22:36 17.07.2006 | Все новости раздела "Российская Партия Пенсионеров"

Кино не для всех

Все началось с Михаэля Ханеке: мэтр европейской режиссуры неожиданно отказался быть председателем жюри. Договоренность о том, что Ханеке станет председателем жюри Московского кинофестиваля, была достигнута давно. Однако 27 мая дирекция получила его письмо с отказом. Режиссер объяснил свое решение тем, что осенью приступит к съемкам нового фильма

Можно понять генерального директора ММКФ Рената Давлетьярова. «Мы отказали многим видным деятелям кино, мы подготовили лучшие кинозалы, поскольку Ханеке также собирался провести в Москве ретроспективу своих картин. Это беспрецедентный случай, такое случилось впервые за всю 28-летнюю историю фестиваля», – заметил Давлетьяров, добавив, что считает этот поступок оскорбительным.

Прокол серьезный. Человек такого уровня, как Ханеке, не мог не знать, что влечет за собой такой отказ накануне открытия фестиваля. Отданы в печать каталоги с его именем и резюме – все пришлось переделывать. Сразу стало тревожить и другое – а останутся ли остальные члены жюри? Жюри подбиралось под председателя, по его рекомендациям – вполне могли уйти в отставку всем скопом. За два дня до открытия фестиваля ситуацию спас скандально известный польский кинематографист Анджей Жулавский.

По мнению руководства фестиваля и «Интерфеста», такая персона, как Жулавский, для Москвы – просто удачная находка. Это высказывание выглядит по крайней мере странно, поскольку в среде современных французских продюсеров отношение к нему как к старому чемодану без ручки, который нести тяжело, бросить жалко, зато можно безболезненно «сплавить» в Москву. Правда, многими жителями столицы приглашение Жулавского возглавить жюри Московского кинофестиваля было воспринято неоднозначно. Скажем, как плевок в российскую историю и культуру.

Напомним, что господин Жулавский является создателем русофобской поделки – фильма-оперы «Борис Годунов». Двадцать лет назад известный французский продюсер Даниэль Тоскан дю Плантье решил снять киноверсию самой популярной на Западе русской оперы Модеста Мусоргского. Музыкальным руководителем постановки был великий Мстислав Ростропович, записавший оперу вместе с Галиной Вишневской, другими звездами вокала и Вашингтонским симфоническим оркестром. Режиссером же самого фильма предложили быть Анджею Вайде, но он отказался. И тогда его заменил Анджей Жулавский.

Вот как описывает реакцию Ростроповича и Вишневской на фильм Жулавского дю Плантье: «Гнев и Славы, и Галины вызвало появление обнаженной Марины Мнишек – за кадром пела Вишневская. Слава тотчас заявил, что, если это не вырежут, он откажется ставить свое имя в титрах».

Господин дю Плантье о многом умалчивает: Ростроповича возмутила не только девица бордельного типа в роли Марии Мнишек, но и очень многое другое – от декораций в форме вышек сталинских лагерей до юродивого, мочащегося у православного храма. У каждого истинного ценителя русской культуры, кто видел пакостный опус Жулавского, создается однозначное впечатление – это изощренное глумление польского националиста над русской историей и русской музыкой.

Не выдержав глумления над святыми для культуры России вещами, Ростропович в 1989 году обратился в парижский суд с требованием защитить от оскорблений Жулавского «русскую самобытность, русскую душу». Музыкант хотел привлечь всеобщее внимание к безобразной, откровенно русофобской выходке Жулавского. Суд Ростропович проиграл, но добился, чтобы в фильме появился титр о его резком протесте против режиссерской концепции. В результате скандала «Борис Годунов» от Жулавского практически провалился в прокатах всех уровней.

Вторая неприятность поджидала устроителей фестиваля со звездой американского и европейского кино актером Джоном Малковичем. Единственное звездное лицо, заранее обещанное журналистам, в последний момент тоже отказалось, причем без каких-либо объяснений.

Не все спокойно было и внутри команды, делающей фестиваль. По большому счету Московского могло и не быть: отсутствовали контракты с его ведущими работниками – отборщиками фильмов. Из-за разногласий с руководством фестиваль покинули Кирилл Разлогов и Петр Шепотинник. Поговаривали, что не в лучшей форме сам Никита Михалков. Мэтр выглядел усталым после съемок своего фильма и не демонстрировал обычной энергии. Полкомитета фестиваля не разговаривали с другой его половиной...

Немалый разлад в программу устроителей внес и ЧМ-2006: по иронии судьбы дневник кинофестиваля шел на экранах телевизоров в перерывах между таймами, и болельщиков телевизионщики невольно пытались приобщить к высокому искусству, а киноманам прививали любовь к мячу. Конкурсные показы в кинотеатрах по какому-то странному стечению обстоятельств проходили именно в дни футбольных матчей, причем в то же время, что также не добавляло добровольцев в довольно скудные ряды зрителей.

Не самый многообещающий фестиваль открылся ничем не примечательной «Клятвой» Чена Кайге. Главного приза – «Золотого «Святого Георгия» – был удостоен шведский фильм «О Саре». Картину поставил режиссер-дебютант Карим Отман Карим, уроженец Уганды. Фильм африканского мастера рассказывает о жизни современной деловой женщины из Стокгольма...

В общем, какой фестиваль, такие и итоги.

Елена ВОЛИЧЕНКО

Источник: Российская Партия Пенсионеров

  Обсудить новость на Форуме