23:15 08.05.2007 | Все новости раздела "Российская Партия Пенсионеров"
Проблемы пенсионного обеспечения
В Республике Карелия Общественной Палатой Российской Федерации были проведены Всероссийские Общественные слушания по теме "Проблемы пенсионного обеспечения граждан и пути советшенствования пенсионной реформы в России". В работе Слушаний участвовали представители Общественной Палаты Российской Федерации, федеральных и региональных органов власти, неправительственных организаций, бизнеса, средств массовой информации. Резолюция слушаний направлена Президенту РФ и в Правительство РФ.
Приводим речь лидера карельского отделения Общероссийской Общественной Организации "Российские Пенсионеры", Суворовой Лидии Васильевны:
Роль политических партий и общественных объединений в решении проблем обеспеченной старости в России
Социальная политика государства в сфере пенсионного обеспечения в полной мере зависит от общего экономического положения в стране.
Последовательный рост уровня пенсионного обеспечения населения и финансовая устойчивость пенсионной системы, это основная задача на ближайшую перспективу.
Социальная значимость определяется тем, что затрагивает жизненные интересы почти 40 млн. жителей России - практически четвертой части нашей страны. Для 72 процентов из них пенсия - единственный источник средств к существованию. В Карелии получатели пенсий, это почти треть населения республики.
Основной целью реформирования пенсионной системы является выработка наиболее справедливого распределения средств среди самого незащищенного слоя населения нашей страны.
Если до 1990 года государство более чем на 70 процентов дотировало систему пенсионного обеспечения, то сейчас эта доля составляет всего 6 – 8 % от общего объема пенсионных выплат.
Теперь основную финансовую нагрузку по пенсионному обеспечению несут работодатели.
В итоге роль и функции социальных субъектов и государства кардинально изменились. Новое российское пенсионное законодательство представляет пенсию как результат «пенсионного страхования».
Между тем, вряд ли эту систему можно назвать страхованием: так как государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, даже если Пенсионный Фонд России не сможет собрать ни копейки взносов.
Закон № 167-ФЗ ясно устанавливает дополнительную ответственность государства по обязательствам ПФР перед пенсионерами: не хватит денег в Фонде, им заплатит федеральный бюджет.
Тем не менее, проблема, связанная с необходимостью разработки принципиального нового пенсионного законодательства сохранилась и все более обострялась по мере развития кризиса в пенсионном обеспечении, основные причины которого заключались, главным образом, в существующих экономических отношениях.
На протяжении последних 10 лет отечественная пенсионная система претерпела существенные изменения, что способствовало ее стабильному функционированию, позволило отчасти смягчить резкое обеднение пенсионеров.
При осуществлении пенсионной реформы необходимо учитывать экономические, демографические и социальные процессы, происходящие в стране.
Растет число пенсионеров, численность работающих в народном хозяйстве снижается. Это приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение.
Так, в Республике Карелия численность работающих на начало 2007 года по сравнению с прошлым годом практически не увеличилась. Наблюдается ускорение процесса старения населения, что потребует увеличения затрат на пенсионное обеспечение.
В России, как нигде в мире, велик разрыв между пожилым населением и населением пенсионного возраста. Женщины в 50 лет уже относятся к пожилым и получают пенсию по старости.
Если не считать инвалидность, тяжелую болезнь или нищету, то самым тяжелым психологическим бременем для пенсионера являются нереализация своего потенциала, ощущение или опасение собственной ненужности. Невостребованность входит в противоречие с общественной сущностью человека. Резкая смена ритма активности, утрата возможности заниматься любимым или, по крайней мере, привычным делом, значительное снижение материальных возможностей обуславливает дезаптацию пенсионеров и нередко укорачивает их жизнь.
Поэтому не случайно в стране и в нашей республике тоже, в 90-е годы с началом радикальных социально-экономических и политических реформ связан резкий рост социальной активности населения, создание большого количества общественных, неправительственных организаций и объединений, политических партий. Появились различные формы самоорганизации людей для совместного решения своих проблем или защиты собственных интересов. И в большинстве этих общественных организаций люди пенсионного возраста, старшего поколения.
Сегодня с полным основанием можно сказать, что НКО выполняют серьезную государственную задачу – обеспечивают востребованность, занятость людей, сглаживают социальную напряженность.
Развитие общественных организаций позволяет создавать новые наиболее эффективные механизмы, модели и методы решения социально значимых задач. Примером этого может служить деятельность ОО «Ярославна» в г. Костомукша», Спасите детей» в г. Сортавала, «Шаг навстречу» в г. Сегежа, «Айно» в г. Питкяранта, «Народное образование» в дер. Верхний Олонец и многие другие.
Общественные организации, партии способствуют изменению стереотипа поведения и жизненных установок пожилых людей: уход от пассивной, потребительской позиции и формирование новой модели личности – личности активной, деятельной, от которой во многом зависит положение дел в своем доме, районе, городе, стране в целом. Наполняют жизнь людей старшего поколения более яркими, колоритными красками.
Деятельность общественного сектора позволяет решить финансовые проблемы многих участников: обеспечивает занятость, самозанятость, создает рабочие места, помогает получить новые профессии. Многие НКО применяют разнообразные технологии, спектр которых очень широк, сами предоставляют населению различные услуги (в основном бесплатные) юридические, правовые, информационные, в сфере досуга, культуры и др. НКО органично вошли в местную социальную инфраструктуру, взаимопомощь, поддержка, которую получают люди в этих организациях, облегчает, продлевает жизнь пожилых людей, то есть способствует решению демографической проблемы в стране.
Через партийные, общественные организации пожилые люди участвуют в принятии управленческих решений с учетом инициативы «снизу», оказывают влияние на формирование социально ориентированной политики в республике. ( примером может служить Закон о ветеранах РК и др.), люди получают знания, информацию для равноправного сотрудничества и диалога с властями и административными структурами.
Старшее поколение сегодня ждет от государства решительных действий по улучшению их положения. Но каждый шаг должен быть взвешен, продуман и широко обсужден с разными группами населения (чтобы не повторилась ситуация со 122 Федеральным Законом).
Одним из таких шагов может стать принятие приоритетного национального проекта «Старшее поколение». Что может войти в данный проект.
1. Современный законодатель в развитых странах озабочен тем, чтобы дольше задержать людей в обычном обществе. В России же сегодня созданы юридические возможности для изгнания людей из обычного общества, особенно дискриминирующие женщин. А потом мы думаем, где же взять ресурсы, чтобы как-то облегчить бремя этого социального исключения, невостребованности и низкой пенсии. Необходимо законодательно предоставить право людям перед или после выхода на пенсию на неполную или частичную занятость, позволяющую работать в посильном режиме. То есть гибкие режимы занятости, применение неполных дня, недели, месяца, года и определить пределы включения таких режимов в трудовой стаж. Решить эту задачу проще и дешевле, чем «бороться» с низкой пенсией и социальным исключением пожилых.
2. Зима для северян, особенно проживающих в малонаселенных отдаленных поселках, очень трудное время. Проблемы с водой, дровами, медицинским обслуживанием и т.д. Улучшить эту ситуацию может создание в каждом муниципальном образовании сезонных стационаров для пожилых людей, которые могли бы в течение зимы находиться в данном учреждении, а весной и летом возвращаться в свои неблагоустроенные дома и квартиры. Это что-то вроде «временных социальных гостиных на зимний период для пожилых людей». Летом на этой базе могут отдыхать и оздоравливаться дети, подростки, молодежь. На средства муниципальных бюджетов эту проблему не решить, а как государственная программа с помощью федерального бюджета она может быть решена.
3. Создание на уровне местных поселений «Социальных гостиных». Это очень удобная, современная форма участия граждан в жизни своего поселка, микрорайона, города. Сегодня, когда идет реформа местного самоуправления, такие объединения необходимы и главам местных поселковых администраций. Такая форма работы опробирована у нас в Карелии Партией Пенсионеров. С нашей поддержкой созданы такие пилотные «социальные гостиные» в пп. Пряже, Заозерье, Лоухи, Чупа, Вяртсиля, в микрорайонах г. Петрозаводска. В гостиных собираются 1 раз в неделю в основном люди пенсионного возраста (30-50 человек) и это является своеобразной площадкой для регулярных встреч с руководителями местных администраций, депутатами и другими специалистами, которые обеспечивают жизнь в данном населенном пункте. Идет нормальный диалог, разговор, люди понимают проблемы и слышат друг друга. С помощью таких встреч нам удалось решить многие жизненно важные проблемы, касающиеся данного населенного пункта. Сейчас в Карелии создано 109 сельских, поселковых администраций, такая форма поддержки со стороны населения нужна в первую очередь самим Главам этих администраций. Только с поддержкой и пониманием самих жителей этих населенных пунктов можно улучшить положение, что-то изменить. В бюджетах самих населенных пунктов нет средств для создания социальных гостиных. А на самом деле там нужны совсем небольшие средства. Если с привлечением федеральных средств будут созданы в каждом местном поселении такие общественные гостиные, тогда не придется говорить об инертности и пассивности граждан с одной стороны и более быстрыми темпами пойдет становление местного самоуправления.
Через нацпроект можно оказать существенную поддержку пенсионерам, решить проблемы ремонта жилья в частном секторе, санаторного лечения, отдыха и многие другие вопросы.
Пенсионная реформа рассчитана на молодое поколение. Поэтому сейчас нам необходимо менять менталитет основной части населения, психологию людей, которые пока предпочитают заботиться о сегодняшнем дне, а не о пенсии. Это вопрос воспитания и образования. А у нас сейчас даже нет специализированных вузовских дисциплин по пенсионному обеспечению. А люди должны понимать, что их ждет. Только школьное и вузовское образование помогут изменить психологию людей.
Сейчас никакой доступной литературы о пенсионном обеспечении нет. Есть рекламные агитационные материалы страховых компаний и пенсионных фондов. Поэтому сегодня полного понимания и доверия от народа сути Пенсионной реформы пока ждать не приходится, а потребность в реформировании пенсионной системы велика. Люди ждут понятных решений и действий.
И если пенсионная реформа будет направлена на предоставление гарантий обеспеченной старости, то такая реформа будет принята и поддержана обществом, выступит в качестве долгосрочного договора поколений, будет способствовать социальной стабильности в обществе, без которой невозможен экономический рост.
Источник: Российская Партия Пенсионеров
Обсудить новость на Форуме