12:00 09.12.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Сергей Марков: ОБСЕ и ПАСЕ внесли вклад в независимость Абхазии своей оценкой российских выборов
7 декабря 2007 в столице Абхазии г. Сухум прошла пресс-конференция директора Института политических исследований, члена Общественной палаты России, заместителя председателя комиссии Общественной палаты по международному сотрудничеству и общественной дипломатии, профессора МГУ Сергея Маркова. Его ответы на вопросы журналистов приводятся ниже.
Какова цель вашего приезда: это частный или официальный визит?
Цель приезда у меня достаточно понятная: во-первых, мы давно поддерживаем народ Абхазии в его стремлении установить приемлемый для него порядок своей жизни, и в этой связи мы стараемся помочь в частности в том, чтобы были восстановлены нормальные транспортные коммуникации, с тем, чтобы была разрешена нормальная торговля, ну и другие моменты - так, возникали проблемы по поводу лекарств с нашими таможенными органами. Задача Общественной палаты - заниматься защитой прав российских граждан, в том числе в прилегающих непризнанных республиках. У нас при Общественной палате создана Экспертная группа, которая занимается также этой проблематикой. В конечном итоге, я думаю, мы добьемся того, чтобы жители Абхазии и российские граждане не мучались на пограничных переходах со своими хурмой, мандаринами и какими-то другими вещами, как они мучаются сейчас, и, чтобы российские туристы не мучались в пик туристического сезона. Я думаю, мы этот вопрос общими усилиями решим; другие вопросы, которые возникают в hеспублике, понятно, что это - коммуникации, дороги, я думаю, что через границу нужно мост еще один построить для того, чтобы можно было без пробок пересекать ее. Поскольку будет Олимпиада в Сочи, возникает необходимость подумать над тем, каким образом Абхазия могла бы присоединиться к большому проекту. Олимпиада в Сочи - это повод для реконструкции юга России, в рамках которой будут построены новые транспортные коммуникации, т. е. в этой сфере большой блок вопросов и соответственно - как Абхазия ко всему этому сможет присоединиться.
Но есть у моего визита и другой аспект, привязанный жестко ко времени - мы знаем, что 10 декабря должны быть продолжены результаты работы рабочей группы по Косово, мы понимаем, что возможно объявление независимости Косово, возможное признание Косово; возможно признание Россией Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, возможна резкая реакция Грузии, в связи с этим, меня интересует какая ситуация здесь, в Абхазии, потому что, с нашей точки зрения, конечно, нужно сделать все, чтобы сохранить мир. Есть еще один момент: мы получаем противоречивую информацию по поводу проходящей там избирательной компании, разгоне демонстрации в Тбилиси - это, по всей видимости, один из самых жестких разгонов на постсоветском пространстве за последние годы, а информация, которая поступает оттуда, противоречивая. Наша позиция - это максимальное сохранение мира. Вот в чем цель моего визита.
Насколько демократично прошли выборы в Государственную Думу РФ, так как у международных организаций различные мнения по этому вопросу?
Мне кажется, что эти выборы полностью отразили политическую волю народа РФ, политическая воля народа РФ заключается в том, чтобы политика Владимира Путина продолжалась независимо от того, кто бы был президентом, поэтому эти выборы приняли характер референдума, о чем уже неоднократно говорилось, это референдум о продолжении политики Путина. Это не плебисцит, это выборы, которые создают институциональную основу для продолжения политики Путина, институциональная система будет представлена на основе парламентского большинства. Бытует мнение о том, что российская Конституция пропрезидентская, на самом деле российская Конституция дает большую роль парламентскому большинству при формировании правительства. По итогам этих выборов в России формируется твердое путинское парламентское большинство, на котором будет построено путинское правительство. Это главный политический итог выборов. И эту политическую волю выборы отразили очень точно.
Это не значит, что не было нарушений, нарушения были, я бы разбил их на несколько блоков: 1) использование административного ресурса на региональном уровне, особенно в некоторых национальных республиках, в частности северокавказских; 2) несбалансированность работы телеканалов в освещении работы правящей партии и оппозиции; таким образом, если судить по большому счету, можно сказать, что российские выборы на 80 % были демократичными, многие сравнивали эти выборы с парламентскими выборами на Украине, хотя украинские выборы были более конкурентными - эти выборы состоялись не на основе Конституции, а на основе общегосударственного переворота, совершенного группой радикальных экстремистов.
Легитимность Госдумы повысилась: во-первых, большое количество избирателей. Политические партии в основном сохранились, мы видим стабильность партийной системы. У нас есть заявления разных наблюдателей, большинство из которых признают выборы вполне демократичными. Усомнились в их демократичности несколько групп: во-первых - коммунисты, во-вторых, партии прозападных ориентаций., ну и третья группа, которая поставила эти выборы под сомнения - это международные наблюдатели, связанные с ПАСЕ и ОБСЕ. Это все отражает кризис международного наблюдения, честность международного наблюдения оказывается на порядок ниже, чем честность и справедливость выборов, это ставит перед нами очень серьезный вопрос о роли России в международных организациях.
После такой оглушительной победы на выборах в Госдуму "Единой России", когда народ голосовал не за саму "Единую Россию", а за Путина, и это было воспринято, как референдум доверия политике Путина, - в связи с тем, что в марте пройдут президентские выборы, какое будущее ждет Путина?
Я думаю, что Владимир Путин будет самым популярным политиком, лидером парламентского большинства, на котором будет построено правительство и лидером, в том числе конституционного большинства, он будет символом политического курса, кроме того, я думаю, он займет какой-то государственный пост, что-то вроде спикера Совета Федерации. По своей сфере деятельности Владимир Путин может заняться крупным бизнесом не в качестве бизнесмена, возглавить бизнес-клуб России, например клуб спонсоров Олимпиады в Сочи. Задача-минимум для президента - это сохранить преемственность курса, политических задач, чтобы Россия без потрясений могла дальше развиваться, есть и задача-максимум - создать модель политической системы.
В преддверии Олимпиады в Сочи существуют две совершенно разные точки зрения касательно Абхазии: Олимпиада даст старт экономическому развитию Абхазии, приведет к определенному консенсусу вокруг Абхазии либо обернется против нее?
В России с приходом Владимира Путина очень четко сформировалась позиция, что своих не предают. Мы считаем, что жители Абхазии по большому счету - наши люди, они являются юридически российскими гражданами, они оказались в результате катаклизмов брошенными в военный конфликт и у нас нет не только морального права их предавать, но мы понимаем, что это нерационально, глупо предавать своих, страна не может быть великой, если она не поддерживает своих. Поэтому я думаю, что судьба Абхазии не будет разменной картой в борьбе за Олимпиаду, тем более что обратная сторона ведет себя нецивилизованно. После избрания Михаила Саакашвили президентом российским руководством были достигнуты договоренности, однако грузинская сторона их не сдержала, тем самым, поставив под сомнение свою договороспособность. Я думаю, что вопрос признания Абхазии - это вопрос пока нерешенный, он может очень быстро решиться в связи с казусом Косово, может быть отложен, но он не связан тесно с Олимпиадой в Сочи, вот экономическое включение Абхазии является реальным. Олимпийское движение - это движение мира, движение международное, к нему должны быть подключены все народы, в том числе и абхазский народ не может быть изолирован от Олимпиады, так как она пройдет в нескольких километрах от его территории, поэтому сам принцип олимпийского движения требует включения экономики Абхазии, жителей Абхазии к этому процессу. Я думаю, что все эти планы разрабатываются и будут реализованы.
В какой зависимости находится признание Абхазии от признания независимости Косово? Каково будет отношение России к признанию Абхазии, если процесс признания Косово будет заморожен?
Я думаю, что эти вещи находятся в очень тесной связи, нам кажется, что Абхазия и Косово очень близки; если у них есть какая-то разница, то она скорее говорит больше в пользу независимости Абхазии, чем Косово. Поскольку абхазы, в отличие от косовских албанцев, не пришли на эти земли, а живут на них столетиями, тысячелетиями; у абхазов, в отличие от албанцев косовских, нет другой государственности, и они никогда не признавали, что будут жить в рамках Грузии. Поэтому нам кажется, что больше шансов у Абхазии. В то же время России не так легко нести это бремя, лоббированием интересов косовских албанцев занимаются многие державы, но если наши партнеры пойдут на признание Косово, я думаю, что признание Абхазии станет реалистичным вариантом. Если Косово объявит о своей независимости, а эту независимость признает Эстония, Латвия и Польша, я не думаю, что это как -то изменит позицию России, но, если Косово признают США, Великобритания, то это совсем другой вопрос, который ставит нас перед необходимостью пойти по этому варианту. Для России это не является нейтральным вопросом. Неготовность идти дальше в поддержке своих союзников, конечно, очень сильно ударит по международному авторитету России. В то же время, я не могу сказать, что мы хотим убежать от этой проблемы, нам кажется, что нет необходимости спешить, нужно обеспечить нормальное развитие этих регионов, как Косово, так и Абхазии, их деблокирование, нормальное экономическое, социально-политическое развитие.
Насколько реален вариант, при котором Россия и США сумеют договориться, что одновременно будет признано и Косово, и Абхазия, при определенных каких-то условиях?
На этой "шахматной доске" будут стоять не только Косово и Абхазия, но и Южная Осетия, Приднестровье и ДОВСЕ, и ядерная программа Ирана, и много других фишек. Если договор состоится, то вероятнее всего он будет состоять в том, что не надо ничего трогать, надо дать возможность людям жить. А вот зачем мусульманское государство в центре Европы, я не вполне понимаю. ОБСЕ и ПАСЕ внесли серьезный вклад в независимость Абхазии своей беспрецедентно-циничной оценкой российских выборов, они внесли большой вклад в обострение отношений, т.е подвели российское руководство к более твердому решению по Абхазии, парадокс, но это реальный факт.
Если состоится признание Абхазии и Южной Осетии, то в каких границах, дело в том, что отчасти Абхазия сейчас не контролируется своим правительством, как и Южная Осетия, признание означает войну в каком-то смысле за освобождение этих территорий?
Вы подчеркнули одну из проблем, которые существуют. В Абхазии есть все признаки полноценного самостоятельного государства: контроль над большей частью территории, абхазскому народу удалось пройти через такие сложности, как выборы, обеспечить демократическое построение власти, - в условиях, когда грузин все учили демократии - десятки тысяч семинаров, - абхазский народ сам смог выйти из этой ситуации. Я пока не вижу точного решения этой проблемы.
Как вы прокомментируете введение Россией моратория на ДОВСЕ?
Я думаю, введение Россией моратория на ДОВСЕ является попыткой сохранить ДОВСЕ, Россия без сомнения заинтересована в ДОВСЕ. ДОВСЕ является очень важным камнем в обеспечении европейской безопасности, и он должен быть обязательно сохранен. Однако его сохранение в том виде, в котором он существует сейчас - абсолютно неприемлемо. ДОВСЕ должны ратифицировать все страны, его подписавшие, то есть он должен иметь для них юридически-обязывающий характер. К этому ДОВСЕ должны присоединиться другие страны, в частности страны Прибалтики. России должно быть гарантировано более свободное передвижение войск в северокавказском регионе.
08.12.2007
http://www.regnum.ru/
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме