18:30 21.12.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Интернет-конференция `Школьная информатизация: образовательные ресурсы, программное обеспечение, Интернет`
ВЕДУЩИЙ: Уважаемые посетители портала rost.ru, уважаемый Александр Васильевич, уважаемые коллеги, здравствуйте. Сегодня мы проведем интернет-конференцию, посвященную теме информатизации школ.
Как вы все знаете, в 2006-2007 годах в рамках приоритетного национального проекта "Образование" все российские школы, включая сельские, получили доступ в сеть Интернет. На вопросы посетителей нашего сайта о том, какие новые возможности открывает перед школами подключение к Интернету, любезно согласился ответить Александр Васильевич Осин, генеральный директор Республиканского мультимедиа центра.
Давайте начнем конференцию. Александр Васильевич, расскажите, пожалуйста, о центре, который Вы возглавляете, и потом мы перейдем к вопросам нашей аудитории.
А.ОСИН: Да, конечно. Прежде всего, я хочу тоже поздороваться с посетителями сайта, хоть и заочно, со всеми присутствующими, поблагодарить их за то, что они пришли на нашу конференцию. Несколько слов о Республиканском мультимедиа центре.
Российский мультимедиа центр Рособразования был организован в 1991 году. Это государственное предприятие. На сегодня оно единственное в системе Федерального агентства по образованию. Есть еще IT-предприятие государственное, тоже большое и известное, оно подчиняется непосредственно министерству - ГНИИ ИТТ "Информика", Научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций. Так что вообще в системе образования существует два крупных государственных предприятия, точнее - две государственные организации. В частности, Республиканский мультимедиа центр основной своей работой считает создание контента, прежде всего, конечно, образовательного контента, и за годы существования, вот уже 16 лет, он достаточно преуспел. Достаточно сказать, что мы очень долго занимались разработкой мультимедиаконтента на CD-ROM, в том числе и по зарубежным заказам. Двенадцать наших продуктов лицензированы и продаются за рубежом в развитых странах. У Республиканского мультимедиа центра более 30 наград и дипломов конкурсов электронного контента. В том числе мы гордимся больше всего шестью наградами, полученными за рубежом - в Канаде, во Франции, в Гонконге и так далее.
Но главная наша работа, конечно, заключается в том, чтобы очень быстро развивающуюся отрасль информатики, компьютерной техники и ее достижения сочетать с научно-педагогическими принципами и создавать современный образовательный контент. Вот, пожалуй, главная задача нашего центра.
ВЕДУЩИЙ: Тогда, Александр Васильевич, переходим к вопросам нашей интернет-аудитории. Первый вопрос. Павел Валерьевич Петров, Республика Карелия: "Есть ли какие-либо организации в структуре нашего образования, которые могли бы помочь образовательным учреждениям определиться со стратегией информатизации?"
А.ОСИН: Я уже сказал, что в системе образования две крупные организации, которые занимаются информационно-коммуникационными технологиями и образовательным контентом, и я думаю, что ни в одной из них не откажутся проконсультировать конкретное образовательное учреждение. Но на самом деле этот вопрос мне очень нравится, потому что с него очень удобно начинать. Мне кажется, что стоит вообще выяснить, что подразумевается под "стратегией" - вот крупными буквами здесь выделено. На самом деле стратегия информатизации во всем мире состоит из нескольких направлений. Она везде одинаковая.
Первое направление - это компьютеры и сети, то есть средства для чего-то.
Второе направление, для чего нужны эти средства, - это электронные образовательные ресурсы, то есть образовательный контент.
Третье направление всегда связано с повышением квалификации педагогов.
И у нас есть еще и четвертое направление - это автоматизация управленческой деятельности.
Я хочу сказать, что перечисление этих четырех направлений - единых на самом деле во всем мире - далеко не исчерпывает проблему, ее стоит более широко рассмотреть.
В 2005 году по заказу Рособразования была подготовлена последняя версия стратегии информатизации российского образования. (Я говорю о последней версии - наверное, специалисты меня легко поймут.) Очень быстро развивается ИКТ, очень быстро развивается информатизация образования, и поэтому сверять часы, коррелировать с учетом последних достижений приходится практически раз в три-пять лет.
Стратегия, о которой я говорю, ее направления ничем не отличаются от мирового опыта.
Прежде всего, о носителях. Было признано, что наиболее перспективным носителем в нашей стране является глобальная сеть. Потому что уже достаточно большой объем работы с электронными изданиями, изданиями на компакт-дисках показал, что в географических условиях нашей страны переоценить Интернет ну очень трудно.
Второе направление - это электронные образовательные ресурсы. На самом деле это ядро и базисный компонент информатизации, потому что если у нас нет каких-то новых образовательных продуктов, которые обладают некоторыми информационными качествами, то информатизация попросту не нужна, нечему тогда будет учить учителей, не нужны ни компьютеры, ни сети, потому что нечего передавать. Это такая крайняя ситуация. Это, конечно, самое сложное, но и самое важное направление информатизации школ - электронные образовательные ресурсы. Собственно, ради этого все и делается.
Ну и, наконец, автоматизация управленческой деятельности, в том числе управления школой. Это одно из направлений стратегии, которая принята на уровне межведомственного координационного совета.
Применительно к конкретной школе как эта глобальная стратегия может отражаться?
Во-первых, нужно сначала совершенно четко представлять себе, зачем нужна информатизация образования. Это такой сакраментальный, уже банальный вопрос, но ответы на него я слышал в течение многих лет, общаясь с педагогической аудиторией, преподавателями вузов, с педагогами из школ. Ответы очень разные.
И, как правило, самый первый ответ вот какой: XXI век, человечество придумало компьютер, и теперь эти самые компьютеры используются во всех отраслях народного хозяйства. Потому и нам в школе (мы говорим сейчас о школе) нужно изучать компьютер, компьютерные технологии, информатику.
Это подход к ИКТ, к информатике как к явлению природы, будто речь идет о грозе или геологическом строении земли.
Ничего подобного. Совсем не для этого нужна информатизация школы. Нужно посмотреть с другой стороны: нас всех захлестнула лавина информации, произошел информационный взрыв (об этом даже СМИ перестали писать, потому что теперь это общее место), и теперь нужно учиться всю жизнь. Это тоже уже как-то вышло из моды упоминать даже в СМИ, потому что это тоже общее место.
А теперь представим себе сегодняшнюю технологию обучения: классно-урочная система, преподаватель и учащиеся. Какого бы уровня образования это ни касалось.
Представьте себе, что нужно учиться всю жизнь. Это потребует, чтобы к каждому учащемуся был прикреплен отдельный преподаватель, а лучше несколько - разных специальностей. Нас в школе учили, что рабовладельческий строй потерпел крах потому, что количество надсмотрщиков стало сравнимо с количеством рабов. Вот примерно та же ситуация ожидает образование, которое у нас проходит теперь, действительно, через всю жизнь, если мы будем пользоваться старыми педагогическими технологиями. Невозможно найти такое количество учителей.
Теперь что касается сектора организованного образования: школы, вузы, техникумы. Там стратегия говорит, что информатизация образования требуется для повышения доступности и качества образования. Наверное, все наши следующие вопросы будут касаться в том числе и этих аспектов. Что это такое - доступность и качество? Слишком общие слова. Мы постараемся их конкретизировать.
Так вот, если мы отчетливо понимаем на уровне школы, зачем нужна информатизация образования, то основные направления стратегии - они понятны. Да, прежде всего школы сегодня подключили к глобальной сети, и каналы подключения, безусловно, будут развиваться, и это надолго. Соответственно, нужно развивать внутреннюю локальную школьную сеть.
Использование компьютерных классов. До сих пор это представлялось так: урок, в основном по информатике, и в классе дети учатся, изучают компьютер и компьютерные технологии. Сейчас вопрос стоит гораздо шире. Теперь компьютеры и компьютерные технологии надо использовать для обучения по всем предметам. И нужно отчетливо понимать, что доминантой использования - даже в школе - будет использование их во внеурочное время при выполнении самостоятельной учебной работы.
Вот, наверное, эти направления. Если какие-то есть неясности, я с удовольствием поясню Павлу Валерьевичу Петрову или другим нашим коллегам, могу с ними встретиться и постараться привязаться к конкретным условиям той или иной школы.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Следующий вопрос. Елена Сергеевна Селезнева, город Белогорск Амурской области: "Если обещано, что школа будет пользоваться доступом в сеть бесплатно два года со дня подключения, то это значит, что мы до 2010 года не будем оплачивать работу в сети? Или уже что-то изменилось?"
А.ОСИН: Тогда по частям отвечаю. Ничего не изменилось. Действительно, с момента подключения два года государство оплачивает трафик. Я не знаю, почему упомянут десятый год, потому что если к шестому прибавить два года, то это будет восьмой, а если к седьмому - в седьмом году закончено подключение школ, - это будет девятый год, да? Значит, логика остается ровно та же, ничего не изменилось.
Более того, есть школы - и их достаточно много, практически половина, - которые были подключены в шестом году. В Федеральном агентстве по образованию известно, что в региональных бюджетах уже предусмотрены средства на оплату трафика, потому что те, кто был подключен в шестом году, допустим, в первой половине шестого года, во второй половине восьмого года переходят на самофинансирование, если угодно. Так вот, соответствующие регионы уже дали информацию в Рособразование о том, что они средства для оплаты трафика для школ в своих бюджетах предусмотрели. Логика ровно та же самая, ничего не меняется.
ВЕДУЩИЙ: Следующий вопрос. Васильев Александр Владимирович, работник бюджетной сферы, Республика Саха (Якутия): "Сейчас действительно практически все школы Якутии подключены к Интернету, что не может не радовать. Но, к сожалению, нельзя сказать, что мы в полную силу пользуемся всеми возможностями интернет-ресурсов, так как скорость подключения очень мала. Вместо обещанного минимума 128 кб/с, у нас в школе всего 5-10 кб/с, а иногда связь и вовсе отсутствует. И это не единственный случай. Практически во всех школах нашего района (Усть-Алданского), подключенных по спутниковым технологиям, такая ситуация! Как Вы это прокомментируете? И что намерены делать?"
А.ОСИН: Сначала как я это прокомментирую. Это на самом деле не единичный случай. И государственному заказчику подключения школ к Интернету, а именно Рособразованию, такие случаи известны. Это первое.
Все дело, конечно, в том, что магистральные каналы часто не выдерживают совокупной нагрузки подключенных новых пользователей.
Что намерены делать. В этом случае - мы специально обсуждали это в Рособразовании - делать, прежде всего, нужно тем пользователям, которые это ощущают. Нужно обязательно обратиться с официальным письмом к государственному заказчику - в Федеральное агентство по образованию. И по каждому конкретному случаю государственный заказчик будет принимать меры.
ВЕДУЩИЙ: Следующий вопрос. Андрей Викторович Калеников, Москва: "Почему в подключаемые школы не поставляется руководство пользования Интернетом в печатном виде? То есть некоторая книжка с наиболее важной информацией о полученной услуге: какое оборудование, как оно работает, как и где можно получить методическую, техническую поддержку и т.п. Не надо все печатать, что есть на сайте НФПК, но самое главное - в том числе ссылки на этот сайт. Причем не просто - "сайт НФПК", а конкретно: такая-то информация - там-то... Да, люди начнут сами ориентироваться в Интернете, но сколько времени пройдет? Со спутниками, помнится, был какой-то канал распространения информации - что с ним сейчас?"
А.ОСИН: Во-первых, руководство пользователя Интернета в печатном виде - нельзя сказать, что его не издают и не рассылают по школам. В частности, в этом году ГНИИ ИТТ "Информика" было поручено - и они подготовили "Путеводитель по Интернету", и, насколько я знаю, во все школы страны эта брошюра была разослана. Это первое.
Более того, эта работа будет продолжаться. Я знаю, что есть в планах ежегодное обновление такого путеводителя в печатном виде. И это будет подсказка учащимся и учителям, в какие места интереснее всего обращаться. Это раз.
Второе. Конечно, проблема гораздо шире, и хотелось бы все иметь так, как это делается в электронном мире, быстро и по гораздо более широкому кругу вопросов.
Так вот, я могу сказать: буквально завтра состоится презентация так называемой стартовой страницы. Это первая страница, которую будут видеть все пользователи школьной сети Интернет. Готовили ее достаточно долго, и она как раз направлена на решение тех вопросов, которые были сформулированы сейчас. Думаю, что эта стартовая страница и послужит очень удобным навигатором для пользователя, если он совсем неопытный в сети.
ВЕДУЩИЙ: Следующий вопрос. Хлиманков Александр, аспирант, Москва: "Есть ли аналоги такого проекта, как подключение всех школ к сети Интернет и создание единой системы образовательных ресурсов, в других странах?"
А.ОСИН: Вопрос замечательный. Аналоги, конечно, есть. Но сравнивать... Аналог бывает той или иной степени адекватности, сравнивать достаточно сложно.
Давайте по подключению школ. Да, например, Европейский союз, европейское сообщество в начале 2000-х годов - в 2003 году, если быть точнее - разработали свою программу подключения школ к Интернету. Если сравнивать решения, которые были использованы в Европе, и решения, которые были использованы у нас, то уже на втором шаге мы обнаружим, что аналоги жили в гораздо более тепличных условиях: высочайшая плотность населения, очень высокая насыщенность средствами связи, начиная от АТС и заканчивая проводами, оптическими кабелями и так далее. Это помогло решить в странах ЕС эту задачу очень эффективно и в достаточно сжатые сроки.
Разумеется, в необъятных географических просторах нашей страны решение этой задачи только формально практически то же самое, а по существу пришлось преодолеть колоссальное количество трудностей. И, наверное, нужно низко поклониться и Мининформсвязи, и Министерству образования и науки за то, что эта задача решена в принципе. К ее решению подступались не раз. Я был этому свидетелем. И вот сегодня она в принципе решена.
Не уверен, что западные компании, если их пригласить на просторы Российской Федерации, смогли бы ее так быстро и эффективно решить. Не уверен. Это одна сторона вопроса.
Вторая сторона вопроса касается единой системы образовательных ресурсов.
Во-первых, меня немножечко пугает и напрягает слово "единой". Мы не отказываемся от вариативности образования, мы не отказываемся от идеи (собственно, это основная идея Интернета), что информацию можно черпать из разных источников. Мы говорим о том, что государство сейчас очень серьезно занялось проблемой электронных образовательных ресурсов.
Для чего? Я уже говорил, что информатизация образования, ее главный компонент - это некоторые инновационные образовательные продукты, электронно-образовательные ресурсы. Если этой компоненты нет, то нет информатизации образования, нет информатизации школы, не нужны ни компьютеры, ни сети, нечего им передавать и нечему учить учителей и учеников по-новому.
Это очень серьезная проблема, потому что достаточно взглянуть в ретроспективу - в 90-х годах на каждом перекрестке висел лозунг: "Купите ребенку компьютер, и у него с образованием все будет хорошо". Купили. Ничего не изменилось.
В конце 90-х годов - СМИ, плакаты, растяжки на дорогах: "Подключите компьютер к Интернету, и ваш ребенок будет замечательно учиться". Подключили. И ничего опять не случилось. Ребенок еще больше стал заниматься всем тем, что не имеет никакого отношения к образованию. Сами понимаете - компьютерные игры, сайты приличного и неприличного содержания, аськи, общение... Это все замечательно, но киберобщение на уровне "Маша, я тебя люблю", наверное, не самый полезный способ проводить время за компьютером.
Почему все это происходило? Потому что не было электронных образовательных ресурсов федерального уровня. Тех, которые делают профессиональные компании под наблюдением профессиональных педагогов и за которые государство может отвечать так же, как и за учебники.
Коль скоро это все хорошо понимали в Рособразовании, в Министерстве образования и науки, уже начиная с первой программы информатизации РЕОИС, которая была в 2001-2005 годах, развитию электронных образовательных ресурсов уделялось самое большое внимание.
Я надеюсь, что сегодня благодаря усилиям Национального фонда подготовки кадров, благодаря усилиям Министерства образования и науки, благодаря усилиям Рособразования и, конечно, при поддержке нацпроекта... Нацпроект ведь не только сделал то, что он сделал, он очень многие отрасли стимулировал. Подтолкнул, например, разработку тех же самых интернет-образовательных ресурсов, мы о них потом подробнее будем говорить. То есть я хочу сказать, что нацпроект - это не только список событий. Это еще инициирование новых событий в образовании, для которых он послужил толчком.
Есть ли что-нибудь подобное на Западе? Там совершенно другая ситуация, я просто на примере расскажу.
Дело в том, что примерно три года назад программу развития образовательных ресурсов затеяли в Великобритании. Поручили эту программу как исполнителю - программа государственная - известной компании "Би-би-си". А роль хранилища их ресурсов, аналога нашего Федерального центра информационно-образовательных ресурсов, исполняло британское отделение Microsoft. Мы туда три года назад специально ездили и знакомились с тем, что сделано и что делается. Все было очень солидно, замечательно, но есть очень существенные отличия.
Например, по составу этих ресурсов. У "Би-би-си" потрясающая фильмотека, связанная со всеми областями естественных наук. Вы это знаете, наверное. Это и путешествия, и мир животных, и так далее. И в основном фрагменты этих материалов и составили образовательную коллекцию в Великобритании.
Мы будем дальше рассматривать электронно-образовательные ресурсы нового поколения и поймем, что этого совершенно недостаточно.
Очень небольшое количество для детей начальных классов сделано flash-анимации. И этого тоже недостаточно, потому что красивый мультик - это еще не обучение.
Вот что такое обучение, что для этого нужно, мы будем говорить дальше. Так что аналоги есть, безусловно, но у нас есть некоторая своя собственная специфика, в частности, подключения школ к Интернету, и здесь, если все аспекты рассматривать, может быть, аналогов и нет.
ВЕДУЩИЙ: Следующий вопрос. Щёлокова Галина Владимировна, госслужащая, Московская область: "Будут ли выделены деньги на лицензионное ПО школам? Или эту проблему надо решать муниципалитету? Как работать, если нет лицензионного ПО?" И, в дополнение к этому вопросу, Галаган Сергей Игоревич, Москва: "Каков состав пакета ПО, поставляемого в школы сейчас, конкретно (названия продуктов, версии), и кто автор этого списка?"
А.ОСИН: Судя по всему, Сергей Игоревич более информирован, чем Галина Владимировна. Я еще раз констатирую: не потребуется работать без лицензионного ПО, не нужно эту проблему решать муниципалитету.
На сегодня государство выделило средства, провело конкурс, есть победители этого конкурса и уже реализуется комплектация для всех школ страны пакета так называемого лицензионного программного обеспечения. Это программное обеспечение, насколько мне известно, по государственному контракту начнет поступать в школы страны с января 2008 года, то есть буквально через несколько недель начнется поставка.
Что касается самого пакета. Теперь я постараюсь ответить Сергею Игоревичу.
Тут очень решительная формулировка - "конкретно". Я просто хочу сказать, что конкретно список занимает 29 позиций и коротко описан на 11 страницах. Поэтому я - извините, Сергей Игоревич - не буду "конкретно" 11 страниц зачитывать, я могу сказать только, что по направлению входит в этот список.
Операционные системы, причем две: Microsoft Windows XP PRO и самая последняя версия операционной системы Microsoft Vista - Windows Vista седьмого года выпуска. То есть даже развитие в области операционных систем учтено в этом пакете. Это во-первых.
Во-вторых, для операционных систем и для всех других программных продуктов условия таковы: трехлетний лицензионный срок, и каждая лицензия позволяет до одного миллиона установок. У нас примерно 64 тысячи школ (порядка 60, цифры немножечко колеблются). То есть это не одна лицензия на одну школу - это компьютерный класс, может быть, какой-то учитель у себя дома установит. Все это лицензионное.
Что кроме операционных систем входит в пакет? Конечно, офисные пакеты. Должны же секретари что-то печатать с помощью Word и так далее. Это Microsoft Office 2003 года и Microsoft Office Enterprise 2007 года. Два офисных пакета.
Дальше большая группа средств программирования. В основном это Pascal, Object Pascal, Turbo Pascal и C++. Это связано, естественно, с информатикой, с программой информатики.
Третья группа - это графические пакеты. Там есть пакеты для создания как растровой, так и векторной графики. Corel Draw, например, для вектора, и всем известные пакеты растровой графики.
Пятая группа - средства работы с текстами: распознавание текстов (когда вы сканируете текст и его нужно распознать в электронном виде) и верстка текстов. Это пятая группа инструментальных средств.
Шестая группа - это средства управления школой. В том числе и экономические, поддержка экономических операций в школе - бухгалтерия и так далее.
И седьмая группа - это web-дизайн. Если вы хотите сделать сайт школы или что-то в этом духе.
На самом деле, я уже говорил, 29 позиций. И 30-й позицией в этом комплекте будет диск с примерами электронных образовательных ресурсов нового поколения, чтобы люди могли сразу познакомиться с этими продуктами, скачать себе программное окружение и знали, что можно обращаться по определенным адресам, чтобы расширять список ЭОР нового поколения.
Этот диск находится в собственности государства и совершенно бесплатно распространяется в системе российского образования.
Есть еще вопрос по автору - кто автор этого комплекта. Автором этого комплекта является федеральный образовательный стандарт. Люди сели, посмотрели, что нужно изучать в курсе информатики, подумали, что еще может в смежных курсах понадобиться, обсудили эту проблему, и затем вышло специальное распоряжение Правительства, которое регламентировало перечень типов программного обеспечения. Это распоряжение Правительства 1447-р от 18 октября этого года.
Так что автором является образовательный стандарт и примерные учебные программы. И это авторство еще подкреплено распоряжениями соответствующих органов управления.
ВЕДУЩИЙ: Следующий вопрос. Оробец Алексей Александрович, работник бюджетной сферы, Краснодарский край: "Уважаемый Александр Васильевич! Думаю, всех, кто связан с образованием и информатизацией, волнует вопрос обеспечения образовательных учреждений легальным (лицензионным) программным обеспечением. Каким образом школы должны решать задачи, связанные с обслуживанием (в том числе администрированием) ПО (особенно свободно распространяемого ПО)? Как школам решать проблемы, связанные с информационной безопасностью?"
А.ОСИН: Это на самом деле очень хороший вопрос. Нужно отчетливо понимать, что если я, скажем, свои личные, семейные проблемы буду адресовать некоему семейному журналу, то, вы сами понимаете, мне могут дать общий совет, но никто не будет мои проблемы решать за меня. Чего будет касаться этот совет? Мне разъяснят условия, в которых я буду находиться, идя тем или иным путем.
Сегодня государство создало условия для того, чтобы был выбор. В каждой школе, да и вообще любой пользователь может поступить следующим образом. Он может использовать лицензионное программное обеспечение, например фирмы Microsoft, как наиболее распространенное. И эту лицензию как стартовое условие нам государство - всем образовательным учреждениям я имею в виду - подарило на три года.
В течение этих трех лет, вы знаете, будет разрабатываться пакет свободно распространяемого ПО, его называют еще отечественным свободным ПО, но на основе всем известной операционной системы Linux.
И уже где-то в 2008 году, насколько мне известно, начнутся опытные проверки, начнется апробация в ряде школ этого обеспечения на базе Linux. И предполагается, что к 2009-2010 году все школы страны, если пожелают, смогут использовать его на своих компьютерах.
Нужно понимать отчетливо, что мы получаем в том и в другом случае.
Говорят, что Linux бесплатен. Но это, мягко говоря, неправда. Дело в том, что, если мы покупаем лицензию от Microsoft, за нас подумали Билл Гейтс и его сотрудники. Работа с лицензионным ПО несколько легче, гораздо меньше возникает мелких проблем. За нас думает огромная фирма Microsoft, и в случае каких-то проблем мы можем обратиться в эту фирму, в ее российское отделение, и получить консультацию. Но за это нужно заплатить, то есть заплатить за лицензию. Это один вариант.
Второй вариант касается свободного ПО. Никто не исключает возможности его использования, оно достаточно совершенно на сегодня, но нужно отчетливо понимать: чтобы содержать это программное обеспечение, придется искать себе системного администратора, потому что достаточно часто... Вот известно, наверное, что некоторые драйверы трудно найти, есть и некоторые проблемы с другими компонентами этого базового программного пакета. Они вполне решаемые, но их надо кому-то решать.
Значит, нужно отчетливо себе представлять, что в первом случае вы заплатили за лицензию и будете обращаться в сервисные центры Microsoft, и, если вы в большом городе, может, это и удобно. А в другом случае вам придется тратить деньги на специалиста, который будет содержать в порядке пакет свободного программного обеспечения, постоянно расширяющийся, модернизирующийся и так далее.
И тот и другой путь вполне возможен, ну а выбирать, кому что удобнее, должны в каждой конкретной школе.
ВЕДУЩИЙ: Следующий вопрос. Ананьина Елена, представитель СМИ, Пермская область: "Уважаемый Александр Васильевич, не могли бы Вы рассказать поподробнее, что такое электронные образовательные ресурсы и чем они отличаются от электронных библиотек?" И еще похожий вопрос. Ваганов Д.Л., студент, Красноярск: "В чем, на Ваш взгляд, основное отличие электронных образовательных ресурсов от учебников, кроме того, что они расположены на других носителях и для их воспроизведения нужны компьютеры?"
А.ОСИН: Два совершенно замечательных вопроса. Мы переходим к очень интересной теме - электронных образовательных ресурсов, основы, как я уже говорил, информатизации школы в том числе.
Эти вопросы на самом деле касаются одной и той же темы. Но люди имеют в виду совершенно разные прототипы.
Вообще электронные образовательные ресурсы - понятие очень широкое. Их очень много, разных типов. Они все классифицируются по четырем группам. Вообще электронный образовательный ресурс - это то, что воспроизводится электронным устройством. И все.
Первый, самый простой и всем хорошо знакомый электронный образовательный ресурс - магнитофонная лента с ситуациями на иностранном языке, которую мы слушаем.
Мы ограничимся электронными образовательными ресурсами, которые воспроизводятся на компьютере, они более мощные и их всего три типа.
Первые ресурсы - текстографические. Это тексты, иллюстрированные некоторыми картинками. По существу, копия учебника. И эти же электронные ресурсы лежат в электронных библиотеках.
Вторая группа - моноформатные ресурсы, всем хорошо известные. Например, образовательная коллекция НФПК. Моноформатные ресурсы - это аудиозапись, видеофрагмент, один файл с картинкой и так далее. То есть некоторый контент одного формата.
И, наконец, третья группа, самая интересная для образования - это мультимедийные электронные образовательные ресурсы.
Вообще слово "мультимедиа" переводится как "много способов", "много средств".
Слово "мультимедиа" используется в двух аспектах. Мы говорим "мультимедиаплеер" или "мультимедиаколлекция". На самом деле всем известный мультимедиаплеер воспроизводит моноформатные продукты, и мультимедийным он называется только потому, что может воспроизводить и текст, и графику, и видео, но - по очереди.
То же самое - мультимедиаколлекция. В совокупности она мультимедийна, там разные форматы, но каждый в данный момент используемый продукт - в моноформате. Это либо видео, либо картинка, либо звук.
Мультимедиа образовательные электронные продукты - это продукты, которые одновременно на экране и в звуке воспроизводят много образовательных объектов. С точки зрения информатики это разные форматы - мультиформатные, мультимедиа. И, более того, все эти объекты интерактивны.
По существу, речь идет о воспроизведении фрагмента реального мира - то, что модно называть виртуальной реальностью. Все объекты, или большая часть из них, интерактивны. Вы можете делать с ними то же, что и в реальном мире: посмотреть, повернуть, потрогать, заставить действовать, управлять каким-то процессом и так далее.
Чем отличается от электронных библиотек? Мы говорим о мультимедиа электронных образовательных ресурсах - самых эффективных, самых мощных в целях образования.
Чем отличаются формально, уже понятно: это не текст. Если там и используются тексты, то в очень незначительной зоне. Это продукт, представляющий фрагмент реального мира или воображаемого мира, например ядерные процессы или события в космосе - то, что мы увидеть не можем.
Чем отличаются от учебников? Самый простой ответ заключается вот в чем. Образование сегодня, парадигма образования, она заключается в том, что существуют три компоненты: получение информации, практические занятия и аттестация или контроль. Это все знают, все учились когда-то. И эта парадигма образования существует много тысяч лет. Наличие компьютера ее не меняет.
Меня при этом спрашивают: а что такое "другая парадигма образования"? Другая парадигма образования - это фильм "Матрица": надел шлем - и утром встал специалистом. До этого мы, видимо, не доживем. Но это показано.
Так что на сегодня наличие компьютера не изменяет парадигму: получение информации, практические занятия, аттестация.
Книга может поддержать только один компонент образовательного процесса - получение информации. Только.
Электронные образовательные ресурсы, я говорю о мультимедиа электронных образовательных ресурсах, поддерживают все эти компоненты. Любое практическое задание, вплоть до виртуальной практической лабораторной работы. Любой контроль под управлением преподавателя или самоконтроль. В том числе контроль не обязательно на тестах, контроль может производиться на тренажерах, которые имитируют реальные ситуации.
Так что самое простое, чем они отличаются от учебников, - они в три раза мощнее.
Ну, наверное, пока все.
ВЕДУЩИЙ: Вопрос на ту же тему, немножко другой аспект. Улаев Р., преподаватель, Республика Татарстан: "Будут ли электронные образовательные ресурсы использоваться в помощь учебникам, или это будут отдельные, самостоятельные, полноценные учебные курсы?"
А.ОСИН: Понятно. Тоже очень важный вопрос. Во-первых, конечно, в помощь, но как - это нужно расшифровать.
Очень часто мне задают вопрос, особенно представители СМИ, когда начинают беседу, говорят: "Вы всю жизнь занимались электронными образовательными ресурсами, компьютерами, сетями, вы сейчас нам скажете, что книжки больше не нужны, учителя больше не нужны и школы скоро закроют".
Отвечаю в очередной раз. Именно я очень обоснованно скажу следующее: книгу никто не отменял, у нее есть огромное количество преимуществ. Она удобна всегда и везде, я могу ее без всяких технических средств использовать где угодно, хоть в вагоне поезда или на лужайке в лесу. Кроме того, у нее 500-летняя традиция применения, и она нам еще очень долго послужит.
Более того, весь наш мир - это процессы, объекты, абстракции. Так вот, абстракции - это науки об обществе, науки о Вселенной, да даже и глубоко внутрь вещества - это тоже уже мысли на уровне абстракции. Все это можно передать только текстом. Именно поэтому текстовое издание, с моей точки зрения, вряд ли когда-нибудь умрет вообще. У него есть очень твердые позиции и очень обоснованная зона применения.
Другое дело, что традиционная полиграфия может меняться, уже сегодня существуют разные способы заменить бумагу, на которую уходит лес. Но это вопрос из другой плоскости. Тем не менее книжные издания, в традиционном ли виде или в виде несколько модернизированном, никто не отменял. И они будут очень еще долго служить человечеству. В том числе и в школе.
Теперь что касается учителя. Это тоже крайне важно. Как бы это помягче сказать, любой электронный продукт никогда не заменит человека. Учитель - это такая, если говорить языком информатики, экспертная система, которая ответит практически на любой вопрос, причем может ответить разными словами: для сильного ученика, например, так, для слабого - так. Не понял - повторит. И так далее. Учитель - это воспитатель. А ни один компьютер на себя воспитательных функций пока не берет. И можно об этом говорить бесконечно. Учитель - это непреходящая ценность.
Ни одна машина на сегодня даже близко не подходит по уровню к человеку. Но при этом нужно понимать, что она ему помогает делать. Мне приходит в голову аналогия самая простая. Землю можно копать лопатой. Помните, в 30-е годы прошлого века великие стройки происходили с помощью самого простого шанцевого инструмента. А сегодня можно купить экскаватор. Землю будет копать намного быстрее, но при этом все равно мелкие детали, шлифовку придется делать лопатой - экскаватор грубоват. Вот у меня почему-то такая аналогия возникла.
С помощью электронных образовательных ресурсов мы учителю даем в помощь экскаватор. А тонкая шлифовка и вопросы, которые не может решить огромный ковш экскаватора, это все равно его дело.
ВЕДУЩИЙ: Александр Васильевич, есть еще вопросы о том, о чем Вы сейчас говорили, о роли учителя в век цифровых технологий. Оксана Сергеевна Ткачик, управленец, Томск: "Насколько обязательны для применения в школе эти программы? Будут ли предложены варианты учебных программ по одному и тому же курсу, то есть насколько свободен учитель в выборе информации, предоставляемой в рамках электронных образовательных ресурсов?" И еще один вопрос на эту тему. Гаврилина Александра Евгеньевна, педагог, Оренбургская область: "Несмотря на то что основа учебных курсов, особенно в области точных наук, везде примерно одинакова, все же методика преподавания различается у разных педагогов. При этом учителя ориентируются и на средний уровень подготовки детей в конкретной группе, и на доступные им материалы, и на многое другое. Учитель-гуманитарий еще более свободен в выборе методики. Можно ли сформировать авторский учебный курс на основе модульной системы? Сможет ли эта система учитывать индивидуальные особенности учеников?" И совсем технический вопрос, но на эту же тему. Барышников Вячеслав, системный администратор, Владивосток: "Может ли учитель сам изменить электронный учебный модуль?"
А.ОСИН: Замечательно. Мы вплотную подошли к электронным образовательным ресурсам нового поколения. Нужно коротко рассказать, как они устроены. И, я думаю, это будет ответом на вопрос.
Сначала по организации дела. Ни в коем случае никто не предполагает, что директивно будет дано во все школы указание: используйте электронные образовательные ресурсы.
Сам учитель, а прежде всего сам учащийся - школьник, студент (этот процесс уже происходит, потому я говорю об этом уверенно) - поймет преимущество этих новых средств обучения, новых продуктов. И сделано это может быть только добровольно. Мы чуть позже поговорим о новых педагогических технологиях, это вообще творчество массового учителя. Поэтому никто даже не задумывается о каком-то приказном порядке использования ЭОР. Это первое.
И я думаю, что такая вариативность, возможность применять те или иные способы обучения, те или иные материалы - это то, что государством поддерживается. Говорит об этом и сама структура ЭОР нового поколения.
Прежде всего, почему ЭОР нового поколения. Мы с вами говорили о мультимедиапродуктах образовательных. Если более строго, речь идет о мультимедиа интерактивном контенте. Такие продукты раньше, еще в первой федеральной программе по информатике для школ, могли сделать только на дисках. По очень простой причине. Если мы, запустив какой-то диск с образовательным продуктом или с игрушкой, посмотрим, какой у него рабочий поток, то увидим, что рабочий поток хорошего образовательного продукта порядка 5 мегабит в секунду. Глобальная сеть этого просто не может обеспечить. Даже широкополосные сети не дают возможность использовать продукты с нелинейной навигацией. Но это отдельная тема.
Так вот, всем было понятно, что в школе электронная копия учебника не нужна. У школьника есть учебник, его никто не отменял, мы об этом говорили. И это замечательное средство для получения информации. У него нет других возможностей. Нет возможности провести лабораторную работу вне школы, самоаттестацию, тем более самоаттестацию на тренажере, например, с какой-то реальной ситуацией. Для этого нужен интерактивный мультимедиаконтент, а он мог распространяться только на дисках.
Так вот, первая проблема, которую решили ЭОР нового поколения, - с помощью модульной структуры электронный образовательный мультимедиаконтент стал доступен по Интернету.
Вторая проблема как раз касается заданных вопросов. Она специфична для образования. Как только появился компьютер, многие педагоги, психологи говорили о том, что наконец-то мы получили средство индивидуализации обучения, средство создания авторского обучающего курса.
Индивидуализация обучения относится к учащемуся. Ученики бывают разные - один лучше слышит, другой воспринимает лучше через видеоканал, третий любит все попробовать и так далее.
Учителя тоже разные. Свой собственный учебный курс учителя составляют годами, перерабатывая тонны информации, увидев огромное количество практических наработок.
Так вот для того, чтобы можно было действительно говорить об индивидуализации обучения, о создании авторского курса преподавателя, в электронных образовательных ресурсах каждому модулю может соответствовать практически бесконечное количество вариативов.
Что такое вариативы? Модули бывают всего трех типов. Модули по получению информации, модули практических занятий, модули аттестации или контроля.
Всего три таких модуля посвящаются каждому тематическому элементу учебной программы. Например, программа по физике, тематический элемент - закон Ома. Я могу закон Ома изложить самыми разными способами: для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, например плохо слышащих, для профильной школы. Таким образом, контент ЭОР нового поколения трехмерен: по оси Y - три типа модулей, по оси Х - тематические элементы, и по оси Z - вариативы.
Наконец, изменились технологии, появились новые технологии представления практического, например, занятия по тому же закону Ома. И это будет тоже вариатив.
Вариативы на примере модуля "И" более-менее понятны, потому что книги мы давно используем. Это взяли книги, вырвали из них те листочки, которые нам нравились, и составили свой авторский курс. Выбирая из этих вариативов, мы составили авторский курс. Точно так же составляется индивидуальная образовательная траектория для слабого учащегося и для сильного.
А вот на стадии практики и аттестации у нас гораздо меньше возможностей. Например, лабораторная работа. Сколько их может быть по химии, физике, по биологии в школе? Единицы. В электронном виде виртуальных лабораторных работ могут быть сотни, тысячи. И на сегодня уже есть. Достаточно посмотреть ЭОР нового поколения по биологии, по мировой художественной культуре, по химии и увидеть огромное количество виртуальных лабораторных работ, которые очень нравятся школьникам.
Так вот, вариативность образования, существование выбора для учителя и ученика учтены непосредственно в архитектуре электронных образовательных ресурсов.
На сегодня по десяти основным предметам школьной программы с 5 до 11-го класса сделано 10 тысяч электронных учебных модулей всех типов, то есть по тысяче на каждый предмет. И мы имеем некоторое базовое, минимальное базовое покрытие для того, чтобы вести учебный процесс.
В данный момент разрабатываются вариативы, о которых я говорил, чтобы был реализован и этот функционал ЭОР нового поколения.
Может ли учитель сам изменить электронный учебный модуль? На самом деле электронные образовательные ресурсы нового поколения (благодаря новым качествам, о которых я говорил) более строго называются "открытая образовательная модульная мультимедиа система". Это технологический базис, на котором построены ЭОР нового поколения.
Открытая образовательная модульная мультимедиа система, аббревиатура - ОМС. Первое слово - открытая. Во-первых, она открыта по совокупному контенту. Никогда в жизни не придется перелопачивать весь этот контент. Появились новые знания - просто появились новые тематические элементы. Появилась новая методическая идея - сделали вариатив. Система только разрастается.
А второе, очень важное - каждый модуль открыт для пользователя. Может ли учитель сам изменить электронный модуль? Очень легко. Потому что ученики это делают исключительно просто.
Летом этого года Федеральное агентство по образованию вместе с Академией IT провели конкурс в компьютерных лагерях среди детей. Он был достаточно короткий, длился всего месяц, но при этом мы охватили где-то десять регионов страны. В компьютерных лагерях детям предоставили ЭОР нового поколения и попросили высказаться в письменном виде и даже переделать некоторые модули. Дети очень легко открывали модуль и изменяли его содержимое. Более того, настолько хорошо изменяли, что победители конкурса - примерно десять модулей - были куплены разработчиками.
И учитель, и ученик могут открыть и изменить модуль. И это очень важно.
ВЕДУЩИЙ: Совсем конкретные вопросы. Золотоносова Татьяна Степановна, учитель, Калининградская область: "Когда электронные образовательные ресурсы станут доступны для российских учителей?" Ирина Владимировна Власевская, работник бюджетной сферы, Республика Хакасия: "Где можно получить электронные учебные модули? Кому они будут доступны в целом?"
А.ОСИН: Совсем просто. Электронные образовательные ресурсы нового поколения, мультимедиа интерактивные образовательные продукты уже с лета этого года доступны всей стране. Открыт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - ФЦИОР. Адрес его - fcior.edu.ru, и второй адрес - eor.edu.ru.
Этот центр открыт уже с лета 2007 года, поэтому все желающие могут туда обратиться и увидеть все 10 тысяч модулей. И скачать те, которые им нравятся. Но мы понимаем, что скачать все сразу затруднительно, гораздо удобнее выбирать вариативы, которые нравятся.
Поэтому, как я уже говорил, в каждую школу страны в состав пакета лицензионного ПО будет вложен диск с избранными электронными образовательными ресурсами и программной средой для их воспроизведения. Там примерно 600 модулей. Для того, чтобы начали знакомиться, а дальше уже обращались во ФЦИОР для продолжения этого знакомства, для построения индивидуальных образовательных траекторий или авторских курсов.
Этот ресурс открыт с лета, и, я должен сказать, достаточно удивительно, что некоторые учителя еще не знают этот адрес, потому что в Соединенных Штатах Америки, в Китае, в Швеции и в некоторых других зарубежных странах этот адрес уже очень хорошо знают. Ну и, естественно, пользуются.
ВЕДУЩИЙ: Следующий вопрос. Филюгин Борис Семенович, госслужащий, Красноярск: "Привлекались ли к разработке электронных ресурсов учителя, реально работающие с детьми и знающие методику преподавания того или другого предмета?"
А.ОСИН: Конечно да. В разработке ЭОР нового поколения принимали участие - и будут принимать, потому что разработка отнюдь не закончена, закончен только первый этап базового курса, и то только с 5 по 11-й класс, начальную школу еще не трогали - лучшие профессиональные российские компании.
В профессиональных компаниях разработка в любой предметной области всегда начинается со специалистов в этой области. Поэтому разработка любого комплекта модулей, скажем, по истории, мировой художественной культуре, физике, математике, химии, начиналась с подбора группы учителей, методистов, специалистов, ученых.
В разработках по разным предметам участвовало от 10 до 15 специалистов в предметной области. С них все начиналось. А вокруг них уже работала инфостудия, вместе придумывали, как показать. Потому что специалисты-то бывают разные, есть подготовленные работать в экранном пространстве, но их немного, а есть те, которые привыкли только текстом излагать. И когда им показывают новые возможности, они начинают мыслить по-другому и пытаются придумать фрагмент реального мира, который нужно имитировать, а не описывать словами. В каждой группе, в каждой компании, занимавшейся разработкой ЭОР нового поколения, обязательно в центре внимания были специалисты в предметной области: действующие учителя, методисты и ученые.
ВЕДУЩИЙ: Следующий вопрос. Отчасти Вы уже на него ответили, но таких вопросов много, поэтому я все-таки его задам. Маркушев Павел Викторович, Санкт-Петербург: "Как и кем будет контролироваться качество учебного материала на электронных ресурсах? Ведь в отсутствие такого контроля может повториться проблема обычных учебников: их много, но они вызывают огромное количество нареканий".
А.ОСИН: Понятно. После того как ресурс сделан - какое-то количество модулей, - они сдаются во ФЦИОР. Перед этим проходят проверку, естественно, на технические качества и содержательные: соответствие программе, соответствие современным научным требованиям.
Но при этом нужно сразу сказать: учебнику, книге уже 500 лет, а электронным образовательным ресурсам - где-то 15-20. В мире, не только у нас в стране. То есть опыт на порядок меньше. И до сих пор в учебниках по некоторым предметам бывают ошибки, опечатки технические, а бывают и содержательные погрешности (в частности, сейчас много обсуждают проблему новейшей истории).
Электронные образовательные ресурсы немножко по-другому устроены, они пытаются представить не печатный текст, а некоторый интерактивный мультимедийный контент, фрагмент реальной или воображаемой действительности. Могут ли там быть содержательные ошибки, равно как в учебниках? Конечно, могут.
Но, в отличие от учебников, у нас есть замечательное средство. Все ресурсы, которые находятся во ФЦИОР, сопровождаются. Если кто-то нашел в пояснительном тексте опечатку - мы ее мгновенно исправим. Если кто-то нашел содержательную неточность - ее тут же обсудят специалисты. Электронные ресурсы в этом смысле имеют некоторое преимущество - оперативность устранения недостатков.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Следующий вопрос. Акимов Павел Николаевич, предприниматель, Москва: "Как будут оцениваться знания ученика, полученные в процессе работы с электронными образовательными ресурсами? Может ли учитель-предметник выбирать или корректировать методы оценки (процентное отношение правильных и неверных ответов, максимальное количество баллов и т.п.)?"
А.ОСИН: Давайте еще разочек с электронными образовательными ресурсами нового поколения, построенными на базе открытых модульных мультимедиасистем. Я не знаю, как оценивать работу ученика, например, с моноформатным электронным образовательным ресурсом. В отличие от текстографических ресурсов, которые полезны в вузе, на высших ступенях образования, где характерна работа со многими источниками, в частности с электронной библиотекой. В школе-то этого как раз нет. Работа со многими информационными источниками для школы не характерна. Как правило, пользуются одним учебником. Редко очень расширяется этот круг.
Когда мы говорили о диске, было непонятно, как оценивать работу школьника с ним. И, хотим мы этого или не хотим, получалось, что диски - это некоторое дополнительное средство.
Предположим, дано задание - в классе или во внеклассной работе - разобраться с каким-то вопросом. Как учитель узнает, смотрел ли ученик этот диск, какие результаты получил? У него есть только один способ - подойти к экрану во время работы с диском и что-то там увидеть. Но это не очень, как вы понимаете, массовый способ.
Электронные образовательные ресурсы нового поколения, несмотря на то что они используют такой мощный интерактивный мультимедиаконтент, позволяют организовать контроль работы.
Для этого была использована известная международная спецификация SCORM. И в результате работы каждого учащегося с электронным учебным модулем либо в сеть, либо на персональный носитель записываются стандартные параметры - от времени, сколько он это смотрел, до того, сколько ошибок совершил. Если это модуль контроля - на какие вопросы ответил, на какие нет.
Сейчас разрабатывается система учета учебных достижений, с помощью которых учитель уже сам скормовские стандартные механические параметры превратит в свою оценку. Будет ли он учитывать время работы с модулем, количество ошибок - это его проблемы, он посмотрит сводную и выработает свою личную систему оценки.
Оценка тоже может быть разная: в одной школе пятибалльная принята, в другой школе - десятибалльная. Учителю будут предоставлены эти средства, чтобы он в авторском режиме выставил свою собственную (мы привыкли к одномерной оценке - три, четыре, пять, восемь) оценку с учетом стандартных и в мировой практике используемых параметров.
ВЕДУЩИЙ: Александр Васильевич, раз мы заговорили о стандартах, у нас есть конкретный вопрос на эту тему. Андреев Артем Викторович, работник бюджетной сферы, Ростовская область: "Насколько полно в электронных образовательных ресурсах поддерживаются стандарты SCORM и LOM? Насколько поддержка стандартов полезна для конечного пользователя? Ведь если стандарты поддерживаются частично, для конечного пользователя это равноценно тому, что стандарт не поддерживается вообще".
А.ОСИН: Чтобы на этот вопрос ответить публично, я должен некоторые разъяснения сделать.
Еще раз подчеркиваю - мы говорим об электронных образовательных ресурсах нового поколения. Другие электронные образовательные ресурсы совершенно не обязательно соответствуют тому, о чем мы сейчас будем говорить.
ЭОР нового поколения на базе ОМС поддерживают полностью стандарт LOM (Learning Object Metadata) и стандарт SCORM (Sharable Content Object Reference Model).
Чтобы было всем понятно, что это такое.
LOM - это метаданные учебного объекта. Вот во ФЦИОРе лежит 10 тысяч ресурсов, а на диске, о котором я говорил, который как бы маленький "парашютик", представление, презентационный диск, - 600 ресурсов. 600 модулей или 10 тысяч модулей - надо найти нужные. Вот LOM нужен для того, чтобы вы в естественной среде, скажем, с использованием школьной программы - класс, тема, - быстро нашли нужный модуль. Раз вы это можете сделать и на диске, и во ФЦИОРе - LOM поддерживается полностью.
А для чего нужен SCORM, мы уже говорили. Нас интересуют прежде всего результаты работы ученика с модулем. И это впервые стало возможным для такого сложного контента только в ЭОР нового поколения. И SCORM поддерживается для того, чтобы иметь возможность оценивать действующего ученика.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Жилницкая Светлана Алексеевна, мама ученика, Липецкая область: "В нашей школе появились новые компьютеры, но остались и старые, которые мы продолжаем использовать. Каковы технические требования к компьютерам, на которых можно будет работать с электронными образовательными ресурсами?"
А.ОСИН: Это тоже очень хороший вопрос. У нас был такой опыт в процессе разработки, когда десять компаний параллельно работают.
Проходит этап работы - и нужно быстро тестировать все модули. Это обязательная процедура, они все проходят и технический, и содержательный контроль. В одной компании, очень крупной, не хватило компьютеров, и они запустили офисные компьютеры, как они их называют. И говорят: модули на них не идут.
Конечно, не идут. Мы говорим об электронных образовательных ресурсах нового поколения - это интерактивный мультимедиаконтент. Конечно, требования к настройкам вашего компьютера, требования к установленному стандартному программному обеспечению для воспроизведения мультимедиакомпонентов резко возрастают.
На компьютере, на котором есть только операционная система и Microsoft Office, ЭОР нового поколения не воспроизведешь. Это же ресурсы нового поколения, мы же хотим, чтобы мы увидели фрагмент виртуальной реальности.
Поэтому для того, чтобы запустить воспроизведение модулей, сначала нужно установить у себя на компьютере небольшой инсталляционный пакет, который включает плеер для воспроизведения модулей и органайзер. То, что вы уже скачали, остается у вас на компьютере, чтобы потом не тратить трафик и в необходимый момент этим воспользоваться. Органайзер отвечает за это.
Пакет начинает запускаться. Он очень простой и очень быстро работает. Мы это проверили вот этим летом. Я сам ездил в очень многие регионы, в основном на Дальнем Востоке: Сахалин, Камчатка, Магадан и так далее. Занимает это несколько минут, но пакет начинает работать с того, что инсталлятор диагностирует ваш компьютер. Если у вас что-то не в порядке с "железом", то есть с hardware, он говорит: извините, у вас нет звуковой карты. Вы ничего не услышите, мы вас предупреждаем.
Или если на компьютере не стоят стандартные программы, например, всем известный flash-player или необходимый для виртуальных панорам QuickTime Player. Все эти плееры фирмы-разработчики для мультимедиакомпонентов распространяют бесплатно, можно взять с их сайта, они бесплатны. Но они должны стоять.
Поэтому инсталлятор сразу проверяет компьютер и говорит: проблемы с железом я решить не могу, а проблемы с software я могу решить. Некоторые у меня с собой, я их, с вашего разрешения, установлю, а за некоторыми я вас отправлю на сайт производителя (там всего-то нужны два-три пакета), и вы скачаете их себе бесплатно. Если вы не скачаете сейчас, я напомню вам об этом, когда будет работать очередной модуль, который потребует такого стандартного пакета.
Короче говоря, там все предусмотрено, все это используется.
Так вот. Часто очень спрашивают, какой должен быть компьютер. На самом деле требования к ним очень невысоки, они есть и на сайте ФЦИОР, и на демонстрационном диске, который приходит в школы. Грубо говоря, никаких проблем у вас не возникнет, если компьютер выпущен в 2003 году или позже.
Но это не значит, что компьютер, выпущенный в 2000 году или в 1998, не будет для этого подходить. Нужно просто посмотреть, что скажет инсталлятор.
ВЕДУЩИЙ: Вопросы от техподдержки тоже очень часто нам присылают в связи с этой конференцией. Владимир Любарский, аспирант, Москва: "Если у учителя возникнет проблема, связанная с использованием учебного модуля, возможно ли проведение дистанционной консультации с автором модуля?"
И еще вопрос. Доценко Мария Викторовна, госслужащая, Калуга: "Было бы логично создать информационный портал для учителей, содержащий ответы на часто встречающиеся вопросы, описания и рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов. Планируется ли что-нибудь подобное?"
А.ОСИН: На сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (адреса я уже называл: fcior.edu.ru или еor.edu.ru) уже сегодня вывешены электронные адреса всех производителей модулей по всем предметам.
У нас с ними есть договоренность, что все, у кого возникли проблемы какие-то с модулем или вопросы, напрямик обращаются по этим адресам, и им обязательно разработчики ответят.
При массовом использовании этих продуктов, конечно, возникнет частный опыт, какие-то общие вопросы, и такой сервис на портале ФЦИОР тоже готовится.
ВЕДУЩИЙ: У нас есть вопросы и от скептиков. Парфенов Николай, менеджер, Тула: "Зачем нужны эти нововведения? Не боитесь ли Вы, что жесткие электронные программы не обогатят, а обеднят учебный процесс, сделают его схематичным и тестообразным, обезличат процесс общения учителя и ученика?"
А.ОСИН: Я бы не назвал этот вопрос скептическим, я бы его назвал очень глубоким. И это правильно. Мы уже несколько слов сказали о том, что должны помочь сделать электронные образовательные ресурсы. На самом деле история внедрения этих инновационных продуктов образования и у нас, и за рубежом насчитывает не так уж много, но порядка 10-12 лет насчитывает.
И последние достижения мировой мысли в этой области заключались в том, что электронные образовательные ресурсы, даже очень хорошего качества, сделанные на диске, то есть с высоким рабочим потоком, интерактивным мультимедиаконтентом, не впишутся в класс. Вот некогда учителю заниматься с дисковыми ресурсами.
Эта проблема и у нас очерчена была, и на Западе. И никто не мог понять, в чем дело. Вроде бы инновационный продукт, новые возможности, а в класс он не вписывается. Все время учитель, явно или неявно, пытается его если не отторгать, то - попробовать можно, но систематически использовать тяжело.
И, вы знаете, только с появлением электронных образовательных ресурсов мы поняли две вещи.
Скажите, пожалуйста, учебник школьный для кого написан - для учителя или для ученика? Для ученика в основном, правда? Другое дело, что ни один учитель не предложит использовать учебник, предварительно не просмотрев или не почитав его сам. Но массовое использование - учеником.
Где преимущественно используют учебники?
В классе или дома? Дома, разумеется. Так почему же электронные образовательные ресурсы должны использоваться в классе? Ну конечно нет. И, конечно, ЭОР нового поколения сделаны для ученика. И в основном для выполнения домашнего задания. Для самостоятельной учебной работы. Ровно то же самое, что делается и с учебником.
Но раньше домашнее задание было очень простое и одномерное. Что мы могли сделать дома? Поработать с буквенно-цифровой информацией - символьной. Почитать - запомнить. Написать формулы.
А теперь мы дома можем делать все: лабораторные работы - пожалуйста, попрактиковаться на тренажере - пожалуйста, самоконтроль - пожалуйста. В том числе и самоконтроль с реализацией практических ситуаций. Не говоря уже о том, что даже традиционное получение информации происходит в аудиовизуальных форматах, а давно хорошо известно, есть такая замечательная китайская пословица: "Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне попробовать - и я научусь". Она работает, эта пословица. Говорят, несколько тысяч лет она замечательно работает. И очень хорошо эту пословицу иллюстрируют электронные образовательные ресурсы нового поколения.
Зачем вообще нужны электронные ресурсы?
Мы уже сравнивали с вами возможности машины и возможности учителя. Почему они не впишутся в жесткие рамки урока? Потому что самое ценное для образования - время, время общения с Учителем (с большой буквы) нельзя отнимать, заменяя работой с машиной.
Так вот, для чего нужны электронные образовательные ресурсы в школе? Они должны, как и любое компьютерное приложение, расчистить учителю зону для творчества, для перехода от вещания к дискуссии с учениками. Это самое интересное, вы же сами знаете, интерактив в классе.
Не нужно будет - не завтра, но в принципе мы должны понимать, куда идем, - объяснять в десяти классах одно и то же одними и теми же словами. Дети замечательно смогут это посмотреть на экране. И гораздо лучше увидеть Третьяковскую галерею и картину Иванова, чем услышать рассказ о ней.
Скорее всего, не потребуется опрос, потому что дети принесут из школы, или пришлют по сети, или принесут флэшки, в которых уже будут результаты самоконтроля. Ткнул в компьютер учителя, и фронтальный опрос каждый день у него перед глазами.
Зачем все это делается? Для того, чтобы освободить время для самого ценного - для общения учителя с учениками. И вот тогда все складывается.
Но это перспектива. Это инновационные педагогические или современные образовательные технологии. Ровно так же, как владение компьютером как компетенция в информатике или в ИКТ. В информационно-коммуникационных технологиях, скорее всего, потребуется и знание современных, и владение современными образовательными технологиями.
Не сразу мы к ним перейдем. Обязательно электронные образовательные ресурсы нового поколения пройдут через класс. Обязательно. Я уже говорил. Учитель, не посмотрев учебник, не порекомендует ученику. Но когда он несколько раз скажет вместо "я вам буду объяснять" "наденьте наушники и посмотрите на экран" или вместо того, чтобы лабораторную работу делать - "мы обязательно сделаем в реалии лабораторку, чтобы пощупать, понюхать и взорвать, но у нас ограниченные возможности - все остальные на эту же тему (в том числе и лабораторные по химии, скажем, в которых показано внутреннее строение, как молекулы объединяются - то, что вообще на практике никогда не увидишь) вы сделаете либо в классе, либо дома".
В классе он ходит между рядами - дети уткнулись в компьютеры. На второй или третий раз он подумает: а зачем он здесь нужен? Тогда нужно отдать это домой, а с детьми заниматься только тем, чем может заниматься с ними человек. Самое ценное для образования время - время общения с учителем - нельзя отнимать, занимая работой с машиной.
Так что судите сами по этому ответу. Это не скепсис, это человек хочет понять то же самое, что мы поняли недавно.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Очень серьезный вопрос. Е.Зинчук, учитель, Ивановская область: "В прессе уже неоднократно упоминалось, что дети будут выполнять домашние задания на компьютерах. Но сейчас далеко не в каждой семье есть компьютер. В моем классе из 25 учеников компьютеры дома есть только у троих, а это город. В деревнях же домашних компьютеров нет ни в одной семье. И заявка, что каждый российский школьник будет пользоваться своим ноутбуком, звучит, как минимум, смешно. Это пока далекое будущее. Даже если такие задания я буду давать лишь части детей - у меня класс расслоится на "компьютерных" и "бумажных", что может создать массу дополнительных проблем".
А.ОСИН: Мы уже говорили о том, что не собираемся директивно с завтрашнего дня всех заставлять пользоваться ресурсами нового поколения. Это дело, во-первых, сугубо добровольное, а во-вторых, мы заговорили о новых педагогических технологиях. Это ведь мы обрисовали только рамки современных образовательных технологий. В каждой конкретной школе учитель будет их настраивать и подстраивать под себя, исходя из собственных возможностей и из конкретных задач. И уж потом копилка этого бесценного опыта, может быть, будет учеными обобщена как некоторые новые педагогические принципы.
Так что на это есть время. Мы не можем говорить, что уже завтра человек, который задает вопрос, будет задавать домашнее задание на компьютере. Но нужно понимать, что он все равно начнет работать с электронными образовательными ресурсами. Для начала - в классе. Потом в качестве эксперимента - мы же даем каким-то ученикам в классе в качестве эксперимента сделать реферат, иногда даже с какими-то, не хочу сказать мультимедийными, но графическими вставками. И потом он это все в классе рассказывает.
Просто я думаю, что в данном случае путь развития в этой конкретной школе будет несколько иной, чем стандартный. Сначала это попробуют в классе, потом отдельные ученики, а со временем и ситуация изменится. На самом деле мы достаточно внимательно проводили с помощью как раз ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика" мониторинг состояния домашнего компьютерного парка. Он очень сильно отличается, и, скажем, в дальневосточных регионах иногда гораздо лучше, чем в Поволжье.
И говорить о том, что в деревнях нет компьютеров, - просто неправда. Я точно совершенно знаю примеры, и мне рассказывали много раз, что работники сельского хозяйства, получив хоть какой-то доход от своего тяжелого труда, бегут не обязательно покупать стройматериалы, чтобы расширять коровник, у них ровно такой же приоритет теперь - компьютер для ребенка. Так что процесс - он параллельный и движется в разных плоскостях.
Ну а что касается вообще ЭОР нового поколения... Если у нас не очень хорошие дороги, это же не значит, что мы должны делать "Запорожцы", которые поперек грядок умеют ездить. Мы все равно должны делать "Мерседесы" и для них делать хорошие дороги.
Потому что здесь как раз согласованные процессы. Просто в каждой школе процесс перехода от традиционных
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме