22:15 24.11.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Круглый стол Партии социальной справедливости `КАК НАМ ПОБЕДИТЬ КСЕНОФОБИЮ?`

Круглый стол Партии социальной справедливости `КАК НАМ ПОБЕДИТЬ КСЕНОФОБИЮ?`    В круглом столе Партии социальной справедливости "КАК НАМ ПОБЕДИТЬ КСЕНОФОБИЮ?", состоявшемся в пресс-центре газеты "Московский комсомолец" приняли участие Абдулла Иеса - шеф-корреспондент Телеканала Аль-Алам; Абу Идалбаев -"Ассоциация чеченских общественных и культурных объединений"; Андарбек Яндаров - профессор, доктор философских наук; Людмила Айвар-Трунова- залуженный адвокат РФ, профессор, доктор юридических наук; Леонид Жуховицкий - писатель-публицист; Юрий Твардовский - зампред фонда ветеранов "Рокада"; Каромат Шарипов - Международная общественная организация "Народная лига "Таджики"; Рауф Вердиев - "Союз азербайджанцев". Ведущая - писательница, общественная деятельница Мария Арбатова.

Мария Арбатова. Сегодня Россия столкнулась с таким мощным потоком трудовой миграции, который ей трудно переварить без ущерба и для себя, и для самих мигрантов. Если в западных странах трудовая миграция попадает в пространство с эффективной правоохранительной системой, отстроенных институтов прав человека и толерантно настроенного общества, то у нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Это опрокидывает нас в ползучую гражданскую войну. Проблема упирается в то, что в стране нет молодежной политики. В результате этого проявления кровавой ксенофобии особенность маргинальной молодежной среды, что бы ни говорили на кухнях за бутылкой водки взрослые дяди и тети, они все равно не пойдут на улицу резать инаких. С ножами по городу рыщет определённая возрастная группа, ведомая понятным гормональным фоном, которой некуда себя деть. С одной стороны, молодежь ищет собственную идентичность самым нехитрым способом : "против кого дружим","против кого объединяемся", "кто мешает нам жить". С другой стороны, :абсолютно коррумпированная милиция, которая не защищает ни тех, ни других. Мигранты ее просто покупают, а со скинхедами милиционеры чувствуют себя социально близкими. И вот, собственно, у нашей партии была идея сделать ролик о ксенофобии, выслушав мнения представителей диаспор.

Абдулла Иеса. Я пятнадцать лет живу в России, закончил Литературный институт имени Горького, творческую мастерскую поэта Игоря Левитанского. Как журналист я постоянно бываю и в горячих точках России, и пытаюсь брать интервью у ксенофобски настроенной молодёжи.
Я согласен с тем, что при отсутствии серьёзной молодежной политики очень трудно бороться с таким явлением, а оно очень опасно для России. Оно расшатывает её изнутри. Россия не может быть страной только для русских, здесь веками живут люди разных национальностей, культур, религий. При Советском Союзе проблема не стояла, но болезненный распад на отдельные государства, локальные войны и особенно "чеченский след" делают тему больной и актуальной. Военные действия окончились недавно, память о них свежа. И ещё не одно поколение с обеих сторон будут беспокоить эти раны. С одной стороны Россия пытается укрепить отношения с близкими странами, улаживает отношения с мусульманским миром. Но это бесполезно, пока её правоохранительные органы не научились бороться со скинхедами. Я был свидетелем, как араба убили в метро и бросили под поезд. Я расследовал, как в Ленинграде избили до смерти девушку. Это не обычный бандитизм - это результат того, что кто-то "кормит" ненависть к представителям других культур. И это в стране, в которой столько представительств разных других религий. Россияне должны понимать, что если в их стране человек погиб потому, что он приехал из другого мира, в этом другом мире будут также относиться к русским туристам. Ещё хочу добавить, СМИ - это лицо России. Именно через него формируется восприятие российской действительности на мировой арене. Сегодняшние российские СМИ заполнены ксенофобской интонацией.

Мария Арбатова. Есть тема, которую я хочу осветить : она не выходила на страницы прессы, но была в Интернете. 01.09.07. недалеко от редакции "МК" в моём доме произошла трагедия. В 3 часа ночи два русских парня пострадали в драке от чеченского бандита. Один погиб, один выжил. Сколько я ни пыталась поднять прессу, она молчала. Приехала "Комсомолка", сделала интервью - оно не вышло. Приехал "МК" - отказался : "Наша главная новость на 1 сентября - Лужков открывает на Шмитовском лучшую школу, а вы тут со своим криминалом на том же Шмитовском. " "Известия" сделали интервью с родителями покойного - материал не вышел. Информационная блокада криминализует атмосферу внутри района. Мне говорят, что я раздуваю Кондопогу, а я просто требую работы закона о гласности. Сегодня я пригласила на этот круглый стол представителей чеченской диаспоры, чтоб попросить их прийти к родителям погибшего мальчика, пожать ему руку, посочувствовать, объяснить, что это эхо войны на московских улицах и наша общая боль. Парень родился и прожил в этом дворе 21 год, никакой не скинхед, кандидат в мастера спорта по плаванью, он был на костылях в гипсе на ноге, и после перепалки получил 9 ножевых ранений от ровесника своего отца. Чеченец в этом доме снимал квартиру, в ней остались его жена и сын. В драке он выронил паспорт, в котором написано, что он - житель Грозного. Почему я так настаиваю на огласке этой истории, потому, что она демонстрирует проблему сложностей диалога. Какой бы спор между ними ни случился, парень не ожидал, что против него может пойти нож. Он спустился во дворе своего дома за пивом, а уже пьяный гость столицы спровоцировал диалог на тему, что здесь его двор, и он в нём хозяин. То, что принято оскорблением в культурном стереотипе, не читается как оскорбление в другом. Когда Александра Иванникова убила армянского таксиста при попытке изнасилования, было опрошено множество таксистов, в большинстве мигрантов из консервативных регионов. Они в основном дали ответ:"А порядочная женщина не может в 3 часа ночи садиться в такси". И это проблема столкновения культур, жертвами которой мы не желаем становимся у себя дома. Сегодня Москва как среда обитания стала очень опасной. Вот у меня муж-индус. Когда я вечером иду с ним по улице: я не знаю, то ли мне дадут по башке мигранты, за то, что у меня по их мнению большое декольте; то ли его изобьют скинхеды, потому что он смуглый. Только созданием центров адаптации мигрантов из консервативных регионов к нашему образу жизни мы сможем как-то изменить ситуацию.

Абу Идалбаев. Вы напрасно так говорите об этом преступлении. Это сделал не чеченец, а бандит. Мы выясняли в отделении милиции - это бытовое убийство.

Мария Арбатова. Милиции удобнее считать так. Но мы с вами прекрасно понимаем, что это не бытовое убийство, а результат определённого диалога. Там была толпа свидетелей. Убийца кричал, что крышует этот двор, магазин. Парни возразили, нет, это наш двор, мы здесь выросли.

Абу Идалбаев. Это замазывание проблемы. Я интересовался в милиции : обычное убийство, их сотни по Москве. Нечего акцентировать на нем внимание, обычное убийство, когда убивают за бутылку. Вот у меня в руках цифры : вот в конце сентября - начале октября убит молодой чеченец на Ярославском вокзале. 23-летний, никакой перепалки, ничего не было. Мы ж не просим после этого никакого специального расследования, не обращаемся в прессу. А это не единичный случай!

Мария Арбатова. И напрасно не обращаетесь. Это точно такое же убийство не за бутылку водки, а на национальной почве.

Абу Идалбаев. Давайте подходить системно. Вот у меня данные : вчера убит армянин, позавчера-грузин, 22.10.07 -якут. Вот о чём надо говорить, а не о бытовухе.

Людмила Трунова. Преступления бывают на межнациональной почве или бытовой. Мы только благодаря прессе узнали об убийстве таджикской девочки. Милиция тоже пыталась объявить его бытовухой. Но мы-то понимаем, что проблему надо видеть в полном объеме. Наши правоохранительные органы, действительно, умалчивают преступления на почве межнациональной розни. И это ошибочная политическая установка. Лет 30 назад, помните, такого не было. Мы могли поехать куда угодно, к нам могли приехать отовсюду. Сегодня у нас нет адекватной миграционной политики, нет стереотипов построения отношений с приезжими. Политики наверху не принимают серьёзных мер, проблема нарастает. Как адвокат я защищаю "заложников Норд-Оста", но я вижу, что не только для этих людей, но и для людей, не связанных с этой историей, по-прежнему болезненны образы террористов. Вспомните, как мы все напрягались на любую женщину в платке после взрывов. Это глубинные страхи, их надо выкорчёвавать и лечить. Что касается ролика, то он должен быть связан с отношениями между детьми разных национальностей : они вместе играют, учатся, занимаются каким-то делом, искренне любят друг друга. Ролик должен прежде всего содержать большую любовь и искренние отношения. Наши дети не умеют дружить с детьми других национальностей, и это прививаем мы, родители. Вот у меня 3 детей-школьников, я вижу, как им нравятся все дети. Они не задумываются. У кого что написано в графе национальность.

Мария Арбатова. Хочу, чтоб меня услышали. Я - последняя, кто будет разжигать межнациональную вражду. Но я хочу напомнить, как психоаналитик : есть описанная в психологии проблема внутренней защиты мигранта от страха быть смятым чужой культурой. Чаще всего эта защита строится вызывающим, эпатирующим способом. Я сама, оказавшись вечером на своем любимом Усачевском рынке, где продавцы только мигранты, слышу такое от распоясавшихся продавцов, что будь рядом русский мужчина, тут же начался бы мордобой. Они часто не чувствуют границы, не понимают, что можно, а что нельзя. В результате, эпатируют одни, а по голове получают другие. Недаром западные страны, пуская к себе мигрантов, требуют тщательного экзамена не только по языку, но и по истории с вехами либеральных завоеваний вплоть до имен величайших местных феминисток. Мы ведь, приехав в консервативные регионы, не требуем от местных женщин снять платки и укоротить юбки? Одним словом, давайте создавать среду, обучающую диалогу. Потому что мы - разные, и каждый хорош и ценен по-своему, но это не повод доставать нож и наносить 9 ранений, несовместимых с жизнью. И сам факт того, что мужчина вышел из подъезда в магазин за пивом с паспортом и ножом - о многом говорит.

Абу Идалбаев. Я не верю в серьезность постановки этого вопроса, это надо было делать раньше, это просто суета к предстоящим выборам, заигрывание. Не верю Вам. Или просто переживаете как мать.

Мария Арбатова. Еще как переживаю.

Абу Идалбаев. Я тоже за своих сыновей боюсь!

Мария Арбатова. Поймите, мой сын зашел туда не в 3,а в 6 часов утра, его попросили быть понятым - это к вопросу о работе милиции; в 3 убили мальчика, а в 6 попросили быть понятым.

Абу Идалбаев. Подходы должны быть системными, в этом должны участвовать государство, общество, партии. И это Вам прекрасно известно. Информация в прессе должна быть лояльной к другим национальностям, этносам; она не должна быть вешаньем ярлыков. Газеты не должны писать : этот-чеченец, этот-таджик. Это же пропаганда расизма! С этого надо начинать. Нас много, но у нас нет рычагов воздействия на наше правительство. Решить эту проблему может только государство, а не общественные организации. Местные власти практически не принимают участия в наших проблемах. Наша молодежь фактически изолирована от русскоговорящего общества, и не потому что она этого хочет, а потому что русская среда их не впускает. Это большая проблема с каждым днем вырастает в еще большую, потому что эти молодые, из-за изолированности, именно такими и вырастут, войдут в конфликтную ситуацию. Нас это, конечно, волнует. Предыдущее поколение росло в совсем других условиях, а сейчас под общество закладывается мина замедленного действия. Подобные встречи должны быть регулярней. Они должны проходить не в таком узком кругу.

Мария Арбатова. Хочу высказаться по поводу обвинений меня в предвыборной рекламе - посмотрите на сайте, в каком году был в гостях в моем политклубе Джабраил Гакаев, с которым я дружила? Посмотрите, в каком году я его пригласила в президиум "Партии прав человека", где мы с ним вместе проводили круглые столы на эту же самую тему. Вот сидит Абдулла Иеса, из всех присутствующих он один принимал участие в организованном мною круглом столе партии "Свободная Россия - Гражданская сила". Мы приняли тогда решение создать волонтерское пространство, чтобы адаптацией приезжих занимались русские интеллигенты, без денег, потому что пока деньги у государства выпросишь, все друг друга перережут... Поэтому не стоит упрекать меня в предвыборной агитации. Если у вас во дворе убьют мальчика, который тут вырос, у вас тоже волосы дыбом встанут. Вы тоже начнете кричать : где правда?

Абу Идалбаев. Мы кричим давно... У нас есть полная статистика убийств.

Андарбек Яндаров. Давайте уточним предмет нашего разговора. Главное ведь не у кого больше убили, а как эти убийства прекратить. Речь не о том, какой национальности был убийца, а в силу каких обстоятельств это произошло. Гибель мальчика из вашего дома - огромная человеческая трагедия для его родителей, окружающих. Но вот в октябре чеченский мальчик, сын полковника милиции, сам сотрудник милиции, сдав оружие, шел с дежурства. На него напали сзади, ударами ножа его убили. Другой случай убийства : студент Плехановской академии, на Речном вокзале, МС по борьбе, очень верующий, никогда не пропускающий службы в мечети. Прекрасные ребята. Обоих убивают ударами сзади. Если мы сейчас пойдем по такому пути, будем говорить "там убили русского, там - чеченца, там - таджика", мы будем "перебрасывать мяч". А нам надо поговорить о том, как найти выход из этой ситуации. Главное в этом и состоит. Чеченский конфликт возник не случайно, он нужен был определенным силам в стране, а не нам с вами. Мы обязательно извинимся от имени диаспоры перед родителями погибшего мальчика и возьмём уголовное дело под контроль. Это трагедия. Но, главное, не раздувать тему национальности убийцы, а сделать что-то для увеличения толерантности. Было же время, когда у нас не было массовых убийств на национальной почве, значит, надо что-то восстановить, историю, восстановить воспитание, которое было. Мы начали делать первые шаги :собираем студентов, общественных деятелей, объясняем, что в России мы не случайно. Что Россия нам мать-родина, нам жить в ней, иначе станем разменной монетой в руках глобалистических сил. Мы внушаем им, что национальная принадлежность не может свидетельствовать о человеке в моральном или нравственном планах. А если мы возьмем отдельное убийство и будем обращаться с этой темой не подумав, это вызовет только чувство горечи и обиды. Поэтому надо расширить круг участников нашей встречи, встать на позитивные рельсы, и только тогда мы сможем получить результат от нашего разговора.

Мария Арбатова. Я буду вам очень благодарна, если вы просто позвоните родителям папе от чеченской диаспоры. Лично я уже, исчерпав собственный ресурс влияния, попросила депутата Михаила Гришенкова сделать депутатский запрос по поводу расследования этого убийства.

Андарбек Яндаров. Мы считаем это своим человеческим и нравственным долгом.

Леонид Жуховицкий. Спасибо, Маша Арбатова, что собрала круглый стол! Это одна из самых горячих тем сегодняшней жизни. Работу в области ксенофобии надо вести очень осторожно и тактично. Самое бесперспективное и вредное, когда диаспора защищает своих членов. Это вызывает только раздражение у читателей или слушателей : ага, они защищают своих, они все за одного, объединимся против них, раз они такие сплоченные. Хотя, все понимают, сплоченность диаспор идет от их общей беды. Вот читаю кучу объявлений об аренде квартир, там написано : кроме лиц кавказской национальности! Ну, а что делать лицам кавказской национальности?! Где им жить? Обращаются к своим, живут в палатках, или в комнате по 12-15 человек одной национальности. Говорят, приезжие отнимают рабочие места... Мне недавно пришлось очень резко про это написать, кого надо выгонять из Москвы. На одной распродаже я увидел нормальные джинсы и купил их за 400 рублей. Надо укоротить 2см, пошел в ателье на нашей улице.
- 250 рублей. И через неделю все будет о"кей.
-А быстрее нельзя?
-Можно.350 рублей, и через 2 дня.
-Ребята, побойтесь Бога, целые штаны стоят 400рублей, а укорот - 350рублей.
-Укорачивайте сами.
Сосед послал меня на вьетнамский рынок, где за 10 минут и 50 рублей вьетнамские девочки проделали эту работу. Когда я увидел вечером по TV, как доблестная милиция отлавливает этих девочек и депортирует; я написал и напечатали, что не вьетнамских девчонок надо увозить из Москвы, а жуликов из нашего ателье. Что я предлагаю? Начать решать эту проблему. Государство не поможет, оно может только примкнуть к общественной инициативе. Никогда чиновник проблемы не решит : не умеет, не учили. Зачем ему лично это нужно? Больше проблем - больше взяток. Это проблема творческая. Вот моя младшая дочка ходит в детсад, где дети - разных национальностей, но они дружат между собой, ходят к друг другу в гости. Я и написал, что у детсадовцев нет проблемы национальностей. Какие ж подонки потом делают из них врагов?! Я думаю, эта проблема решаема, но никто, кроме творческих людей, не знает, как решается эта проблема. Однажды группу писателей пригласили к президенту Турции. Нас 12 дней возили по стране, а потом попросили улучшить имидж Турции в глазах россиян. Ныне покойный, Юрий Давыдов нашел в библиотеках все хорошее о писателей Турции. Каждый из нас написал о своих впечатлениях о стране. Это хорошенько распиарили. И вот вам результат - по потоку туристов сейчас Турция заменила нам Крым, и даже Сочи. А потом решили сделать солидный культурный мост с Турцией : нашли человека, доктора наук, ему дали особняк, секретаршу, водителя. И дело тут же умерло. Все хорошие дела делаются на "коленке". Нам бы создать такую компанию людей из диаспор, работа эта творческая, "на коленке".Творческие люди справятся. Я бы в этом участвовал, только не в качестве руководителя, руководить я не могу.

Мария Арбатова. По соцопросам дети примерно до 10 лет не идентифицируют сверстников по национальности, та же статистика по детям-инвалидам. Детям не важно кто их друг по национальности, и насколько он здоров, стереотипы навязывают взрослые. С детьми надо работать с переходного возраста, до этого работа не нужна, потому, что люди рождаются интернационалистами.

Леонид Жуховицкий. Нужна работа не столько с детьми, сколько со взрослыми. Помните, в Москве был жестоко избит милиционерами Герой СССР Магомед Талбоев. Поднялся шум .Главный милиционер извинялся. Я тогда внес предложение, чтоб всем приезжающим в Москву давали звание Героя, уезжает - сдаёт.

Юрий Твардовский. Я согласен с тем, что самое страшное сейчас - это национальный вопрос. Ксенофобия, это результат неграмотной национальной политики. Война показала слабость нашего государства потому, что к ней привели неграмотные бестактные решения. Обе воюющие стороны считали, что выполняют правое дело. И что теперь? "Горячая" война закончилась,"холодная"осталась внутри нас. Но я всегда подчёркиваю : мы воевали с бандитами, а не с чеченцами. Мне как-то старейшина в Чечне сказал:"Я горжусь, что жил в СССР!".

Абу Идалбаев. Национальный имидж, это не простая тема. Сложный вопрос, сколько стоит такой имидж? Это не по нашему карману. У нас зарегистрировано 46 национальных общин. Но сообща работать невозможно. И дело не в финансах, а скорее в помещении. Были б центр или площадка, где общины могли собираться, отмечать праздники, приглашать других. Такой центр есть в Ярославле. А в Москве даже собираться негде. В Дом национальностей никто не хочет идти. А если не будет площадки - не будет работы.

Мария Арбатова. Работа с имиджем, не всегда упирается в помещение. Она скорее упирается в персоналии. Вот у меня есть друзья Эльдархановы - -производители шоколада "Конфаэль", в их клубе-ресторане на Никитском бульваре перемешались все национальности. И когда они везут свой шоколад в детдом - это тоже имидж Чечни. Дом с колонами для собраний не так важен. Вот у меня есть приятель Руслан Байрамов, который на свои деньги создал фонд "Диалог культур" и строит в Калужской области деревню мира, в которой стоят дома всех этносов и воспроизведены все обычаи и ритуалы. Такой проект уже есть в Саратове. Ребёнок, посетивший такой музей на воздухе, никогда не будет потом бегать с ножом и резать людей другой национальностей.

Каромат Шарипов. Наша народная лига "Таджики" действует с 2001 года, не все российские таджики являются членами этой организации. Не забывайте, что 70% мигрантов просто неграмотны. Вот вы критикуете Прибалтику за зажим русского языка, но забываете, что 18 000 таджиков только с Черкизовского рынка не говорят по-русски. Из России в год отправляется 2000 гробов с молодыми таджиками. Диагноз у милиции всегда один - передозировка. А потом родственники открывают гроб и видят ножевые ранения. Скинхеды убивают наших людей средь бела дня. Не будьте наивны ничего без помощи власти и в России, и в Таджикистане не делается. Вы ничего не знаете о таджикских рабах, о том, что людям некоторых национальностей очень опасен московский хаос; о том, как забиты спецприемники. Сегодня наша главная задача вызволять таджиков из рабства в России, из реального рабства. Сегодня в Москве работают около 150 тысяч приезжих из Таджикистана. 48 тысяч вкалывают только на ручных автомойках. В подвалах крупных баз и рынков живут и работают по 3-10 тысяч, а таких рынков - 20. Еще примерно 100 тысяч строят и охраняют особняки на Рублевке". По моему мнению, 90 процентов из них трудятся в Москве нелегально. Главная причина их злоключений таджиков в Москве заключается в том, что почти 70% из них элементарно неграмотны. Не умеют ни писать, ни читать - причем зачастую не только на русском, но и на родном языке. Зарегистрироваться для них - большая проблема, какой бы ни была система регистрации. Изменить их участь могло бы открытие в городе специальных консультаций правозащитных организаций, где мигранты могли бы с помощью переводчиков заполнять анкеты, своевременно уведомляя о себе органы власти.

Мария Арбатова. Я ночами иногда езжу в магазин "Твой дом". Там из всех сотрудников торгового зала только кассиры говорят по-русски. Что происходит? Как они получили право на работу? Кому они дали взятку?

Рауф Вредиев. Я представляю не диаспору, а азербайджанцев, родившихся и выросших в СССР и России. Проблем у нас тоже очень много, и они тоже упираются в то, что сегодня не развит институт взаимодействия. Всем тема ксенофобии не интересна, и разыгрывается только в предвыборной компании. Мы проводим много мероприятий. Последнее называлось :"Кому мешают кавказцы в России?"На этом мероприятии попытались взвесить плюсы и минусы от приезда мигрантов. Плюсы : Москва однозначно стала чище - это делают выходцы из Средней Азии. Рынок труда в не престижных нишах нуждается в кадрах - они его заполняют. Минусы упираются в развал СССР, происки Запада, движение против нелегальной эмиграции. Всем структурам общества и власти необходимо совместными усилиями заниматься укреплением российской государственности. Вы думаете, деятельность Рогозина усилила Россию, нет, она её дестабилизировала. Почему приезжают мигранты в таком количестве : плохо работают пограничники, не проверяют все справки, пускают людей за взятки. Эти люди не только не владеют обычаями коренных народов России, но и почти не говорят по-русски. Несоблюдение принятых здесь норм создаёт почву для столкновений. По этому необходимо создать образ центральной России в их головах и вписывать их собственный образ в принятые здесь правила. Но это огромная работа, и чем раньше мы начнём её, тем больше шансов будет её сделать. Страна на подъеме, дестабилизация нам не выгодна нам всем, давайте вместе лечиться от этой болезни.

Леонид Жуховицкий. Я целиком согласен с вами. Никакая Америка, никакое НАТО нам не угрожает. Нам грозит развал России из-за обострения межнациональных отношений.

Приложения:
Фото 1. 55 Kb



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме