12:45 13.01.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Выступление Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на заседании совета при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, посвященном реализации приоритетного национального проекта `Здоровье`.

   

Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово):

Мы собрались для того, чтобы обсудить реализацию национального проекта "Здоровье" на Северо-Западе. Жду сегодня от руководителей регионов откровенного и вполне объективного анализа работы на местах, анализа тех проблем, которые существуют. Но при этом, конечно, было бы полезно обсудить тот опыт, который накопился в деятельности субъектов Северо-Запада по этому проекту в целом, сконцентрировавшись, прежде всего, на региональной составляющей. Потому что, надо прямо сказать, федеральный центр свои обязательства по нацпроекту "Здоровье" выполняет неукоснительно. И просил бы доложить, что делается в регионах. В том числе и в сфере развития и модернизации проекта по пилотным направлениям.

Но прежде, чем начать этот разговор, подчеркну: благополучие людей - вещь абсолютно очевидная - немыслимо без их здоровья. С ним связано и состояние трудовых ресурсов, и очень важно, чтобы те позитивные сдвиги, которые накопились в здравоохранении за последнее время, стали основой для полноценной модернизации всей отрасли, а наиболее удачные примеры, которые мы сегодня, надеюсь, услышим, отработанные в ходе пилотных проектов, внедрялись по всей стране. Ведь те предварительные достижения, которые уже на сегодняшний день, можно сказать, имеются, они действительно для всех очевидны. В рамках нацпроекта закуплено и поставлено в медицинские учреждения свыше 40 тысяч единиц медицинского оборудования, диагностического оборудования, более 13 тысяч машин "скорой помощи". Об этом мы уже все неоднократно говорили. Впервые за всю историю, наверное, нашей российской медицины полностью был переоснащен парк автомобилей "скорой помощи". Реализация программы "Родовый сертификат" охватила более 90% рожениц, оплачена медицинская помощь для 1,3 миллиона женщин, а также свыше 300 тысяч детей. Проведено также массовое обследование миллиона двухсот новорожденных детей - то есть скрининговое обследование на пять известных наследственных заболеваний. За два года более 300 тысяч человек получили высокотехнологичную медицинскую помощь за счет федерального бюджета. В ближайшие месяцы будут открыты три федеральных центра высоких медицинских технологий: в Пензе, Астрахани, Чебоксарах. И дальше этот процесс должен быть продолжен в течение года. В ходе дополнительной иммунизации ежегодно проходили вакцинацию более 60 миллионов человек. В ходе реализации национального проекта заработная плата была повышена около 700 тысячам сотрудников медицинских служб - работникам первичного звена, и около 25 тысяч врачей прошли профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации.

Особо подчеркну, что все эти меры в комплексе - наверное, это самый важный результат - в конечном счете способствовали повышению рождаемости в нашей стране на 8% и снижению смертности населения на 5,5 %, в том числе младенческой смертности - практически более чем на 9%, материнской - более чем на 5%. В общей сложности это привело к тому, что по итогам прошлого года естественная убыль населения сократилась на треть.

Уважаемые коллеги!

На примере Северо-Запада хорошо видно, что реализация национального проекта в регионах уже позитивно сказалась на основных показателях, которые я только что приводил, в том числе - демографических. За прошедший год по сравнению с 2006-м годом рождаемость - это уже окружные цифры - выросла на 6%, а смертность снизилась практически на 7,5%. И этот показатель является одним из лучших среди федеральных округов. При этом младенческую смертность удалось снизить практически на 6,5%, а в некоторых регионах округа довести ее почти что до европейских величин, что не может не радовать. В округе также проведено масштабное обновление парка санитарного автотранспорта (собственно говоря, как и по всей стране), поставлено 3470 единиц медицинского оборудования и более тысячи машин "скорой помощи". По программе "Родовый сертификат" учреждения родовспоможения в округе дополнительно получили 1 миллиард 700 миллионов рублей. Это позволило обследовать новорожденных, начать их лечение. И есть примеры того, как такой региональный опыт стыкуется с федеральным программами. В частности в Вологодской области оснащение "скорой помощи" реанимобилями с кювезами позволило организовать транспортировку недоношенных детей из области в областной роддом. Причем за счет средств именно области и родовых сертификатов эти учреждения были дооснащены всем необходимым оборудованием. Это один из примеров, в общем, вполне такого внятного использования механизмов, существующих как в рамках национального проекта, так и тех программ, которые реализуются практически в каждом субъекте федерации.

Уважаемые коллеги!

Мы все прекрасно осознаем, что организация эффективной медицинской помощи в отдельных территориях вашего округа затруднена условиями Севера. Кроме того, в них сосредоточено немало предприятий с вредными и опасными производственными факторами. Об этом забывать мы не можем. Поэтому особую значимость здесь приобретает профилактическая работа, а для отдаленных территорий еще и создание телемедицинских центров, повышающих доступность высокопрофессиональных консультаций ведущих специалистов. И, насколько мне известно, в округе такой опыт есть. У нас вся страна такая северная и отдаленная, поэтому этот опыт может использоваться и в ваших условиях, и в условиях Сибири и Дальнего Востока.

В рамках национального проекта мероприятиями по иммунизации и дополнительной диспансеризации удалось охватить 90% от запланированного числа. Углубленные медицинские осмотры прошло 86% от запланированных работников вредных производств. В частности, по нашим данным, в Новгородской области впервые провели комплексное изучение состояния здоровья населения. При этом сроки диагностических исследований составили до 5 дней, что не плохо, поскольку целевой показатель - 7 дней. Это ниже, чем целевой показатель. Отмечу, что высокотехнологичную медицинскую помощь получили более 50 тысяч человек, живущих в округе. В рамках проекта проведены мероприятия по предупреждению ВИЧ-инфицирования, гепатитов В и С и ряд других мероприятий.

Несмотря на отмеченные достижения, понятно, что ситуация совсем не так благодушна и не такие позитивные эмоции у нас у всех вызывает, как мы бы того хотели. Уровень заболеваемости в округе остается высоким - практически на 8%, скажем так, он выше, чем в среднем по стране. Причем за последние два года рост заболеваемости здесь также составил 6%, что превысило среднероссийские показатели. Этому могут быть разные причины, мы можем об этом тоже поговорить. При этом качеством медицинских услуг удовлетворена лишь треть населения. Например, в Мурманской области, где мы сейчас проводим наше с вами совещание, качественной медицинской помощью удовлетворена лишь треть населения. В Калининградской, судя по той социологии, которой мы располагаем, приблизительно то же самое. При этом эти области у нас участвуют в пилотных проектах, и, в общем, занимаются довольно активно этими программами. Это повод призадуматься над тем, что мы должны делать. И хотел бы еще раз поговорить с вами об основных причинах, которые мешают эффективной реализации данного проекта, как в округе, так и в целом по стране.

Такой анализ необходим еще и потому, что наиболее ценный опыт национальных проектов - а он все-таки появился - мы планируем широко распространять, и не только при модернизации системы здравоохранения, но и создавая некие интегральные схемы, например, связанные с соединением тех достижений, которые были по национальному проекту в области здравоохранения, с достижениями в военной медицине. 29 декабря прошлого года Президент России поручил рассмотреть возможность участия медучреждений и медподразделений Министерства обороны в национальном проекте "Здоровье". На Северо-Западе к таким учреждениям прикреплено свыше 450 тысяч человек. Из них 133 тысячи - военнослужащие. И очевидно, что качество их медицинского обслуживания, также как и другие социальные гарантии, во многом определяют общее состояние боеготовности армии и флота. Планируется, что военные медицинские учреждения проведут дополнительную иммунизацию населения, дополнительную диспансеризацию лиц гражданского персонала, а также примут участие в выполнении государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. Мы сейчас об этом поговорим. Конкретные предложения на сей счет готовятся Министерством обороны и Минздравсоцразвития, Татьяна Алексеевна Голикова [Министр здравоохранения и социального развития РФ] несколько слов об этом скажет. Думаю, что скоординировав участие военных медиков и государственных структур здравоохранения в национальном проекте, мы, работая таким образом, добьемся здесь лучших результатов. В том числе гражданская и военная медицина вместе могут решать вопросы освоения нового оборудования, распространения современных методик лечения, переподготовки кадров, обмена профессиональным опытом. Все это есть и в военной медицине, вот мы только что в госпитале были, там очень приличное оснащение уже. Это радует. Но и проблем и "дырок" предостаточно.

Это общий круг задач, который мне хотелось бы обозначить в самом начале нашего с вами общения. Более подробного разговора и более предметных, может быть, выступлений я жду от вас.
...
Д.МЕДВЕДЕВ (заключительное слово): Совсем коротко подведу итог. Он заключается в следующем.

Мне кажется, что та работа, которая велась два года, все-таки имеет вполне позитивный выход, несмотря на огромное количество остающихся проблем, несмотря на фрагментарность наших усилий (мы это с самого начала понимали). И проект не ставил перед собой цели сразу же решить все проблемы нашей медицины, копившиеся десятилетия. Но все-таки это был довольно приличный толчок. Он свою роль сыграл. Сейчас наша задача, во-первых, двигаться дальше по тем направлениям, которые мы с вами определили, во-вторых, подготовиться к проведению полноценной модернизации, в том числе в рамках работы по пилотным регионам. То, что Георгий Валентинович [Боос, губернатор Калининградской области] говорил и другие коллеги, в общем и целом вселяет в меня надежду, что эта работа идет неплохо. Не без шероховатостей - там и у самих врачей возникают сомнения и какие-то проблемы организационные. Мы все это знаем и будем отслеживать. Здесь главное не испортить картину какими-то непродуманными действиями. Но курс этот мы с вами менять не будем, потому что мы с вами понимаем, что наша медицина нуждается в довольно серьезной, существенной модернизации. И делаться это должно на основе тех принципов, которые прошли свою обкатку при работе над национальным проектом. Поэтому работать будем дальше, работать будем вместе со всеми вами.

Что же касается тех поручений, которые связаны с соединением проекта "Здоровье" и военной медицины, то я, конечно, все необходимые поручения по итогам сегодняшнего совещания, дам, и, надеюсь, что Министерство обороны, Министерство здравоохранения и социального развития в короткие сроки подготовят необходимые решения.

И один вопрос, который вообще не связан с нашей сегодняшней проблематикой, но который связан с первой половиной дня нашей сегодняшней работы - с посещением госпиталя. И вчера мы в Калининграде были, говорили о решении жилищной проблемы. Здесь присутствует замминистра регионального развития Сергей Иванович Круглик. Я просто специально вам сейчас слово давать не буду, потому что вы и так все знаете хорошо. Но мы договаривались, что мы подготовим общие подходы по линии Министерства обороны. В ближайшее время в третьей декаде на расширенном уже совещании с участием всех заинтересованных ведомств и, прежде всего, Министерства обороны, все эти вопросы обсудим. Так что это считайте отдельное поручение в ваш адрес.

Уважаемые коллеги, позвольте вам пожелать всего доброго и выразить надежду на дальнейшую продуктивную работу. До свидания.

11 января 2008 года
Мурманск
www.rost.ru





Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме