13:00 04.02.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Беседа Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева с представителями СМИ Южного федерального округа.

   
Д.МЕДВЕДЕВ: Пожалуйста, коллеги.

НАТАЛЬЯ ЕВСЕЕВА, "Волжская телерадиокомпания", Волгоградская область: На правах хозяйки рада Вас приветствовать в нашей области. Сегодня мы отмечаем 65-летия победы под Сталинградом. Вы у нас первый раз?

Д.МЕДВЕДЕВ: Я первый раз.

Н.ЕВСЕЕВА: Поделитесь впечатлениями от города, от Мамаева кургана, от общения с ветеранами. Может быть, кстати, и Ваши родственники во время войны воевали на Мамаевом кургане? И второй вопрос: подведите, пожалуйста, коротко итоги Вашей рабочей поездки по Южному федеральному округу. Вы на этой неделе были и в Ростове, и в Краснодаре, но начните, пожалуйста, все-таки с Волгограда.

Д.МЕДВЕДЕВ: Я так и поступлю. Конечно, сегодня - особая дата в истории нашего Отечества: 65 лет исполнилось Сталинградской битве, битве, которая послужила, на самом деле, коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. И ее значение в этом смысле с каждым годом становится все более и более очевидным. Не было бы Сталинградской битвы - могли быть разные сценарии дальнейших действий, и не было бы победоносного шествия Красной армии уже по нашей стране, освобождения нашей страны и последующего освобождения Европы. Поэтому, пользуясь случаем, я бы хотел поздравить всех волгоградцев, всех, кто живет здесь, всех ветеранов прежде всего с этим прекрасным событием, пожелать им здоровья, долгих лет жизни, сил. Мы будем делать все, что от нас зависит, для того, чтобы они чувствовали себя комфортно и не забывали о тех днях.

И еще одна, может быть, личная вещь. Я действительно первый раз на Мамаевом кургане, на высоте 102.0.... Не просто поражает. Я, конечно, и другие памятники видел, недавно был в родном городе, в Ленинграде, там тоже был юбилей - сначала прорыва, а потом снятия блокады. И там особое тоже место. Но вот мемориал в Волгограде - конечно, совершенно уникальный памятник и просто реальный символ Победы, величественный, великолепный, очень сильный по своему воздействию монумент, и нам нужно сделать все, чтобы он сохранился. И мы это сделаем. Я сегодня уже доложил нашим ветеранам, что мы приняли 31-го января постановление Правительства о преобразовании этого учреждения в федеральное. Теперь это - памятник истории федерального значения. Зафиксирован объем финансирования. Он в три раза больше, чем был, - больше 120 млн руб. Определен штатный персонал. То есть, будем надеяться, эта жемчужина, так сказать, в море памятников Победы, сохранится навсегда в нашей стране. Мы будем этим заниматься тоже.
Теперь совсем личный вопрос, который Вы задали, по моим родственникам. У меня оба деда воевали. Один дед, Медведев Афанасий Федорович, воевал в разных местах, воевал на территории Южного федерального округа, воевал на Кубани, воевал на Малой земле. Это был тоже очень страшный, тяжелый период Великой отечественной войны и очень сложный. И когда он был жив, он все это мне описывал, конечно, всегда с дрожью в голосе и со слезами на глазах. И второй мой дед, по материнской линии, Шапошников Вениамин Сергеевич, тоже воевал. Он воевал в центральной части России, тоже на нескольких фронтах. Но ни один из них, насколько я знаю, в Сталинградской битве участия не принимал.

Н.ЕВСЕЕВА: Но Победа ковалась общими усилиями...

Д.МЕДВЕДЕВ: Но Победа ковалась общими усилиями. И, конечно, когда я с каждым из них разговаривал, это вызывало у них очень глубокие эмоции. И, кстати, для меня как для тогда еще совсем молодого человека - и школьника, и ребенка, - это были очень важные воспоминания, что называется, от родственников. Они особое значение имеют. Почему нужно нашим ветеранам сейчас продолжать общаться с молодым поколением? Потому что ни фильмы, ни книги не заменяют личного общения. Любые детали, даже какие-то мелкие, на первый взгляд бытовые, о том, что происходило, как велась операция, сколько людей участвовало, сколько погибло - это ведь были все наши граждане - когда это из уст ветеранов звучит, это имеет совсем другую ценность.
Ну и последнее. Впечатления от посещения Южного федерального округа. Очень хорошие впечатления. Начало было очень мощным, потому что, приехав в Краснодар, я сразу посмотрел выставку, посвященную развитию ЮФО. Ну, что говорить: масса интереснейших проектов. Но самое главное, что есть жизнь, идут инвестиции, инвестиции идут и в традиционные секторы, и в новые для наших регионов, входящих в Южный федеральный округ. Растет заработная плата. Самое главное, что есть очень мощный инвестиционный потенциал, и при наличии государственной воли вместе с силами, которыми располагает бизнес, мы можем просто горы свернуть. После этого был форум, на котором, как мне показалось, состоялся вполне заинтересованный разговор о развитии Юга и вообще о развитии экономики в нашей стране. У нас неплохие пока, как вы знаете, показатели. Одну цифру даже я процитирую (вовремя как раз в Интернете Росстат опубликовал эти данные) - о том, что рост составил 8,1%. Это хорошая цифра. На самом деле, мы даже на нее не рассчитывали. Это лучшая цифра, по сути, за последние годы. И нам нужно сделать все, чтобы эта цифра, несмотря на очень сложные тенденции на мировом финансовом рынке, сохранилась. Думаю, что для этого есть возможности. Ну а после форума была поездка в Ростов, поездка тоже очень интересная. Там мне сначала удалось ознакомиться с развитием сети детских дошкольных учреждений. Сложная проблема для нашей страны. К сожалению, в девяностые годы многие детские садики исчезли, хозяйства развалились, и сейчас общая задача - этим всем заниматься. Кстати, на юге с этим тоже очень непросто: в одном Ростовском регионе не хватает 27 тысяч мест. Это 27 тысяч детей, которые должны бы учиться и находиться в детских садах, в детских дошкольных учреждениях.
А после было заседание муниципального Совета при Президенте. Президент выступил с важными сообщениями, другие коллеги выступили, и мы продолжали обсуждать тему, связанную с дошкольным, школьным и дополнительным образованием. Тоже очень важная вещь, особенно в контексте того, что значительная часть полномочий сейчас передана на уровень регионов, на уровень муниципалитетов, при этом значительная часть финансов все равно сконцентрирована на федеральном уровне. И мы обязаны, естественно, все эти полномочия снабдить необходимыми источниками (финансирования) для муниципалитетов, в ряде случаев - провести делегирование этих полномочий. И в принципе, что очень важно, о чем я вчера говорил, это провести оптимизацию этих расходов. Потому что те цифры, еще раз не могу их не привести, они действительно важные для нашей страны: по сути в районе 2,5 трлн рублей сегодня тратится на образование. Мы понимаем, что это такое. Это гигантские деньги для нашего государства, особенно в сравнении с тем, что было десять лет назад, просто мечтать об этом не могли. Но надо, чтобы они тратились рационально. Потому что, по ряду позиций, наверное, до трети расходов необходимо оптимизировать. Это позволит развивать школьную сеть, это позволит вкладывать в здания (они тоже у нас, мягко говоря, не блестящие во многих местах), увеличивать зарплату педагогов, закупать новые комплекты оборудования - в общем, делать все то, что требуется школе и дошкольному образованию, повышать зарплату воспитателей в детских садах. Это - большая задача, и эти поручения Президент дал по итогам вчерашнего Совета. Мы посмотрели еще несколько интересных объектов - Кадетский корпус и несколько храмов, - в общем, полноценная поездка была. Ну а сегодня, я уже сказал, особенное событие в жизни всей нашей страны. Кстати, я хотел бы отметить, что, конечно, очень важно, о чем и ветераны говорили: сегодня все наши каналы центральные, не говоря уже, естественно, о ГТРК вашем, начинают с этого сообщения. Поэтому это очень для нашей страны важное, серьезное событие. И последнее, я уже говорил об этом руководству волгоградской ГТРК: я поздравляю всех, кто здесь работает, с 50-летием с момента начала вещания местной компании. Я так понимаю, что это произошло где-то тоже в этих числах.

Н.ЕВСЕЕВА: Сегодня.

Д.МЕДВЕДЕВ: Сегодня! Ну, тем более!

МАГОМЕД ХАРСИЕВ, ЧГТРК "Грозный", Чеченская Республика: Существует такое понятие - "ситуация в Чеченской Республике". В течение последнего времени оно воспринималось как тревожное. Как бы Вы на сегодняшний день оценили общую ситуацию в Чечне и те изменения, которые происходят в республике? Каким вам видится ближайшее будущее республики?

Д.МЕДВЕДЕВ: Я надеюсь, что разговоры о "ситуации в Чечне" в значительной мере остались в прошлом. В каждой республике, в каждом крае есть свои проблемы и ситуации. Но как отдельное направление - я надеюсь, что эта тема в ближайшее время сойдет на "нет". Даже та программа, по которой Чеченская Республика жила, называлась "Восстановление Чеченской Республики" - это тоже развитие. Ведь программа принята на три года. О чем это говорит? О том, что республика перешла из восстановительной фазы в фазу развития, нормального и устойчивого развития. Это не означает, что нет проблем. Их очень много. И те сложности, которые возникли в 90-е годы, дают о себе знать. Я имею в виду низкую зарплату и безработицу, нехватку мест в учреждениях здравоохранения, в школьных учреждениях, учреждений культуры не хватает. Это все есть. Но есть и другое. Есть реальное развитие республики. Я могу сказать, что, когда в Чечню приехал, был поражен теми темпами, которые набрала республика в строительстве. В 2007 году по сравнению с 2006 годом темпы роста строительного комплекса, т.е. прироста жилья и других объектов, выросли в четыре раза. Чеченцы всегда любили и умели строить, но самое главное, что сейчас это уже переведено в промышленную фазу. Т.е. это поставлено на поток. Облик Грозного меняется, облик других городов и сел меняется. Это очень важно. Это невозможно не замечать. Об этом нужно говорить. Это реальные достижения. Своя налоговая база стала развиваться - потому что, понятно, и мы поддержку оказываем, и новая программа принята. Но есть и собственные доходы. Они выросли за последнее время на 20% - тоже хорошо. Безработица снизилась приблизительно на 5%. Все позитивные тенденции - налицо. Потом мы сегодня смело можем говорить не о том, что республика восстанавливается, а о том, что республика развивается. И я надеюсь, что так оно и получится.

ЕЛЕНА КРЫЛОВА, газета "Краснодарские Известия": Дмитрий Анатольевич, я представляю Кубань, регион аграрный. В течение многих лет складывалась система господдержки сельскохозяйственного производства. А сегодня мы стоим на пороге вступления в ВТО, а это предполагает снижение и сокращение господдержки. Насколько оправдана ситуация, когда продукты стремительно дорожают в мире, и не станет ли это угрозой продовольственной безопасности страны?

Д.МЕДВЕДЕВ: Мы будем делать все от нас зависящее для того, чтобы государственная поддержка была достаточной для развития нашего сельского хозяйства. И даже то, что первые наши, может быть, небольшие достижения в рамках нацпроекта "Сельское хозяйство" свое слово на селе все же сказали, и сегодня превращены в государственную программу. За последние годы никакого другого документа столь масштабного и самое главное - подкрепленного реальным результатом, не принималось. Это документ, который рассчитан на длительное использование. У него высокий статус и самое главное, еще раз скажу, что он подкреплен деньгами. Поэтому ни о каком сокращении инвестиций в сельское хозяйство в целом речи быть не может. Эти инвестиции должны расти. Мы самое крупное государство хотя бы по одному из ключевых показателей - по объемам пашни. Больше 10% приходится на Россию. Мы самое мощное аграрное государство. Что же нам отказаться от этого естественного преимущества?
Что же касается ВТО, то у нас там рабочий процесс, мы свои позиции заявили, министр вместе с другими коллегами их отстаивает. Разберемся, там ничего не случится. Я в этом уверен. Нам главное внутри не менять приоритеты, потому что у нас треть населения страны проживает в деревне. Живут трудно. В то же время не могу не отметить, что заработная плата сегодня в деревне растет темпами гораздо выше, чем в городе. Почему? Конечно, прежде всего, потому, что она была низкой. Но в любом случае она уже растет и растет быстро. И это очень важно. Мы должны и дальше делать все, что от нас зависит, чтобы инвестиции приходили на село.
Еще одна тема - это создание рабочих мест и возрождение наиболее сложных аграрных регионов. Краснодарский край, Кубань - регион хорошо известный. Я там много времени провел. Ездил к дедушке с бабушкой каждый год. Это все же процветающий, лучший, хотя не буду говорит, что лучший, чтобы никого не обидеть, но один из лучших процветающих регионов нашей страны. Так не везде. У нас есть Нечерноземье, Северо-запад, где все очень и очень проблематично. Поэтому мы должны тем более развивать те процессы, которые сегодня идут в этом направлении.
Еще одна тема помимо рабочих мест и инвестиций: для того, чтобы нормально жить в деревне, нужно иметь жилье. И в рамках государственной программы, а она отражает все позиции, которые касались программы для предоставления жилья жителям села, и в рамках других программ эта работа будет продолжена. И все-таки те уже десятки тысяч молодых людей, которые приезжают трудиться в деревню, которые получают там, самое главное, доступное жилье, - это уже неплохие показатели. Потому что долгое время мы вообще никаких мест для проживания жителям села не могли найти. Сейчас усилиями федерации, регионов и работодателей эти задачи решаются. Эта программа реализуется, мы увеличили возраст предоставления всех этих возможностей до 35 лет. Будем надеяться, что и молодежь все-таки потянется, будет возвращаться в село. Потому что люди же и раньше приезжали и возвращались. Поэтому здесь никаких сомнений быть не может. Государственная программа будет реализовываться, а инвестиции в российское село, в российскую деревню, в людей, которые там живут, будут нарастать.

АЛЬБИНА СУНКУЛИЕВА, ТВ "Дагестан": Сегодня жители пяти горных районов Республики Дагестан, в том числе известного Цумадинского района, с огромным нетерпением ожидают газификации своих населенных пунктов. Скажите, насколько реальна реализация этого проекта в этом году или же он будет отложен в долгий ящик? Спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Откладывать мы его не будем, Альбина. Конечно, мы им будем заниматься. По целому ряду районов Дагестана уже все решения приняты, но идет согласование графика синхронизации между Газпромом (это специальный документ, который мы со всеми субъектами подписываем) и региональными властями, властями республики. Сейчас выбирается ряд возможных вариантов. Что же касается Цумадинского района, то там есть по сути два подхода, насколько я знаю. Один из них заключается в том, чтобы сделать несколько газопроводов-отводов, а второй - сделать единый. И в том, и в другом есть свои преимущества. В любом случае, решение по ним будет принято, и по этому вопросу тоже, в ближайшее время - я надеюсь, что или со второй половины этого года, или с начала следующего года там пойдет полноценная, нормальная газификация.

САНАЛ ШАВАЛИЕВ, газета "Халмыг Унн", Республика Калмыкия: Во-первых, Дмитрий Анатольевич, огромная благодарность за газификацию всех сельских поселений Калмыкии! А вопрос мой такой: каковы перспективы реализации проекта "Евразия" по налаживанию судоходного сообщения между Каспийским и Азовским морями?

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо. Газификация - очень важная для нашей страны тема, но есть еще и вопрос воды. А с водой в вашей республике, да и в некоторых других местах, у нас не все так просто, хотя мы - очень мощная водная держава. Тем не менее, есть и свои проблемы. Значит, мы обязательно этот вопрос самым детальным образом проанализируем и примем решение. Вы знаете, что сейчас существует, по сути, два варианта. Первый вариант, он рассматривается на экспертном уровне, заключается в том, чтобы продолжить развитие второй нитки канала Волга-Дон и создать его, причем, может быть, даже с использованием возможностей консорциума ряда государств - и России, и прибрежных государств Каспийского бассейна. А второй вариант, тоже вполне разумный и полноценный, это канал "Евразия", о котором Вы сказали. В этом варианте тоже есть масса преимуществ, он, может быть, имеет меньшее межрегиональное значение, но от этого он не является менее ценным и интересным, особенно с учетом тех проблем, которые есть в Калмыкии. Я думаю, что до конца года оба эти варианта должны быть проанализированы и по ним приняты решения. Но в любом случае, каждый из этих вариантов может получить и дальнейшее развитие. Один, например, вариант может стать международным, а второй, допустим, региональным или межрегиональным. Вот такая ситуация.

РОСТИСЛАВ ЦОМАЕВ, газета "Растдзинад", Республика Северная Осетия - Алания: Что для Вас является индикатором инвестиционной привлекательности Юга России? Спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Индикатором была та выставка, на которой я был несколько дней назад. Я вам откровенно скажу: я понимаю, что выставка - это все равно набор намерений, желаний, в том числе желаний руководителей субъектов продемонстрировать, что называется, товар лицом. Но ведь дело в том, что еще пять лет назад и желаний-то этих не было, потому что желание формируется только тогда, когда есть все-таки какие-то возможности их осуществлять. Воздушные замки или, там, замки на песке очень легко рисуются, но ни один ответственный руководитель с такого рода идеями выходить на федеральный уровень не будет. Так вот, все, что я видел на этом форуме, в рамках выставки, - это вполне реалистичные проекты. И рекреационные проекты, в которых проявляются все преимущества юга Росси, и самое главное, на мой взгляд - промышленные объекты, потому что и то, и другое очень важно. Но промышленные объекты - более сложные, потому что нужно найти инвесторов, которые ориентируются на более длительную перспективу, не всегда хорошо с кадрами и так далее. В этом смысле это и есть прямой индикатор развития юга России. Если я правильно помню, то мы как раз когда подошли к стенду Северной Осетии - Алании, где смотрели вариант развития электроэнергетики, там был целый каскад гидроэлектростанций и генерирующих мощностей. Это здорово. Что такое энергетика? Это совсем другой конкурентный потенциал, это энергетический ресурс, который будет питать любые виды инвестиций, любые виды деловой активности. И те же самые виды рекреационного развития мест отдыха, да и просто социального развития - без электроэнергии, естественно, что ничего развиваться не может. А у нас, может быть, к счастью так получилось, что - с одной стороны, к счастью - что мы не ожидали такого бурного развития России за последние годы, но к несчастью мы оказались к нему не полностью готовы. У нас масса энергодефицитных регионов, и здесь, в том числе, на Юге России. И поэтому то, что такой проект есть, это очень хорошо. Надо это все делать. Но самое главное, что это - реальный проект.

ИННА АНДРИЯНОВА, фирма "Экран", Карачаево-Черкесская республика: Дмитрий Анатольевич, федеральная трасса "Минеральные воды - Адлер" имеет стратегическое значение для развития Карачаево-Черкесской Республики. Есть ли окончательное решение о проекте и сроках начала строительства?

Д.МЕДВЕДЕВ: На форуме очень хорошие, просто реально красивые идеи были представлены по развитию именно рекреационной зоны, зоны отдыха. Там, по-моему, до 2017 года Архыз должен превратиться в курорт мирового значения. Мне понравилось то, что общее количество мест - 25 тысяч, и это туристические места, гостиничные места, которые рассчитаны на круглогодичное использование. И это очень здорово. Чем, кстати, наши горы, наш Северный Кавказ отличается, скажем, от Альпийских курортов? Мы здесь по ряду причин, в том числе и потому, что море рядом, способны обеспечить лучшую заполняемость, если к этому приложим деньги и силы. Потому что, например, Альпийские курорты используются, все-таки, в основном зимой. На лыжах покатались, а летом - ну так, немножко пенсионеров приезжают воздухом подышать. А мы можем сделать заполняемость именно круглогодичную. В этом смысле развитие, естественно, всех дорожных трасс является задачей номер один. Потому что, если не будет дорог - никто не приедет, чего ни понастрой, сколько звездочек ни понавешивай. Как добираться-то? Сейчас, к сожалению, эти дороги все в очень плохом состоянии или просто их нет на самом деле. Поэтому решение по строительству будет обязательно принято. У нас сейчас разрабатывается целая программа. Она крупная. Надеюсь, что кое-что будет происходить и раньше, но ФЦП "Транспортное развитие России" рассчитана на период с 2010 по 2015 год. К сожалению, это быстро не строится, но для того, чтобы поднять Юг, мы обязаны здесь даже строить быстрее, естественно - без потерь качества. Поэтому я надеюсь, что в ближайшее время и по этой трассе тоже будет принято решение, в рамках этой программы - как минимум.

МУРАТ КУШХАУНОВ, газета "Советская молодёжь", Республика Кабардино-Балкария: Будут ли в ближайшее время корректироваться национальные проекты и, в частности, "Доступное жилье"? Ведь жилищная проблема остро стоит, все-таки.

Д.МЕДВЕДЕВ: Я не только скажу, что она стоит, она - самая острая. Она просто главная для людей, на самом деле. И мы понимаем, что без решения этого острого вопроса у нас никогда нормально в стране не будет. Я могу сказать, что мы выбрали правильное направление решения этой задачи. Конечно, сейчас не все просто. Тем не менее, есть неплохие цифры, и я их приведу. Это общие цифры. Если до начала реализации национальных проектов только 10% граждан могли самостоятельно решить свою жилищную проблему, то сейчас - 20%, то есть каждый пятый житель нашей страны. Да, это в основном люди, которые способны зарабатывать деньги. Очень хорошо, что эта категория расширяется. Естественно, что создание среднего класса, который способен приобретать жилье, - это очень важная задача. Но мы должны строить и социальное жилье. Жилье, которое будет передаваться нашим бюджетникам на абсолютно особых условиях. Для этого очень многое делается, когда та же самая ипотека, которая сегодня является основным инструментом, является еще и социальным инструментом. И значительная часть первоначального взноса и кредитной ставки компенсируется за счет бюджета. Это, прежде всего, должно делаться для молодежи и для социально-незащищенных групп населения, в том числе бюджетников. Отдельная программа - военная, о ней я достаточно подробно говорил некоторое время назад, отдельная программа - сельская. Все эти усилия будут комбинироваться и мы, естественно, будем заниматься развитием этих программ.
Приняли решение о том, что начиная с этого года в молодежной программе будут участвовать молодые люди не до 30, а до 35 лет. Еще одно решение приняли - раньше те субсидии, которые выдавали регионы, ограничивались размеров в 10% и раздавались, что называется, "всем сестрам по серьгам". Сейчас будем поступать немножко иначе, будем раздавать от уровня бюджетной обеспеченности. Все это, я верю, принесет эффект. Но жилищная проблема, она - самая сложная.
Я считаю, что если через некоторое количество лет, не знаю - через 5, через 7, через 10 - мы сможем добиться результатов, когда 50%, а желательно 60-65% населения нашей страны сможет самостоятельно решить эту жилищную проблему, у нас будет совершенно другая жизнь. Потому, что именно столько процентов населения в развитых странах способны самостоятельно решать свою жилищную проблему. Остальные пользуются мерами социальной поддержки или арендуют жилье. Это мировая пропорция. И вот эту цель мы будем реализовывать.

АДАМ ХОЧУБАРОВ, газета "Сердало", Республика Ингушетия: Имея в виду, что Республика Ингушетия - самый молодой субъект Российской Федерации, будет ли по республике отдельная программа социально-экономического развития?

Д.МЕДВЕДЕВ: Ингушетия - регион, с одной стороны, молодой, с другой стороны - очень древний. Поэтому тут, мне кажется, дело даже не в моменте возникновения того или иного субъекта, а в тех проблемах, которые накопились. У вас их немало. В то же время руководство республики старается их решать. И, конечно, задача федерального центра - помочь в этом. Я думаю, что мы может говорить и о разработке отдельной программы, и о мерах просто адресной поддержки по ряду объектов. Пока свежи воспоминания: тот проект, который мне демонстрировал ваш президент, я надеюсь, будет в ближайшее время принят к реализации. Прекрасный проект, просто один из лучших. Почему? Потому, что это дополнительные рабочие места, и это - хлеб для строительной индустрии. А наша страна вступила в эпоху строительного бума. Например, проект создания абсолютно нового крупного предприятия по выпуску строительных материалов: там - и кирпич, и цемент, которого нам так не хватает, и деревянные детали - в общем, все то, без чего не может происходить развитие. Если я правильно помню, там три тысячи новых рабочих мест должно быть. Сейчас главное - просто найти полноценного инвестора. Насколько я знаю, там состоялся ряд переговоров с кредитными институтами. Необходимо показать, что у республики есть и решимость, и поддержка для того, чтобы его реализовать. Вот таких бы проектов побольше - и все будет нормально.

АЖДАУТ ИБРАГИМОВ, Краевое Радио ГТК "Ставрополье": Дмитрий Анатольевич, хочу от имени своих земляков-ставропольцев поблагодарить Владимира Владимировича Путина и Вас за последовательное продолжение курса на развитие санаторно-курортного комплекса Кавказских минеральных вод. За последние два года приняты два очень важных документа. Это постановление Правительства России о придании статуса курорта федерального значения городам Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, Пятигорск и второе постановление о создании на Кавказских минеральных водах особой экономической зоны. Это действительно очень мощная основа для развития курорта, но дело затягивается потому, что не определен порядок и форма финансовой поддержки государства. На этот год включили в федеральную программу "Юг России" предложения Кавминвод на 5 млрд 200 млн рублей. Есть ли перспектива решения этих вопросов, поскольку Кавказские минеральные воды это - единственный в России круглогодичный бальнеологический курорт. Вы у нас бывали, знаете уникальный климат, целебные грязи и т.д. Если сегодня в год у нас отдыхает и поправляют здоровье более 700 тыс. человек, то при решении этого вопроса мы могли бы принять в два раза больше. Спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо. Нам необходимо это делать. Нам необходимо восстановить былую славу Кавминвод. И сейчас действительно много людей отдыхает и пользуется всеми достоинствами и возможностями этих прекрасных курортных мест. Но сделано пока еще очень мало. Тому есть объективные причины и субъективные причины. Объективные причины нам понятны - хронический недостаток финансирования, необходимость изыскивать дополнительные средства для развития инфраструктуры. И я думаю, что они вполне разрешимы, эти трудности. Субъективные причины тоже известны. Я считаю, каждый субъект Федерации имеет не только право, но и обязанность твердо отстаивать свои позиции и на федеральном уровне, и во взаимоотношениях с бизнесом. Чем активнее работает региональная власть, тем больше перспектив развития регионов. А вообще Ставрополье и Кавминводы - это абсолютно уникальное место. Я считаю, что инвестиционный потенциал пока не до конца используется. Надо двигаться быстрее и руководству края, и бизнесу активнее включаться в эти проблемы. Потому, что мы все проблемы такого рода из Москвы не решим. Надо шустрить, что называется. Надо добиваться результатов, надо договариваться с бизнесом, надо выделять кредиты, которых сегодня нет. То есть это - совместный процесс, процесс, который идет из Москвы, и процесс, который должен идти снизу, непосредственно из Кавминвод, поддерживаться региональным руководством. Тогда будет эффект. Я надеюсь, что вы сможете сделать предложение.

А.ИБРАГИМОВ: Есть такой бизнес проект спа-центра, Вы знаете?

Д.МЕДВЕДЕВ: Есть такой. Я его достаточно неплохо знаю, мне его показывали. Государственная поддержка будет, она и сейчас оказывается. Насчет другой поддержки - моральной - я думаю, ее предостаточно. Считайте, что она здесь оказывается. Финансовая поддержка тоже есть, и она будет. Но, еще раз повторяю, руководству края нужно "крутиться" быстрее, вот так и передайте.

АЛЕКСАНДР ШУТИХИН, газета "Майкопские Новости", Республика Адыгея: Дмитрий Анатольевич, Вы крупным планом познакомились с Южным федеральным округом - пусть с некоторыми северокавказскими республиками и заочно. И сегодня в ходе беседы мы объективно как-то вышли на одну тему, которая созвучна той инвестиционной выставке, о которой Вы говорили. Наверное, правильно говорится, что крупные регионы - Кубань, Ставрополье и Ростов-на-Дону - не нуждаются в привлечении инвесторов так, как в этом нуждаются маленькие республики. Как Вы считаете, может есть смысл подумать о комплексной целевой программе развития именно рекреационного комплекса, потому что это стало бы тем самым сигналом для бизнеса, что федеральная власть готова?

Д.МЕДВЕДЕВ: Начну с того, что все-таки с республиками Северного Кавказа я знаком не заочно, а вполне очно. Другое дело, что в ходе этой поездки я посетил пока другие регионы, но это не значит, что все на этом заканчивается. Надеюсь, что в ближайшее время приеду и в другие места. Программа мне понятна. Я начну, с того, что я с вами в принципе абсолютно согласен. Рекреационный потенциал - это бриллиант, который требует дополнительной огранки и который может засиять всеми цветами радуги, если в него вложить душу, силы и средства. Рекреационный потенциал юга России, Северного Кавказа - это один из лучших потенциалов в этой сфере. Нам вообще нужно развивать рекреационный потенциал, потенциал отдыха во всех частях нашей страны. Ведь если слава Северного Кавказа, юга, все-таки известна, и сюда приезжают миллионы людей, то, например, в других регионах тоже много интересного, но информации не хватает, не хватает денег, туристических мест, обслуживающего персонала, классных гостиниц и полноценных курортов. Но для вас - это просто естественное конкурентное преимущество, причем, к сожалению, часть этого сектора деградировала в период 90-х годов. И если с умом приложить деньги, то, конечно, это будет одной из двух несущих конструкций для всего юга России. Пример - сфера отдыха, вся сфера услуг, в том числе сфера отдыха, сельское хозяйство, промышленность. Три вещи. Причем самое может привлекательное для наших людей - это потенциал сферы отдыха. Кое-что уже сделано. Я могу сказать, что когда я бываю в разных местах, вижу, что нет полного запустения. И гостиницы новые строятся, и это не только гостиницы 5 звезд, которые содержатся мировыми операторами. А это нормальные семейные гостиницы. Те, которых нам очень не хватает, но в которых сервис должен соответствовать европейским представлениям о современном отдыхе. И вот здесь, конечно, традиционное жизнелюбие и гостеприимство, которое свойственно людям, живущим на юге России, может сыграть свою роль. И еще одно качество, которое я не могу не отметить. У всех, кто живет на юге России, есть все же предпринимательская жилка. Здесь люди умеют заниматься бизнесом. И на это мы возлагаем большие надежды.

ТАРАС ЕВТУШЕНКО, газета "Волгоградская правда".

Д.МЕДВЕДЕВ: Все начинается и заканчивается Волгоградом. Так и должно быть, мы же у Вас сейчас сидим в гостях!

Т.ЕВТУШЕНКО: Первого января будущего года истекает срок, отпущенный на подготовку к реализации 131-го федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". Хотелось бы услышать, как Вы оцениваете саму подготовку к реализации этого закона? С другой стороны, многие регионы уже начали по полной программе его реализацию, в том числе и Волгоградская область. Хотелось бы услышать Ваши оценки по этому поводу.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо. Оцениваю ситуацию как вполне нормальную. 68 регионов, как я понимаю, уже практически готовы, в части регионов уже началась полноценная работа по этому закону, в том числе у вас. Результаты в целом очень неплохие. Я вчера говорил с губернатором на эту тему. У нас сформировано около 25 тысяч муниципальных образований по стране. Самое главное, чтобы те полномочия, которые переданы на муниципальный уровень, их от 30 до 40, были обеспечены деньгами и кадрами. Вот это - самая большая сложность, потому что, понимаете, министрами все хотят работать. Я думаю, кого ни спроси - "будешь министром?" - ну а что, смогу конечно! Подумаешь! На месте сориентируемся! А вот в муниципальные начальники многие не очень хотят идти, потому что очень много проблем. Это - передний край обороны, мало денег, запущенное жилищно-коммунальное хозяйство, сложная ситуация в образовательной сфере (до сих пор еще, несмотря на наши усилия) и здравоохранении. Поэтому очень важно готовить менеджеров для муниципальных образований. В этом смысле вы хорошо развиваетесь, надеюсь, что вы войдете в новый год совсем в подготовленном состоянии, хотя у вас и так все уже работает. Хочу сказать, что, кстати, вчера же на эту тему тоже состоялся специальный Совет, который проводил Президент - Совет по муниципальному развитию в нашей стране. Очень полезный Совет. И только две вещи скажу: во-первых, меня по-хорошему порадовали руководители муниципальных образований, они просто понимают, что нужно делать, как работать. Это, наверное, передовики наши, но на них и нужно равняться. Понимают, как найти дополнительные источники финансирования, как оптимизировать расходы, на какие моменты прежде всего обратить внимание. Поэтому я надеюсь, что и в таких регионах, и в других регионах за оставшийся год сумеют подготовиться к началу реализации 131-го закона. И вторая вещь, на которую я тем более хотел обратить внимание в завершение ответа на Ваш вопрос: традиции муниципального местного самоуправления здесь на юге очень древние. На севере тоже было местное самоуправление - и в Великом Новгороде тысячу лет назад, и так далее, но здесь - в особенности. Вот вчера при посещении Новочеркасска мы посмотрели - еще две тысячи лет назад там было местное самоуправление, основанное на тех структурах и подходах, которые использовались в Древней Греции и в Древнем Риме. И управляли этим уже обученные муниципальные чиновники. И что меня особенно удивило, что даже в девятнадцатом веке глава местного самоуправления в этой области, в этом городе назывался "магистрат". Для меня как для человека, который некоторое время назад интересовался еще римским правом, это было тем более удивительно, потому что магистрат - это должность римского чиновника. Так вот, уже в девятнадцатом веке (или еще в девятнадцатом веке) этими вопросами руководили люди, которые по сути питались историей двухтысячелетней давности. Это очень хорошо, это означает, что традиции местного самоуправления, муниципальные традиции на Юге очень крепки. И я надеюсь, что со следующего года работа в муниципальных образованиях будет вестись на самом высоком уровне.

Т.ЕВТУШЕНКО: Спасибо.

Н.ЕВСЕЕВА: Дмитрий Анатольевич, время нашей беседы подходит к концу. Хочу сказать Вам огромное спасибо от имени всех коллег из Южного федерального округа и за Ваши ответы, и за эту практику встреч с журналистами, и, самое главное, за то, что в этот день празднования юбилея победы под Сталинградом Вы - вместе с волгоградцами. Подчеркну, что это имеет важное значение не только для нашего региона, но и для всей страны. Спасибо большое.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо Вам большое и за эту беседу, и за возможность обменяться мнениями. Передавайте привет всем субъектам Федерации, всем нашим территориям, которые Вы здесь так активно и по-серьезному представляете, задавая важные для субъектов вопросы, с пожеланиями лучше работать. Для этого и федеральная власть, чтобы региональная не скучала. И совершенно очевидно, что праздник 65-летия Сталинградской битвы продолжается, и сейчас у нас будет еще одна возможность поздравить ветеранов на концерте, а вечером еще будет салют, так что, праздник продолжается! Спасибо Вам большое, до встречи.

2 февраля 2008 года
Волгоград
www.rost.ru




Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме