23:30 18.03.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2007 ГОДУ
ОБЗОР МИД РОССИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ - 2
МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ - 6
Участие России в деятельности ООН - 6
Участие России в "Группе восьми" - 11
Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами - 13
Разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение - 21
Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование - 31
Межцивилизационный диалог - 35
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ - 38
Пространство СНГ - 38
Европа - 56
США и Канада - 80
Азиатско-Тихоокеанский регион - 85
Ближний Восток и Северная Африка - 101
Африка - 104
Латинская Америка и Карибский бассейн - 109
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ - 113
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 116
ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ - 125
Правозащитная проблематика - 125
Защита интересов соотечественников за рубежом - 129
Консульская работа - 131
Сотрудничество в области культуры и науки - 135
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ И ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА - 138
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - 141
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ - 145
ИСТОРИКО-АРХИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - 147
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАГРАНУЧРЕЖДЕНИЙ - 150
ВВЕДЕНИЕ
2007 год был отмечен исключительно интенсивной дипломатической активностью. Крупные достижения в нашем внутреннем развитии, ставшие результатом созидательных усилий последних восьми лет, проецировались на внешние дела. Впервые в истории у России появилась возможность одновременно решать внутренние и внешнеполитические задачи. Свидетельством признания возросшей ответственности нашей страны в международных делах стали решения о проведении саммита ШОС в Екатеринбурге в 2009 году, саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году и зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. На это указывало и укрепление нашей роли в глобальной экономике и финансах, позиций как страны-донора международного развития.
На этом прочном фундаменте, включая наше видение нового, многополярного миропорядка, подтверждаемое практикой современных международных отношений, российское руководство в основном завершило формулирование внешнеполитической стратегии, отвечающей коренным национальным интересам страны и требованиям нынешнего этапа мирового развития. Она была изложена в том числе в выступлениях Президента В.В.Путина в Мюнхене в феврале и перед дипкорпусом в ноябре. Россия не питает враждебных намерений в отношении кого бы то ни было, нацелена на сотрудничество со всеми, кто к этому готов.
Такая открытость России внешнему миру находится в согласии с новым мироощущением россиян. Страна отказалась от идеологических и иных предрассудков в пользу понятных, идущих от жизни чаяний своих граждан. Свидетельством открытости внешней политики России, ее готовности вносить свой интеллектуальный вклад в осмысление общих задач, стоящих перед международным сообществом, стал одобренный Президентом в марте Обзор внешней политики Российской Федерации, который вызвал широкий позитивный резонанс в стране и за рубежом.
Российская дипломатия не давала оснований сомневаться в том, что мы будем вести дела со своими международными партнерами с суверенных позиций. Это означает полное равноправие, взаимный учет интересов и взаимную выгоду, взаимодействие на основе совместного анализа и совместно принятых решений. Ценой международного согласия не может быть наш отказ от внешнеполитической самостоятельности, которая отвечает политической традиции и историческому призванию России. Там, где партнеры отказываются от совместных действий, мы будем принимать решения сами, исходя прежде всего из своих национальных интересов, но обязательно опираясь на международное право.
Нарастание противоречивых тенденций обусловило дальнейшее вызревание момента истины в европейской и глобальной политике. Перспективным тенденциям к укреплению коллективных и правовых начал в международных отношениях, отвечающих императивам глобализации, противостояли инерция блоковой политики и идеологизированных подходов, попытки навязать миру новую конфронтацию, ремилитаризировать мировую политику. Эти противоречия могут быть разрешены на путях открытых и честных обсуждений, к которым призвал Президент В.В.Путин в Мюнхене. Без этого не выйти на интеллектуально состоятельные, реалистичные общеприемлемые подходы к решению актуальных глобальных проблем, таких как международный терроризм, распространение ОМУ, глобальная бедность и многие другие.
Ключевые тенденции современного развития, включая нарождающуюся многополярность и возрастание роли многосторонней дипломатии, подвели к выводу о том, что решение вопросов стратегической стабильности не может более оставаться эксклюзивной сферой отношений между Россией и США. Объективно пришло время открыть эти рамки для всех ведущих государств, прежде всего европейских, заинтересованных в совместных действиях ради обеспечения общей безопасности. В этом - смысл предложений, с которыми Россия выступила по ДОВСЕ, ПРО и РСМД.
Реакция в мире на внешнеполитические инициативы России свидетельствовала о том, что наш призыв к откровенному разговору, подкрепленный решимостью идти на трудные решения в вопросах, затрагивающих интересы нашей безопасности и основы существующего международного правопорядка, в целом находит понимание у партнеров. Росло число наших единомышленников. Урегулирование практически всех актуальных международных проблем удалось сделать предметом легитимных многосторонних усилий при участии ООН, причем укреплялось понимание того, что ни одну из них не решить без заинтересованного участия России, других центров экономического роста и политического влияния. Успешно развивалась сеть международного взаимодействия России в двусторонних и многосторонних форматах, прежде всего на пространстве СНГ и в Евразии в целом, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке.
Россия поддерживала становление гибких форматов взаимодействия, свободных от блоковой дисциплины и нацеленных на решение конкретных вопросов на основе совпадающих интересов. В этом контексте и в полном соответствии с принципом многовекторности развивалась "сетевая" дипломатия в рамках "Группы восьми", Группы БРИК, "тройки" Россия-Индия-Китай, Шанхайской организации сотрудничества, СНГ и малых интеграционных форматов на пространстве Содружества - ОДКБ и ЕврАзЭС, в консультативных механизмах с Евросоюзом и НАТО, в рамках тройственного взаимодействия России, ЕС и США.
События 2007 года указывали на то, что нельзя исключать сбоев в мировой политике в предстоящий период. Это касается прежде всего европейских дел, где наиболее ощутима инерция блоковых подходов, тормозящих качественное преобразование всей европейской архитектуры, несущей на себе отпечаток идеологии "победы в холодной войне", в современную открытую систему коллективной безопасности. В европейской политике и на пространстве СНГ наиболее громко заявляло о себе стремление определенных политических сил действовать в русле политико-психологической установки на "сдерживание" России. Эта линия имеет более глубокие исторические корни, чем идеологизированные конструкции времен "холодной войны". Составной частью такой геостратегической игры стали попытки переписать историю, предъявить России некий "исторический счет" и в конечном итоге не допустить создания подлинно единой Европы без разделительных линий.
Как бы ни складывались обстоятельства, мы не давали вовлечь себя в какую бы то ни было конфронтацию, для которой нет объективных оснований, проводили взвешенную, объединительную политику, продвигали позитивную повестку дня международных отношений, предлагали конструктивные альтернативы решения проблем, стремились не допустить раскола мира по цивилизационному признаку.
Ввиду парламентских и президентских выборов в России недопущение вмешательства извне в наши внутренние дела, включая избирательный процесс, стало безусловным приоритетом внешнеполитической работы. Весь наш исторический опыт показывает, что только твердое отстаивание своих законных интересов, в том числе прав соотечественников, является залогом последующего перехода к прагматичным, основанным на реалистической оценке ситуации отношениям с внешним миром. Не всегда так получалось в прошлом. Опыт 2007 года показал, что теперь у России есть политическая воля, накопленные ресурсы, иные возможности, включая упрочившееся международное положение страны, чтобы добиться такого перелома. Уверенность в этом может служить главным итогом внутренних преобразований и внешнеполитических усилий последних восьми лет.
МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ
Участие России в деятельности ООН
Россия способствовала укреплению центральной роли ООН в международных делах, содействовала адаптации Всемирной организации к современным реалиям, играла важную балансирующую роль в Совете Безопасности, купируя попытки навязать односторонние подходы к решению актуальных международных проблем либо включить в повестку дня вопросы, не входящие в компетенцию СБ. Впервые с 2004 года Россия использовала право вето, проголосовав вместе с КНР и ЮАР против американского проекта резолюции СБ ООН по Мьянме (12 января) на основании того, что положение в этой стране не представляет угрозы международному миру и безопасности. Активное участие в принятии решений Совета Безопасности по Косово, иранской ядерной программе, ближневосточному урегулированию, другим острым проблемам позволяло нам реализовывать свои национальные интересы через самое широкое международное сотрудничество.
Россия внесла весомый вклад в достижение главного итога основной части 62-й сессии Генеральной ассамблеи ООН - подтверждения безальтернативности согласованных многосторонних подходов к вопросам безопасности, развития и обеспечения прав человека в их неразрывной связи. Возрос уровень поддержки инициированных Россией резолюций по мерам транспарентности и укрепления доверия в космосе и по информационной безопасности. Важным для России стало принятие резолюции по современным формам расизма, осуждающей героизацию нацистов и направленной против пересмотра итогов Второй мировой войны (по сравнению с 2006 годом возросло число ее соавторов). При нашем содействии принята политически насыщенная резолюция по Афганистану, скорректированы наиболее проблемные положения декларации о правах коренных народов.
С учетом позиции, изложенной в выступлении С.В.Лаврова на 62-й сессии ГА ООН, нами предпринимались активные усилия по оживлению деятельности Военно-штабного комитета СБ ООН в целях повышения качества военной экспертизы при подготовке решений по миротворчеству. В результате наших усилий, скоординированных с КНР и США, англичане и французы начали проявлять готовность искать совместные пути решения этой проблемы.
Россия содействовала становлению Комиссии по миростроительству в качестве главного консультативного механизма в этой сфере постконфликтного восстановления. Мы выступали за продолжение участия СБ ООН в деятельности КМС. Правительством Российской Федерации принято решение о внесении в Фонд по миростроительству, созданный в октябре 2006 года, ежегодного взноса в размере 2 млн. долл., начиная с 2008 года.
Российские миротворцы были задействованы в 12 из 22 операций по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН (в среднем 290 человек, 44-е место из 119 стран-поставщиков контингентов). Их опыт и личные качества, надежность российской техники и вооружений получили высокую оценку Секретариата ООН.
На качественно новый уровень вышла работа по наращиванию донорского потенциала нашей страны. 14 июня 2007 года Президентом утверждена Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию (КСМР). В 2007 году объем российского содействия международному развитию без учета списания задолженности составил около 210 млн. долл. При этом в ООН и других международных структурах мы придерживались гибкой линии, позволявшей дистанцироваться от чрезмерных обязательств в этой области, не отвечавших возможностям страны.
Существенно возрос донорский вклад России по линии Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП). Помимо ежегодного взноса в размере 11 млн.долл. была оказана единовременная помощь Сомали (1 млн.долл.) и КНДР (3 млн.долл.). Отработан механизм осуществления упомянутых взносов с участием МЧС России, в результате чего выстроена схема, когда российский взнос де-факто расходуется, в частности, на субсидирование отечественных производителей продовольствия.
2007 год прошел под знаком глубоких реформ социально-экономического блока системы ООН. При участии России были успешно реализованы инициативы, направленные на укрепление роли ЭКОСОС в качестве центрального органа ООН по обеспечению выполнения согласованных задач в области развития, включая достижение Целей развития тысячелетия (ЦРТ), а также одного из основных международных органов в социально-экономической, гуманитарной и природоохранной сферах.
Россия наращивала свое участие в работе региональных комиссий ООН, в частности, Европейской экономической комиссии (ЕЭК) и Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Принято решение о внесении, начиная с 2008 года, добровольного ежегодного взноса в бюджет ЕЭК в размере 1,2 млн.долл.
Продолжался процесс реструктуризации международной гуманитарной операции на Северном Кавказе по линии ООН. С учетом эволюции обстановки в регионе мы вели дело к свертыванию программ гуманитарной помощи и использованию поступающих по многосторонним каналам ресурсов в интересах содействия его долгосрочному экономическому развитию. Определен график завершения продовольственной помощи по линии ВПП в 2008 году. Прекращена деятельность Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), а его функции координатора переданы резиденту-координатору ООН в России - представителю Программы развития ООН.
Россия вошла в состав Совета Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), а русскому языку придан статус официального языка ФАО. Необходимо создать эффективный механизм межведомственной координации, обеспечивающий полноформатное участие России в основных органах ФАО и использование возможностей этого специализированного учреждения ООН в интересах российского агропромышленного комплекса, лесного и рыбного хозяйства.
По инициативе России в итоговых документах Международного климатического форума (о.Бали, декабрь) предусмотрены шаги, направленные на развитие широкого диалога по процедуре принятия странами добровольных обязательств в отношении сокращения выбросов парниковых газов.
По линии международного сотрудничества в сфере здравоохранения продолжалось закрепление тенденции перехода России из категории стран-реципиентов помощи в группу государств-доноров. Осуществлялись дальнейшие шаги по выполнению взятых ранее российских обязательств по финансированию борьбы со СПИДом, туберкулезом, малярией и полиомиелитом, а также гриппом птиц.
Успешно развивалось взаимодействие между Россией и ЮНЕСКО. На 34-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (октябрь-ноябрь) были приняты Среднесрочная стратегия Организации на 2008-2013 гг., Программа и бюджет на 2008-2009 гг., в которых в полной мере учтены наши приоритеты. В ходе состоявшихся на сессии выборов Россия была избрана в Исполнительный совет и руководящие органы Организации.
В свете итогов саммита "восьмерки", состоявшегося в Санкт-Петербурге в 2006 году, по нашей инициативе в Париже под эгидой ЮНЕСКО состоялась встреча министров энергетики для выработки политики в области устойчивого энергетического развития. 34-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО утвердила создание в Москве Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО.
1 февраля вступила в силу Международная конвенция ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте. Председателем Конференции государств-сторон Конвенции был избран руководитель Росспорта В.А.Фетисов.
Расширялось участие российских организаций, субъектов Российской Федерации в программной деятельности ЮНЕСКО. Открыты отделения Комиссии в Республике Алтай, Республике Татарстан и Республике Дагестан. В ноябре в ходе визита Ю.М.Лужкова в штаб-квартиру Организации подписан Меморандум о сотрудничестве между ЮНЕСКО и правительством Москвы. В октябре в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре состоялся Всероссийский конгресс биосферных резерватов ЮНЕСКО. В марте в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации был организован Всероссийский конгресс кафедр ЮНЕСКО.
В целях решения проблем в нашем сотрудничестве с Организацией по решению Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО была организована серия инспекционных поездок международных экспертов на ряд российских объектов всемирного культурного и природного наследия. В этих условиях особую важность приобретает тесная и слаженная координация работы профильных российских ведомств - Министерства культуры и массовых коммуникаций и Министерства природных ресурсов - с Российским Комитетом всемирного наследия.
МИД России способствовал привлечению неправительственных организаций к участию в различных международных форумах. В частности, представители отечественных НПО впервые участвовали в качестве экспертов в работе российской делегации на 62-й сессии ГА ООН. 40 российских НПО имеют консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН.
Россия прочно удерживала второе место (после США) по объему предоставляемых российским бизнесом товаров и услуг на рынке Всемирной организации, в полном объеме выполняла свои финансовые обязательства перед ООН.
Участие России в "Группе восьми"
В рамках "Группы восьми" Россия последовательно продолжала курс на укрепление многосторонних начал в международных отношениях, использование в национальных интересах процессов глобализации, выработку коллективных ответов на глобальные вызовы и угрозы, увязку сотрудничества с иностранными партнерами с решением задач социально-экономического развития страны.
Россия активно участвовала в подготовке саммита в Хайлигендамме
(6-8 июня), заняв взвешенную и сбалансированную позицию, которая способствовала выработке совместных решений по широкому спектру тем.
В центральном документе встречи были отмечены растущий вклад России в развитие мирового хозяйства, высокие темпы роста ее экономики, ответственная макроэкономическая и финансовая политика. Лидеры восьми государств высказались за развитие взаимодействия с целью стабилизации финансовых рынков, стимулирования инвестиций и инноваций, повышения энергоэффективности, защиты интеллектуальной собственности.
"Восьмерка" подтвердила приверженность приоритетам, согласованным в период российского председательства в 2006 году. Было принято решение о подготовке национальных докладов о реализации принципов глобальной энергобезопасности, принятых на саммите в Санкт-Петербурге. Придан новый импульс развитию международного сотрудничества в области борьбы с инфекционными заболеваниями. Сотрудничество в сфере образования получило развитие как в контексте стимулирования инноваций, так и в плане поддержки развивающихся стран, прежде всего в Африке.
В принятом в Хайлигендамме заявлении по нераспространению подтверждена важность совместных усилий на этом направлении, выражена поддержка международным нераспространенческим режимам. В позитивном ключе упомянута российская инициатива создания многосторонних центров по предоставлению услуг в области ядерного топливного цикла. Достигнута договоренность продолжить работу по программе Глобального партнерства "Группы восьми" против распространения оружия и материалов массового уничтожения.
Отталкиваясь от решений Санкт-Петербургского саммита, участники "восьмерки" определили основные направления дальнейшего сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, включая укрепление центральной роли ООН в координации международных контртеррористических усилий.
При нашем содействии получил развитие процесс демократизации работы "восьмерки" за счет активного подключения к обсуждению глобальных проблем ведущих развивающихся стран. Россия поддержала немецкую идею о запуске Хайлигендаммского процесса, предусматривающего структуризацию диалога "восьмерки" со своими традиционными партнерами (Китай, Индия, Бразилия, Мексика и ЮАР) как важного элемента формирующегося в мире неформального механизма коллективного лидерства ведущих государств.
По проблеме климата подтверждена готовность к диалогу всех стран "восьмерки" с подключением развивающихся стран с целью выработки нового глобального соглашения к 2009 году. В сотрудничестве с неевропейскими партнерами были отклонены предложения ЕС закрепить конкретные обязательства по сокращению эмиссии парниковых газов до переговоров по линии Рамочной конвенции ООН по изменению климата. Принятые решения соответствуют поддерживаемому Россией принципу общей, но дифференцированной ответственности в области противодействия изменению климата.
Взвешенные решения приняты по вопросам содействия Африке.
В ходе дискуссий на министерской встрече и саммите были подтверждены наши принципиальные позиции в пользу политического урегулирования региональных конфликтов, а также ситуации вокруг ядерных программ Северной Кореи и Ирана.
В период после саммита Россия активно участвовала в выработке концепции Хайлигендаммского процесса, содействовала реализации инициатив "восьмерки" по улучшению афгано-пакистанских отношений и укреплению верховенства закона. Значение принципов глобальной энергобезопасности, согласованных в период российского председательства, было вновь подтверждено на организованной под эгидой "Группы восьми" международной конференции "Роль внешней политики в обеспечении надежных поставок энергоресурсов и защите климата" (Берлин, 3 декабря).
Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами
Обеспечение национальных интересов России на данном направлении предполагало принятие мер по недопущению "двойных стандартов", жесткому реагированию на попытки политизации многостороннего и двустороннего взаимодействия в вопросах борьбы с терроризмом, наркотрафиком, организованной преступностью, другими новыми вызовами и угрозами международной безопасности.
Особое внимание уделялось развитию антитеррористического сотрудничества по линии ООН, в том числе в контексте соответствующих резолюций СБ ООН. Ратифицировав Конвенцию о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (вступила для российской стороны в силу 18 ноября 2007 года), Россия стала участницей всех универсальных антитеррористических конвенций. Проводилась инициативная работа по обеспечению реализации Глобальной контртеррористической стратегии (ГКС) ООН, принятой консенсусом Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году. Российская сторона энергично выступала за более эффективную деятельность Контртеррористического комитета (КТК) СБ ООН, Контртеррористического исполнительного директората (КТИД), а также Комитетов СБ ООН, учрежденных в соответствии с резолюциями Совета Безопасности 1267 и 1540. Продолжалась проработка проекта Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме (ВКМТ).
Важным элементом международного контртеррористического сотрудничества стала реализация Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма (ГИБАЯТ), обнародованной президентами России и США на саммите "восьмерки" в Санкт-Петербурге в 2006 году.
Важным результатом саммита "Группы восьми" в Хайлигендамме стало принятие документов о противодействии терроризму и безопасности в эпоху глобализации и о поддержке контртеррористических усилий ООН. В Римской/Лионской группе "восьмерки" по борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью продолжилась работа, в частности, по защите объектов критически важной инфраструктуры, безопасности на транспорте, недопущению использования интернета экстремистскими группировками, борьбе с афганским наркотрафиком.
Видное место в повестке дня международного сотрудничества по противодействию терроризму заняла российская инициатива укрепления антитеррористического партнерства государств и бизнеса, выдвинутая в 2006 году. 21 ноября в Москве состоялась первая Международная конференция по государственно-частному антитеррористическому партнерству, в которой приняли участие свыше 150 представителей государственных и предпринимательских структур из России и других стран, а также ООН, ОБСЕ и Совета Европы.
Значительным достижением антитеррористического сотрудничества в рамках Совета Европы, отвечающим интересам России, стало вступление в силу в июле Конвенции СЕ о предупреждении терроризма, заложившей международно-правовую базу для пресечения подстрекательства к террору, подготовки и вербовки террористов. Россия продолжала взаимодействовать с Комитетом экспертов СЕ по борьбе с терроризмом (КОДЕКСТЕР), в том числе в вопросах совершенствования международного контртеррористического права и правоприменительной практики, прежде всего с целью предотвращения использования террористами киберпространства. По инициативе российской стороны в апреле была проведена международная конференция по проблематике изучения условий, способствующих распространению терроризма, с должным акцентом на вопросы противодействия распространению террористической идеологии и пропаганды.
По совместному предложению России и США 30 мая - 1 июня состоялась Политическая конференция ОБСЕ по партнерству государств, бизнеса и гражданского общества в противодействии терроризму, которая выработала рекомендации в развитие соответствующей российской инициативы. На заседании СМИД ОБСЕ (Мадрид, 29-30 ноября) приняты решения, закрепляющие тематику антитеррористического партнерства в качестве одного из новых направлений взаимодействия по линии ОБСЕ. При ведущей роли российской стороны в рамках ОБСЕ состоялись международные конференции и семинары по вопросам антитеррористического сотрудничества, включая содействие жертвам терроризма и пресечение террористической пропаганды в интернете.
Проблематика укрепления антитеррористического взаимодействия обстоятельно обсуждалась в ходе заседаний Постоянного совета партнерства Россия-ЕС по вопросам свободы, безопасности и правосудия (23-24 апреля 2007 года, Москва; 22-23 ноября, Брюссель), отметившего необходимость скоординированных мер по предупреждению радикализации и вербовки террористов, недопущению финансирования терроризма, распространения террористической пропаганды, подстрекательства к терроризму. В марте и октябре состоялись экспертные консультации по контртерроризму в формате Россия - "тройка" ЕС.
Проблематика противодействия терроризму включена в повестку дня встреч высокопоставленных представителей в формате Россия-ЕС-США, проводимых в рамках осуществления "Венской инициативы".
По линии специальной рабочей группы (СРГ) Совета Россия-НАТО (СРН) по борьбе с терроризмом состоялись экспертные семинары по взаимосвязи оргпреступности с терроризмом и проблематике борьбы с захватом заложников за рубежом. При содействии СРГ были проведены мероприятия по обеспечению информационной безопасности, пресечению террористической пропаганды в СМИ, обмену опытом в различных сферах антитеррора. 17-18 мая в Анкаре состоялась конференция СРН, посвященная противодействию идеологической поддержке терроризма и анализу тактики и методологии террористической деятельности. Россия продолжала принимать участие в контртеррористической операции НАТО "Активные усилия" в Средиземноморье.
В октябре на заседании Совета глав государств СНГ в Душанбе были одобрены Концепция дальнейшего развития СНГ и План мероприятий по ее реализации, содержащие значительную антитеррористическую составляющую. Приняты программы сотрудничества государств СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, преступностью и незаконным оборотом наркотиков на 2008-2010 гг., подписан Договор СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. В рамках Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ получила развитие практика проведения совместных антитеррористических учений. Традиционный характер обрели межмидовские консультации стран Содружества по тематике новых вызовов и угроз на базе Исполкома СНГ в Минске.
Противодействие новым вызовам и угрозам прочно удерживало приоритетное место в повестке дня Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), чему способствовало председательство России в Совете Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС. В принятой в августе на заседании Совета глав государств ШОС в Бишкеке Декларации и подписанном там же Договоре о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС намечены перспективы развития взаимодействия стран-участниц Организации в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Практическое сотрудничество получило новый импульс с проведением в августе в Челябинской области масштабных антитеррористических учений вооруженных сил государств-членов ШОС "Мирная миссия-2007". На саммите ШОС в Бишкеке был одобрен План мероприятий по реализации Заявления глав государств-членов ШОС по международной информационной безопасности.
Антитеррористическое сотрудничество по линии Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) осуществлялось в ходе серии совместных оперативно-тактических и командно-штабных учений Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) центральноазиатского региона. В целях пресечения наркопотока с территории Афганистана под эгидой ОДКБ проводилась международная полицейская операция "Канал", приоритетное внимание уделялось приданию ей постоянного статуса, расширению круга ее участников. Завершено формирование договорно-правовой базы сотрудничества ОДКБ с ШОС и СНГ в борьбе с терроризмом, другими новыми вызовами и угрозами.
Продолжалась работа над созданием Совместной рабочей группы Россия-АСЕАН по борьбе с терроризмом, подготовка Плана конкретных мероприятий на данном направлении. В формате Регионального форума АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ) Россия инициировала принятие Заявления форума по межцивилизационному диалогу, принимала активное участие в работе над антитеррористическими документами, продвигала инициативу государственно-частного партнерства в борьбе с терроризмом, способствовала повышению авторитета Межсессионных встреч по противодействию терроризму и транснациональной преступности, приданию им статуса Рабочей группы.
По линии форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) Россия взаимодействовала с партнерами в рамках Специальной группы по борьбе с терроризмом (СГБТ), выступила инициатором или соавтором решений по предотвращению терактов с использованием ОМУ, обеспечению безопасности систем снабжения, повышению контртеррористической защищенности критически важной инфрастуктуры, налаживанию государственно-частного партнерства в борьбе с терроризмом, развитию межцивилизационного диалога. Добились продления мандата СГБТ на 2007-2008 гг.
В Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) повышенное внимание уделяли работе в Группе по борьбе с оргпреступностью.
Опираясь на возможности нашего председательства в Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), обеспечивали эффективное сотрудничество с государствами-членами ЕАГ, прежде всего в Центральной Азии, оказывали содействие интеграции государств-членов в международную систему противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Большое значение придавали активизации антитеррористического сотрудничества по каналам Межамериканского комитета по борьбе с терроризмом (СИКТЕ), "Группы Рио", а также нашего нового партнера на латиноамериканском континенте - Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР).
Значительную роль в развитии международного антитеррористического взаимодействия играли двусторонние консультационные механизмы в межведомственном формате с более чем 30 странами. Особое значение имеет установление подобных форм взаимодействия с исламскими государствами, в том числе с целью преодоления последствий использования террористами религиозных лозунгов.
В сфере международного сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков одним из основных направлений работы стала реализация решений Международной министерской конференции "О путях доставки наркотиков из Афганистана" ("Париж 2 - Москва 1"), состоявшейся в Москве в 2006 году в период российского председательства в "восьмерке". В рамках "парижско-московского процесса" были закреплены ведущие позиции России в борьбе с афганской наркоугрозой, к нему подключены ШОС и ОДКБ, активизированы усилия по пресечению поставок в Афганистан прекурсоров для производства героина. В ходе состоявшегося в Вене 3-4 декабря заседания Политгруппы "парижско-московского процесса" начата работа по переводу в практическую плоскость выдвинутой Президентом Российской Федерации на саммите ШОС в Бишкеке в августе инициативы о дополнении "поясов антинаркотической безопасности" вдоль границ Афганистана "поясами финансовой безопасности". По предложению России в ноябре в Кабуле в рамках "парижско-московского процесса" состоялся круглый стол по борьбе с наркоугрозой, исходящей из Афганистана.
При активном участии российских представителей в ходе 62-й сессии ГА ООН принята резолюция "Международное сотрудничество в решении мировой проблемы наркотиков". Антинаркотическая составляющая отражена также в резолюции Генассамблеи по урегулированию в Афганистане. Российская делегация добилась четкой фиксации связи между наркобизнесом и терроризмом в Афганистане в ходе 50-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам (Вена, март).
Успешно осуществлялся пилотный проект в рамках Совета Россия-НАТО по подготовке антинаркотических кадров для Афганистана и государств Центральной Азии, в том числе на базе учебного центра МВД России в Домодедово. Данный проект продлен до 2009 года.
Принята программа антинаркотического сотрудничества с ЕС и запущен механизм ее реализации, завязан продуктивный диалог с есовцами по вопросам борьбы с контрабандой прекурсоров как для производства "евросинтетики", так и афганского героина.
Совместными усилиями с партнерами России по ОДКБ антинаркотический сегмент включен в повестку дня ОБСЕ. В частности, 28-29 июня в Вене состоялась первая "общеевропейская" конференция по борьбе с наркоугрозой.
В рамках совершенствования международно-правовой базы в области противодействия транснациональной организованной преступности подготовлен пакет документов к подписанию Российской Федерацией Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма 2005 года.
Важным событием в развитии международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией стало вступление в силу для России с 1 февраля 2007 года Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года. Участие в этой Конвенции автоматически сделало Россию членом Группы государств против коррупции (ГРЕКО), объединяющей национальные органы по борьбе с коррупцией. Россия приняла активное участие в первой сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции и учрежденных Конференцией межправительственных рабочих группах открытого состава по обзору хода осуществления Конвенции, по возвращению активов и по техническому содействию. Российские делегации внесли существенный вклад в работу V Глобального форума по борьбе с коррупцией и обеспечению честности (ЮАР, апрель) и второй ежегодной Конференции Международной ассоциации антикоррупционных органов (о. Бали, Индонезия, ноябрь).
В контексте углубления международного сотрудничества в противодействии угрозе кибертерроризма российские представители доводили до партнеров по "восьмерке", Совету Европы, ОБСЕ, АРФ наши приоритеты и развернутую информацию об эффективных усилиях в этой сфере, предпринимаемых в нашей стране. Продолжали работу по вопросу определения возможностей подписания Конвенции Совета Европы о киберпреступности 2001 года, продвигали предложения о выработке самостоятельного международно-правового инструмента против кибертерроризма.
Разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение
Деятельность на разоруженческо-нераспространенческом направлении проходила в условиях осуществляемой США деструктивной линии на слом стратегической стабильности, утверждение своего военного превосходства в мире, а также стремления государств-членов НАТО сохранить отжившие механизмы, которые фиксировали неравноправное положение России в системе военно-политических координат времен "холодной" войны. На этом фоне мы продвигали позитивную программу укрепления системы международной безопасности, искали возможности для вывода разоруженческого процесса из состояния застоя и создания более благоприятной ситуации в области нераспространения.
Продолжали усилия по укреплению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который является основой международного режима ядерного нераспространения. В ходе состоявшейся в мае первой сессии Подготовительного комитета Обзорной конференции ДНЯО 2010 года проводили линию на консолидацию усилий всех участников Договора в целях повышения его жизнеспособности, обеспечения безусловного выполнения обязательств по всем трем его главным составляющим (разоружение, нераспространение и мирное использование атомной энергии). В целом во многом благодаря нашим усилиям удалось задать конструктивный тон для продолжения субстантивного рассмотрения вопросов ДНЯО в ходе обзорного процесса.
Содействовали укреплению контрольной деятельности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В октябре Россия ратифицировала Дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях с Агентством.
При нашем активном участии в сентябре состоялась пятая Конференция по содействию вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), которая стала очередным этапом мобилизации усилий международного сообщества в его поддержку.
Начата практическая реализация инициативы Президента В.В.Путина по созданию глобальной инфраструктуры ядерной энергетики. Первым шагом стало создание в г.Ангарске Международного центра по обогащению урана (МЦОУ). Его участником стал Казахстан. Завершается оформление присоединения Армении. Параллельно ведется работа с МАГАТЭ по постановке МЦОУ под гарантии Агентства, созданию при Центре гарантированного запаса ядерного топлива. Работа на этом направлении является практическим вкладом в создание таких схем развития ядерной энергетики, при которых альтернативой распространению чувствительных ядерных технологий стали бы программы надежного обеспечения ядерным топливом на основе международного сотрудничества.
По итогам российско-американского саммита 3 июля в Кеннебанкпорте было принято заявление России и США по атомной энергетике и нераспространению, которое призвано объединить все имеющиеся инициативы в области развития мирной атомной энергетики и выработать на основе широкого международного сотрудничества безопасные с точки зрения нераспространения варианты развития атомно-энергетических мощностей в мире.
Начато осуществление выдвинутой президентами России и США в 2006 году Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма. В ней уже участвуют более 65 государств. По итогам состоявшихся в феврале и июне встреч государств-участников Инициативы принят план ее реализации, осуществляются мероприятия, направленные, в первую очередь, на выполнение государствами своих обязательств по Международной конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма и Конвенции по физической защите ядерного материала.
Последовательно выполняли свои обязательства по Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО). К 29 апреля Россия в соответствии с требованиями КЗХО завершила второй этап уничтожения химоружия, ликвидировав 20% (или 8 тыс. тонн) запасов отравляющих веществ. Данный факт был подтвержден Техническим секретариатом ОЗХО. Выполнение второго этапа стало убедительным подтверждением нашей решимости завершить ликвидацию всех запасов химоружия к 2012 году в соответствии с требованиями КЗХО.
Активно участвовали в работе по укреплению режима Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) в формате ежегодных межсессионных встреч экспертов государств-участников Конвенции. В плане решения задачи ее универсализации удалось привлечь к участию в Конвенции три государства, в том числе Казахстан, с которым мы последовательно работали.
Значительное внимание уделяли реализации программы Глобального партнерства "Группы восьми" (ГП) по оказанию финансового и технического содействия России на таких направлениях, как уничтожение химоружия и комплексная утилизация атомных подводных лодок, выводимых из состава ВМФ России. На эти цели в 2007 году удалось получить 420 млн. долл.
С учетом задачи предотвращения появления новых высокотехнологичных видов оружия подготовили проект Договора о предотвращении размещения оружия в космосе и передали его нашим партнерам на проработку. Продолжили продвижение нашей инициативы по мерам транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности (МТДК). Соответствующий проект резолюции 62-й сессии ГА ООН, внесенный нами совместно с КНР, получил широкую поддержку.
Активно содействовали возобновлению субстантивной работы Конференции по разоружению (КР) в Женеве, продвигая наш приоритет - обсуждение тематики предотвращения гонки вооружений и размещения оружия в космическом пространстве.
Провели серию консультаций с американскими партнерами, в том числе на уровне министров иностранных дел и обороны, по вопросу выработки новой договоренности взамен Договора о СНВ, срок действия которого истекает в декабре 2009 года. По поручению президентов России и США, данному по итогам июльского саммита в Кеннебанкпорте, проведена серия встреч, в ходе которых были обсуждены основные элементы возможного будущего соглашения.
Противодействовали односторонним планам США по развертыванию в Европе элементов их национальной системы глобальной противоракетной обороны. Президентом В.В.Путиным в Хайлигендамме и Кеннебанкпорте было сделано "пакетное" предложение американцам о сотрудничестве в духе стратегической открытости, являющееся альтернативой их планам: о коллективном, в том числе с участием заинтересованных европейских государств, реагировании на возможные угрозы ракетного распространения. Провели ряд консультаций с ключевыми европейскими странами, КНР, Индией, в форматах ООН, СРН и ПА НАТО, ОБСЕ. Активно разъясняли российский подход в СМИ и на специально созванных пресс-конференциях с участием руководства МИД и Минобороны России. Состоялись четыре российско-американские встречи в формате группы экспертов высокого уровня. Тема обсуждалась на встрече министров иностранных дел и министров обороны России и США (формат "2+2"). Состоялся визит американских экспертов на российскую РЛС в Габале (Азербайджан).
Американцы наше "пакетное" предложение, по сути, отклонили, выхолостив на бумаге устные предложения, которые были высказаны на российско-американской встрече в формате "2+2" 12 октября в Москве. Создавалось впечатление, что диалог с нами они пытаются представить в качестве "принципиального согласия Москвы" на их планы в Европе, используют его для обработки Конгресса, ближайших союзников, а также в работе с чехами и поляками. От идеи развертывания европейской базы ПРО США отказываться не намерены, перспектива выйти на общее понимание в отношении ПРО в Европе пока не просматривается.
Взаимодействие между Россией и НАТО в области ПРО ТВД осуществлялось в рамках принятой в 2002 году Декларации "Отношения Россия-НАТО: новое качество", в основу которой была положена инициатива Президента России от 2000 года по сотрудничеству с заинтересованными государствами в области нестратегических систем ПРО. Велась плановая работа по отработке совместимости систем ПРО ТВД стран НАТО и России для возможной защиты воинских контингентов при проведении совместных миротворческих операций.
В развитие идеи стратегической открытости России 12 октября Президентом В.В.Путиным была выдвинута инициатива о придании глобального характера Договору между Россией и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (ДРСМД). На 62-й сессии ГА ООН совместно с США выступили с призывом ко всем странам, обладающим ракетными возможностями, присоединиться к такому многостороннему режиму. Велась работа по подготовке основных элементов международно-правовой договоренности о ликвидации РСМД в глобальном масштабе.
В сфере контроля над вооружениями в Европе после долгих лет застоя удалось сдвинуть с мертвой точки ситуацию вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Ввиду упорного нежелания стран НАТО ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ был поставлен вопрос о приостановлении действия для России первоначального Договора образца 1990 года. Созванная по инициативе российской стороны в июне чрезвычайная конференция государств-участников ДОВСЕ не дала результатов. Но страны НАТО впервые за многие годы начали определенную корректировку своих подходов, выразили готовность рассматривать российские озабоченности. Однако по ключевым проблемам (прежде всего по вопросу об отмене фланговых ограничений для нашей территории) их позиция не изменилась, и 12 декабря Россия была вынуждена приостановить действие Договора. В то же время мы заявили о готовности возобновить действие Договора в случае вступления в силу Соглашения об адаптации и достижения договоренности о комплексе мер по восстановлению жизнеспособности режима ДОВСЕ.
Благодаря активности России удалось несколько оживить работу Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ), ведающего вопросами укрепления военно-политического измерения деятельности Организации. Однако страны Запада по-прежнему блокировали его разворот в сторону выработки практически значимых договоренностей в области мер укрепления доверия и безопасности.
Продолжали выполнение Договора по открытому небу (ДОН), имеющего большое значение для обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Значительное внимание уделялось задаче недопущения проникновения внерегиональных сил в Черное и Каспийское моря. Она решалась через укрепление сотрудничества прибрежных государств по противодействию новым вызовам и угрозам. Совместно с Турцией были продолжены усилия по приданию Черноморской военно-морской группе оперативного взаимодействия "Блэксифор" функций борьбы с терроризмом, распространением ОМУ и другими новыми вызовами безопасности. Переведена в многосторонний формат операция "Черноморская гармония" (Россия участвует с конца 2006 года). Новый импульс аналогичному сотрудничеству на Каспии в направлении создания оперативной группы "Касфор" был придан решениями второго Каспийского саммита (октябрь).
Одним из приоритетных направлений деятельности оставались экспортный контроль и нераспространение. В мероприятиях под эгидой Режима контроля за ракетной технологией (РКРТ) продвигали инициативу Президента Российской Федерации по приданию глобального характера ДРСМД. Предложили запустить обзорный процесс для проведения оценки ракетных угроз и рисков, а также путей реагирования на новые вызовы. Содействовали привлечению в РКРТ ракетно-значимых стран.
В рамках Гаагского кодекса поведения (ГКП) по предотвращению распространения баллистических ракет на основе российской инициативы от 2004 года вели работу по наведению порядка с выполнением государствами обязательств по Кодексу. Принято решение с 1 января 2008 года приостановить передачу в ГКП предуведомлений о ракетных пусках в России до тех пор, пока их не начнут направлять другие страны.
Продолжали решать вопрос о нашем присоединении к Австралийской группе, в том числе в ходе первого официального контакта с председателем Группы в ноябре.
Использовали возможности процесса обзора функционирования Вассенаарских договоренностей (ВД) для продвижения наших инициатив, нацеленных на укрепление контроля за оборотом ПЗРК, выработку наилучшей практики в области реэкспорта обычных вооружений, расширения транспарентности за счет обмена информацией.
Принимали активное участие в работе Группы ядерных поставщиков (ГЯП) и Комитета Цангера (КЦ) с целью повышения их эффективности и защиты законных интересов российских производителей.
В рамках Инициативы по безопасности в борьбе с распространением ОМУ (ИБОР) вносили вклад в работу Группы экспертов по оперативным вопросам, добиваясь соответствия деятельности ИБОР нормам международного права.
В работе со странами СНГ прилагали усилия по гармонизации национальных экспортноконтрольных стандартов. Данная задача становится еще более актуальной в свете вступления в силу Соглашения о едином порядке экспортного контроля в государствах-участниках ЕврАзЭС. Содействовали налаживанию взаимодействия по пресечению каналов незаконного оборота материалов, используемых в производстве ОМУ, в рамках ОДКБ.
В рамках Конвенции о "негуманном" оружии (КНО) призывали к поиску компромиссов между оборонными интересами государств и гуманитарными соображениями, призванных сократить неоправданные потери гражданского населения и военного персонала в ходе вооруженных конфликтов и после их окончания. В результате наших дипломатических усилий удалось предотвратить принятие решений, противоречащих оборонным и экономическим интересам России.
Во взаимодействии с заинтересованными ведомствами продолжали оказывать содействие развитию военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, отстаивать национальные интересы в этой области на международной арене, последовательно отводя попытки некоторых стран, прежде всего США, под надуманными предлогами воспрепятствовать торговле оружием, осуществляемой нами в строгом соответствии с международными обязательствами.
Содействовали укреплению договорно-правовой базы ВТС. Принимали участие в переговорах по заключению с иностранными государствами соответствующих соглашений (в 2007 году подписано 1 соглашение), взаимной защите секретной информации (подписано 4 соглашения) и об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемой или полученной в ходе двустороннего ВТС (подписано 3 соглашения).
В ОБСЕ и Вассенаарских договоренностях, в диалоге с ЕС и НАТО, а также на двустороннем уровне продолжали ставить вопрос о прекращении безлицензионного производства оружия российских образцов в ряде восточноевропейских стран.
В области освоения космоса и применения космической техники и технологий в мирных целях проводили линию на развитие правовой базы многостороннего и двустороннего сотрудничества, включая разработанные МИД России межправительственные соглашения о мерах по охране ракетно-космических технологий (СОТ). На этой основе велась проработка проектов соглашений по различным направлениям сотрудничества в области космоса с Белоруссией, Венесуэлой, Вьетнамом, Индонезией, Казахстаном, Малайзией, Саудовской Аравией, США, Таиландом, Украиной.
Приняли участие в работе Международного координационного комитета по спутниковой навигации. Продолжили консультации и переговоры по подписанию двусторонних соглашений в области навигационных спутниковых систем с ЕС, Вьетнамом, Казахстаном, Катаром, США, Саудовской Аравией.
В области дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) приняли участие в становлении и работе Платформы ООН для использования космической информации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и экстренного реагирования (СПАЙДЕР), создаваемой под эгидой Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, в заседаниях органов Глобальной системы наблюдения Земли. Кроме того, с нашим участием проведены консультации по сотрудничеству в области ДЗЗ с Евросоюзом, разработан российско-есовский План по наблюдению Земли.
В сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) продолжали продвигать тематику Международной информационной безопасности (МИБ). Поддержка этой российской инициативы в ООН (на 62-й сессии Генассамблеи наш обновленный проект резолюции по МИБ одобрен 179 голосами "за" при одном "против") и в Международном союзе электросвязи (МСЭ) подтвердила настрой международного сообщества на изучение данной проблематики не только в техническом (принципиальная линия США), но и в военно-политическом (принципиальная линия России) плане. 16 августа Совет глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) утвердил План действий по обеспечению МИБ. В декабре группа экспертов (председатель - Россия) приступила к проработке вопросов его реализации. В ОДКБ в отчетный период велась работа над проектом программы совместных действий по формированию системы информационной безопасности ее государств-членов. Положения по МИБ включены в документы Азиатско-тихоокеанского парламентского форума (Москва, январь).
Россия наряду с большинством развитых и развивающихся стран выступала за переход от одностороннего (под руководством США) к многостороннему (при активном и равноправном участии государств) управлению интернетом. Этой линии, начало которой было положено в ходе проводившейся под эгидой ООН в 2003-2005 годах Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, мы следовали на втором собрании Форума по управлению интернетом (Рио-де-Жанейро, ноябрь).
В рамках научно-технического сотрудничества (НТС) прорабатывались проекты соглашений с Сингапуром, Сирией, Узбекистаном, другими странами. Принимали участие в работе Международного научно-технического центра (МНТЦ), созданного по инициативе стран "восьмерки" в России и странах СНГ.
Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование
Россия играла инициативную роль в многосторонних усилиях по урегулированию региональных конфликтов и кризисных ситуаций политико-дипломатическими средствами с опорой на международное право. Выступали за достижение компромиссов с учетом интересов сторон, противодействовали односторонним попыткам подменить сложившиеся международные механизмы урегулирования эксклюзивными форматами.
Россия продолжала энергично содействовать разблокированию арабо-израильского конфликта. Акцент при этом традиционно делался на коллективные усилия международного сообщества с участием ключевых региональных государств. Особая роль отводилась "квартету", остававшемуся безальтернативным механизмом внешнего сопровождения БВУ. Мы предлагали адекватные осложнявшейся ситуации политико-дипломатические ходы, которые помогли бы переломить негативную динамику развития событий, в первую очередь в палестино-израильских отношениях.
Несмотря на сдержанное отношение партнеров по "квартету", Россия приветствовала создание на базе мекканских договоренностей двух основных политических сил ПНА - ФАТХ и ХАМАС - палестинского правительства национального единства (март). Поддерживали контакты с руководством ХАМАС с целью выполнения им известных требований "квартета". В феврале в Москве состоялась очередная встреча Министра иностранных дел С.В.Лаврова с председателем политбюро ХАМАС Х.Машаалем.
Россия указывала на приоритет преодоления критического положения в социально-экономической сфере на территориях ПНА, отмены с этой целью блокады и ограничений на передвижение. После того, как в результате очередного всплеска межпалестинского насилия (май-июнь) сектор Газа перешел под полный контроль ХАМАС, Россия выступила за возобновление межпалестинского диалога как безальтернативного средства преодоления острого кризиса в ПНА.
Российские дипломатические усилия были также направлены на восстановление палестино-израильского диалога, запуск переговоров по ключевым вопросам урегулирования. Конечной целью оставалось создание независимого, жизнеспособного и территориально непрерывного палестинского государства, живущего бок о бок с Израилем в условиях мира и безопасности.
Руководствуясь таким пониманием, Россия оказала поддержку реализации инициативы президента США Дж.Буша о проведении международной встречи по Ближнему Востоку в Аннаполисе (ноябрь), по итогам которой возобновились субстантивные палестино-израильские переговоры по всему спектру двусторонней повестки дня. На донорской конференции в Париже (декабрь) было объявлено о российском вкладе в наращивание международного содействия ПНА.
В рамках нашего принципиального подхода в пользу всеобъемлющего арабо-израильского урегулирования на общепризнанной международно-правовой базе - соответствующих резолюциях Совета Безопасности ООН, мадридских принципах и арабской мирной инициативе - продвигали идею созыва международной конференции по Ближнему Востоку в Москве. В ходе министерского заседания "четверки" в Берлине (май) представили партнерам концепцию ее проведения.
Россия предпринимала шаги, направленные на снижение напряженности вокруг Сирии, вовлечение этой страны в урегулирование ситуации на Ближнем Востоке. Важное значение имела поддержка Россией объективного рассмотрения этих вопросов в Совете Безопасности ООН и выполнения его резолюций по сирийско-ливанскому досье.
На ливанском направлении содействовали преодолению внутриполитического кризиса на путях диалога и поиска компромиссов, в том числе избрания консенсусной кандидатуры на пост президента страны. Россия поддерживала ровные контакты со всеми ливанскими политическими и конфессиональными силами, выступала против любого иностранного вмешательства в дела Ливана. Способствовали деятельности международной комиссии по расследованию убийства премьер-министра Ливана Р.Харири, выступали за формирование спецтрибунала по Ливану на неполитизированной, юридически чистой основе.
Россия последовательно выступала за достижение устойчивого политического урегулирования в Ираке на основе широкого межиракского диалога, нацеленного на обеспечение национального примирения и согласия при учете интересов всех основных политических сил и этноконфессиональных общин страны. В результате настойчивых усилий российской дипломатии удалось обеспечить включение соответствующих положений в итоговые документы международных встреч по Ираку в Шарм аш-Шейхе (май) и Стамбуле (ноябрь).
Россия проводила линию на политическое урегулирование конфликта в Дарфуре, содействовала укреплению взаимопонимания и практического взаимодействия ООН и Афросоюза с правительством Судана. 31 июля поддержали принятие резолюции 1769 СБ ООН о преобразовании до конца года действующей в Дарфуре Миссии Афросоюза в Судане (МАСС) в "гибридную" операцию ООН и Афросоюза по поддержанию мира (ЮНАМИД), увенчавшей усилия по выработке компромиссной формулы миротворчества в этой части Судана. В рамках международного сопровождения урегулирования российские представители участвовали в работе многосторонней Контактной группы по Дарфуру.
Во взаимодействии с партнерами содействовали поиску путей политико-дипломатического урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП). Наши действия в формате "шестерки" и в Совете Безопасности ООН были направлены на поддержку усилий МАГАТЭ, обеспечение полного и транспарентного сотрудничества с ним Ирана с целью прояснения всех аспектов ядерной деятельности последнего, на выполнение Тегераном резолюций Совета управляющих МАГАТЭ и СБ ООН, что позволило бы создать условия для запуска полноформатного переговорного процесса.
Россия принимала активное участие в шестисторонних переговорах по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова (ЯПКП). В координации с партнерами нацеливали усилия на обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова через диалог на основе учета законных интересов и озабоченностей всех государств региона, включая КНДР. Благодаря инициативной роли нашей страны был найден выход из тупиковой ситуации вокруг вопроса с замороженными северокорейскими счетами в банке "Дельта Азия" (Макао) (июнь), что позволило возобновить переговорный процесс, завершить реализацию мер начального этапа денуклеаризации (остановка ключевых северокорейских объектов в Нёнбёне, возобновление диалога КНДР с МАГАТЭ) (июль). Согласованный партнерами план действий на втором этапе (октябрь) предусматривал обязательства КНДР по выводу этих объектов из рабочего состояния, декларированию всех своих ядерных программ в обмен на компенсационную помощь со стороны других участников, включая Россию. Несмотря на этот прогресс, "пекинский процесс" по-прежнему сталкивался с немалыми трудностями, обусловленными дефицитом доверия и сохраняющимися противоречиями между основными антагонистами - КНДР и США.
Важность внешнеполитической работы по Афганистану определялась серьезным воздействием этой страны на состояние безопасности в регионе, прилегающем к нашим южным границам. В данном контексте исходили из необходимости активного участия России в усилиях международного сообщества под эгидой ООН по стабилизации военно-политической обстановки, недопущению реставрации режима талибов и их ползучего проникновения во власть, поэтапному созданию поясов антитеррористической, антинаркотической и финансовой безопасности по северному периметру афганской границы.
Россия продолжала активно участвовать в косовском урегулировании. Последовательно проводилась одобренная Президентом В.В.Путиным линия на отстаивание международно-правовых принципов и сохранение ведущей роли СБ ООН при определении статуса края, на достижение переговорной развязки, учитывающей интересы и Белграда, и Приштины, без искусственных временных ограничений. В выступлении С.В.Лаврова в МГИМО 3 сентября было впервые публично заявлено, со ссылкой в том числе на косовское урегулирование, что для России существуют "красные линии" - там, где создается реальная угроза нашей национальной безопасности или существующему международному правовому порядку. Нами акцентировался прецедентный характер решения по Косово для других "замороженных" конфликтов, в том числе на постсоветском пространстве. Россия воспрепятствовала принятию продвигавшегося западниками проекта резолюции СБ ООН в поддержку "плана М.Ахтисаари", предусматривавшего навязывание Белграду независимости Косово. Было обеспечено продолжение переговорного процесса в формате "тройки" посредников Россия-США-ЕС, что позволило вывести стороны на прямой диалог. Однако до конца года компромиссного решения по статусу Косово выработать не удалось.
Межцивилизационный диалог
Укрепление межцивилизационного согласия через диалог и сотрудничество оставалось одним из приоритетов внешней политики России. Это было связано, в частности, с тем, что ценностные ориентиры и модели развития стали предметом конкуренции, которая впервые за многие века приобрела межцивилизационное измерение. Залог мирного сосуществования и устойчивого развития на современном этапе состоит в полноценном раскрытии потенциала всех культурных и религиозных традиций.
Крупным шагом российской дипломатии стало предложение создать под эгидой ООН специальную "площадку" - своего рода консультативный совет религий - для обмена мнениями между представителями основных мировых конфессий на равноправной основе, выдвинутое в выступлении С.В.Лаврова на 62-сессии Генассамблеи ООН (сентябрь).
Российская делегация приняла участие в министерской встрече "Группы друзей" Альянса цивилизаций, состоявшейся в Нью-Йорке в рамках 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (сентябрь). "Группа друзей", являющаяся неофициальным объединением государств, подтвердила поддержку деятельности Альянса, направленной на развитие взаимопонимания и терпимости между людьми, принадлежащими к различным религиям и культурам.
Россия вошла в число соавторов резолюции "Диалог высокого уровня по межрелигиозному и межкультурному сотрудничеству в интересах мира", принятой Генассамблеей ООН (май).
Российская делегация приняла активное участие в диалоге высокого уровня на тему "Межрелигиозное и межкультурное сотрудничество в целях поощрения терпимости, взаимопонимания и всеобщего уважения по вопросам свободы религии или вероисповедания и культурного разнообразия", состоявшемся в ходе сессии Генассамблеи ООН (октябрь).
Существенным подспорьем в нашем сотрудничестве с исламской цивилизацией становится Группа стратегического видения "Россия - исламский мир", собравшаяся на свое третье заседание в Стамбуле (февраль). Одна из ее задач - изучение и популяризация опыта сосуществования ислама и христианства в России и других странах.
Межцивилизационная тематика широко обсуждалась в рамках экспертных консультаций Россия-ЕС по правам человека.
Добивались реализации российского предложения о создании под эгидой Совета Европы "площадки" общеевропейского межкультурного и межконфессионального диалога. Важным достижением стало решение провести под эгидой КМСЕ "пилотную" конференцию по религиозному измерению межкультурного диалога в Страсбурге в апреле 2008 года.
Одним из наших приоритетов было повышение эффективности ОБСЕ в сфере борьбы с религиозной и расовой нетерпимостью. В октябре при активной поддержке России в Кордове (Испания) состоялась конференция ОБСЕ по противодействию нетерпимости и дискриминации в отношении мусульман, направленная на согласование дальнейших шагов по борьбе с исламофобией, с попытками расколоть мир по религиозному признаку.
В форуме "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" совместно с Индонезией продвигали Инициативу о диалоге между культурами и религиями.
По линии Регионального форума АСЕАН (АРФ) по предложению российской стороны одобрено заявление "О продвижении межцивилизационного диалога" (август).
По инициативе России положения о необходимости поощрения
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме
29 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |