19:30 30.03.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Конфликты элит и будущее губернаторов: региональная политика с 24 по 30 марта 2008 года

    Смена политических эпох, связанная с приходом на пост главы государства Дмитрия Медведева и изменением властной конфигурации ставит вопрос о перспективах дальнейшего взаимодействия федеральной и региональной элиты. В первую очередь, это касается кадровой политики Центра и стратегий действия представителей губернаторского корпуса, который за период президентства Владимира Путина был в полной мере встроен в общефедеральную "вертикаль власти". Насколько лояльными окажутся действующие губернаторы по отношению к новому главе государства и стоит ли ожидать нового этапа региональной "фронды"? На данном этапе вряд ли стоит делать окончательные выводы, однако можно проследить ключевые тенденции развития ситуации.

Во-первых, необходимо учитывать определяющее влияние Владимира Путина на персональный состав действующего губернаторского корпуса и статус региональных лидеров в рамках политической системы. Многие губернаторы руководят "подведомственными" территориями еще с начала 1990-х гг. (Эдуард Россель (Свердловская область), Леонид Полежаев (Омская область), Минтимер Шаймиев (Татарстан), Александр Филипенко (Ханты-Мансийский АО) и др.). Однако подавляющее большинство из них в 2005-2007 гг. стремилось продемонстрировать лояльность лично Путину и заручиться "доверием" наиболее влиятельной в государстве фигуры задолго до истечения срока полномочий. Это было связано, в первую очередь, с лишением региональных глав электоральной легитимности после введения новой системы наделения полномочиями, что означало резкое усиление их политической зависимости от Центра, а также с федеральным курсом на сокращение экономической автономии губернаторов. Немаловажную роль сыграло и введение (по инициативе президента) системы оценки деятельности региональных глав: губернаторы обязаны ежегодно представлять отчет о своей работе на основе 43 утвержденных главой государства критериев.

Помимо изменения порядка наделения полномочиями региональных лидеров, во время "второго срока Путина" были значительно расширены права главы РФ по досрочному отрешению от должности глав регионов. Для отстранения от работы в связи с утратой доверия президента и за ненадлежащее исполнение губернаторских обязанностей достаточно лишь подписания указа главы государства. В этом контексте особую актуальность приобретает вопрос о перспективах кадровой политики Центра в "эпоху Медведева".

Здесь вполне уместно провести аналогию с предыдущим этапом. Дмитрий Медведев не имеет значительного "резерва", который можно было бы использовать при выборе кандидатур на должности региональных глав. Этот же фактор непосредственно влиял на кадровые приоритеты в предыдущие 4 года. Одной из основных тенденций за время, прошедшее после отмены губернаторских выборов, стало стремление президента Путина по возможности сохранить баланс внутриэлитной расстановки сил в регионах. Закономерным следствием отказа от прямых губернаторских выборов могла бы стать ротация управленческого корпуса в пользу новых президентских "выдвиженцев". Однако этого не произошло: ключевой задачей Владимира Путина по отношению к региональным элитам стало повышение лояльности в обмен на продление полномочий. В результате, несмотря на то, что действие нового механизма формирования исполнительной власти затронуло подавляющее большинство субъектов федерации (73 из 83), состав большей части губернаторского корпуса остался прежним. При этом характерной тенденцией стало досрочное переназначение, а число губернаторов-"варягов" возрастало постепенно и пока не слишком велико (сегодня их 18). Это было связано как с особо актуальной в отдельных случаях проблемой "кадрового дефицита", так и с тем, что, несмотря на многочисленные противоречия, представители основных элитных групп на федеральном уровне заинтересованы в предсказуемости и управляемости региональных политических процессов.


На минувшей неделе новую актуальность получил вопрос о перспективах смены власти в Иркутской области: группа депутатов регионального заксобрания обратилась к Владимиру Путину с просьбой досрочно прекратить полномочия губернатора Александра Тишанина.

С момента наделения полномочиями губернатора (август 2005 г.) Александр Тишанин столкнулся с противодействием иркутских элитных групп, воспринимавших его как "варяга" и не желавших поступаться своими ресурсами влияния. Напомним, его назначение стало "ответом" ФЦ на беспрецедентную активность крупнейших финансово-промышленных групп (ФПГ), каждая из которых после ухода экс-губернатора Бориса Говорина стремилась пролоббировать "свою" кандидатуру на пост главы области. Так, руководителя "Иркутскэнерго" Владимира Колмогорова поддерживали крупнейшие игроки российского алюминиевого рынка Олег Дерипаска ("Базэл" - Братский алюминиевый завод, Байкальский ЦБК и др.) и Виктор Вексельберг (СУАЛ - Иркутский алюминиевый завод), сенатора Валентина Межевича - представители "Норильского никеля" Владимира Потанина (ОАО "Лензолото"), а интересы корпорации "Илим Палп" в регионе (областной Усть-Илимский лесопромышленный концерн) представлял депутат ГД Виталий Шуба. В итоге излишняя активность иркутских бизнес-элит привела к обратному результату: президент предпочел сделать ставку на не связанного с интересами регионального истеблишмента начальника Восточно-Сибирской железной дороги Александра Тишанина, поддержку которому оказал давний соратник Владимира Путина, "силовой" бизнесмен Владимир Якунин (президент ОАО "РЖД").

Поначалу представители большинства иркутских ФПГ публично выразили готовность взаимодействовать с новым губернатором, однако позиция большей части депутатов регионального парламента во главе со спикером Виктором Кругловым (в том числе, и представляющих "Единую Россию") изначально была конфликтной. Так, предложенную Тишаниным на должность первого заместителя губернатора кандидатуру Юрия Параничева, ранее занимавшего пост главы Тракторозаводского района Челябинска, депутаты не утверждали вплоть до декабря 2005 г. В дальнейшем острая борьба развернулась вокруг законопроекта "Об отдельных вопросах использования и охраны земель Иркутской области". Попытка администрации губернатора получить полномочия по распоряжению земельными участками, права собственности на которые не разграничены, столкнулась с консолидированным противодействием депутатов доминирующей фракции "ЕР" и примкнувших к ним "коммунистов", а также иркутской мэрии во главе с Владимиром Якубовским. Принятие внешне компромиссного решения по вопросу о землепользовании ознаменовало фактическую победу мэрии. А после завершения осенней сессии заксобрания 2006 г. Виктор Круглов в присутствии СМИ впервые открыто заявил о том, что в регионе "сложилась политическая нестабильность". Тогда же прозвучало упоминание о несоответствии обещаний губернатора, данных перед объединительным референдумом, и "реально выполненных дел".



В Приморском крае началась перегруппировка политических сил, предваряющая начало борьбы за пост мэра Владивостока. Выборы главы администрации Владивостока пройдут 18 мая. Характерно, что регулярную "ротацию" градоначальников обеспечивают "силовые" структуры, выявляющие факты злоупотреблений и настаивающие на заключении под стражу мэров. Прежний глава администрации Владивостока Владимир Николаев 24 декабря 2007 г. судом Ленинского района города признан виновным в превышении и злоупотреблении полномочиями и приговорен к 4,5 годам условно. Также приговор подразумевает запрет на замещение должностей на государственной и муниципальной службе в течение трех лет. Приговор вступил в силу 20 февраля 2008 года. Обязанности главы города в настоящее время исполняет Игорь Ковалев, а активность региональных групп интересов связана с выдвижением кандидатов для участия в досрочных выборах.

Выбор кандидата от "партии власти" сопровождается обострением противоречий между "федеральными" и "региональными" партийцами.


Значимым политическим событием минувшей недели стала новая инициатива Общественной палаты (ОП): орган "общественного контроля" готовится провести эксперимент по определению уровня свободы региональных СМИ. Исследование проведет Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а пилотными регионами станут Новосибирская и Воронежская области. Эти субъекты были выбраны по географическому признаку: Воронеж является центром европейской части России, а Новосибирск - Сибири. Ключевую проблему представляет выбор методики, позволяющей провести объективное социологическое исследование: в мировой социологической практике определенного алгоритма для корректной оценки уровня свободы слова не существует. Чтобы избежать положительных/отрицательных оценок по принципу "корпоративной солидарности", специалисты ВЦИОМ будут брать интервью у журналистов, бизнесменов, чиновников и рядовых граждан. Социологи стремятся избежать спекуляций.


28 марта, в пятницу - день выпуска республиканских еженедельников - большая часть СМИ Дагестана поддержала акцию в память убитых 21 марта журналистов: корреспондента "Первого канала" Ильяса Шурпаева и председателя ГТРК "Дагестан" Гаджи Абашилова. Решение о проведении акции было принято на митинге в Союзе журналистов Дагестана. С пустой третьей полосой вышли все республиканские газеты, за исключением двух коммерческих изданий - "Нового дела" и "Черновика". На пустой полосе каждая газета написала одну фразу по этому трагическому поводу. Совет старейшин при президенте Дагестана выразил свое возмущение убийствами, призвав правоохранительные органы тщательно расследовать происшествие и по возможности быстрее установить виновных. Убийства дагестанских журналистов получили широкий общественный резонанс: озабоченность положением "свободной прессы" в республике выразили даже представители Европейского Союза. Несмотря на то, что преступления не связаны географически, они сразу же были названы СМИ политическими.

Центр политической конъюнктуры России.

http://www.ancentr.ru/modules/analitical_comments/rpfc_30_03_08.html



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме