18:17 11.10.2021 | Все новости раздела "Российская Партия Пенсионеров"
Партия пенсионеров поздравляет со столетием легенд...
Такие люди, как Николай Дупак, – это народное достояние, заявил член центрального совета Партии пенсионеров, народный артист России Владимир Новиков, поздравляя его со столетним юбилеем. Николай Лукьянович — легенда театра и кино. Актер, режиссер, трижды раненный фронтовик, он четверть века руководил знаменитым Театром на Таганке. Именно Дупак взял на работу Владимира Высоцкого и пригласил в театр Юрия Любимова.
Николай Дупак (слева) и Юрий Любимов
«Сегодня мы отмечаем столетие нашего замечательного Николая Лукьяновича Дупака – человека-легенды, бессменного руководителя – директора Театра на Таганке, знаменитого на весь мир. Мне когда-то посчастливилось поступать, как я говорю, «по блату» в Театре на Малой Бронной, где Дупак тоже был директором полтора года. А потому что в свое время, будучи студентом в Ростове, Николай Лукьянович снимал комнату с моим будущим учителем – великим Сергеем Федоровичем Бондарчуком. Про Николая Лукьяновича можно рассказывать и рассказывать. Он – легенда на легенде, и сам ей является», – подчеркнул Владимир Новиков.
Человек с огромнейшим количеством стихотворений, которые он сотнями помнит наизусть и продолжает читать вслух, так охарактеризовал Дупака Владимир Новиков. Он до 99-ти лет водил автомобиль, хотя и прошел войну, получив тяжелые раны. При нашей жизни со всеми ее перипетиями, дожить до ста лет в полном здравии ума уже является подвигом и признаком человеческой исключительности, отметил Новиков.
«Говоря о театре на Таганке, в первую очередь вспоминают его режиссера – Юрия Любимова, но за все его затеи, постановки и разные выкрутасы перед властью приходилось отвечать Николаю Лукьяновичу. И все проблемы, связанные с походами в обкомы, горкомы, райкомы, ложились на его плечи и сердце. И оно это выдержало. Николай Лукьянович умел заметить, поддержать и говорить на одном языке с труппой, сглаживать конфликты и лавировать между своими интересами, амбициями актеров и цензурой. Николай Лукьянович всем сердцем влюблен в человеческую доброту. И если Любимов открыто шел на конфликт с цензорами, то Дупак умел договариваться, и именно благодаря нему постановки Любимова могли увидеть свет. А актеры театра, в свою очередь, получали жилье и имели возможность ездить на зарубежные гастроли, а также успевали сниматься в кино. В России, да и в любой стране мира, настоящее искусство часто создается вопреки. И есть люди, которые пробивают эти заслоны, для своих более радикальных коллег. Жаль, о них не так часто говорят», – отметил Владимир Новиков и посвятил другу и коллеге стихотворение.
Смотрю на нынешний Парнас:
Театр, кино и интернет,
И страх, порой берет за нас:
Ни правды нет, ни смысла нет.
Беспомощное оправдание
Своей никчемной суеты,
Ни радости от созидания,
Ни добродушной простоты.
Куда ведет их гений странный,
Куда зовут они всех нас?
Наш это выбор, как ни странно,
Какие мы – таков Парнас.
Еще одно стихотворение, которое нравится Николаю Лукьяновичу, рассказывает Владимир Новиков:
А почему искусство шумным быть должно?
Всеразрушающим, кричащим?
А как же утром свет в твое окно?
Закаты, поцелуи в тихой чаще.
Да, с криком мы рождаемся на свет,
А вот уходим вряд ли с криком «Браво»
И дважды жизнь проживших тоже нет,
Хоть многие имели это право.
Сбор легендарной труппы театра на Таганке. 1968 г.
Актёр театра и кино, театральный режиссёр, бывший директор Театра на Таганке и Театра на Малой Бронной, Заслуженный артист России и Украины, участник Великой Отечественной войны Николай Лукьянович Дупак родился в 1921 году в близ Донецка. Участник Великой Отечественной войны с 27 июля 1941 по 23 сентября 1943 года. Участник обороны Москвы, Сталинграда. C 1943 по 1963 год служил ведущим актёром и режиссёром театра имени К. С. Станиславского. В 1963—1990 годы — директор Театра на Таганке. Именно Дупак позже придумал и утвердил эмблему театра — красный квадрат с чёрными словами по периметру. Весной 1964 года пригласил к себе в театр и принял на работу в качестве художественного руководителя Юрия Петровича Любимова, работавшего тогда преподавателем в Театральном училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова. Там в 1959 году Юрий Любимов дебютировал как режиссёр. Огромной удачей оказался приход в театр Владимира Семёновича Высоцкого, которого Дупак принял на работу, несмотря на первоначальные возражения Юрия Любимова.
В 1977 переходит на должность директора в Театра на Малой Бронной. В 1978 году, по убедительной просьбе Любимова и труппы, вернулся в Театр на Таганке. В 1960—1980-х годах Театр на Таганке стал самым посещаемым театром столицы, к тому же активно гастролирующим по стране и за рубежом. Более 30 раз выезжал на зарубежные гастроли, в том числе в 13 капиталистических стран, что для того времени в условиях «холодной войны» и «железного занавеса» было редкостью. При его непосредственном участии и активном содействии на Таганке были построены культурный центр-музей В. С. Высоцкого, Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. К юбилею Николая Дупака был снят биографический фильм «Честь Имею».
Партия пенсионеров считает жизненный путь Николая Лукьяновича Дупака поистине образцовым: защитник Родины, выдающийся деятель искусства и живой пример невероятно активного долголетия. Такие люди должны быть примером всем гражданам нашей страны.
Источник: Российская Партия Пенсионеров
Обсудить новость на Форуме
27 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |