16:45 07.02.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Беседа Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева с представителями СМИ Дальневосточного федерального округа.
ВЛАДИМИР ШВЕДЧЕНКО, ФГУП ГТРК "Дальневосточная", Хабаровский край: Дмитрий Анатольевич, я на правах принимающей стороны хотел бы поприветствовать Вас от имени журналистского сообщества вновь на дальневосточной земле. Предыдущая подобная встреча с журналистами состоялась здесь же, в Хабаровске, полтора года назад. Мне хотелось бы услышать Ваше мнение: Дальний Восток стал ли привлекательнее за это время для жизни россиян?
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо. Во-первых, я рад еще раз пообщаться. За эти полтора года, по моим ощущениям, мы все-таки ситуацию на Дальнем Востоке по многим позициям сумели стабилизировать. И, несмотря на то что остается очень много проблем, о которых только что был разговор, прежде всего - социальных, производственных, инфраструктурных, тем не менее сегодня мы, с учетом наших финансовых, организационных и человеческих возможностей, можем говорить не только о стабилизации ситуации, но и о ее развитии.
Та программа, которая действует до 2013 года, и стратегия, которая сейчас готовится, нацеливают все-таки нас на то, что большие проблемы, которые образовались в Дальневосточном регионе страны за последние годы, могут быть решены. Не сразу, не за месяц и не за год. Но тем не менее у нас есть и инструменты, и деньги на это, и достаточное количество государственной воли. Поэтому в целом я настроен оптимистично, даже несмотря на то, что сейчас в ходе совещания проявилась масса проблем, связанных с реализацией тех или иных проектов.
Действительно, давайте подумаем, например, на тему строительства нашей основной нефтепроводной магистрали Восточная Сибирь - Тихий океан. Долго все согласовывается, посмотрите, годами все это продолжается. Туда-сюда бумажки какие-то перекладываются, при этом решение Президент принял исходя из соображений сохранения нашей природы, и можно было гораздо быстрее провести все необходимые согласования и выдать все акты экспертизы и уже приступить к стройкам. Но это только часть задач, часть проблем, просто это иллюстрация того, что работаем медленно, но работаем лучше, чем, допустим, 3-4 года назад.
В.ШВЕДЧЕНКО: Дмитрий Анатольевич, Ваша рабочая поездка по времени совпадает с предвыборной президентской кампанией. Вы - один из кандидатов в Президенты. Ваши коллеги по кампании выступают с различными программными заявлениями, а как выглядит Ваша программа?
Д.МЕДВЕДЕВ: Я, откровенно говоря, ни одного не слышал пока программного заявления от коллег...
В.ШВЕДЧЕНКО: В основном это критика...
Д.МЕДВЕДЕВ: Это - другое. Но программных заявлений я ни от кого пока не слышал. Что касается моей позиции. Я об этом говорил с самого начала: считаю, что основой работы в качестве кандидата сегодня должна быть та база, которая создана в последние годы, те проекты, которыми мы занимались и занимаемся совместно с Президентом Путиным. Эти задачи рассчитаны на очень серьезное, вдумчивое и полноценное исполнение. Они рассчитаны на годы вперед. И поэтому с моей стороны было бы просто несолидно, если бы я сказал, что есть какая-то отдельная программа, которую я предлагаю реализовать за короткое время.
Мы понимаем, в какой полосе мы находимся. Мы действительно стали развиваться как государство, как экономика. И главное сейчас - и об этом я говорил, выступая на Гражданском форуме - обеспечить стабильное развитие, десятилетие стабильного развития. Вот это, может быть, по сути - основная программная часть.
Что касается собственно программных установок. Считаю, что моя программа как кандидата в Президенты должна состоять из двух частей. Первая была озвучена в ходе Общественного форума в Москве, она была посвящена социально-политическим проблемам, развитию государства, преодолению политических трудностей, борьбе с коррупцией и так называемым пренебрежением к праву, с правовым нигилизмом. А вторая часть - экономическая, она будет озвучена в ближайшее время на Красноярском экономическом форуме. Это - две части моей программы как кандидата в Президенты.
Но еще раз повторяю: я не рассматриваю их в отрыве от того, что делалось и делается под руководством нашего Президента. Это - продолжение его курса, и я смею надеяться, что за те годы, которые мы совместно работаем над соответствующими программами, находясь на разных должностях, я как мог тоже вносил посильный вклад в реализацию этих идей.
В.ШВЕДЧЕНКО: Спасибо.
Д.МЕДВЕДЕВ: Пожалуйста.
ИНЕССА МАРИКОВСКАЯ, ТРК Амурской области "ТВ-Губерния": Я хочу затронуть вопрос демографии. Говорить буду, конечно, о нашей области. В Амурской области в последнее время наблюдается тенденция к сокращению населения, и эта тенденция тем более тревожная, если рассмотреть наше географическое положение. Какое-то время назад Амурская область была привлекательна для притока населения тем набором льгот, который существовал. Сейчас уже, оставим иллюзии, это не так. Я считаю, что необходима отдельная серьезная программа демографического развития. Видите ли Вы необходимость в ее создании?
Д.МЕДВЕДЕВ: Я первый раз попал к вам в Амурскую область в 2000 году и впервые увидел те небоскребы, которые стоят на другой стороне Амура в провинции Хэйлунцзян. И могу сказать, что в тот период это на меня произвело довольно сложное впечатление. Потому что совершенно очевидно, что людской потенциал и в Амурской области, и на Дальнем Востоке в целом, и в стране в целом у нас недостаточный. И эта проблема не ограничена, допустим, границами Амурской области или Хабаровского края, просто здесь она, может быть, проявляется в наиболее рельефном виде: с другой стороны расположено государство, имеющее самое высокое население на земле.
О чем это говорит? О том, что мы этим обязаны заниматься. Так вот, с 2000 года ситуация у нас действительно развивалась не самым благополучным путем. И, к сожалению, происходит абсолютное уменьшение численности населения в стране, не только в Амурской области - по стране в целом.
Но что необходимо сделать и что уже все-таки удалось сделать? Мы приняли концепцию демографического развития на период до 2025 года. Впервые за всю историю России как государства! Потому что мы никогда так этот вопрос не ставили. Мы все-таки принимали какие-то точечные решения типа введения государственного налога на холостяков, малосемейных и одиноких граждан, для того чтобы простимулировать мужчин создавать семьи и не отказываться от детей. Не очень эффективные меры оказались. В прошлом году по итогам переписи, которую ведет Росстат, у нас был зарегистрирован самый высокий за последние 25 лет рост населения.
Это не может не радовать, но ситуация очень фрагментарная. Если, например, в Центральной части России, на Юге наблюдается приток населения, самое главное - новые рождения происходят гораздо чаще, то на Дальнем Востоке, к сожалению, наблюдается абсолютный отток.
Что я полагаю в этой связи правильным делать? В рамках той демографической программы, которая есть, подготовить отдельные, региональные программы, направленные на стимулирование дополнительных рождений на Дальнем Востоке и на приток других граждан, желающих жить на дальневосточной земле. Причем, на мой взгляд, это нужно делать даже не в масштабах Дальнего Востока в целом (это можно сделать, конечно, так сказать, в обобщенном виде), но желательно делать это в региональном разрезе, потому что в каждом регионе, и в Амурской области, своя специфика, свои рабочие места, свои трудности. Это должны быть отдельные региональные программы. Поэтому я надеюсь, что руководство Амурской области такую программу создаст. Обязанность федеральной власти - постараться дополнить ее деньгами и организационными ресурсами.
Вот только в таком стиле, если мы будем работать совместно, мы сможем решить эту очень сложную проблему, хотя те тенденции, которые все-таки за последние два года образовались, настраивают на умеренно оптимистический лад. Мы хотя бы сейчас пытаемся этими процессами управлять, но еще несколько лет назад мы даже к этим проблемам и не приступали. Еще все впереди.
ОЛЕГ КРЮЧЕК, ООО ИТА "Губерния", Хабаровский край: Дмитрий Анатольевич, Вы уже говорили о том, что борьба с коррупцией должна стать еще одной национальной программой. На Ваш взгляд, возможна ли в России крупномасштабная антикоррупционная программа, подобная итальянским "Чистым рукам"? И, опять же на Ваш взгляд, насколько эффективны могут быть такие кампании? Спасибо.
Д.МЕДВЕДЕВ: Я думаю, что Вы сами на свой вопрос ответили. Вы считаете, в Италии они эффективны? По моим ощущениям, они там не так эффективны, как на то рассчитывают наши итальянские коллеги, потому что обильное количество материалов, всякого рода фильмы, Вам известные, свидетельствуют о том, что все негативные явления, которые там были, они сохраняются.
О чем это говорит? Это говорит, конечно, не о том, что наши итальянские коллеги с этим не борются, а о том, что те меры, которые принимаются, не могут носить характер кампании. Они должны стоять на твердой системной основе. Вот когда я говорил на Общественном форуме про национальную программу борьбы с коррупцией, я имел в виду именно системные меры. Не просто изменения в законодательстве. Сам по себе закон о борьбе с коррупцией, о котором сейчас много говорят, принесет не больше эффекта, чем изменения в Уголовный кодекс.
Ведь наш Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс - это и есть наши основные законы, направленные на борьбу с коррупцией, причем подробные и, в общем так сказать, адаптированные под российскую жизнь. Не нужно предаваться юридическим иллюзиям. Если мы примем еще один закон, ситуация радикально не изменится. Нужна система. В чем эта система должна быть? Эта система должна включать тем не менее современную юридическую базу, мы должны находиться в русле всех мировых и европейских антикоррупционных конвенций, потому что сама специфика коррупционных проявлений меняется.
Есть, так сказать, преступления старые как мир - взятка (она была в российской истории 300-500 лет назад, и она сохраняется, к сожалению, в качестве массового явления в нашей жизни), но есть и новые преступления должностные. Есть электронные преступления, есть всякого рода мошенничества. И за этим тоже законодатель должен следить. Но это не все, это только вершина айсберга. Гораздо важнее - создать экономическую основу для того, чтобы бороться с коррупцией. Все-таки чем выше уровень жизни, чем лучше уровень правопонимания, выше то, что называется правосознанием, тем меньше коррупции. Да, у коррупции есть и исторические корни. Вот Вы упомянули Италию, в Италии это одни корни, в России это другие корни, в Скандинавии - третьи корни, в каждой стране по-своему трудно. Мы должны эти моменты учитывать. Но экономическая база тем не менее должна быть главной. Если люди получают нормальную зарплату, если государственные служащие понимают, что у них будет обеспечена старость, с них можно требовать соответствующего поведения.
...
7 февраля 2008 года
Хабаровск
www.rost.ru
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме