17:30 29.02.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Дмитрий Медведев: Хорошее качественное образование всегда было ключом к успеху и достатку
На последнем заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, прошедшем 28 февраля и посвященном результатам двух лет реализации нацпроектов и планам на будущее, Президент России Владимир Путин сказал:
"В 2005 году, заявив нацпроекты, мы фактически впервые за всю новейшую историю России сказали: "Человек - это главное наше достояние и главный наш приоритет". И не просто сказали об этом, но и подкрепили эту позицию политической волей, сконцентрировали на этом направлении серьёзные финансовые, материальные средства и административные ресурсы".
Ему вторил Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев:
"Национальные проекты - это не разовая мера, об этом только что говорил Владимир Владимирович, это наша долгосрочная политика. Инвестиции в человека, в его образование, здоровье, в качество жизни стали ключевой идеей развития страны. И сейчас мы вплотную подошли к формированию на базе национальных проектов новой социальной политики - политики развития человеческого потенциала, такой, которая должна открыть широкие и равные возможности для самореализации наших граждан".
Эти заявления Путина и Медведева стали основным запевом на этом заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, о чём сообщает официальный сайт Совета www.rost.ru.
После них докладывали министры Правительства РФ, отчитываясь о реализации проектов, за которых они несут персональную ответственность, и рассказывая об их будущем.
С отчетом о реализации приоритетного национального проекта "Образование" выступил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
Он сообщил, что с начала реализации приоритетного национального проекта "Образование" количество детей, которые учатся в современных школах, увеличилось более чем в два раза. Предполагается, что к 2010 году такую возможность получат 70% российских школьников.
В своем докладе Министр образования рассказал, что наряду с подключением всех школ к сети Интернет более чем в два раза увеличилось количество школьных компьютеров и на сегодняшний день свыше 40% учителей активно используют их в работе. "Мы считаем, что через несколько лет все учебные места в школах будут объединены в информационные сети", - сообщил он.
По словам Андрея Фурсенко, с участием лучших учителей разрабатываются интерактивные электронные образовательные ресурсы. На сегодняшний день в сети Интернет в открытом доступе размещено уже 40 тыс. таких разработок по всем разделам школьных программ. Одновременно ведется работа по обеспечению качественной фильтрации интернет-ресурсов, чтобы обезопасить школьников от информации, несовместимой с задачами образования и воспитания.
В рамках нацпроекта в сфере образования начали распространяться механизмы жесткой привязки финансирования к объему и качеству образовательных услуг. "Это позволит увеличить эффективность использования средств, чтобы каждый вложенный рубль имел максимальную отдачу для того, кто учится", - подчеркнул министр. По его мнению, схема "деньги следуют за учеником" стала для школ дополнительным стимулом создавать комфортные условия для каждого учащегося, помогать детям максимально раскрыть свой потенциал.
Андрей Фурсенко рассказал, что к 2010 году планируется установить такие финансовые нормативы для образовательных учреждений всех направлений и уровней подготовки - от дошкольного до высшего профессионального образования. Так, по его словам, к 2012 году по нормативу будет финансироваться не менее половины учреждений профессионального образования - "будут получать деньги в соответствии с востребованностью со стороны учащихся и со стороны работодателя".
В рамках комплексных проектов модернизации образования в регионах были апробированы новые системы оплаты труда учителей, при которых быстрее растет зарплата у лучших педагогов, в том числе молодых. Как отметил министр, в результате вырос спрос учителей на повышение квалификации. Так, по его данным, объем средств, направляемых инновационными школами на эти цели, возрос в три раза и в 2007 году составил 400 млн. руб. из 3 млрд., выделенных этим школам.
Министр напомнил, что при реализации всех направлений нацпроекта отрабатывался механизм поддержки лидеров, при котором бюджетные средства распределялись на конкурсной основе по результатам общественной оценки. "Можно уверенно сказать сегодня, что система образования стала более открытой к запросам и контролю со стороны общества, чем до начала национального проекта", - считает Андрей Фурсенко.
Глава Минобрнауки РФ рассказал и о системных изменениях в сфере профессионального образования. Так, по его словам, на базе инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) при совместной работе федеральной, региональной власти и бизнеса формируется костяк ресурсных центров подготовки специалистов по направлениям, востребованным российской экономикой.
В 76 учреждениях НПО и СПО, получивших в 2007 году государственную поддержку и ставших ресурсными центрами, на сегодняшний день обучается порядка 60 тыс. человек. Это не только молодые люди, которые получают свою первую профессию, но и рабочие, повышающие квалификацию. "Таким образом, закладываются основы для преодоления дефицита технических кадров нашей промышленности. В ближайшей перспективе - создание на основе этих структур независимых центров сертификации и квалификации", - отметил министр.
Федеральная поддержка 57 инновационных вузов, также отобранных в условиях жесткого конкурса с активным участием работодателей, по мнению Андрея Фурсенко, способствовала развитию их научной, экономической и академической самостоятельности. 700 тыс. студентов этих учебных заведений получили возможность вместе с преподавателями участвовать в инновационных научных исследованиях с использованием современного оборудования, которое зачастую ранее было недоступно.
"С поддержки этих вузов, с создания Южного и Сибирского федеральных университетов началось формирование сети научно-образовательных комплексов, - убежден Министр образования и науки РФ. - Они должны развиваться по всей стране, а не сосредотачиваться в двух-трех городах".
В целом, по мнению министра, приоритетный национальный проект запустил системные изменения в сфере образования. "В рамках нацпроекта заложены основы и начато формирование современной модели образования, интегрированного с наукой и экономикой, заложен базис для перевода экономики на инновационный путь развития, повышения ее эффективности", - подчеркнул Андрей Фурсенко.
В своём заключении он явно руководствовался следующим высказыванием Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева из его, только что прозвучавшего, доклада:
"Хорошее качественное образование всегда было ключом к успеху и достатку, это основа карьерного роста, повышения уровня жизни в семье и это основа воспитания человека, формирования его мировоззрения на годы вперёд. Но в современном обществе формируются и действуют принципиально иные требования к образованию. Нам необходимо серьёзно, постоянно и скрупулёзно работать над совершенствованием этой сферы, всех ее сегментов, начиная от дошкольного и заканчивая высшим профессиональным образованием".
В целом, подводя итоги реализации приоритетного национального проекта "Образования", который был одним из любимых проектов его основного куратора Дмитрия Медведева, нужно признать, что потраченные им усилия не ушли в песок и высоко оценены российским образовательным сообществом.
О задачах, которые необходимо решить в будущем при реализации приоритетного национального проекта "Образование", подробно рассказал сам Дмитрий Медведев в своём выступлении на Совете.
Начав с дошкольного образования, которое, по его мнению "необходимо развивать и делать общедоступным", Дмитрий Медведев заявил, что для этого "необходимо отделить финансирование самой образовательной услуги от расходов по содержанию детей, только тогда мы сможем разобраться, что почём". При этом он констатировал, что это "наша конституционная обязанность - обеспечить всем детям доступное бесплатное дошкольное образование, причём наполнить его современными знаниями, действительно необходимыми для ребенка в этом возрасте, в том числе подготовить его к школе для быстрой адаптации к школьному периоду".
Перейдя к школьному образованию, Дмитрий Медведев сообщил, что именно "здесь закладывается база знаний и воспитания ребенка. От того, какие основы заложены в школьный период, как формировался человек, во многом зависит его последующая жизнь. По сути, на государство ложится колоссальная ответственность за дальнейшую судьбу человека. Несмотря на то что школа является сегодня муниципальным учреждением, государство в целом - то есть и Федерация, и регионы, и муниципальные образования - несут всю полноту ответственности за политику в этом сегменте образования".
Говоря о профессиональном образовании, Дмитрий Медведев считает, что "мы должны готовить по-настоящему востребованные кадры. Для этого будем укреплять взаимодействие с работодателями в образовательном процессе, продолжим поддержку инновационных образовательных учреждений как своеобразных точек роста, будем работать над укреплением материально-технической базы всего образовательного процесса".
По мнению Дмитрия Медведева ещё одним важнейшем направлением в сфере высшего образования является интеграция образовательной среды и науки. Он сообщил, что "в 2009 году из федерального бюджета планируется направить 5 миллиардов рублей на поддержку не менее 50 сетевых инновационных программ как межвузовских, так и реализуемых в рамках совместной деятельности вузов, научных и производственных организаций. Это продолжение той работы, которую мы вели в последние два года по грантам, которые получали ведущие наши университеты".
Остановившись на проблемах финансирования образовательных учреждений, Дмитрий Медведев заявил, что "необходимо серьёзным образом пересмотреть подходы к финансированию учреждений образования, оно должно быть построено так, чтобы объём получаемых денежных средств был жёстко увязан с объёмом и качеством предоставляемых услуг. По таким же принципам должны внедряться современные системы оплаты труда педагогов, в основе которых тоже результат конкретной работы. Это собственно то, чем мы и занимались в последнее время в рамках тех программ, которые шли в пилотных, в экспериментальных регионах и в ряде других территорий".
Завершил свой рассказ о будущем нацпроекта "Образование" Дмитрий Медведев таким обобщением:
"И в завершение темы о тех подходах, которые должны стать общими в модернизации образования и здравоохранения, всей социальной сферы в целом. Наше образование и здравоохранение должны стать открытыми и гибко реагировать на запросы человека, общества в целом. И надо прежде всего создать эффективно работающие, независимые системы оценки качества предоставляемых услуг. Совместно с профессиональным сообществом, другими институтами общества предстоит выработать, внедрить и постоянно развивать новые стандарты в образовании и здравоохранении, они должны основываться на лучших сегодняшних образцах".
Не правда ли, заманчивую и стройную картину развития системы российского образования нарисовал кандидат на пост Президента России Дмитрий Медведев. Главное в том, что она не фантастична, а вполне реализуема, особенно на новой должности Дмитрия Медведева.
Поэтому вопрос о том, за кого голосовать на выборах Президента России 2 марта 2008 года перед образовательным сообществом нашего Отечества не стоит, и так всё ясно.
Олег Родионов - генеральный директор Института развития гражданского общества и местного самоуправления.
29 февраля 2008 года.
www.nasledie.ru
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме