19:15 26.02.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Игорь Семенихин: Дмитрий Медведев за экологически чистую Россию
Россия, как известно, - страна большая, богатая природными ресурсами, но экологически незащищенная в силу отсутствия современных законов по охране природы и контроля над их исполнением. Леса у нас хищнически вырубаются, нефть добывается варварскими методами, в реки сливают смертоносные отходы и нефтепродукты. Словом, губят обитатели земли русской природу-матушку. Губят ничтоже сумнящеся, не думая ни о собственном здоровье, ни о детях и правнуках. Грустная картина и процесс последних 15 с лишним лет...
И вот первый проблеск в конце тоннеля: Дмитрий Медведев, которого многие уже называют следующим президентом России, обозначил экологию вопросом государственной важности, а охрану окружающей среды - приоритетом российской политики
"Руководство предприятий весьма спокойно идет на нарушение экологического законодательства. Число подобных нарушений, ежегодно выявляемых прокуратурой, выросло с 2000 по 2006 год в 3,5 раза", - заявил Д. Медведев в конце января на Совете безопасности России, посвященном вопросам экологии.
К слову сказать, Дмитрий Медведев озвучил то, что воспринималось в стране уже как нечто само собой разумеющееся -штрафы за загрязнение окружающей среды давно никто из злостных нарушителей не воспринимает всерьез, потому что на фоне прибыли нарушителей экологического законодательства они просто смехотворны.
А между тем нарушения эти происходят чуть ли ни каждый день...
Приведу несколько примеров:
***** 9 процентов россиян живут в условиях экологической катастрофы
Более половины россиян (55 процентов) считают экологическую обстановку в местах своего проживания неблагополучной, а 9 процентов назвали ее катастрофической. Согласно результатам опроса, проведенного ВЦИОМ, в целом жители Москвы, Санкт-Петербурга и сельской местности оценивают экологическую обстановку скорее положительно. 72 процента респондентов из крупных городов с населением более 500 тысяч человек считают ее скорее отрицательной.
Треть опрошенных не видит никаких изменений в экологии своего региона за последние 5 лет, однако каждый второй россиянин отмечает ухудшение. Лишь каждый десятый респондент (11 процентов) считает, что положение в этой сфере улучшилось. Ответственность за состояние экологии должны нести, прежде всего, местные и региональные власти, уверены 28 и 20 процентов опрошенных соответственно. При этом считают ответственными за состояние природы самих себя только 16 процентов респондентов.
Более половины россиян (56 процентов) не выразили никакого желания участвовать в работе экологических организаций, а среди москвичей и петербуржцев доля таких людей достигает 73 процентов. Треть опрошенных готова присоединиться к акциям по посадке деревьев, уборке мусора и так далее, а вот собственные средства на природоохранную деятельность смогли бы пожертвовать не более 4 процентов. Всероссийский опрос был проведен 23-24 июня 2005 года. В исследовании приняли участие 1600 человек из 153 населенных пунктов 46 областей, краев и республик России. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4 процентов, сообщается на сайте ВЦИОМ.
**** Владимирской области грозит экологическое бедствие из-за мазута в Клязьме
(via www.avtoradio.net)
Владимирской области грозит экологическое бедствие, считают эксперты-экологи. Разлив мазута в ручье в подмосковном Королеве грозит загрязнением реки Клязьма. На месте утечки мазута собрано более 60 тонн топлива, сообщили в МЧС.
Как утверждают экологи, загрязнение ручья уже привело к гибели нескольких десятков уток. На устранение последствий утечки мазута понадобится около двух недель. 11.01. 2008
**** 19 млн руб. выделено на реабилитацию населения, проживающего в загрязнённых районах Екатеринбурга
26 февраля, депутаты Екатеринбургской городской Думы утвердили городскую целевую комплексную программу "Реабилитация здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях муниципального образования "город Екатеринбург", на 2008-2010 гг.". Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе гордумы, основной задачей программы является адресная реабилитация здоровья детей, беременных женщин и женщин репродуктивного возраста из групп риска, а также развитие системы диагностики, лечения и профилактики экологически обусловленных заболеваний.
Общий объем финансирования программы составит 19 млн рублей. По мнению разработчиков специалистов городского Управления здравоохранения экономическая эффективность программы составит 5 руб. 5 коп. на каждый затраченный рубль.
Этот печальный список можно продолжать до бесконечности.
Что было констатирован на январском заседании Совбеза России.
"Сами эти платежи превратились в способ кормления довольно значительной части федерального и регионального чиновничества, - признал Дмитрий Медведев. - Нужно выработать такую систему экологических платежей, которая стимулировала бы предприятия к модернизации основных фондов и использованию ресурсо- и энергосберегающих технологий". Он также настаивает на том, что следует ужесточить отношение государства к "грязным" производствам. "Они не только затратны и ресурсоемки, - отметил Д. Медведев, - но крайне опасны для людей, а в перспективе абсолютно неконкурентоспособны".
Первый вице-премьер и кандидат в президенты РФ при этом особо подчеркнул: "Следует шире привлекать экологические движения к мониторингу природоохранной ситуации, прогнозированию и предупреждению экологических угроз". Власти на всех уровнях должны работать совместно с экологическими организациями, которые "к этому готовы". За последние годы, следует отметить, такое многообещающее внимание к вопросам окружающей среды было предъявлено обществу впервые.
Важно, что Медведев предложил начать работу в экологической сфере с наведения порядка в самих природоохранных ведомствах. Он читает, что "нужно исключить существующее сегодня дублирование". "В этой сфере, - заметил он, - действуют сразу несколько федеральных структур - Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и Россельхознадзор. Кроме того, отдельные надзорные полномочия в сфере экологии есть и у других ведомств. Полагаю, надо упорядочить их функции. При этом четко разграничить полномочия экологической экспертизы и экологического контроля. А также завершить процесс разграничения полномочий между федеральными и региональными органами в сфере экологии".
Отметим, что с 1995 года проводилась интенсивная "деэкологизация" государственного управления: были ликвидированы министерство по охране природы, экологический департамент в правительстве, межведомственная комиссия по экологической безопасности в Совете безопасности России и т.д. Теперь власти, похоже, осознали ошибку и поняли, что нельзя улучшить состояние окружающей среды, изгоняя слово "экология" и "природа" из государственного лексикона. Дмитрий Медведев выступил за создание единого и полноценного природоохранного ведомства, которое должно серьезно заняться, по большому счету, вопросами жизни и смерти миллионов граждан России.
В том, что ситуация действительно настолько серьезна, можно убедиться, заглянув, в частности, в "Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды". Из него следует, что в 140 городах России уровень загрязнения воздуха оценивается как очень высокий и высокий. От 10 до 20 тыс. квадратных километров российской земли относятся к территориям, подвергнутым "экологическому ущербу" только по этому "воздушному" параметру. Здесь проживают 60 млн человек, т.е. едва не половина всего населения страны. По данным из доклада, около 1 млн человек живут на территориях, уровень загрязнения которых оценивается как "опасный".
Еще одна серьезная проблема - радиоактивное загрязнение части земель и водных ресурсов страны. Согласно докладу, опубликованному Министерством природных ресурсов России в конце прошлого года, "глобальное загрязнение окружающей среды техногенными радионуклидами на территории Российской Федерации было обусловлено проводившимися в 1954-1980 гг. испытаниями ядерного оружия в атмосфере и на полигонах разных стран, обладавших таким оружием". Кроме того, "дополнительное радиоактивное загрязнение окружающей среды" произошло на азиатской части России в 1957 г. из-за аварии на производственном объединении "Маяк" в Челябинской области. А в 1967 г. - из-за ветрового переноса радионуклидов с озера Карачай, куда десятилетиями сливались жидкие радиоактивные отходы этого предприятия.
Как отмечается в докладе министерства, на европейской территории России, в 1986 г. радиоактивное загрязнение окружающей среды явилось следствием аварии на Чернобыльской АЭС. Плюс к этому "источниками локального радиоактивного загрязнения окружающей среды являются некоторые предприятия ядерно-топливного цикла: сибирский химический комбинат в Томской области, горно-химический комбинат в Красноярском крае, ФГУП "ПО "Маяк" в Челябинской области и некоторые другие". По оценкам независимых экспертов, на радиационно-загрязненной территории России проживают от двух до трех миллионов человек.
"За последние 10 лет общая площадь нарушенных земель в РФ составляет более 1 млн га. Из них на сельское хозяйство приходится - 10%, цветную металлургию - 10%, угольную промышленность - 9%, нефтедобывающую промышленность - 9%, газовую промышленность - 7%, торфяную промышленность - 5%, черную металлургию - 4%. Такие данные содержатся в пресс-релизе к заседанию.
Надо признать, экологическая ситуация в России характеризуется значительными региональными различиями. К наиболее "грязным" регионам, например, относятся районы Красноярского края, Кемеровской, Свердловской, Челябинской областей, а также территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Однако следует отметить, что комплексная оценка экологического ущерба, накопленного в РФ в результате хозяйственной деятельности, до настоящего времени не проводилась".
Ростехнадзор РФ предложил свой "План первоочередных мероприятий (2008-2010 годы) по ликвидации экологического ущерба". В него включены, в частности, разработка критериев и оценка уровня загрязнения территорий, определение степени их загрязнения, создание единого реестра "опасных территорий", "банка" по признакам собственности (федеральная, региональная, муниципальная), упорядочивание подготовки и подачи заявок для предоставления бюджетных субсидий для реабилитации территорий.
Ведомство ответственное, по большому счету, за безопасную окружающую среду и здоровье людей, предложило правительству два "пилотных проекта" по ликвидации загрязнений на территориях в кризисном экологическом состоянии. В качестве "подопытных кроликов" предлагаются Иркутская и Кемеровская области. По мнению специалистов, в частности, "следует оценить затраты на проведение работ по реабилитации загрязненных территорий, в том числе, исходя из площади территорий, вида загрязнения, методов реабилитации, оценка стоимости работ, порядка размещения заказа, потенциала подрядчиков - отечественных и зарубежных".
По мнению Д. Медведева, государственные преференции для реабилитации окружающей среды могут распространяться только на проекты по ликвидации проблем, возникших в предыдущие годы. А для "ущерба, который наносится сегодня, не может быть никаких преференций - тут надо подходить максимально жестко".
В связи с ростехнадзоровскими слушаниями в правительстве и предложенным двухлетним планом по улучшению окружающей среды напрашивается вопрос: осуществится ли широко разрекламированная и одобренная в обществе идея Медведева об экологизации российской власти, или она так и останется предвыборным ходом, перейдя постепенно в статус благих пожеланий?
В ходе недавней январской поездки на Южный Урал первый вице-премьер Дмитрий Медведев, признался, что экология имела все шансы стать пятым проектом в этом ряду, но, тут же оговорился, "это - окружающий всех мир и выделить регион, который дороже", центр не сможет.
Вообще, в Челябинске Медведеву пришлось пройти сквозь снег, огонь и медные трубы. Ему показали заводы - электрометаллургический и металлургический, по площади близкие к малым городам. Здесь было все: лед, пламя, трубы..
"Существующая система охраны окружающей среды пока проигрывает системам всех стран", - признал после посещения этих предприятий первый вице-премьер.
И в этом экологический вопрос настолько похож на четыре существующих нацпроекта, что отсутствие его в числе приоритетных может объясняться разве что отсутствием денег. Но теперь в России недостатка в финансах практически нет
"Недопустимо, чтобы эти проблемы были на обочине, - считает Медведев. - Российские города продолжают обрастать свалками. Всем этим нужно заниматься и на федеральном, и региональном, и муниципальном уровнях. И это должно быть мироощущением грамотного человека".
Кстати, местным экологам удалось убедить Медведева, что индивидуальные нормативы по выбросам вредных веществ для отдельных предприятий должны быть отменены. И хотя значимость экологических инвестиций пока осознают не все, лед тронулся: пересмотреть отношение к "грязному" производству, которое морально устарело, и должно быть перепрофилировано, и сохранить здоровье россиян призвали уже неэксперты- экологи в одиночку, а сам первый вице-премьер.
Медведев предлагает исключить субъективную оценку допустимого воздействия на экологическую среду, поскольку установленные ранее нормативы - вчерашний день. Да и вообще, первый вице-премьер считает, что Россию нужно делить на зоны, устанавливая для каждой свои нормы. Экологические.
Теперь министру экономического развития и торговли Эльвире Набиуллиной придется воплотить в жизнь идею Общественной палаты: ввести экологический показатель в планы социально-экономического развития регионов и, возможно, создать систему экологического прогнозирования в виде института. У власти появились и возможность, и желание решать экологические проблемы.
"И если хотите, государственная воля", - заявил Д. Медведев.
Таким образом, он послал бизнесу довольно недвусмысленный сигнал: стать экологически ответственным. Если так, то у экологически чистой России появляются шансы на возрождение.
26.02.2008
www.nasledie.ru
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме