мы флаги поменяли, экономику-то мы ещё не поменяли.
Экономика та, которая раздавать должна, а раздавать нечего. Вот отсюда все проблемы.
Поэтому спокойненько перенять передовой опыт, и все опустить на гражданина. Пусть все он сам решает. Единственный способ обеспечить благополучие, когда это решает человек. Государство благополучия никогда не обеспечит. Он не знает вас, оно абстрактно. Вот оно государство. Что он виноват? Завтра его не будет, другой придёт. А мы сами себе все сделаем. Поэтому в этом плане вот нужно к этому стремится. Был же этап. Вот настоял я. Ну и где они? Что он, Зурабов, и все остальные чиновники не захотели, убрали накопительную пенсию. Почему убрали-то? Тем, кому было 40 лет, у них было бы две пенсии. Не можем вот опять. Чего-то они боятся. Как это так, неподконтрольные будут. Знаете, чего власть наша боится? Что население будет неподконтрольное. При Брежневе Косыгин начал реформы, отличные, сейчас бы уже все было в порядке. Вот те самые кооперативы, хозрасчёт, больше самостоятельности. Брежнев посмотрел: слушайте, а партия не нужна тогда. А он генеральный секретарь. И он, чтобы остаться генеральным секретарем, и чтобы его команда оставалась наверху, останавливает реформы Косыгина великолепные. Это не Горбачев, не Ельцин. Отличные реформы были. 1965 год. Но если их провести, не нужна была КПСС. Мы бы закончили это в 1985 году. Не Горбачев бы пришёл, а уже закончили бы реформы. Великолепная была бы страна. Но не нужна была партия. Вот чтобы её сохранить реформы остановили. Теперь её нет, и реформ нет. И самыми жертвами этого всего остались вы, пенсионеры. Особенно военные, поскольку у вас вообще никогда никаких доходов не было. Поэтому вот этот аспект я прошу иметь в виду политический. Не потому что кто-то вредит, законы не успевают или чиновники, а вот запоздание с проведением этих вот всех реформ совсем по другому направлению. И принцип один - сами давайте все делать. Тогда будет всё хорошо. Если ждать от государства, никогда ничего не дождёмся.
Председательствующий. Спасибо.
Минуточку, у нас вопросы задают докладчикам, содокладчикам и тем, кто выступает с сообщениями.
Жириновский В.В. Что вы их останавливаете? Для того парламентские слушания. Надо вопрос, пусть задаст. Иначе какой смысл? Он пришёл сюда, посидел, помолчал и ушёл.
Председательствующий. Задайте.
Быков Р. Владимир Вольфович, до сих пор случаю ваши песни и вашу кассету, вы мне дали как скандальному журналисту.
Но я не только журналист, полковник в отставке Роберт Быков.
Владимир Вольфович, а вас не пугает, что заклятым врагом на сегодня абсолютное большинство военных пенсионеров считает не Министерство обороны, ну что это, подневольная структура, а именно Госдуму и Минфин. Вы понимаете, что мы уже вышли из рамок, когда можем решать законодательным путём, как нас тут уговаривало Министерство обороны. Что мы подошли к границе. Когда мы ищем пути решения другие.
Жириновский В.В. Я с вами согласен. То, что вы скорректировали, кто ваш враг. Но Госдума не ваш враг, потому что здесь таких, как я - один. Когда будут сидеть 150 человек таких, как я, будут нормальные законы. У Минфина забрать нужно деньги, он не имеет права у вас забирать деньги и решать за вас вашу судьбу, не имеет права. А у него такое право сегодня есть. Старые законы ему это позволяют. Тут вы абсолютно правы, я с вами согласен.
Вот давайте сделаем так, что будут другие законы и другой будет Минфин, который будет собирать деньги не с вашего заработка, а с других совершенно источников. И вы будете сами все вопросы свои решать. Я вам об этом и говорю. Я про Министерство обороны сказал, поскольку они конкретный инструмент, который с вами связан. Что вы не знаете, что вы получили на три года вперёд бюджет больше всех, вы, Министерство обороны, знаете об этом? Больше чем наука, культура, образование, сельское хозяйство. Уже стана вам дала больше. Меньше будет продовольствия, больше больных умрёт, меньше будет образованных. Так что вы не должны ещё обижаться. Вам может быть, не совсем правильно всё докладывают. По ближайшему бюджету вы получаете больше всех. Вот сейчас будет Буш об этом говорить Путину: ты что делаешь? А вы ещё нападаете на них. Вы благодарите их, что они вам пробили вперёд на три года. Просто вам ждать может быть, неприятно. Но вы должны понять, что больше всего они получили и больше, чем любая другая отрасль. Это ошибка, кстати. Но в вашу пользу. Но против молодежи и против продовольственной безопасности. Вот это тоже все имейте в виду.
Председательствующий. Мне очень жаль, что вы считаете Государственной Думу своим теперь, как вы сказали, заклятым врагом. Это, видимо, ошибочное представление.
Любой закон в Российской Федерации для того, чтобы стал законом, это является плодом четырёх субъектов: Государственной Думы, Совета Федерации, правительства и президента. Без этого закон или не будет принят, или не будет действовать. Поэтом
Источник: Российская Партия Пенсионеров
Обсудить новость на Форуме
27 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |