18:45 27.03.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Отечественное образование 1990-х - 2000-х: тревоги и надежды

    Доклад Института развития гражданского общества и местного самоуправления.

Если для индустриальной экономики прошлого достаточным было использование способностей меньшинства для процветания узкого слоя элит, то в XXI веке творческий потенциал и человеческий фактор становятся главным ресурсом эффективного развития, залогом конкурентоспособности, гарантией безопасности страны и, главное, высокого качества жизни ее граждан. Образование, реально доступное для каждого - это не только важнейшее гуманистическое требование и абсолютно необходимый элемент социального государства, но и условие движения нашей страны к постиндустриальному обществу знаний.

На протяжении 15 лет совместными усилиями государства и гражданского общества происходит формирование правового и практического фундамента современного образования, призванного обеспечить переход экономики на инновационный путь развития (через развитие человеческого капитала) и решение социальных задач. Современное российское образование, наряду с природными ресурсами - один из основных активов нашей страны и одновременно - один из факторов, вызывающих наибольшую тревогу и беспокойство: структура и состояние образования внушают вполне обоснованные опасения относительно его способности воспроизводить себя.

Среди задач российского образования первая и основная задача - обеспечение долгосрочной конкурентоспособности России.

Необходимо создать эффективный человеческий капитал, воспитать кадры высокой квалификации, владеющие современными технологиями и способностью к быстрой адаптации к постоянно меняющимся экономическим и социальным условиям. К глубочайшему сожалению, образование как механизм порождения инноваций в России практически не работает. Даже советское университетское образование производило меньше 15-20% инновационного продукта (в университетах США и развитых стран Европы производят 40-50% инновационного продукта). Преодоление искусственного разъединения науки и образования - абсолютный императив дальнейшего развития не только системы образования, но и страны в целом.

Эффективный человеческий капитал означает не просто формирование квалифицированного работника-исполнителя, способного достойно выполнять поставленные перед ним задачи, не менее важно воспитание творческой личности. В Советском Союзе система формирования интеллигенции была одной из самых эффективных в мире.

С некоторыми оговорками, но в советский период работал механизм обеспечения равного старта для молодежи. Этот механизм подорвала драматическая экономическая трансформация 1990-х годов: в России экономический и социальный разрыв достиг катастрофически высоких значений. Подобные процессы даже во вполне благополучных обществах чреваты социальными взрывами. Становится очевидно, что, игнорируя сферу образования, невозможно обеспечить единство страны, достичь социального мира.

Целью настоящего доклада Института развития гражданского общества и местного самоуправления является предоставление обобщенной информации о состоянии существующей системы российского образования, ходе и логике её реформирования, оценка перспектив её текущего развития, а также попытка формулирования рекомендаций органам государственной власти.

При подготовке доклада использованы материалы комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития интеллектуального потенциала нации, данные Минобрнауки России, МЭРТ России, Минфина России, Рособразования, Росстата, ВЦИОМ, доклады Уполномоченного по правам человека, Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, Федерального института развития образования Минобрнауки России, Института развития образования ГУ ВШЭ, Института развития гражданского общества и местного самоуправления, общественного движения "Образование для всех".

Дарья Митина
27.03.2008
http://www.nasledie.ru

Приложения:
Полный текст 160 Kb



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме