13:13 30.08.2006 | Все новости раздела "Российская Партия Пенсионеров"

Сказ о добром имени

Быт и нравы каждого народа можно изучить по его сказкам. В стародавние времена волшебным напевом народных преданий слабые мира сего свободно говорили с вершителями судеб, без страха обличая зло и несправедливость. Новые времена мало что изменили в жизни простых людей. Как и раньше, закон часто пасует перед начальственным произволом, корысть побеждает справедливость, а ложь выдает себя за правду. Наверное, именно поэтому наш читатель из Чувашии предпочел рассказать о недавних событиях в своей республике языком притчи. Народной, но вместе с тем политической…

ЭНВЕР, ЧТО САМ СЕБЯ ПЕРЕХИТРИЛ

Давно это было. Так давно, что уже и старики не помнят. Жил у великой реки, неподалеку от дремучего леса, хитрый Энвер. Ни Бога, ни черта не боялся и на судьбу свою не жаловался. Даже с тамошним ханом, говорят, держался на равных.

Слыл Энвер большим начальником, и было у него три богатства: волшебное державное корыто, здоровье, как у чувашского сказочного богатыря Улыпа, и доброе имя, дороже которого нет ничего на свете. Богатство свое Энвер берег пуще глаза, а потому в знакомствах был осмотрительным. Чтобы сохранить дом, подружился он с могучими медведями из лесной чащи. О здоровье Энвер заботился сам. А доброе имя поручил хранить седовласым, самым уважаемым людям своего народа. Не хотели седые связываться с Энвером, да уговорил он их, назвавшись защитником слабых.

Так и не знал бы он горя, если бы не перехитрил сам себя. Решил Энвер, что на его корыто заглядываются чужие. И начал он народ от дома отваживать. С медведями Энвер ссориться побоялся – слишком сильны они были в этом краю. С краснокожим народцем, потомками давних бунтовщиков-революционеров, тоже поостерегся сцепиться: хоть и мало кто их всерьез принимал, но больно шумными да скандальными они были. Тогда Энвер решил отыграться на седовласых. Сказал он, что слишком много денег накопили они за долгую свою жизнь. Прогнал седовласых от своего порога, запретив им на общее народное вече являться, о жизни и законах рассуждать. Помогали ему краснокожие: улюлюкали, в спину кричали. А Энвер еще и посмеялся вдогонку.

Огорчились седые, но виду не подали. Не нужно им было державное корыто, которым так Энвер гордился. Дорожили они только правом выступать на народном вече. Трудно иначе защищать права простого народа… Ушли седые из селения у великой реки. А имя доброе, которое им Энвер хранить поручил, в пыль у дороги положили. Такой, решили седовласые, может и без чести прожить, если корыто волшебное ему белый свет затмило.

И стал Энвер жить лучше прежнего, да без имени. Узнало про то краснокожее племя и часть корыта у него отхватило. «Остановить, – говорят, – нашу силу могли лишь седые, да нет их теперь в селенье».

Прознали о том медведи, взъярились. Давняя вражда была у них с краснокожим племенем. Пришли они к Энверу, спросили: «Что ж ты наделал, мошенник? Разве для этого тебе дадено было корыто, чтобы ты его краснокожим оставил?» А хан, отправив гонца, объявил ему о высочайшей опале.

Испугался Энвер, заметался. Кинулся было искать седовласых, что слабых всегда защищали. Спрашивает у прохожих, куда ушли седые. А народ над ним знай смеется. «Посмотри на себя, простофиля! Ты ведь разве сам не седовласый?»

Посмотрел на себя Энвер в колодец и обмер. Видит, что похож стал на тех, кого выгнал. Да вот только никто его так, как седых, не ценит. И нету уж больше богатства: давно отобрали корыто, все здоровье ушло на интриги и ссоры, а доброе имя в пыли затерялось. Но хуже всего пришлось селянам: власть над ними захватил краснокожий, а люди остались вместе с хитрым Энвером у разбитого им же корыта. Ведь недаром гласит старинная чувашская пословица: «Мало быть только сыном своего отца, будь сыном своего народа».

Николай ВАСИЛЬЕВ,
г. Чебоксары



Источник: Российская Партия Пенсионеров

  Обсудить новость на Форуме