21:45 03.04.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Татьяна Латышева о партии и социальной справедливости. Введение

   
"Не в силе БОГ, а в правде!"
Св. Александр Невский.

Мы - "Партия социальной справедливости". А какой смысл вкладывается в это устойчивое словосочетание - "социальная справедливость", и как увязать это с политикой? Кто был до нас борцами за нее, или мы первопроходцы? Чем мы отличаемся от коммунистов, демократов, либералов, монархистов, кадетов и др.? Что нужно сделать партии, чтобы соответствовать названию? Что мы готовы предложить гражданам как политическая сила? Только ответив на эти и другие вопросы, осознав неоднозначность понятия "справедливость" и выбрав единственно возможный для нас путь устойчивого развития, можно оправдать само существование "Партии социальной справедливости" как перспективной политической силы. А в дальнейшем - привлекать единомышленников к борьбе за власть, которая, как известно, является главной целью любой политической партии для реализации идеологических установок, в данном случае - построения общества социальной справедливости.

Задача данной работы - исследовать "социальную справедливость" как этимологическую, историческую, философско-нравственную и политическую категорию.

Понятие социальной справедливости в современном обществе стало едва ли не самым употребимым в общественно-политическом звучании, широко используется большинством политических партий и общественных объединений в своих программных заявлениях и уставных целях, причем как у нас в России, так и за рубежом, а также изначально является "краеугольным камнем" всех основных религий мира. Такое устойчивое словосочетание стало для нас уже привычным речевым штампом. Сам термин "социальная справедливость" настолько часто использовался политическими деятелями различной ориентации для своих меркантильных целей, что сейчас утрачено доверие к тем, кто говорит о справедливости, о торжестве этой справедливости в государстве, и даже перестал восприниматься многими (в т.ч. и учеными ) всерьез в качестве одной из философских и социологических категорий.

Но для того, чтобы разобраться в такой сложной философской категории "обобщенных нравственных" общественных отношений, понять механизмы осуществления принципа "социальной справедливости" в современном обществе, необходимо исследовать исторический опыт, обобщить мировоззренческие взгляды и научные исследования наиболее значимых для общества индивидуумов последовательно на всех этапах развития цивилизации. При этом, осознанно избегая давать характеристики (за некоторым исключением) государственным деятелям, стоявшим когда-либо во главе государств, т.к. нет достаточных подтверждений социально-справедливого управления народом ни в одной стране мира за всю историю развития цивилизации, а есть лишь свидетельства о благих намерениях управителей и теоретические выкладки мудрецов. В структуре данного исследования России будет выделено особое место как стране, где при определенных условиях возможна реализация принципов социальной справедливости с участием политической партии "Партия социальной справедливости".

Так что же такое - "социальная справедливость" с точки зрения науки и общественного опыта развития социальных отношений?

Вот только одно из наиболее емких определений, данное современной наукой, растиражированное в ряде словарей:

"Социальная справедливость" - это обобщенная нравственная оценка общественных отношений, характеризующая как сами эти отношения в целом, так и отношение общества к индивиду; один из общечеловеческих социальных идеалов, принцип, конкретное содержание которого менялось на протяжении истории и отличается в различных социальных системах".

С позиции этимологии - науки о происхождении слов, если значение слова "социальный" в любом толковом словаре трактуется однозначно, то "справедливость" - это та философская, нравственная категория, которая остается предметом исследования со времен зарождения цивилизации.

"Социальный"- (socialis-лат.) общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.

"Справедливость", - (üstitia-лат.) переводится на русский язык и как "справедливость", и как "правосудие". Само слово имеет два корня ПРА и ВЕД.

"Пра" древнейший корень, означающий изначальность (однокоренное слово "прана" означает исхождение из Начала); правильно;

"Вед" - познавать, ведать. Таким образом, справедливость выступает как мера правильности знания и соответствующего ему деяния.

Однако простое механическое сложение "корневых" понятий не дает полного понимания слова "справедливость".

Вот только примеры, как трактуют понятие слова "справедливость" в словарях и справочниках:

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона:
"Справедливость - является одним из высших принципов взаимных отношений между людьми. Справедливое отношение к кому-либо, чему-либо; беспристрастие".

В "Словаре живого великорусского языка" В.И.Даля нет чёткой характеристики понятия справедливости. Но даётся толкование слов, связанных с этим понятием: "беспристрастие, истина, правда". Т.е. понятие справедливость обладает беспристрастием, правдивостью, честностью, добросовестностью, неподкупностью. Эти характеристики затрагивают область морально-нравственную, религиозную, духовную область человеческого бытия.

Словарь Ожегова (советского автора): справедливость имеет более узкое смысловое значение - "Справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие".

Российский энциклопедический словарь: "Справедливость, категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, содержащее требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением".

Такие понятия, как "справедливость" и "социальная справедливость" неразрывно связаны, т.к. они являются одним из элементов фундамента "справедливого государства", мечта о построении которого передается людьми из поколения в поколение, из цивилизации в цивилизацию, из века в век. Лучшие умы человечества размышляли над формулой справедливого устройства мира. Борьбой за социальную справедливость проникнута вся история человечества, начиная от восстаний рабов в древнем Риме и кончая общественными движениями в современном мире. При этом в самой основе понимания принципа справедливости за вековые этапы развития цивилизации мало что изменилось.

На этом пока остановимся, но продолжение последует.

Татьяна Латышева - сопредседатель Московского регионального отделения политической партии "Партия социальной справедливости".

03 апреля 2008 года.
www.nasledie.ru







Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме