21:00 09.04.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Павел Данилин: Приоритетные национальные проекты - новая общественная среда
Содержание
Введение
Аудитория нацпроектов
Отраслевая проблема и способы решения
Информированность о нацпроектах
ПНП и социальные изменения
Новая среда - локомотив ПНП
Блокировка ПНП, коррупция
Проблемы контроля и управления
ЦУП-Россия
Информационная сеть вокруг ПНП
Роль СМИ
Заключение
Приложение
Введение
Больше двух лет прошло с момента начала реализации в России приоритетных национальных проектов. Приоритетные национальные проекты (ПНП) - это последовательная государственная политика, обеспечивающая преимущества активным группам населения, которые хотят и могут воспользоваться предоставляемыми возможностями. Именно поэтому главным итогом их реализации следует считать отнюдь не количество машин "скорой помощи", поставленных в поселковые и городские больницы или объем кредитов, выданных сельхозпроизводителям. Нет, главный промежуточный итог работы ПНП не в этом. Сегодня можно уверенно говорить о том, что в России выдвинулись на первый план тысячи и десятки тысяч людей, которые поверили в модернизационный характер приоритетных национальных проектов, откликнулись на призыв государства к проявлению инициативы в своей профессиональной области. Они - новые люди новой России.
В России социальная стратификация общества существенно изменилась со времен СССР, когда в обществе доминировали две страты. Одна - умеющая "получать", и вторая - умеющая "доставать".
Первая - наиболее многочисленная, состояла из тех, кто руководствовался логикой "вы делаете вид, что вы нам платите, мы делаем вид, что работаем". Таких и сейчас большинство.
Вторая страта (много меньшая по сравнению с первой) в советские времена занималась тем, что "крутилась" и "доставала", "выбивала" правдами и неправдами положенные в социалистическом обществе блага вроде бесплатной квартиры и очереди на машину. Эту страту составляло активное и довольно агрессивное меньшинство. Сейчас такие люди почти исчезли, пополнив собой первую страту, поскольку в рыночном государстве доставать на бытовом уровне ничего не надо.
В конце 80-х годов прошлого века появилась еще одна страта - умеющих "урывать". В отличие от умеющих "доставать", которые действовали в рамках законов (писаных и неписаных), рвачи на закон внимания не обращали. Из них вышло многочисленное племя бандитов, коррумпированных чиновников и ушлых бизнесменов современности.
С началом развития в России рыночных отношений появилась еще одна страта - умеющих зарабатывать. Это честные предприниматели, активные люди, это квалифицированные рабочие, преподаватели-новаторы, профессионалы-врачи и много других людей, которых объединяет одно - готовность много работать, чтобы много зарабатывать.
К сожалению, сегодняшнее распределение между стратами можно оценить как:
65% - умеющих "получать";
5% - умеющих "доставать";
20% - умеющих "урывать";
10% - умеющих зарабатывать.
Государство, предложив обществу идею приоритетных национальных проектов, впервые за годы после развала СССР сделало ставку на поддержку именно той группы, которая готова зарабатывать. ПНП должны сформировать новую среду, создавая такие условия, чтобы страты, умеющие пока лишь "получать" и "доставать", учились зарабатывать.
Таким образом, главной целью ПНП является количественное и качественное увеличение тех слоев российского общества, которые уже адаптировались к условиям рыночной экономики.
Реализация ПНП немедленно провела черту между активными и пассивными гражданами, предприятиями и организациями, разделил российское общество - по отношению к нацпроектам - на оптимистов и скептиков.
Решающим здесь оказался фактор конкуренции - ведь поучаствовать в реализации ПНП можно только на конкурсной основе. В результате оказалось, что для одних национальные проекты - это надежда работать, наконец, по-человечески, для других - случайная раздача денег по непонятной прихоти власти.
Вот, например, что показали результаты интервьюирования учителей и директоров школ. Одни наотрез отказывались участвовать в конкурсе: "все равно наверху все схвачено, выиграют, как всегда, свои, не будем им массовку создавать". Но был и второй тип ответов, более симпатичный: "не важно, выиграем мы или нет, документы все равно подадим, нам просто интересно обобщить свои результаты и методики, послушать, как нас оценят, понять, как расти дальше".
Так что учителя действительно давно раскололись. На тех, кто хочет и готов работать (независимо от шансов получить грант, от коррупции в департаментах образования, от министерских просчетов), и на тех, кто давно уже для себя все решил, окончательно разуверился в себе, в профессии, в стране в конце концов.
Главной проблемой в этой связи является неуверенность людей в том, что приоритетные национальные проекты - это всерьез и надолго. А уверенность эта возникнет только тогда, когда люди увидят, что такие же, как и они, уже что-то получили в результате реализации ПНП.
С другой стороны, мешает система, которая стремится к тому, чтобы ПНП превратились просто в механизм выбивания больших бюджетов под штатное функционирование соответствующих ведомств.
О важности скорейшего решения этой проблемы неоднократно говорил в своих выступлениях вице-премьер правительства России, куратор нацпроектов Дмитрий Медведев. По его мнению, ПНП должны стать тем полигоном, на котором государство (а значит, и чиновничий аппарат) обязано научиться эффективно тратить деньги. По сути, Дмитрий Медведев имеет в виду создание нового поколения чиновников, умеющих квалифицированно инвестировать в собственную страну, расходовать гигантские средства, руководствуясь не пожеланиями отраслевых лоббистов, а здравым смыслом.
В освещении хода реализации приоритетных национальных проектов со стороны СМИ и представителей гражданского общества также есть немало проблем. Для решения такого рода проблем необходимо участие общественных деятелей, политически заинтересованных в успехе конкретных ПНП и сделавших этот интерес своей основной публичной функцией (дополнить).
Данное издание старается максимально подробно описать новую социальную среду, которую формируют приоритетные национальные проекты. Определить характер и особенности взаимодействия между собой всех групп, составляющих целевую аудиторию нацпроектов, показать способы повышения эффективности работы государственного аппарата и гражданского общества в ходе реализации ПНП - основная задача брошюры. Новые люди новой России, откликнувшись на призыв власти и приступив к реализации нацпроектов, ждут от инициаторов ПНП объективного анализа своих успехов и неудач.
Аудитория нацпроектов
Нацпроекты не могут существовать сами по себе, в вакууме - должна быть аудитория, их воспринимающая, медиаторы, их передающие и производители благ. Любой отдельно взятый проект является широчайшим полем для самореализации всех сторон.
Что на данный момент - через два года после начала реализации - представляет из себя аудитория нацпроектов? В первую очередь - это граждане России, являющиеся, скажем так, потребителями нацпроектов. Для этих людей - социальных групп и лиц, на которых ориентированы нацпроекты, - впервые за долгие годы появилась поддержанная государством, гарантированная возможность реализовать себя в профессии, реализовать свои профессиональные мечты/чаяния. Скажем, проект "Доступное жилье" позволяет многим семьям переориентировать семейный бюджет, проект "Образование" - поднять уровень общего и специального образования и т. д.
К сожалению, на данный момент понимание этого в обществе еще довольно слабое. В той или иной степени нацпроекты касаются всех, и если, допустим, кого-то не затрагивает напрямую проект "Доступное жилье", он, безусловно, касается человека косвенно. Ведь данный проект - это не только жилье, но и создание либо развитие инфраструктуры, создание рабочих мест и т. д. Именно потребители являются тем самым активным ядром, которое существенно меняет общественные отношения и саму социальную среду. Потребитель, на средства которого и оплачиваются все нацпроекты, вправе и должен требовать от тех, кто задействован в реализации ПНП, нового качества предоставляемых ему услуг. И недовольство населения их качеством прямо влияет на отношение наших сограждан к идее ПНП.
Сегодня, когда много говорят о необходимости национальной идеи для России, когда различные политические партии предлагают в качестве образа "русского будущего" свои политические программы, низовая социальная инициатива является намного более востребованной. И именно на низовом уровне, в том числе и партийном, а также, что первостепенно, на уровне НКО, необходимо проводить работу по информированию о ПНП.
Вторую группу, участвующую в нацпроектах, можно назвать "производителями благ" - это бюджетники и бизнесмены, задействованные в реализации нацпроектов - очень широкий спектр от строителей и учителей до компьютерщиков и транспортников. То есть довольно большое сообщество людей, рассматривающих ПНП как возможность, проявив активность, пробиться на новый уровень.
Слово "активность" в этом отношении - ключевое. Уже немало тех, кто осознает, что нацпроекты - это шанс для них лично, для их предприятий, организаций и, если шире, районов, регионов. Впервые это активное звено получило четкий сигнал и гарантию, что внимание, которое государство оказывает реализации нацпроектов, позволит им развернуться.
Эти люди заинтересованы в своем участии в ПНП не как в площадке для теневой деятельности, откатов и распила бюджетных средств, а как в возможности реализовать масштабные проекты при поддержке государства, создать себе имя и репутацию, заработать положительный имидж в глазах населения.
Это уже происходит. Возьмем в качестве примера Липецкую область.
С 2006 года в национальном проекте "Развитие АПК" участвуют 34 предприятия, реконструирующие и модернизирующие животноводческие комплексы, а в 2007 году к ним присоединилось ещё четыре. Объем инвестиций в эти проекты превышает 14,8 млрд. рублей. Общий объем кредитов предприятиям, участвующим в проекте, составил 7 млрд. рублей, из которых 5 уже получено и осваивается.
Группа компаний "Черкизово" открыла два крупнейших свинокомплекса в Лев-Толстовском районе на 108 тыс. животных, каждый по самой современной технологии, разработанной в Дании. Планируется открыть в 2008 году ещё два свинокомплекса в Тербунском и Воловском районе. Группа компаний намерена построить в области ещё четыре свинокомплекса и довести производство до уровня 1 миллион товарных свиней в год. Одновременно в Добринском районе Липецкой области развивается свиноводческий комплекс фирмы-репродуктора "Отрада-Ген", созданный с участием французских инвесторов. Реализуются и другие большие сельскохозяйственные проекты.
Таким образом, фермеры получили реальные возможности для развития сельского хозяйства. И при условии полной реализации ПНП "Развитие АПК" проблема продовольственной безопасности будет для России полностью решена.
Еще два года назад невозможно было представить, чтобы в сельскохозяйственное производство отдельного региона России (за исключением таких передовиков, как Краснодарский край, Белгородская область и еще нескольких "локомотивов") было привлечено более 1 млрд. рублей трех-, пяти- и восьмилетних кредитов. Миллионы рублей собственных средств вложили в сельское хозяйство инвесторы. Сейчас это реальность.
[вставка 1] "Для обеспечения эффективного развития малых форм хозяйствования предстоит создать новую сельскую инфраструктуру - сеть микрофинансовых организаций, консультационных и сервисных центров, демонстрационных хозяйств, сбытовых, снабженческих кооперативов. С этой целью министерство сельского хозяйства области разработало ведомственную целевую программу развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов...".
Леонид Громов, министр сельского хозяйства Калужской области
Посмотрим на далеко не преуспевающую Калужскую область - там за 2006 и 2007 годы привлекли кредитов на сумму около 2,9 миллиардов рублей, что сравнимо с десятком предшествующих лет. Достигнуты существенные успехи в производстве мяса - оно в 2007 году составило 122% от уровня 2006 года. Конечно, немалую роль здесь играет близость к Москве, но и в других регионах ситуация резко изменилась к лучшему. Например, в Воронежской области только за прошлый год участниками ПНП "АПК" освоено около 2,7 миллиардов рублей, из которых 1,8 миллиардов - кредитные средства. Фермерство получило поддержку в размере 848,2 миллионов рублей, то есть почти на 30% больше, чем в 2006 году - 608,2 миллиона.
Несмотря на отдельные проблемы должно быть очевидно, что база, заложенная сельхозпредприятиями - это трамплин для резкого роста в будущем. Кроме того, необходимо понимать, что ранее мы имели дело с сокращением сельхозпроизводства, а теперь идет рост. Вне всякого сомнения, инвестиционные вложения, сделанные за два года, дадут массовый кумулятивный эффект в 2008-2009 годах.
Третьей частью аудитории нацпроектов являются чиновники, то есть, по сути, медиаторы, направляющие государственные средства на их реализацию. Именно чиновники являются на сегодня самым уязвимым звеном, "благодаря" которому реализация ПНП значительно тормозится, несмотря на все старания федеральных властей.
Четвертой группой, составляющей целевую аудиторию ПНП, являются СМИ и представители гражданского общества. Именно они формируют среду информационного обеспечения нацпроектов. И, как ни странно, но третья и четвертые группы максимально пересекаются в своих интересах.
Так, достаточно серьезным вопросом остается самореализация чиновников - медиаторов, которые, по сути своей являются инертной средой, равно как и самореализация СМИ в рамках нацпроектов. Не стоит забывать, что информация и скорость ее распространения являются одним из важнейших инструментов для реализации проектов. Еще одна проблема - ориентация проектов лишь на определенные группы лиц в той или иной области - на врачей нижнего звена в здравоохранении, на обычных учителей в образовании и т. д. Подобный перекос способен вызвать неприятие нацпроектов и конфликты в самой среде их потребителей и производителей. Количество специалистов и учреждений в образовании и медицине, которые оказались затронуты нацпроектом лишь формально, уже достигло критической массы. Не случайно среди них заметно выше доля недовольных ходом нацпроекта в своей отрасли, чем среди простых граждан.
Есть, например, одно не очень хорошее правило, о котором редко говорят, вспоминая нацпроект "Образование". Школа-победитель, получивший миллион, может участвовать в конкурсе только через пять лет. Как можно догадаться, миллион закончится гораздо раньше. Денежные средства осваиваются немедленно. А дальше обычная жизнь, при обычном финансировании. То же касается и учителей. Но все же результаты ПНП видны - школы оборудуются новой техникой, преподаватели начали получать увеличенную зарплату - это дает основания полагать, что учительство и дальше будет участвовать в конкурсах. Преподавательская среда постепенно меняется, делает собственную переоценку и, возможно, уже в текущем году мы увидим совершенно новых российских учителей.
[вставка 13] "Благодаря финансовой поддержке мы можем сегодня говорить об активизации внеклассной работы в школах, инновационной деятельности школ и педагогов...".
Николай Черепанов, вице-губернатор Алтайского края
В этой связи непонимание многими чиновниками и журналистами сути ПНП и того, какие цели они ставят перед собой, становится критически важным. Это непонимание накладывается на почву недовольства, которое выказывают профессиональные среды, и существенно тормозит реализацию ПНП.
Отраслевая проблема и способы решения
Но действительно, какую цель преследует, например, самореализация в контексте нацпроектов?
В первую очередь - как это ни странно звучит - формирование гражданского общества. Фактически, приоритетные национальные проекты являются очень серьезным инструментом, позволяющим серьезно изменить ситуацию во многих областях общественной жизни. Для примера рассмотрим сферу образования. На данный момент подавляющая часть педагогов - лица от 40 лет и старше, то есть поколение, воспитанное еще в СССР. Число молодых педагогов, равно как и приходящих в школы выпускников педвузов, катастрофически мало и, кроме того, они в большинстве случаев покидают школы через 2-3 года преподавания. Постоянная ротация преподавательского состава крайне отрицательно отражается на образовательном уровне школьников, на их социальной адаптации; школа становится в их глазах чем-то несерьезным. Как итог - мы получаем малообразованные и асоциальные поколения.
[вставка 4] "Сельские школы, действительно, некомплектные. Не дай бог, заработает та программа, по которой мы будем давать каждой школе количество финансовых средств в зависимости от количества учащихся. Я согласен, для города это может быть прогрессивно, но на селе это убийственно. Несмотря на то, что школа на селе часто единственный культурный очаг, все равно дети там получают неполноценное образование: когда в классе пять человек и первый, второй, третий класс занимаются одновременно".
Михаил Рыбин, глава местного самоуправления Арзамасского района Нижегородской области
Известно, к примеру, что ежегодно по программе "Лучшие учителя" выделяется 10 тысяч грантов по 100 тыс. рублей лучшим педагогам. Кто их получает? Путем открытого конкурса и общественной экспертизы отбираются учителя, чья педагогическая деятельность признана достойной поощрения. Число победителей распределяется по регионам пропорционально количеству городских и сельских школьников. Надо сказать, что в школах уже смекнули, кто лучший по бюрократическим стандартам. Им, понятное дело, стал не директор, потому как "не положено", а учитель, обладающий самым высоким статусом. И если раньше учителя стремились получить звание "заслуженный" для того, чтобы иметь гарантированную прибавку к пенсии и право на бесплатный проезд, то теперь помимо пенсии мотивом стало еще и желание поучаствовать в нацпроекте по программе "Лучшие учителя". В Москве уже обратили внимание на эту негативную тенденцию.
Повышение престижа профессии педагога - как путем материальной мотивации, так и нематериальной (конкурсы, поездки и т. п.) позволяет восстановить высокий уровень российской педагогики. Заметим, что вышесказанное в еще большей степени касается сельских школ и школ в райцентрах. Фактически, нацпроект "Образование" является вложением средств в живое будущее страны.
[вставка - социология 2]
ФОМ, всероссийский опрос среди учителей, сентябрь 2007
Работники образования о влиянии нацпроекта на изменение в отрасли
"За последние год-два положение дел в школьном образовании там, где вы живете, улучшилось, ухудшилось или в целом не изменилось?
Улучшилось - 64%
Ухудшилось - 10%
Не изменилось - 24%
Затрудняюсь ответить - 2%
А как этот конкурс реализуется на практике? Постоянным явлением становится награждение двух и даже нескольких педагогов из одной и той же школы. Эти случаи свидетельствуют, во-первых, о высоком качестве преподавательской работы в таких школах, а во-вторых - о том, что возможность победить в конкурсе есть у каждого учителя. В результате из-за укрепления доверия к конкурсу растет число учителей, участвующих в нем. Так, например, в 2006 году в одной из провинциальных сельских школ (специально не будем называть регион и номер школы) было всего 16 преподавателей, трое из которых участвовали в конкурсе на лучшего учителя. Сложность была в том, что информация о проведении конкурса поступила слишком поздно, поэтому число участников было так ограничено, но все они выиграли грант.
Одна из главных проблем педагогов связана с жильем. В России мало кто берет кредиты из-за слишком больших процентов. Именно поэтому многие учителя стали участвовать в конкурсе. Один из участников конкурса пишет: "В результате в виде исключения мне разрешили жить в доме для молодых специалистов и врачей. Моя жена - врач, но, к сожалению, не терапевт, которым повысили зарплату, а невропатолог. И я уже не молодой специалист. После участия в городском конкурсе мне предложили комнату, а после участия в областном - однокомнатную квартиру".
Заметим, из слов респондента следует, что учитель проявил активность, принял участие в конкурсе, существенно повысил свои профессиональные навыки, общественный статус, а также приобрел личную выгоду в виде квартиры. Вот он пример формирования новой среды! Не инертной, не безучастной, а стремящейся к совершенствованию и получающей за это адекватное воздаяние.
Министр образования Андрей Фурсенко оценивает конкурс лучших учителей как одно из самых успешных мероприятий в рамках образовательного нацпроекта: "Ни один человек не стал бы подавать конкурсные заявки, если бы заранее считал, что эти конкурсы не прозрачны, а их результаты заранее предопределены. Рост конкурсных заявок говорит об одном: это реальные конкурсы, люди верят в их объективность и готовы соревноваться. Я считаю, что это один из самых важных и хороших результатов, которого мы достигли". Количество заявок, поданных на конкурс, выросло в 1,6 раза: в 2006 году за право называться лучшими соревновались 18 тысяч российских учителей, а в 2007 - уже 28,5 тысяч.
Нацпроект "Образование" стал главным событием для педагогической общественности. Пять положений нацпроекта: доплаты учителям за классное руководство, участие в конкурсах на получение грантов для лучших школ, лучших учителей, для одаренных детей, компьютеризация учебных заведений - реализованы полностью.
Снова возьмем конкретный пример: Калужская область. Ещё в 2006 году победителями в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, стали девять сельских и девять городских школ. В 2007 году к интернету подключено 455 школ, детских домов и учреждений дополнительного образования, создано 23 межшкольных методических центра, где 4 тысячи учителей научились работать с компьютером и интернетом.
Послушаем еще раз учителя провинциальной школы, который выиграл конкурс. Он говорит не только о своих достижения, но и об общих проблемах ПНП: "Я считаю, что одним из недочетов является то, что в конкурсе на грант нацпроекта не могут участвовать молодые учителя: у них нет стажа, многолетнего опыта, признанных заслуг. И еще: а вдруг получится как-то совместить программы "Жилье", "Образование" и "Здравоохранение".
Несовершенство координации между национальными проектами - действительно одна из важнейших проблем, она серьезно оценивается на высшем уровне, и уже сейчас изыскиваются механизмы урегулирования и координации между разными ПНП.
Тут мы сталкиваемся с тем, что взаимосвязь проблем, решаемых в рамках ПНП, наконец-то осознана всем обществом. На первое место выходит нацпроект "Доступное жилье" - ведь спад рождаемости в России среди коренного населения не в последнюю очередь связан с проблемами жилья. Создание молодым семьям возможностей для автономной жизни является серьезным шагом на пути к решению демографической проблемы. При этом следует отметить, что вопрос доступных ипотечных кредитов неразрывно связан с вопросом стабильности рынка работы и банковского рынка, поскольку, не имея постоянного гарантированного дохода, молодые семьи вряд ли станут рисковать и брать деньги в долг. То есть существенно возрастает роль региональных властей, вводящих соответствующие программы.
Например, в Тюменской области для молодых семей действует условие - 30% от стоимости жилья должны иметь сами будущие владельцы, 40% предоставляется областным бюджетом в виде субсидии, а оставшиеся 30% - это кредит (областной заем) на 10 лет под 1,4 % годовых.
В Москве активно работает программа "Молодой семье - доступное жилье". В столице слишком многие хотели бы воспользоваться этой программой. Но Москва не может предложить достаточного объема жилья. Да и цены в столице намного выше, чем в других городах. Конечно, сложности в регионах с высокими ценами на недвижимость существуют, но тем не менее результаты есть, в той же Тюмени цены не намного ниже столичных, однако регион справляется.
К сожалению, об успешном опыте реализации ПНП в регионах мало осведомлена общественность. Существует серьезная проблема информированности о нацпроектах, а, главное, о практических результатах их реализации.
2008-04-09
www.nasledie.ru
Приложения:
Книга полностью 262 Kb
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме
27 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |