15:15 17.02.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Приоритетный национальный проект `Образование`: итоги 2007 года и задачи на будущее по Дмитрию Медведеву

    Выступая вчера на V Красноярском экономическом форуме Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев остановился на том, что "Современной экономике должна соответствовать современная политика социального развития. Главным ее объектом должны стать не конкретные отрасли социальной сферы (мы это уже проходили), а каждый гражданин, каждая отдельная семья. И вокруг них и должны гармонично выстраиваться системы здравоохранения, образования и социальной поддержки, должны создаваться широкие возможности для самореализации людей".

Дмитрий Медведев, прежде всего, остановился на ближайших задачах, которые должна решить страна для развития своего образования, чтобы оно соответствовало в полной мере требованиям, предъявляемым XXI веком. Цитата будет большая, но она того стоит:
"Мы должны ответить для себя, какую школу мы создаем, что это за школа будущего? Будет ли наш ребенок радоваться, встречаясь с учителем, или будет просто бояться его? Будут ли его заставлять тупо зубрить или он все-таки будет приучаться думать? Будет ли школа заниматься его воспитанием или всем будет наплевать на то, что происходит, на то, что в школьном туалете разбросаны окурки, а иногда и просто шприцы?
Нам не должно быть безразлично, будет ли по окончании школы наш ребенок спортивным, здоровым или хроником с целым букетом заболеваний, полученных в школе.
Важно также, чтобы ребенок для школы был не дополнительной обузой, а источником ее финансового благополучия, материального достатка ее работников. Чтобы в результате выпускники педагогических вузов конкурировали за места в школах. Чтобы школы имели возможность иметь не один компьютер на 20 учеников, к чему мы стремились последние годы и предъявляли это как наше достижение, а чтобы каждое ученическое место имело свой вход в электронные сети.
Мы должны четко зафиксировать, какие права будут и у ребенка в школе, и у его родителей. Как они будут влиять на школу, как они будут участвовать в организации учебного процесса.
И, конечно, должна быть объективная оценка того, с какими знаниями выходит наш ребенок из школы. Чтобы эти знания оценивали не только учителя, но и родители, и сами дети, и независимые экспертные институты.
Главными требованиями к нашим вузам должно стать не количество докторов и кандидатов наук, аудиторий и квадратных метров площадей, а высокие результаты обучения. Рейтинги этих самых университетов.
Нужно, чтобы выпускники техникумов и университетов, придя на рабочее место, не просили бы в очередной раз рассказать им, как все устроено в жизни, а чтобы они были самостоятельными носителями новых знаний и технологий, которых ждут на производстве, были бы на шаг впереди своих коллег.
Нужно создавать школы будущего, новые техникумы и университеты с современными студенческими городками, с широкой научной, экономической и академической самостоятельностью, чтобы они сами находили инвесторов, формировали целевые капиталы для своего устойчивого развития.
Все новые программы обучения должны в полной мере учитывать индивидуальные таланты и интересы каждого учащегося.
Мы должны приглашать на работу лучших мировых профессоров, вовлекать студентов и преподавателей в масштабные исследования и разработки.
И, конечно, всем учителям, которые желают пройти переподготовку по лучшим стандартам современного педагогического образования, надо дать такие возможности.
Результатом нашей работы должна стать система непрерывного образования, доступного для каждого человека. Образования, которое развивается на протяжении всей жизни наших людей".

Грандиозные задачи поставил перед системой образования России Дмитрий Медведев, но что интересно, часть решения этих задач под его руководством как куратора приоритетного национального проекта "Образование" уже начала реализовываться или начнёт осуществляться в ближайшее время.

По информации официального сайта Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике www.rost.ru, вчера же состоялось заседание коллегии Минобрнауки, посвященное итогам 2007 года и задачам на 2008 год. С докладом на нём выступил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.


Он сообщил, что в самое ближайшее время планируется перевести все учреждения общего образования на нормативное подушевое финансирование и одновременно начать введение нормативного финансирования в профессиональном образовании. Министр рассказал, что введение новой системы оплаты труда учителей в пилотных регионах, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, уже в 2007 году привело к дифференцированному росту заработной платы. Так, при среднем повышении зарплаты на четверть у самых высококвалифицированных учителей доходы выросли более чем в два раза.

В своем докладе Андрей Фурсенко подвел итоги работы в 2007 году по национальному проекту "Образование". Он отметил, что проект стал катализатором системных изменений в образовательной отрасли.

Что касается конкретных результатов, то, как рассказал министр, в прошедшем году государственную поддержку на конкурсной основе получили 3 тыс. школ и 57 вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, 10 тыс. лучших учителей, 5350 представителей талантливой молодежи. В течение года 800 тыс. школьных учителей ежемесячно получали дополнительное вознаграждение за классное руководство.

Улучшилась материальная база образовательных учреждений. В школы было поставлено 3,2 тыс. сельских школьных автобусов (в том числе 1,4 тыс. - федеральным центром), свыше 17 тыс. комплектов современного учебного оборудования (из них централизованно - 9 тыс.).

За два года реализации нацпроекта доступ в сеть Интернет получили 52 тыс. общеобразовательных учреждений. Как отметил Министр образования, "это во многом перевернуло представления и школьников, и учителей о современных образовательных технологиях". "Новое поколение учащихся предъявляет такие требования к образованию, выполнить которые способен только учитель, мастерски владеющий современными информационными и образовательными технологиями, формирующий в школе инновационную, проектную, исследовательскую среду, то есть именно ученики становятся главными инициаторами изменений в образовании", - считает Андрей Фурсенко.

В рамках национального проекта были открыты 24 учебных центра начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы, организованы два крупнейших федеральных университета - Южный и Сибирский, продолжена работа по созданию бизнес-школ мирового уровня.

В прошедшем году в национальном проекте появились и новые направления. Так, государственную поддержку получили 76 учреждений начального и среднего профобразования, а 21 регион России начал комплексную модернизацию своих образовательных систем.

Кроме того, был разработан экспериментальный проект "Школьное питание", реализация которого запланирована в рамках приоритетного национального проекта "Образование" на базе пяти субъектов Российской Федерации начиная с 2008 года.

Министр напомнил, что в наступившем году реализация всех направлений приоритетного национального проекта "Образование" будет продолжена. В частности, в полтора раза возрастет количество регионов, получающих государственную поддержку на внедрение комплексных проектов модернизации образования.

По его словам, наряду с введением новой системы оплаты труда учителей, переходом на нормативное подушевое финансирование школ и другими ключевыми направлениями, в рамках комплексных проектов в 2008 году будет отработана новая модель повышения квалификации работников образования. На эти цели в 2008 году предусмотрено 650 млн. рублей.

В дальнейшем, как сообщил Министр образования и науки РФ, ряд ключевых направлений национального проекта лягут в основу государственных программ.

Таким образом, какими бы грандиозными не казались задачи по реформе системы образования в стране, поставленные куратором приоритетного национального проекта "Образование" Дмитрием Медведевым, они не кажутся фантастическими. Более того, Дмитрий Медведев в своём выступлении в Красноярске, по сути, пообещал, что на посту Президента России, если народ его выберет, он эти задачи решит.

Такой Президент нам безусловно нужен.

Олег Родионов - генеральный директор Института развития гражданского общества и местного самоуправления.

16 февраля 2008 года.
www.nasledie.ru



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме