22:30 29.10.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Дмитрий Медведев: наш долгосрочный приоритет - инвестиции в человека

    Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на конференции "Социально-экономическое развитие России: новые рубежи".
Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, дорогие друзья. Очень рад быть у вас в гостях, принять участие в конференции о перспективах развития России, о реализации социальных программ в нашей стране.
Но сначала, конечно, хотел бы поздравить хозяев этого форума, сотрудников Академии народного хозяйства с юбилеем и огласить приветствие Президента России.
"Поздравляю профессорско-преподавательский состав, студентов и аспирантов со знаменательно датой - 30-летием со дня образования Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
За прошедшие десятилетия АНХ снискала авторитет в образовательном сообществе страны, выросла в многопрофильный учебный, научный и консалтинговый центр с уникальной системой подготовки высокопрофессиональных кадров.
Сегодня академия динамично развивается, прочно удерживает ведущие позиции среди российских экономических вузов. Здесь активно внедряются инновационные образовательные программы, ведется плодотворная исследовательская и методическая работа.
Участие в совместных проектах с ведущими зарубежными университетами - яркое международное признание АНХ как вуза, отвечающего самым последним мировым стандартам. Важно, что выпускники академии обладают не только фундаментальными знаниями и практическими навыками, но и лидерскими качествами. А поэтому они в полной мере востребованы на рынке труда. Их ждут во многих отраслях экономики, органах власти и в бизнесе. Убежден, что коллектив Академии народного хозяйства не остановится на достигнутом, будет и впредь держать высокую планку реальными делами, укреплять престиж своего учебного заведения.
Желаю вам новых успехов и всего самого доброго.
Президент России Владимир Путин"
Очевидно, что невозможно не сказать несколько комплиментарных фраз в адрес академии, в адрес профессорско-преподавательского состава, всех, кто здесь учился и учится сегодня.
Сегодня, действительно, академия - одно из первых учебных заведений, которое готовит руководящие кадры высшего звена. Только что Владимир Александрович [Мау, ректор АНХ при Правительстве РФ] сказал, что академия стояла у истоков бизнес-образования в нашей стране (совершенно нового для нас образования) и в числе первых начала реализацию программы MBA, а теперь и DBA. И отрадно, что сегодня, когда в России появляются новые элитные школы управленцев, бренд академии действительно остается весьма востребованным, котируется высоко, и она аккумулирует передовые идеи экономической науки, педагогической мысли, является площадкой для выработки экспертных рекомендаций для проведения самого разного рода общественно значимых дискуссий.
И сегодня мы с вами будем говорить в том числе о такой теме, которая в последние годы стала актуальной в нашей стране - о национальных проектах. Но прежде чем сказать несколько слов на эту тему, хотелось бы предпослать этому некоторые вводные соображения.
Наша страна в прошлом веке, да и, по сути, в конце позапрошлого века, прошла череду таких потрясений, которых не знала в новейшей истории ни одна цивилизация. За один только прошлый век Россия пережила две мировые и гражданскую войны, массовые репрессии, внутренние вооруженные конфликты. За одно столетие они унесли жизни почти 100 млн человек. И сегодня на территории в 17 млн кв. км, простирающейся на 11 часовых поясов, в России живет около 143 млн человек.
В мире, где обостряется конкуренция между странами и моделями развития, тезис, что человек должен стать главной ценностью, именно по этим соображениям в российской стране, в российском государстве не является отвлеченным лозунгом. Это - абсолютно реальный приоритет, альтернативы которому на сегодняшний день просто не существует.
Без проведения последовательной политики по повышению качества так называемого человеческого капитала у России мало шансов прочно занять лидирующее, в авангарде крупнейших мировых держав положение. Не секрет, что наша социальная политика (последние годы во всяком случае) не носила системного характера, зачастую ограничивалась просто повышением расходов. А тем временем снижалось и качество, и доступность таких важных факторов формирования человеческого капитала, как образование и здравоохранение.
Чтобы сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки, главное - качественно изменить в России подход к инфраструктуре человека как личности, были предложены национальные проекты.
При этом ни у кого не было иллюзий с самого начала, что эти проекты не панацея от десятилетиями копившихся проблем. Институциональные преобразования и в экономике, и в социальной сфере требуют длительного времени - это очевидная вещь. Но их главная задача - катализировать, подтолкнуть преобразования в этой сфере. И таким образом просто стать технологией работы в самых запущенных отраслях нашей жизни. И вот именно эта - ограниченная - задача, на мой взгляд, выполнена. И ни у кого не должно возникать сомнений, что инвестиции в человека - наш долгосрочный приоритет.
Важной особенностью нацпроектов, в отличие от различного рода социальных программ, явился заложенный в них инвестиционный принцип. Это такие инвестиции, которые должны оказывать не просто конкретную помощь, но и запускать новые процессы в соответствующих отраслях. Это инвестиции, которые призваны запустить процесс, если хотите, институциональных изменений.
Не хотел бы сегодня детально останавливаться на том, как идут национальные проекты. Это делалось, делается и будет делаться со всеми плюсами, минусами, достоинствами и проблемами. Отмечу, что опыт их реализации в прошлом и текущем году позволил нам гораздо лучше понять проблемы в тех сферах, в которых осуществлялись проектные мероприятия, увидеть очевидные дырки, недостающие звенья и уже сегодня всерьез обсуждать вопрос, в какой именно форме государство должно продолжить развитие институтов и формирование социальной инфраструктуры по заявленным приоритетам.
...
Уважаемые друзья, есть еще один вопрос, который существует. Он так и висит в воздухе: что будет после реализации этих национальных проектов?
Одно из главных достижений последнего времени (может быть, и скромных достижений, но имеющихся), на мой взгляд, сегодня заключается в том, что мы вдохнули жизнь, вдохнули некую энергию в социальную сферу. Запустили там определенные преобразования, и из "черной дыры", куда бесконечно заваливались деньги, социальная сфера превратилась в площадку для модернизации.
При этом конкретные точечные вливания, как уже говорилось, выполнят свою сверхзадачу, если станут одновременным катализатором системных изменений в соответствующей сфере. Более того, очевидно, что денежные вливания, не подкрепленные структурными переменами, могут дать неадекватный, кривой эффект, создать новые проблемы и усилить диспропорции.
Так, например, увеличение финансирования жилищного строительства при нынешнем уровне монополизации рынка строительных услуг может привести к взвинчиванию цен и обогащению кучки локальных монополистов. Не только может, уже приводит. При этом эластичность предложения жилья в соответствии со спросом в краткосрочном периоде будет достаточно низкой. И это лишь отчасти связано с ограниченностью производственных мощностей, само наращивание которых требует и времени, и соответствующих инвестиций.
Гораздо сложнее социальный аспект этой проблемы. Кроме того, есть вопрос контроля за рынком земли и строительными организациями, который и по сей день является важнейшим ресурсом региональных и местных властей. Ресурсом, от которого наши коллеги, конечно, никогда не захотят отказаться. Да этого и не надо. Но должна быть налажена сложная многокомпонентная работа по взаимодействию федерального центра, региональных и муниципальных властей, для того чтобы создать нормальный, а не коррупционный механизм распределения и продажи соответствующих земель.
В чем новизна ситуации на сегодняшний день в образовании и здравоохранении? Сегодня на передний план выходит проблема качества образования и качества медицины. Конкуренция сегодня - это конкуренция качества, и сохранение прежней системы организации финансирования в этих отраслях будет означать неизбежное и критическое отставание в качестве предоставляемых услуг. Именно поэтому мы сейчас сконцентрировались на создании новой модели финансирования образования и медицинских услуг.
Приведу простой пример. Россия, будучи членом клуба "восьми", тем не менее имеет расходы на обучение одного студента в вузах в три раза меньше, чем в среднем по "восьмерке". И понятно, что оплата преподавательского труда принципиально различная, это все присутствующие в зале отлично знают. Но ведь это вопрос, в конечном счете, и качества знаний.
Важно также иметь в виду, что резкий рост стоимости услуг в области здравоохранения и образования, связанный с изменением требований к их качеству, ставит перед обществом ряд очень сложных проблем.
Во-первых, это проблема невозможности финансирования таких услуг исключительно за счет одного источника. Тем более, когда существует сложившаяся система скрытых платежей за эти услуги.
Во-вторых, как при росте стоимости услуг сохранить их доступность?
И, наконец, третье - это, собственно, проблема качества, которое непосредственно связано с конкуренцией в этих сферах. Очевидно, что при отсутствии механизмов конкуренции в этих сферах любые инвестиции в них будут вызывать лишь всплеск инфляции.
Именно на решение этих проблем и должны быть направлены структурные и институциональные изменения в образовании и здравоохранении. Нам следует не просто инвестировать в отрасли, а сделать эти инвестиции эффективными, приносящими максимальную отдачу. И одновременно - создать гибкие механизмы перераспределения финансовой ответственности по этим услугам между государством, обществом и бизнесом. Для этого реализуются пилотные проекты в здравоохранении и в образовании.
Из всего сказанного вытекает один важный вывод. Цель национальных проектов - в том виде, в котором они сегодня сформулированы и реализуются, - представляет собой длящуюся во времени задачу. Их реализация требует времени, существенно выходящего за рамки 2008 года и даже за любую бюджетную "трехлетку".
Что это означает с точки зрения практической политики?
Во-первых, нам нужна длительная, рассчитанная на перспективу программа развития сфер, отнесенных к приоритетам.
Во-вторых, среднесрочная программа Правительства должна иметь эти приоритеты в качестве стержня, вокруг которого следует обсуждать и разворачивать другие программы развития страны.
В-третьих, именно приоритетным сферам необходимо уделять первостепенное внимание при формировании бюджетных показателей, ориентированных на результат. И именно состояние этих сфер должно являться базовым при оценке эффективности деятельности всех уровней власти.
Таким образом, национальные проекты, как я уже сказал, должны стать технологией достижения поставленных целей в приоритетных сферах: в здравоохранении и в образовании. И не только технологией, а, по сути, способом модернизации названных отраслей. Очевидно, что и сами эти проекты будут меняться. Так как по мере реализации часть из них свою задачу, будем надеяться, выполнят, а часть - продолжат работать. Причем продолжат работать до окончательного достижения заданных параметров, которыми и будут очерчены конечные границы этих проектов.
Благодарю вас за внимание и еще раз поздравляю с праздником. Спасибо.

26 октября 2007 года
Москва, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ
www.rost.ru




Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме