23:45 18.02.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Против России действует `Арктическая Антанта`

   
Нефть, газ, рыба. Это первая часть конфликтов, которые будоражат "горячих" северных соседей России из Норвегии. Однако теперь норвежцы пытаются оспорить право России на Северный морской путь. И не только они - этого хотят даже страны, где никогда не бывает снега.

Норвежский парламент приступает к рассмотрению правительственного законопроекта. Речь идет о введении наказания за сбор и передачу зарубежным государствам закрытой информации в нефтегазовой области, а также в сфере рыбных ресурсов. "Нефтяных" и "рыбных" шпионов ждет наказание от трех до десяти лет тюрьмы.

До сих пор промышленный шпионаж в этих областях не считался деятельностью, затрагивающей интересы безопасности страны, и был практически ненаказуем. Но тут руководитель норвежской контрразведки PST Йорн Хольме выступил в прессе с заявлением, в котором предупредил о возросшей активности иностранных агентов в Норвегии.

По его словам, после спокойных 1990-х годов масштабы деятельности зарубежных спецслужб нарастали с каждым годом, достигнув сегодня уровня "холодной войны". Сам факт введения в оборот термина "нефтегазовые и рыбные шпионы" должен, по мнению контрразведчиков, насторожить норвежцев.

Вроде бы Хольме заявил, что не хочет называть государства, повинных в шпионских скандалах. Однако в подтексте всех выступлений по этому вопросу во всем виноваты русские и "русские особенно заинтересованы" в получении передовой норвежской технологии в области оффшорной добычи нефти и газа.

Нефть, газ и рыба - стратегические ресурсы Севера, который станет ареной международной схватки в ближайшее время. Огромные "ничейные" территории в районе Северного полюса, в том числе и сама северная шапка планеты, в течение ближайших нескольких лет должны быть поделены между Россией, Норвегией, Данией, Канадой и США.

Кроме того, за разворачивающейся борьбой с повышенным интересом наблюдает Китай, который, несмотря на свою географическую удаленность, хочет участвовать в освоении арктических богатств. Китай несколько лет назад основал на Шпицбергене научную станцию и обратился с просьбой о приеме в международный Арктический совет. Заявления о вступлении в эту организацию, основанную в 1996 году как орган регионального сотрудничества, подали также Великобритания, Италия, Франция и Испания, что свидетельствует о превращении Крайнего Севера в район повышенного интереса всего мирового сообщества.

По оценкам американских экспертов, в Арктике может быть сосредоточено до четверти всех мировых запасов углеводородов, а также огромные рыбные ресурсы. Датский метеорологический институт обнародовал сенсационные выводы своих исследований, которые показали, что арктические льды тают быстрее, чем предполагалось ранее, и Северный полюс с прилегающими районами может открыться для судоходства и других видов экономической эксплуатации через 10 лет.

Норвегия, кроме участия в общей арктической гонке, ведет несколько споров с Россией. Ни одна страна в мире, кроме Финляндии, не признает права норвежцев на монопольную эксплуатацию шельфа Шпицбергена, из-за чего в этом районе периодически вспыхивают "рыбные" войны. Кроме того, Осло и Москва до сих пор не поделили между собой участок моря между Шпицбергеном и Новой Землей, где, по оценкам геологов, имеются значительные запасы нефти и газа.

Напомним, что после распада Советского Союза серьезные шпионские скандалы в отношениях между Норвегией и Россией вспыхивали дважды. В 1998 году Норвегия выслала пятерых российских дипломатов, обвиненных в вербовке норвежцев "из политических кругов", а в 2004 году был выслан еще один российский дипломат, который, собирал "чувствительную информацию в сфере политики и управления". Однако PST до сих пор не удалось привлечь к ответственности иностранцев, занимающихся сбором сведений промышленного характера вне оборонной сферы из-за отсутствия соответствующих законов. Теперь такая возможность появится.

У России и Норвегии нет претензий друг к другу по поводу сухопутной границы, но не решен полностью вопрос о морском разграничении.

В 1905 году правительство царской России признало независимое Норвежское государство, разорвавшего унию со Швецией, "во всей его территориальной целостности", то есть официально подтвердило правомочность российско-норвежской границы, установленной в 1826 году. Российско-норвежская граница перестала существовать после того, как РСФСР по условиям советско-финляндского мирного договора ("Юрьевского договора") 1920 году передало Финляндии приграничный с Норвегией район Печенги. Граница с Норвегией была восстановлена в 1947 году, после окончания 2-ой мировой войны и возвращения Печенги РСФСР.

Сейчас Норвегия претендует также на более чем 80% акватории Баренцева моря, предполагаемые суммарные запасы нефти и газа которой вместе с примыкающей к нему акваторией Северного Ледовитого океана сопоставима с запасами Персидского залива. Норвежские компании осваивают многие из этих месторождений даже в спорных районах, которые, к примеру, Россия считает своими.

Поведение Норвегии, сделавшей борьбу за статус арктической державы своей национальной идей, в последнее время становится все более жестким. Особый вопрос норвежской арктической политики, затрагивающей интересы России, - это вопрос об архипелаге Шпицберген и примыкающей к нему акватории.

До начала прошлого века архипелаг Шпицберген считался "ничейной землей", на которую претендовали и Россия, и Норвегия. Первая мировая война и Октябрьская революция 1917 года исключили нашу страну из борьбы за обладание островами. Нынешний статус Шпицбергена был определен 9 февраля 1920 года в Париже девятью государствами. Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, США, Франция, Швеция и Япония подписали Договор о Шпицбергене, или Свалбардский трактат, передававший Норвегии управление архипелагом.

Согласно статье 1 Парижского договора, признавался "полный и абсолютный суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген, охватывающим... все острова, расположенные между 10 и 35 восточной долготы и между 74 и 81 северной широты... вместе со всеми островами, островками и скалами, относящимися к ним".

Несмотря на то, что во время подписания Парижского договора Россия находилась в состоянии гражданской войны, статьей 10 специально оговаривалась возможность присоединения страны к соглашению: "В ожидании того, что признание Высокими Договаривающимися Сторонами русского правительства позволит России присоединиться к настоящему Договору, русские граждане и общества будут пользоваться теми же правами, что и граждане Высоких Договаривающихся Сторон". В 1935 году наша страна, ставшая к тому времени СССР, официально присоединилась к Парижскому договору.

Сегодня его участниками являются 42 государства, в том числе не имеющие выхода к морю Афганистан, Словакия, Чехия и Швейцария. В то же время необходимо отдельно подчеркнуть, что, несмотря на признание подписантами прав Норвегии, статьи 2, 3 и 9 Парижского договора существенно ограничивают норвежский суверенитет над Шпицбергеном. Норвегия пытается выдавить Россию как с самого Шпицбергена, так и из прибрежных вод архипелага.

Россия держится за стратегически важный клочок суши в северной Атлантике с помощью убыточных угольных шахт. Геологические исследования показывают, что на Шпицбергене может быть нефть. Ее добыча сделала бы российское присутствие на архипелаге выгодным не только политически, но и экономически.

Однако Норвегия, постоянно расширяя запрещенные для хозяйственной деятельности территории под предлогом создания там природоохранных зон. Еще более острый спор идет о двухсотмильной морской зоне вокруг архипелага. Осло считает ее не относящейся к договору. Москва настаивает на том, что шельф Шпицбергена входит в соглашение об архипелаге. Юридический конфликт приводит к ежегодным рыбным войнам .

По оценкам экспертов, в случае продолжения сокращения ледового покрова Северного Ледовитого океана знаменитый Северный морской путь протяженностью более чем пять с половиной тысяч километров, проложенный советскими полярниками вдоль арктического побережья СССР станет круглогодично судоходным и превратится в одну из самых важных транспортных артерий Северного полушария. Имея в виду этот факт, страны Северной Европы начинают ставить вопрос об изменении статуса Северного морского пути.

В частности, Норвегия продвигает инициативу преобразования Севморпути в международный коммерческий транзитный маршрут. Дания также предлагает нам пересмотреть российское законодательство по Арктике и привести его в соответствие с требованиями Евросоюза, а также рассматривать споры между Россией и Норвегией по разграничению морских территорий с посредническим участием других стран.

Ряд государств, в частности США, уже сегодня фактически отказываются признавать обязательную проводку судов российскими лоцманами и российскими ледоколами на Севморпути, а также оспаривают право России регулировать судоходство на отдельных участках Севморпути. Аналогичная, но менее жесткая позиция у Канады и Дании с автономной от Копенгагена Гренландией. Иными словами, "Арктическая Антанта" против российских интересов на Крайнем Севере набирает обороты.

Владимир Анохин

18.02.2008
Правда.Ру
http://www.pravda.ru/world/europe/256055-arctic-0



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме