23:00 13.03.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Наталья Дмитриева: Гармоничное и поступательное развитие: в основе - принцип AB HOMO
В современном динамично изменяющемся мире возрастает сложность форм социальной организации. Сокращаются масштабы исторического времени, ускоряется его ход. Стремительно увеличиваются неопределенности, риски, увеличивается вероятность свершения даже маловероятных событий, - как позитивных, так и негативных. Слова древнегреческого историка Еврипида о том, что ожидаемое не случается, а неожиданному Бог открывает дверь, сегодня актуальны как никогда ранее.
В 90-х годах ХХ века американский ученый, философ и политолог Самюэль Хантингтон предупреждал, что в недалёкой перспективе человечеству возможно предстоит пережить новую мировую войну. Российский учёный, академик РАЕН Н..Н.Моисеев вторит ему, утверждая, что "катастрофа может случиться не в каком-то неопределенном будущем, а может быть, уже в середине наступившего XXI века". Её вызовут не экономические, политические или идеологические разногласия, как это случалось в предыдущие эпохи. Глобальный конфликт нового времени вырастет из неспособности национальных государств, отдельных народов и культур договорится о том, что является единой общепланетарной целью.
На сегодняшний день нет консенсуса в определении такой глобальной цели, но есть единство в осознании серьёзности стоящих перед человечеством проблем.
- Как остановить стремительное истощение природных ресурсов Земли?
- Как предотвратить экологические, техногенные и природные катастрофы?
-Как найти устойчивое равновесие между экономическими, социальными, биологическими потребностями и необходимостью обеспечить безопасную для здоровья человека окружающую среду ?
- Как согласовать социально-экономические интересы одного человека с интересами других?
- Как устранить факторы, породившие неравенство, бедность, нищету, поляризацию доходов и т.д. и т.п.?
Нарастающий вал остающихся без ответов "Как?" перерастает в один общий вопрос - "Как всем нам жить дальше на этой планете?"
Ещё в конце 60-х годов ХХ века международная неправительственная организация "Римский клуб" выдвинула программу изучения глобальных проблем и поставила перед собой задачу: дать обществу методику, с помощью которой можно было бы надежно анализировать все "затруднения человечества" и прогнозировать его поступательное и гармоничное развитие.
По прошествии полувека приходится с горечью признать, что потребность в обнаружении внутренних закономерностей процессов, породивших глобальные проблемы современности, ощущается всё острее, а их скорейшее решение становится без всякого преувеличения вопросом жизни или смерти.
Однако ни мировой форум ООН в Рио-де-Жанейро (комплексная программа "Повестка дня на XXI век"), ни Всемирная встреча по устойчивому развитию 2002 года в Йоханнесбурге новой парадигмы не дали, а лишь констатировали ускорение движения к глобальной катастрофе.
После Йоханнесбурга сомнений уже не оставалось: залог успеха - в кардинальных нововведениях, в разработке и внедрении прорывных технологий и моделей, то есть в инновационном переустройстве общества.
Стало предельно ясно: инновация как рождение нового, новшество, нововведение - вот то, что востребовано современным обществом. Да и чему тут удивляться, ведь понятие нового неразрывно связано с одной из вечных философских проблем - проблемой развития.
На этой волне корпорацией IBM была инициирована подготовка доклада под названием "Обзор глобальных инноваций", который и был представлен вниманию мировой общественности в 2004 году. Этот фундаментальный труд готовился с учетом мнений ведущих учёных, исследователей, экспертов, бизнесменов из 96 организаций 26 стран мира, работающих в сферах, значимых для инновационного развития.
IBM организовала этот всемирный форум с двумя взаимосвязанными и взаимодополняющими целями:
- определить ту инновацию, которая в буквальном смысле повернет весь мир в сторону решения самых острых проблем дальнейшего существования человечества;
- найти универсальный подход к управлению инновационными процессами.
Инновация, нововведение, Новое вообще, предстало перед исследователями в зависимости от контекста обсуждаемых проблем в различных аспектах:
новое как рождающееся сразу, вдруг, неожиданно и не выводимое из наличного;
новое как проявление непроявленного, потенциально заложенного;
новое как воспоминание старого, как уже бывшее в иных формах;
новое как возобновление старых смыслов, возвращение к утраченному, забытому;
новое как совпадение результата со скрытой установкой.
Основной вывод, к которому пришло представительное экспертное сообщество, таков: когда мы рассматриваем проблемы инновационных преобразований, мы должны говорить не только о новых технологиях, не только о новых методах ведения бизнеса, но и о новом слове в области чистых идей, то есть инновациях в идеологии и в социуме. А потому обе поставленные задачи могут быть успешно решены только через инновационные преобразования социальной и общественно-политической области внутри триады "человек - общество - власть".
Остаётся констатировать: навязывание миру общих стандартов глобального общества потребления привело к тому, что сформировавшиеся столетиями взаимосвязи внутри этого треугольника теряют свою эффективность. В лучшем случае - теряют, а в худшем - вообще не работают.
Общество, не будучи соединённым в одно сплочённое целое единством сверхличностных целей, распадается на множество индивидуалистических сознаний. Отражением этого процесса в миниатюре становится современная семья, находящаяся в состоянии глубокого кризиса.
Государство не может более позволить себе рассматривать человека исключительно как "ресурс", как средство производства и субъект потребления, то есть как инструмент решения своих, прежде всего - экономических, задач. Это - прямой путь к деградации: деградации отдельной человеческой личности, области материального производства, взаимосвязей в социуме и, в конечном счете, деградации всех общественно-политических институтов.
Новое тысячелетие ознаменовало вступление человеческой цивилизации в принципиально иную эпоху. В настоящее время креативость, способность к восприятию и созданию нового становится как для отдельной личности, так и для нации в целом, необходимым условием для существования и проявления себя в мире.
Российские власти в полной мере осознают значимость происходящих изменений и проявляют готовность соответствовать вызовам времени: на повестку дня ставится вопрос о развитии наукоемких отраслей, технологий, о построении социального государства.
Но вопрос для современной России стоит неизмеримо шире: уровень возросших амбиций даёт возможность политическому классу ставить задачу мирового лидерства России на 2008-2020 годы. Именно так, в частности, формулировалась тема прошедшего 27 февраля в Москве заседания "Клуба 4 ноября", собравшего ведущих политологов и экспертов; именно эта задача ставится перед членами ещё одной образующейся буквально на наших глазах "фабрики смыслов и идей" - "Клубом 2020".
Флагманом цивилизации станет союз народов, который первым начертает на пока ещё чистом знамени новой эпохи её ключевое слово.
Сегодня Россия, провозгласив стратегической идеей развития инвестиции в человека, открывает миру это Слово.
И Слово это - Человек.
Человек, а не стремящаяся только лишь к потреблению, размножению и накопительству биологическая особь.
Человек, а не бездумный винтик в системе общественного производства, признавший себя товаром и желающий лишь одного - подороже продаться и побольше купить.
Человек, а не раздираемый низкими страстями, потерявший всякую индивидуальность носитель клипового сознания.
Человек, а не утратившая связь со своим родом, своей землёй усреднённая единица глобального миропорядка.
Человек-Творец, образ и подобие Бога на Земле.
Принявший Закон, несущий в мир Любовь и сознавший Величие своего предназначения и свою Ответственность перед миром.
Не звено, не элемент естественного процесса эволюции живой природы, а ее высшая цель.
Потому как цели и задачи более высокого порядка в мире просто нет.
Человеческое сообщество в целом и любая его часть в отдельности существуют и эволюционируют ради достижения основополагающей задачи - развития каждой человеческой личности во всем многообразии её материальных и духовных потребностей, вплоть до потребности достичь Абсолюта и Высшего Разума.
Базовым условием для достижения этой цели становится равный и свободный доступ каждого ко всем благам цивилизации в их бесконечном разнообразии.
Введение принципа AB HOMO ("от человека") , то есть введение ориентированной на человека модели общественных и социально-экономических отношений, - вот та инновация, которая отдалит мир от цивилизационной катастрофы и выведет его на путь гармоничного поступательного развития.
Вольтер утверждал, что "нет в мире силы мощнее, чем сила идеи, время которой пришло".
Сегодня растаяли последние сомнения : в наш мир, наконец, пришла эта мощная сила - идея переориентации государства, власти и всех ценностей на Человека.
Само время диктует России необходимость перехода к постановке новых задач, к новому типу лидерства и управления. В этом году мы отмечаем знаменательную дату, две тысячи восьмой год приносит нам три пятерки. 555 лет назад пал Константинополь, и Москве, а значит и всей России, была передана историческая миссия: стать третьим Римом, хранителем и удержителем духовных ценностей планеты.
Символом и реальным воплощением готовности России выполнить эту миссию, став флагманом новой эпохи, является провозглашённый курс на инвестиции в человека, в его образование, здоровье, духовное совершенствование.
Безусловно, ещё несколько лет назад цинично было бы говорить о приоритете духовных ценностей в стране нищих, голодных, больных, бездомных, безработных. Прежде надо было избавить наших людей от всех этих БЕЗнадёжных многочисленных приставок БЕЗ-: бездомный, безработный, безденежный...! Создать для каждого нашего соотечественника достойные условия жизни: комфортное жильё, здоровое питание, доступное качественное медицинское обслуживание, среднее и высшее образование, государственное обеспечение немощных - это сначала, а потом уже можно ожидать от людей возвышенной духовной жизни.
На сегодняшний день эти задачи не просто поставлены государством, они возведены в ранг национальных проектов, являясь приоритетами всего социально-экономического развития. Многое уже сделано в рамках четырёх Национальных проектов и Доктрины демографического развития; ещё большее делается или находится в стадии проектной разработки.
Но если мы сегодня отойдя от края социальной пропасти ограничимся тем, что государство будет нацелено исключительно на обеспечение все растущих материальных потребностей людей, то мы и воспитаем человека материального, человека общества потребления.
А ведь русский человек привык решать большие, глобальные задачи, и ему тесно в рамках модели, которую диктует потребительское общество.
Россия исстари, поднимаясь на бой и на труд, собирала силы духовные, а затем уже материальные. И потому сейчас единственный способ осуществить прорыв в общество будущего - обеспечить духовное пробуждение людей.
К 2008 году мы вплотную подошли к формированию на базе национальных проектов, которые в существенной мере можно считать пилотными, новой социальной политики - политики развития человеческого потенциала.
Говоря о социальных и гуманитарных инновациях, нельзя забывать о целом ряде существенных моментов, отличающих их от научно-технических и технологических нововведений.
Инновации в социальной сфере характеризуются следующими особенностями:
- высокой неопределенностью последствий;
- сложностью оценки эффекта;
- комплексностью: новая концепция образования порождает необходимость развития новых методов, изменения организационной структуры педагогического коллектива.
Кроме того, инновации в социальной сфере оказывают влияние на большие группы людей и зачастую имеют некоммерческий характер или предполагают долгий срок отдачи.
Эта новая социальная политика, или стратегический национальный проект "Человек",- призвана дать широкие и равные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала каждого из нас.
Проект прост и сложен одновременно, поскольку в основании его лежит взаимное доверие и согласие народа и власти. Если мы не достигнем согласия, не определим крупномасштабной, действительно национальной задачи, которая мобилизует национальный дух, то время будет упущено. И, скорее всего, мы не сможем представить миру наш, русский, когнитивный проект, проект нового времени, создающий альтернативу либеральному проекту, который упорно навязывается Западом.
Формирование единого образа будущего востребовано сейчас как никогда. Подтверждается необходимость системного подхода к осуществлению нововведений в социальной сфере и ориентации на такие понятия, как "проектирование социальных инноваций" и "инновационный социальный проект". В общем виде такое проектирование можно определить как особый вид "строительства будущего".
Осуществляя общее целеполагание, мы определяем образ будущей России, существующий в духовном измерении каждого гражданина страны.
Этот образ безусловно несёт в себе целый ряд черт прошлого, но вместе с тем обладает и качественно новыми параметрами и характеристиками, открывает ранее недоступные возможности для развития.
Мы вступаем в абсолютно новую эпоху, которая начинает предъявлять очень серьезные требования к человеческой личности. "Личностный потенциал", будучи раскрытым в полной мере, сделает невозможное возможным, откроет человека русского когнитивного проекта, человека интеллектуального и духовного
Как это возможно сделать? Совершенно очевидно, что важнейшую роль в этом играет образование и воспитание. Для того, чтобы вступающий в жизнь человек осознал себя мыслящей, интеллектуальной и духовной личностью, он должен получить ключ, позволяющий раскрыть этот тайный ящичек в душе и в уме. Дать каждому возможность доступа к раскрытию своего ресурса - вот первоочередная актуальная задача Власти.
Открывая в настоящей статье эту тему, мы приглашаем всех к дискуссии.
Наталья Владимировна Дмитриева - Председатель Совета ООО "Деловые женщины России"
13 марта 2008 года.
www.nasledie.ru
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме