19:45 09.01.2008 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Россия-ЕС: еще полгода дружбы не видать

   
С начала 2008 года председательство в Европейском союзе принадлежит пост-коммунистической Словении. Она стала первой страной "новой Европы", возглавившей это общеевропейское государственное образование. В соответствии с существующей системой ротации, Словения будет полгода руководить основным органом Евросоюза - Советом (министров) ЕС, координируя работу его многочисленных подразделений. Словения также будет отвечать за контакты Совета ЕС с другими институтами Евросоюза и представлять ЕС на международной арене.

В новом качестве Словении придется организовать около 200 международных встреч разного уровня, в том числе саммиты ЕС с Россией, США и Японией. Однако Словения - маленькая центрально-европейская страна с двухмиллионным населением, и высказывались сомнения, "потянет" ли она бремя лидерства в Евросоюзе, предусматривающее серьезные организационные и материальные затраты. (Только штат представительства страны при ЕС в Брюсселе пришлось увеличить более чем в три раза - с 50 до 166 человек).

В результате уже разгорелся международный скандал - из-за попыток Франции помочь Словении в ее организационных усилиях (например, 110 французских посольств по всему миру будут осуществлять "промоушн" президентства Словении в ЕС). Президента Франции Николя Саркози тут же обвинили в желании использовать председательство Словении в своих интересах, в частности, запустить проекты, связанные с реформой оборонной и аграрной политики ЕС, в удобном для себя русле. Это может позволить Франции уже во второй половине года, когда она сменит Словению на посту председателя ЕС, добиться их одобрения остальными странами. По традиции, особенно громкие возмущенные возгласы раздаются из Британии, где считают, что Саркози пытается узурпировать контроль над повесткой дня Евросоюза.

Предшественница Словении на посту председателя ЕС - Португалия - также сталкивалась с сомнениями в своих организационных возможностях, особенно принимая во внимание серьезность поставленных перед ней задач. Португалия должна была гарантировать подписание Договора о реформах (Лиссабонского договора) - видоизмененной конституции ЕС. На ее президентский срок выпало расширение Шенгенской зоны. Она ставила перед собой и другие амбициозные задачи, в частности, развитие связей ЕС со странами Средиземноморья и с африканскими государствами.

В отношении подписания Договора о реформах Португалии удалось добиться успеха. Конечно, основная работа была проделана в первой половине прошлого года Германией. Однако само подписание вполне могло быть сорвано такими "капризными" странами, как, например, Польша и Великобритания. Тем не менее, этого не произошло - договор был подписан, и во многом это заслуга именно официального Лиссабона.

Сложнее оказалось с другими приоритетами. Отношения со странами Средиземноморья, особенно с Турцией, вперед не продвинулись. А саммит ЕС и Африканского союза, проходивший в начале декабря в Лиссабоне, закончился провалом: европейским странам не удалось навязать африканцам неоколониальные, по сути, правила "свободной торговли". В итоге не были подписаны договоры об экономическом партнерстве (то есть не была достигнута основная цель саммита), а стороны ограничились тем, что, в сущности, является общей декларацией о намерениях.

Фиаско постигло и еще один проект - урегулирование в Косово. Как известно, ЕС пока так и не смог выработать единую позицию по этому вопросу. Ряд стран (Испания, Кипр, Румыния, Словакия) выступают против лоббируемой Брюсселем линии на признание независимости Косова и осуществления плана Ахтисаари.

Очевидно, что основные нерешенные проблемы португальского президентсва - это проблемы ЕС в целом. С некоторыми из них придется иметь дело ныне председательствующей Словении. Представители этой страны уже заявили, что сделают все возможное для успешной ратификации Договора о реформах. Словенцы также взяли на себя обязательства энергично добиваться реализации поставленных задач по развитию энергетики и защите окружающей среды (в ближайшее время Еврокомиссия должна представить свои предложения по поводу существенного сокращения выбросов парниковых газов к 2020 году). Кроме того, Словения хочет ускорить процесс европейской интеграции для государств западных Балкан.

Однако амбициозный подход к решению косовской проблемы (Словения заявила, что намерена добиться признания независимости Косово до окончания своего председательства страны в ЕС) может оказаться чреватым большими неприятностями. Особенно если принять во внимание нежелание словенского руководства прислушиваться к мнению России. В частности, министр иностранных дел Словении Димитрий Рупель заявил, что статус края - это проблема Европы, а не США или России. Он также обвинил Россию в том, что та пытается внести раскол в стройные европейские ряды, отказываясь признавать независимость Косово.

Более того, Рупель заверил, что Любляна займет очень четкую позицию по поводу мартовских выборов президента России.

Все это, безусловно, осложнит отношения ЕС и России. Впрочем, отсутствие у Словении желания вести прагматичный диалог с Россией вписывается в современный общеевропейский тренд. По-видимому, потребуется еще не одно полугодовое президентство, чтобы в ЕС, наконец, осознали важность конструктивного диалога с Россией.

Алексей Тимофеев

ИА "Росбалт"
http://www.rosbalt.ru/2008/01/09/445721.html



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме