09:45 29.11.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Алексей Подберезкин: `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`. Принципы идеологии социального консерватизма (русского социализма) - порядок
Порядок, т.е. сохранение контроля государства и общества над процессами в стране, - один из наиболее критикуемых принципов либералами, которые рассматривают его как претензию власти на абсолютный контроль. Между тем, с идеологической точки зрения, такая узкая (и неточная) трактовка принципа порядка не имеет ничего общего с принципом, в соответствии с которым государство должно гарантировать сохранение и выполнение правовых и нравственных норм и традиций. "Он (порядок) выступает гарантом обеспечения стабильности и преемственности традиций, - справедливо полагает немецкий философ. Демократическое общество не в меньшей мере, чем недемократическое, покоится на авторитете и иерархии власти. Забвение институтов, обеспечивающих порядок - семьи, профессии, права, государства - ведет не к освобождению (эмансипации), а к хаосу и насилию".
Действительно, забвение норм, традиций и институтов неизбежно ведет к дестабилизации и хаосу. Не трудно увидеть, что заинтересованные силы (как вовне, так и внутри нации) своими главными мишенями выбирают именно существующие политические, нравственные и правовые нормы и институты власти. Так, в 80-ые годы, в рамках концепции "борьбы с этатизмом", развернулась открытая травля КГБ и МВД СССР, Вооруженных Сил, судебных органов, Русской православной церкви, военно-промышленного комплекса и других общественных и государственных институтов. Кампания шла не с целью улучшения их работы, реформирования, а с целью дискредитации и разложения. Не удивительно, что к началу 1991 года во всех основных сферах государственной деятельности эти институты находились в фазе острого кризиса, а власть, как таковая, перестала реализовывать свои функции, - приказы не выполнялись, налоги не собирались, призыв на службу игнорировался. В отдельных регионах федеральный центр потерял полностью контроль, т.е. принцип "порядка" был полностью подорван.
Ключевым в понимании принципа "порядок" следует считать сохранение контроля властью и обществом при допустимости и необходимости проведения реформ. При этом справедливо утверждение, что "при всей готовности консерваторов использовать силу принуждения они все же признают необходимость определенного согласия. Поэтому консерватизм стремится не ликвидировать в угоду государству, а восстановить сознание моральной цели, неких ценностей более высокого порядка, составляющих стабильную основу политического целого. Таким образом, его задача состоит в разрешении явного противоречия между авторитаризмом и индивидуальными свободами, противодействия разлагающему влиянию хаоса индивидуальных интересов, обычно создаваемому неолиберализмом. Этот принцип пытается придать легитимность этой власти, создавая атмосферу согласия относительно основных моральных ценностей. Это сразу же ставит вопрос о том, какие моральные ценности должны быть основными.
Этот принцип имеет огромное значение для современной России, которой пришлось решать вопросы восстановления порядка в стране в приоритетном порядке. Именно восстановление контроля, наведение элементарного порядка стали изначально главными политико-идеологическими задачами нового президента. Его самые первые шаги - учреждение президентских полпредов - стали знаками для всех органов власти еще весной 2000 года.
Безусловно, что при В.Путине власть всеми способами пыталась восстановить порядок в стране, или хотя бы его видимость. Порядок стал самостоятельной ценностной категорией, что, кстати, активно поддерживалось общественным мнением, требовавшим "еще больше порядка". Как отмечают эксперты, "всего за три года Путин и его аппарат на месте хаотичной системы 1990-х и ранних 2000-х создали достаточно стройную политическую систему. Порядок, в противовес вседозволенности 90-х годов, стал не просто принципом, но реальной политикой В.Путина, более того, нормой политического поведения, в т.ч. и личного. Причем, чем сильнее становилась власть В.Путина, чем больше у него появлялось возможностей, тем более решительные меры принимались для восстановления порядка в стране.
Другая особенность этого принципа заключается в том, что он лежит в основе стратагемы В.Путина, т.е. его плана, расчета, который, с общефилософской точки зрения, рассматривается как совмещение разума и традиции. В свою очередь "эффективные поведенческие стратагемы представляют собой не столько индивидуальный разум, сколько разум, репрезентирующий этнос, нацию, государство".
Что это значит с точки зрения следующего президентства? На взгляд некоторых экспертов, ключевыми являются три вещи. Во-первых, новый президент должен сохранить имеющуюся доминанту президентской власти, иначе это предполагает слишком сильную трансформацию политической системы. Во-вторых, он должен быть способен к поддерживанию и развитию достигнутого либерально-консервативного консенсуса, а значит, он должен соединять в себе либеральные идеи и быть принят в силовых структурах. В-третьих, он должен быть готов к дальнейшей либерализации политической системы: через развитие СМИ, через создание сети клубов и институтов для выработки решений, через обеспечение возможностей для возвращения бизнеса в политику.
Для тех, кто помнит вседозволенность и распущенность конца 80-90-х годов, нынешнее время - с его требованиями к самодисциплине и нормам поведения на всех властных уровнях - разительно отличается от прошлого. И дело не только в пьянстве и вседозволенности, но и в отношении к работе, здоровью, семье. Режим очень определенно и настойчиво, не декларируя публично, но, внедряя на практике, фактически вводил новые нормы поведения на работе и в быту, нормы, вполне соответствующие не только русским ценностям, но и ставшими правилами в 90-е годы на Западе. Которые, кстати, не всегда однозначно встречались его оппонентами.
Примечательно, что введение новых норм и правил не имеет отношения ни к ханжеству, ни к администрированию. Что, кстати, ощущается, например, в США. Режим разработал в т.ч. и систему самозащиты - иронию, - которая, как известно, является максимальной степенью свободы, с которой можно импровизировать на стереотипные темы. Эта степень самоиронии во многом компенсировала административные и репрессивные методы наведения порядка.
Таким образом, принцип "порядка" имеет огромное значение не только для восстановления российской государственности, но и обеспечения стратегических задач опережающего развития. "Плановая дисциплина", "исполнительская дисциплина", "личная дисциплина" - это далеко не полный перечень аспектов принципа "порядка", без которых невозможно эффективное управление государством, обществом, экономикой.
Объективно принципу "порядка" противопоставляются принципы и права человека. Нередко искусственно, но в действительности их соотношение должно регулироваться обществом. С точки зрения идеологии социального консерватизма, личность, как главная цель развития обществом, должна быть максимально свободна. Ей должен быть предоставлен максимальный набор возможностей. До тех пор, пока ее действия не вступают в противоречие и не начинают угрожать свободе других личностей, т.е. нарушению порядка.
И еще. Не следует повторять ошибок прошлого, когда среди сторонников режима, будь то в императорской, либо советской России, формировалась когорта будущих его противников. Принцип "порядка" не должен ставиться под сомнение сторонниками режима, которые выступают его легальными критиками. Масштаб "легальности" связан с субъективными настроениями, но опасность в том, что для сторонних наблюдателей он воспринимается как скрытая фронда, как реальная оппозиция порядку.
Алексей Подберезкин - Лидер политической партии "Партия социальной справедливости".
28 ноября 2007 года.
www.nasledie.ru
Приложения:
Фото 1. 16 Kb
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме