19:15 12.11.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Троянские кони России

   
В Риме начался Энергетический конгресс. Накануне этого события "Европейский центр по международным отношениям" выпустил доклад под названием "Отношения Россия-ЕС: аудит власти". Авторы доклада сетуют, что именно Москва, а не Брюссель, стала играть первую скрипку в российско-европейских отношениях, и выстраивают интересную классификацию стран ЕС, среди которых есть и "троянские кони", и "новые холодные воины" в зависимости от их отношений с Россией, обретшей новый мировой статус благодаря энергетической дипломатии.

Причиной для разработки новой стратегии стало отсутствие единой позиции ЕС в отношении России, которая, согласно авторам доклада Марку Леонарду и Нику Попеску, занимает почетное третье место в списке спорных вопросов, разделяющих страны ЕС - после Дональда Рамсфельда и войны в Ираке. Новая Россия ведет себя все жестче, что, по мнению авторов, не всегда идет ей на пользу. Так, они цитируют слова одного из европейских дипломатов: "По поводу системы ПРО россияне правы по многим моментам, однако они так отвратительно себя вели, что это уже не имеет значения. Мы уже не можем дать им право заблокировать эту тему". Противоречий в отношениях с Россией, действительно, у Европы стало гораздо больше, чем раньше.

А виной всему, конечно же, нефть и газ, которые открыли для России новые горизонты в мировой политике. Ведь никто, собственно, и не ожидал такого быстрого оживления за кремлевскими стенами. Проект "Демократизация России", начатый в 90-е годы, должен был длиться до своего полного завершения, но был неожиданно прерван с наступлением нового тысячелетия. Первые годы, в общем-то, было непонятно, чего ждать от новой кремлевской власти, которая в отличие от предыдущей не стала жить "нараспашку". Результат - разные отношения стран ЕС с новой сильной Россией, которые варьируются между двумя полюсами: партнер и враг. Страны первого полюса выступают за максимальное сотрудничество с Россией в рамках ЕС, страны второго - за то, чтобы Россия была исключена из G8, Грузия была принята в НАТО, в Европе были установлены ракеты...

Как пишут авторы доклада, если ЕС не смог изменить Россию времен Путина, то последняя оказала огромное влияние на Евросоюз. Россия подписывает двусторонние договоры в области энергетики, внося раздор в евролагерь, она блокирует независимость Косово, она "выдавила" ЕС из Центральной Азии и стран Закавказья, а в Украине и Молдавии пыталась свести на нет европейские элементы. Если в 90-е годы все говорили о российской зависимости от западных кредитов, то сейчас все говорят о западной зависимости от российской нефти, а цена на нефть, между тем, уже достигла отметки $100 за баррель.

Главная угроза России, согласно докладу, заключается не в сезонных отключениях газа, а в том, что она пытается позиционировать себя в качестве модели, альтернативной Западу, по таким вопросам как суверенитет, сила и мировой порядок. Так, большинство внешнеполитических решений России обусловлены желанием продемонстрировать вновь набранную силу и формировать со странами ЕС отношения "ассиметричной зависимости", что противоречит принятому в Европе принципу взаимозависимости.

Но, что самое интересное, России это удается! Несмотря даже на то, что население ЕС в три раза больше российского, военные расходы отличаются в десять раз в пользу Брюсселя, а экономика Евросоюза в пятнадцать раз мощнее экономики Российской Федерации. Вроде бы все козыри на руках, ан нет, не хватает одного - единства. Причем "линия разлома" проходит не столько там, где заканчивается "старая" Европа и начинается "новая", а там, где странами ЕС выстраиваются отношения с Россией. На основе природы этих отношений, ключом к которым были и остаются нефть и газ, авторы выделили пять групп стран.

Открывают список "троянские кони" России - Кипр и Греция. Эти страны лоббируют в ЕС интересы России и блокируют невыгодные ей решения. В отношениях с ними Россия грамотно разыграла турецкую карту, Греция также стала участником в энергетических проектах "Газпрома", в Кипр давно является излюбленным оффшором российских предпринимателей.

За ними идут "стратегические партнеры" - Франция, Германия, Италия и Испания. Это страны, которые поддерживают особые партнерские отношения с Россией, что часто наносит ущерб общеевропейской политике. Так, первые три страны из этой группы в двустороннем порядке упростили визовый режим с Россией, что заставило весь ЕС пойти по такому же пути и сделать уступки России раньше Сербии, Албании и Македонии, которые рассматриваются как потенциальные "еврокандидаты". Это о себе дали знать контракты с Gaz de France, Total, ENI и проекты Nord stream, Blue stream II и South Stream. Смена руководства в Берлине, Риме и Париже не принесла ожидаемого похолодания: за первый год своего премьерства Романо Проди встретился с Путиным четыре раза, Николя Саркози заметно сменил тон после личной встречи с российским президентом, а в команде Ангелы Меркель есть такие персоны, как Франк Вальтер-Штайнмайер, который в свое время возглавлял администрацию Герхарда Шредера.

Третью группу составляют "дружелюбные прагматисты": Австрия, Словакия, Бельгия, Болгария, Финляндия, Венгрия, Люксембург, Мальта, Португалия и Словения, которые поддерживают близкие отношения с Россией и ставят свои деловые интересы выше политических. Многие из них надеются получение "своего куска" как транзитные страны в рамках энергетических сетей "Газпрома", а австрийскому "Раффайзенбанку" и вовсе принадлежит 50% "РосУкрЭнерго". А Словакия, например, поддерживает позицию России по Косово. Эти страны не выступают в качестве лоббистов Москвы, но и не поддерживают меры, которые могут разозлить Кремль.

Четвертыми стали "холодные прагматисты", в ряды которых попали Чехия, Дания, Эстония, Ирландия, Латвия, Голландия, Румыния, Швеция и Великобритания. Для них деловые интересы имеют значение, но они не опасаются высказываться против России по таким вопросам, как демократия и права человека. Так, Дания в 2002-м году приняла у себя Чеченский конгресс, на что Москва ответила призывом бойкотировать датские товары, ну а о том, в каком состоянии находятся российско-британские или российско-эстонские отношения, можно и не рассказывать. Не последнюю роль в отношениях с этими странами сыграли и перебои в поставках энергоносителей.

Замыкают ряд "новые холодные воины" (по аналогии с "холодной войной") - Польша и Литва, у которых сложились откровенно враждебные отношения с Россией и которые блокируют переговоры ЕС с Москвой, причем политические разногласия оказали сильное влияние на торгово-экономические отношения. Польша требует больше сотрудничества на российском направлении, однако тот факт, что Варшава создает ЕС проблемы и по другим досье, снижает ее шансы на успех. А то, что Польша отказалась приглашать наблюдателей от ОБСЕ на выборы, состоявшиеся в октябре этого года, дало Москве прекрасный повод, чтобы сократить количество наблюдателей на своих выборах. Доклад предполагает, что смена правительства в Варшаве и наблюдающаяся тенденция к смягчению антироссийской риторики в Литве может привести к полному исчезновению группы "холодных воинов".

Тот факт, что Россия сознательно способствовала развитию разных отношений со странами ЕС, доклад записывает на счет традиционной политики Кремля "разделяй и властвуй". Эта политика появилась в ответ на правила, используемые Западом в отношении России в период после распада СССР. Тогда Россия была не в состоянии отстаивать свою позицию, в результате ее мнение не было учтено по целому ряду важных вопросов, таких как расширение НАТО, выход США из ПРО и прочее. Сейчас Россия пытается переписать эти правила, которые применялись в течение десятилетия, и это доклад называет "российским ревизионизмом".

Вместе с тем авторы отрицательно относятся к двум основным тенденциям в отношениях европейских стран с Россией: сдерживание они отвергают, потому что в современном взаимозависимом мире Европе не удастся решать свои проблемы без России. А интеграция России, которая не соответствует европейским параметрам, рассматривается как опасное попустительство, способное содействовать распространению российской модели на ее ближнее зарубежье, находящееся не так далеко от Европы.

Авторы убеждены, что существующая разобщенность не отвечает интересам ни одной из выделенных ими групп стран внутри ЕС. Так, поддержка Германией совместного проекта с "Газпромом" нанесла серьезный ущерб ее репутации внутри союза, а бесконечная антироссийская политика отрицательно сказалась на популярности польского руководства. Для того чтобы разработать новый подход к России, необходимо осознать одну вещь, пишут авторы: Россия в 90-е гг. и Россия сегодня - это две разные страны. К тому же владение правящей элитой крупными активами приводит к тому, что провести грань между национальными интересами и интересами отдельных людей не всегда получается. И государству, действительно, удалось завоевать сердца многих своих граждан за счет улучшения экономической ситуации.

В качестве стратегии предлагается в долгосрочном плане ждать прихода демократии в России, а в краткосрочном плане требовать от России уважения к закону, который должен применяться универсально, а не избирательно. Новая стратегия должна основываться на использовании в сочетании с общими правилами знакомого для России принципа билатерализма, потому что отношения Россия-ЕС, действительно, не сводятся к отношениям Москва-Брюссель; выборочной критике в адрес Кремля; поддержке российских инвестиций в Европу на условиях полной прозрачности; признании места России в G8; введении безвизового режима; активизации европейской политики в странах ближнего зарубежья; расширении НАТО (после того как будут выполнены выдвинутые условия) и использовании ряда мер в отношении энергогигантов. Эта комбинация, считают Марк Леонард и Нику Попеску, поможет Европе начать новую страницу в отношениях с Россией.

Юлия Нетесова

ИА "Росбалт"
http://www.rosbalt.ru/2007/11/12/



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме