23:00 13.03.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Амбициозный план модернизации России
В последнее время словосочетание "план Путина" плотно вошло в журналистский лексикон. Этот план иногда ругают, чаще хвалят, но редко анализируют. Именно поэтому большинство россиян весьма слабо представляет о чем, собственно, идет речь.
В основных чертах "план Путина", т.е. стратегия развития России до 2020 года, был изложен действующим Президентом 8 февраля сего года на заседании Государственного Совета.
Суть выступления Владимира Путина, конспективно, может быть сведена к следующему:
1. Продолжение инерционного энергосырьевого сценария развития экономики России с неизбежностью ведет к отставанию нашей страны от мировых лидеров, со всеми вытекающими последствиями.
2. Единственной альтернативой такому ходу событий является стратегия инновационного развития, опирающаяся на наиболее эффективное применение и развитие человеческого потенциала.
3. Переход на инновационный путь развития тесно связан с масштабными инвестициями в человеческий капитал.
4. В свою очередь, умножение человеческого капитала во многом зависит от уровня развития здравоохранения, образования, науки.
5. На этих направлениях необходимо сконцентрировать усилия не только государства, но и бизнеса, гражданского общества.
6. Для достижения этих стратегических целей потребуется изменение всех основных параметров социально-экономической политики государства, предание ей социальной направленности.
Таковы основные ориентиры озвученной В.Путиным новой стратегии, сущность которой С.Глазьев метко охарактеризовал как - политическое решение о переводе российской экономики на инновационный путь развития.
Возникает естественный вопрос: какими методами будет реализовываться предложенная стратегия?
Ответ на этот вопрос содержится в разработанной Правительством РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года.
В соответствии с Концепцией, переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития предполагает опору на научно-технический прогресс, как главный фактор экономического роста.
В соответствии с Концепцией, доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50 % (против 9,3 % в 2005 году), доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции - до 25-35 % (2,5 % в 2005 году), доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП должна составить не менее 17-20 % (10 % в 2006 году).
Сильно изменится отраслевая структура экономики. Один из вариантов концепции предполагает доведение доли высокотехнологического сектора в ВВП, уже в ближайшее время, до 20 %. При этом резко сокращается удельный вес нефтегазового сектора экономики (с 20 до 12 %).
Российский экспорт товаров и услуг, произведенных на основе нано и биотехнологий, должен, при этом, расти темпами 13-20 % в год.
Принципиально важно, что радикальные изменения структуры экономики будет происходить не за счет повышения уровня эксплуатации рабочей силы. Напротив, средняя стоимость рабочей силы к 2020 году должно возрасти пятикратно, и превысить 2000 долларов США.
Выполнение столь грандиозных планов требует резкого повышения эффективности всей системы управления народнохозяйственным комплексом. Концепция предполагает создание принципиально новой национальной инновационной системы, выработку комплекса управленческих мер по диверсификации экономики и развитию творческого потенциала личности.
Впервые в отечественной истории ставятся задачи по достижению мировых стандартов финансирования здравоохранения, образования, науки, созданию высокоэффективной социальной инфраструктуры.
Концепция предполагает до 2020 года довести расходы на образование до 5,5 % ВВП, на здравоохранение - 6,2 % ВВП, на науку - 4 % ВВП, что соответствует стандартам наиболее развитых государств мира.
Разумеется, рассматриваемая Концепция еще не дает исчерпывающего описания пошаговой реализации стратегии модернизации страны. Особенно тревожит отсутствие детально прописанных механизмов повышения эффективности антимонопольной политики. Однако следует учитывать, что методика долгосрочного планирования, используемая в советское время, давно устарела, а новая - еще только проходит обкатку.
Есть основания полагать, что существуют и политические барьеры на пути реализации нового стратегического курса. Об этом, в частности, свидетельствуют довольно резкие высказывания ряда либеральных экономистов о перспективах ускоренной модернизации России.
В этом плане обнадеживают заявления вновь избранного Президента РФ Дмитрия Медведева о безусловной поддержке Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. В частности, выступая вместе с В.Путиным на встрече с руководством Государственной Думы, Д.Медведев полностью поддержал идеологию Концепции, связав технологию ее осуществления с практикой реализации приоритетных национальных проектов.
Это свидетельствует о том, что амбициозные планы модернизации российской экономики глубоко укоренены в сознании высшего политического руководства страны. Это, конечно, еще не гарантирует успех, но, по крайней мере, дает надежду.
Илья Константинов.
12.03.2008
www.nasledie.ru
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме
29 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |