11:24 23.08.2006 | Все новости раздела "Российская Партия Пенсионеров"
Бюджет дефицита ответственности
Главный финансовый документ страны, проект которого на днях утвердило российское правительство, не зря называют «социальным». Пожалуй, авторы проекта бюджета впервые уделили столько внимания проблемам развития здравоохранения, коммунального хозяйства и поддержке малоимущих. И все же, по мнению специалистов, говорить о прорыве пока рано. Необычная щедрость правительственных чиновников вызвана не общим подъемом народного хозяйства, а сверхвысокими мировыми ценами на энергоносители. Недаром на одном из заседаний правительства глава Минфина Алексей Кудрин отметил, что Россия вышла на самые высокие показатели зависимости бюджета от нефти и газа.
Сухие строки проекта бюджета лучше всякого прогноза дают представление о том, как будет жить страна в наступающем году. По сути, утверждая список расходов и доходов на следующий год, правительство формирует бюджет каждой российской семьи. К сожалению, анализируя проект бюджета-2007, многие эксперты пришли к мнению, что страна живет не по средствам.
Так, только сверхвысокая цена на нефть позволяет нашему правительству финансировать социальные программы, избегая при этом серьезного бюджетного дефицита. А значит, миллионы российских пенсионеров, льготников, врачей и учителей могут столкнуться с личным «дефолтом», если упадут расценки мировых поставщиков энергоносителей.
Итак, бюджет на 2007 год, проект которого на днях одобрен правительством, назван самым «социальным» за все годы реформ. Что это значит для простого россиянина? Попробуем разобраться.
Как отметили журналисты издания «Газета», «…документ получился сенсационным». Еще в ходе обсуждения проекта неожиданно выяснилось, что обеспечить расходы на социальную сферу нефтяными доходами Минфину не удается. Получалось, что впервые за годы сырьевого бума бюджет страны обладал ощутимым дефицитом в двести миллиардов рублей. При этом формально доходов было больше, чем запланированных трат. Одновременно с основными параметрами бюджета Минфин представил в правительство и расчеты на 2008–2009 годы. Судя по этому документу, главная копилка страны будет расти и впредь. Так, в 2009 году ее размер, по расчетам Минфина, превысит сумму расходных статей бюджета. Пока же предполагаемые доходы федерального бюджета в 2007 году составят без малого 7 триллионов рублей (в 2006 году, по предварительной оценке, – 6 триллионов 159 миллиардов), а расходы – 5 триллионов 463,5 миллиарда рублей.
На какие же нужды государство намерено тратить запланированные миллиарды? По словам министра Кудрина, в проекте бюджета серьезно увеличены средства на национальную оборону, на безопасность, правоохранительную деятельность и антитеррор. Расходы на национальную оборону повышены на 107 млрд руб., всем основным ведомствам, занятым борьбой с терроризмом, дополнительно выделено около 50 млрд руб. без учета федеральных целевых программ. На решение «общегосударственных вопросов» предполагается выделить 664,2 миллиарда рублей, или на 49,5 процента больше, чем в 2006 году. Весьма существенно увеличится и финансирование сферы образования, на нужды которой предполагается направить 277,7 миллиарда рублей, что на 33,4 процента превысит нынешний уровень, на здравоохранение и спорт – 205,4 миллиарда (рост на 31,5 процента), на культуру, кинематограф и СМИ – 64,1 миллиарда (рост на 25,2 процента), на охрану окружающей среды – 7,8 миллиарда рублей (рост на 21,9 процента). Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетных национальных проектов в 2007 году будут в полтора раза больше, чем в текущем, и составят 206 миллиардов рублей.
В случае, если цена нефти упадет ниже 61 доллара за баррель, условный бюджетный дефицит вполне может стать дефицитом реальным. А значит, запланированное улучшение жизни социально незащищенных россиян покоится на весьма шатком фундаменте. Некоторые эксперты видят опасное сходство нынешней «пирамиды» нефтяных цен с печально известной «пирамидой» ГКО, крах которой привел к дефолту. Как отметил один журналист Интернет-издания «Газета.ру», беда в том, что выводы сделанные из кризиса 98-го, были, как обычно, краткосрочными. Власть решала текущие проблемы, гасила неотложные платежи. Думать вперед, на перспективу – не русский стиль. И спустя восемь лет институциональные реформы не только не завершены, но, имея в виду стремительное огосударствление экономики, можно, скорее, говорить о проведении контрреформ. Об откате назад свидетельствует и рост бессмысленных, носящих сугубо популистский характер госрасходов.
Первый, уверенный шаг к постоянно дефицитным бюджетам уже сделан. И потому крушение очередной пирамиды может привести к кризису, схожему с тем, что случился в 1998 году.
Вадим КРУТОВ
Источник: Российская Партия Пенсионеров
Обсудить новость на Форуме
28 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |