15:30 08.11.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Кремль развивает дискуссию о переустройстве страны
Пресс-центр ПСС знакомит читателей со статьей Александра Казакова, учредителя Центра либерально-консервативной политики "Великая Россия", опубликованной на сайте "Кремль.Орг"
Сегодня привычно уже вопрос о политической системе после марта 2008 формулируется как вопрос о Путине: что с ним делать? И что ему делать? То есть, это вопрос о месте национального лидера в новой России.
Сегодня уже ясно, что не столько после марта 2008, сколько после декабря нынешнего, 2007 года нас ожидают существенные изменения. Причем, как я надеюсь, не только в политической системе, но и в системе государственной власти. Более того, смею предположить, что нас ожидает реформа верховной власти в России. Если этого не произойдет, наша страна не будет готова к тем испытаниям, которые ее ожидают.
Из чего следуют такие выводы? Можно с уверенностью сказать, что период стабилизации закончился - начался период стабильного развития. Но этого недостаточно. Перед лицом меняющегося мира, который не очень даже и медленно вкатывается в период войны, нам нужно не стабильное развитие, а ускоренное развитие, которое возможно только при мобилизации всех - и, прежде всего, человеческих - ресурсов. Можно ли сделать это в том случае, если нынешняя политическая система - аккумулировав в себя нового Путина, то есть Путина как лидера нации - продолжит существование после 2008 года? Увы, нет.
Не будут решены две главные задачи: укрепление единства страны и разрушение коррупционной вертикали в стране.
О чем я веду речь? После распада СССР в многонациональной России началось "второе возрождение наций". Первое, как известно, было перед революцией, но оно было загнано в подполье или вообще ликвидировано при советской власти. Сейчас национальные движения не ликвидированы и не остановлены. Они всего лишь ушли в первого плана публичной политики на второй. Кроме того, понижен градус национальных движений. Но под внешне благополучным слоем общероссийской политики продолжается работа непубличных национальных элит, которая - от поколения к поколению - будет вести к появлению новых волн национальных возрождений и, следовательно, к изменению государственно-политического устройства России.
Сейчас заботы государства сводятся к тому, чтобы - не мытьем, так катаньем - сдерживать эти национальные движения. Ради такого дела даже восстановлены некоторые традиционные имперские практики: индивидуальные договоры и преференции, назначение (негласное) имперских наместников из представителей местной элиты и т.д. Но до каких пор мы будем заниматься сдерживанием? В эпоху всеобщей грамотности и новых информационных технологий российские нации и народы рано или поздно поставят вопрос о новом месте для себя. Так что нам нужно не ждать, а упреждать, не заниматься "разруливанием" возникающих проблем, а совершить творческий прорыв в национальном вопросе. Национальная политика должна из проблемы полиции стать проблемой политики. И созданием очередного министерства по делам национальностей (имперской канцелярии) здесь не обойтись.
Проблема русского народа и, как ни странно это прозвучит, его места в России.
Что касается проблемы коррупции - главного тормоза развития страны - то я не зря сказал о "коррупционной вертикали". Точечные удары здесь не сработают. Нужно создание новых инструментов. И вопрос - кто может их создать?
И, собственно, ответ на вопрос, поставленный как главный: изменится ли и если да, то как, политическая система после марта 2008 года?
Уже сегодня ясно, что после декабрьских выборов, на которых существенное большинство граждан России проголосуют за Путина, система власти в стране может быть разрушена. Просто потому, что сама система весьма неустойчива и, что важнее, места в нынешней системе для лидера нации нет. Как вы представляете себе положение нового президента России, если лидер нации не будет с ним согласен? Опять вся политика уйдет за кулисы? Это неэффективно при решении задачи национальной мобилизации.
Уже сегодня полномочия президента сопоставимы с полномочиями конституционного Монарха в Российской Империи. А после декабрьского плебисцита Путин уйдет вообще на следующий уровень - выше всей системы власти в России. Фактически Путин останется один на один с народом. Как во время прямых линий, только в рабочем режиме. И как будут выглядеть в этом случае президент, Дума и Совет Федерации? Единственной ветвью власти, которая будет не поколеблена, а, напротив, утверждена лидером нации, будет власть судебная.
При этом неважно, какой пост займет Путин. Я до сих пор считаю, что наиболее удачным был бы выбор в пользу Общественной палаты при изменении ее регламента. Просто потому, что в этом институте лидер нации может решать вопросы напрямую с представителями этой самой нации. И двухсотлетняя мечта о единстве Верховного Правителя России и народа может стать реальностью. Только, опять-таки, непонятно, как будут в таком формате существовать Дума, Совфед и новый президент.
Вывод, к которому я хочу подвести свои рассуждения, следующий. Успех, если мы к нему окажемся не готовы, может обернуться катастрофой. Вместо укрепления страны Путин, подтвердив на плебисците статус национального лидера, может разрушить - сам того не желая, конечно, - властные институты и систему в целом.
Выход: после декабрьских выборов надо переходить в оперативный режим управления страной, отменять выборы президента и созывать Конституционное собрание, которое можно назвать Земским собором, а можно и не называть. Это Конституционное собрание должно будет решить всего несколько вопросов, но это будут главные вопросы: какой будет верховная власть в России и система власти в целом? каким будет государственное устройство страны (здесь же решаются вопросы империи, то есть содружества российских наций и народов)? нужна ли нам федерация? И тому подобные - главные вопросы.
Это же Конституционное собрание, в котором будут участвовать от земель избранные представители российской нации, в единстве со своим лидером, сможет создать новые инструменты по борьбе с коррупцией, так как нынешние власти - все ветви - включены в ту самую "коррупционную вертикаль", которую и надо сломать.
Это все, что я хотел сказать по поводу политической модели России после декабря 2007, а не марта 2008 года.
7 Ноябрь 2007
http://www.kreml.org/opinions/164935605?mode=print
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме