18:30 23.10.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

ПАМЯТКА НАБЛЮДАТЕЛЯ

    Центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации пятого созыва

Москва
2007 год

Издание подготовлено в рамках реализации Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 февраля 2006 года No 172/1109-4.

Автор
Шебунова Валентина Яковлевна
советник Российского фонда свободных выборов

Научный рецензент
Лысенко Владимир Иванович
доктор юридических наук,
заслуженный юрист Российской Федерации

Памятка наблюдателя на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва / РЦОИТ при ЦИК России. - М., 2007. - 64 с.
Памятка адресована участникам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва - наблюдателям, членам избирательных комиссий
с правом решающего и совещательного голоса, зарегистрированным кандидатам федерального списка кандидатов, их доверенным лицам, уполномоченным представителям политических
партий, представителям средств массовой информации, всем, кто интересуется избирательным законодательством и практикой его применения.
© Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации, 2007 "Осуществление прав и свобод человека и гражданина
не должно нарушать права и свободы других лиц"
Конституция Российской Федерации, статья 17
Данная памятка - это ориентир для наблюдателя, ее содержание не является исчерпывающим, но в ней даны конкретные рекомендации по осуществлению общественного контроля за соблюдением избирательных прав граждан на основе систематизации многолетней практической работы наблюдателей.
Значение наблюдателя на выборах огромно. Наблюдатель - это одновременно и контролер, и свидетель. Он является свидетелем событий, которые происходят в течение дня голосования
на избирательном участке, на который он направлен. Он имеет право и обязанность оформлять свои свидетельства о нарушениях в ходе выборов в виде заявлений и актов и направлять их соответствующим должностным лицам. Наблюдатель является и контролером, потому что к его задачам относится обеспечение возможностей гражданам Российской Федерации, членам
участковых избирательных комиссий, политическим партиям, а также кандидатам в полной мере использовать предоставленные им российским законодательством права при соблюдении своих обязанностей.
Часто наблюдатели выступают в качестве арбитров, которые призваны помочь в разрешении спорных вопросов, возникающих в ходе голосования и подведения итогов выборов. Присутствие наблюдателей на избирательных участках предупреждает фальсификации, различные нарушения процедуры проведения выборов и снижает вероятность непреднамеренных организационных и административных оплошностей и ошибок, также позволяет предотвратить подкуп, запугивание или принуждение избирателей в день голосования. Кроме того, наблюдатели следят за процессом подсчета голосов избирателей, в том числе при проведении контрольного (ручного) подсчета голосов, когда используются технические средства подсчета бюллетеней. Таким образом, наблюдатели являются беспристрастным источником информации, на основе которого могут быть сделаны оценки и заключения относительно подлинности официальных итогов выборов.
Правовые основы организации наблюдения за выборами
Правовую основу выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации составляют:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 12 июня 2002 года No 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ об основных гарантиях).
3. Федеральный закон от 18 мая 2005 года No 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ).
4. Федеральный закон от 11 июля 2001 года No 95-ФЗ "О политических партиях".
5. Федеральный закон от 10 января 2003 года No 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"".
6. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Система избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва.
Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России);
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии (далее - ТИК);
участковые избирательные комиссии (далее - УИК).
О периоде наблюдения
(часть 5 статьи 29 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ)
Наблюдение начинается с момента начала работы УИК в день голосования и в дни досрочного голосования и заканчивается после получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а в случае составления повторного протокола об итогах голосования - после получения копии повторного протокола УИК.
Наблюдатели могут присутствовать при установлении вышестоящими комиссиями, вплоть до ЦИК России, итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов.
Подготовка наблюдателя к работе
Наблюдатель должен быть:
вежливым и корректным, знать и выполнять требования
Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", не мешать работе участковой избирательной комиссии;
оставаться объективным и беспристрастным, добросовестно и ответственно проводить наблюдение, делать взвешенные оценки;
записывать в блокнот все цифры и иные данные, сообщаемые комиссией, свои наблюдения и оценки происходящего.
Необходимо знать границы избирательного участка;
место расположения помещения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования;
фамилию, имя, отчество председателя, заместителя председателя и секретаря участковой (территориальной) избирательной комиссии, их контактные телефоны;
кто еще вправе находиться в помещении для голосования и осуществлять наблюдение;
права наблюдателя;
контактные телефоны своего предвыборного штаба.
Иметь при себе:
направление от политической партии;
паспорт или заменяющий его документ;
нагрудный знак (бейдж);
памятку наблюдателя;
бланки актов и жалоб;
часы, калькулятор, фотоаппарат (фотокамера), мобильный телефон, карманный фонарь (свечи и спички), еду, воду, две авторучки и листы чистой бумаги.
Статус наблюдателя
(статья 30 ФЗ "О выборах депутатов ГД ФС РФ)
Наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет.
Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов.





Образец

В участковую избирательную комиссию избирательного участка No
_______________________________________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
от __________________________________________________________________________________
(наименование политической партии)

НАПРАВЛЕНИЕ

В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
_______________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(адрес места жительства наблюдателя, номер телефона)

направляется наблюдателем в участковую избирательную комиссию избирательного участка No ______________________________________________________________________________________.

Ограничений, предусмотренных частью 2 упомянутой выше статьи, в отношении указанного наблюдателя не имеется.

Направление подписывается представителем политической партии, уполномоченным подписывать данное направление


__________ ___________
(подпись) (фамилия, инициалы)

Примечание.
1. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность
наблюдателя.
2. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, доверенные лица, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.
Нагрудный знак представляет собой прямоугольную карточку размером не более 85х60 мм, изготовленную из плотной бумаги белого цвета. Текст на карточку наносится машинописным, рукописным либо комбинированным способом.





















Деятельность наблюдателя в день голосования
С момента начала работы комиссии в день голосования наблюдателю должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии и в помещение для голосования.
Федеральным законом не допускается, чтобы в помещении УИК, а также в помещении для голосования одновременно находились два и более наблюдателя от одной политической партии, поэтому наблюдатели должны организовать свою работу поочередно.
Наблюдатель должен ознакомиться с оборудованием помещения для голосования и убедиться, что все сделано в соответствии со статьей 61 ФЗ об основных гарантиях и статьей 72 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ:
    кабины для голосования (специально оборудованные места) освещены и снабжены письменными принадлежностями, кроме карандашей;
    в помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд (информационные стенды), на котором (на которых) размещает следующую информацию обо всех федеральных списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и о выдвинувших их политических партиях;
    в помещении для голосования вывешена увеличенная форма протоколов об итогах голосования. Она вывешивается до начала голосования и находится в поле зрения членов УИК и наблюдателей на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;
    в случае наличия у кого - либо из зарегистрированных кандидатов помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в материалах, размещаемых на информационном стенде, указываются сведения об иностранном гражданстве кандидата с указанием наименования соответствующего иностранного государства.

Информация, размещаемая на стенде участковой избирательной комиссии:
наименование политической партии;
сведения об основаниях регистрации федеральных списков кандидатов;
сведения из финансовых отчетов политических партий, а также о результатах проверки этих отчетов;
биографические данные зарегистрированных кандидатов, включенных в общефедеральные части федеральных списков кандидатов и в соответствующие региональные группы;
сведения о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов, включенных в общефедеральные части федеральных списков кандидатов и в соответствующие региональные группы кандидатов;
информация о фактах недостоверности представленных кандидатами сведений о зарегистрированных кандидатах (если такая информация имеется);
в случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой и непогашенной судимости - сведения о судимости кандидата;
федеральные списки кандидатов, зарегистрированные ЦИК России;
образец заполненного избирательного бюллетеня, который не должен содержать наименований политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов
извлечения из уголовного и административного законодательства Российской Федерации, устанавливающего ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах
.

Действия членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в день голосования
(статья 75 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ)
До начала времени голосования предъявить неиспользованные открепительные удостоверения,
погасить их и составить акт с указанием их количества. В 8:00 - председатель комиссии должен объявить помещение для голосования открытым. Предъявить к осмотру всем присутствующим пустые переносные и стационарные ящики для голосования и опечатать их. Предъявить всем присутствующим опечатанные переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей (если таковые имеются) и акты о проведении досрочного голосования.
Предъявить всем присутствующим для визуального ознакомления список избирателей, сброшюрованный в отдельные книги, раздать книги членам участковой избирательной комиссии. Выдать членам участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени по ведомости.
Предложить избирателям приступить к голосованию.
Передать в соответствующую территориальную избирательную комиссию информацию об открытии помещения для голосования и в течение дня голосования обеспечить передачу в установленные сроки сведений о ходе голосования.
Перед выдачей избирательных бюллетеней член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса должен удостовериться в том, что избирателю не было выдано открепительное удостоверение, избиратель не проголосовал досрочно, заявление избирателя о голосовании вне помещения для голосования не зарегистрировано в Реестре заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, и к нему не направлены члены участковой избирательной комиссии.
В течение дня в период с 8:00 до 16:00 осуществлять регистрацию заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования.
Провести голосование вне помещения для голосования с соблюдением требований статьи 77 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ; председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить всем присутствующим за 30 минут до предстоящего выезда о проведении такого голосования.
По окончании проведения голосования вне помещения для голосования составить акт (часть 14 статьи 77 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ).
Погашать испорченные избирателями избирательные бюллетени по мере их поступления.

К сведению наблюдателя
1. Наблюдатель должен изучать и оперативно оценивать обстановку в помещении для голосования: требовать от председателя УИК пресекать факты заполнения избирательных бюллетеней вне кабин для тайного голосования; внимательно отслеживать возможные факты повторного голосования одних и тех же избирателей по паспортам членов своей семьи либо иных избирателей.
2. Если нарушается тайна голосования или наблюдаются попытки повлиять на волеизъявление избирателей, то УИК либо вышестоящая комиссия обязаны провести заседание и принять мотивированное решение в письменной форме об отстранении от работы (члена комиссии, наблюдателя либо других лиц) и удалении их из помещения для голосования.
3. В течение дня голосования участковая комиссия по телефону передает в территориальную комиссию информацию об участии избирателей в выборах, с которой наблюдатель вправе знакомиться. Время передачи информации следует уточнить в УИК.
4. В ходе голосования наблюдатель может выяснить у председателя УИК:
сколько получено бюллетеней для голосования и как они
хранятся;
как будет организована работа комиссии в случае большого притока избирателей, чтобы не допустить задержки в проведении голосования;
как ведется работа со списком избирателей - есть ли факты отсутствия избирателей в списке и каковы причины, были ли случаи отказа избирателям в голосовании из-за этого;
были ли жалобы избирателей и как они решены.
5. Следует ознакомиться с обстановкой при входе и выходе из помещения для голосования, убедиться, что не проводится агитация.
6. Следует убедиться в том, что не организована доставка (подвоз) избирателей для участия в голосовании политическими партиями, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов,
кандидатами, доверенными лицами и уполномоченными представителями политических партий, а также организациями, учредителями, собственниками, владельцами и членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации.
7. Наблюдатель вправе также убедиться в наличии сейфа либо металлического ящика для хранения бюллетеней, списка избирателей и другой избирательной документации.

Наблюдение за ходом голосования в помещении для голосования
Наблюдатель должен знать, что каждый избиратель голосует лично, заполняет бюллетень в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.
Исключение возможно, если избиратель не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня и заполнить его.
В таком случае он может воспользоваться помощью избирателя, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем политической партии или доверенным лицом, либо наблюдателем.
Наблюдатель должен видеть, что при получении бюллетеня избиратель или с его согласия член комиссии с правом решающего голоса проставляет в списке избирателей паспортные данные голосующего, избиратель собственноручно расписывается за получение бюллетеня, а член комиссии - за его выдачу.
Наблюдатель должен видеть, что избиратель опускает заполненный избирательный бюллетень в опечатанный стационарный ящик для голосования. Законодательство не предусматривает иных вариантов распоряжения бюллетенями.
Стационарные ящики должны быть всегда на виду у наблюдателя, переносить или вскрывать их до окончания голосования недопустимо.
Наблюдатель должен следить, чтобы избирательные бюллетени выдавались по предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года No 828, или документа, заменяющего его, которыми являются:
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации;
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
паспорт моряка (удостоверение личности моряка);
справка установленной формы для участия в выборах, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.

НАБЛЮДАТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО, или Как осуществлять наблюдение
Часть 6 статьи 30 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ

1.     Знакомится со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения.
2.     Находится в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, с момента начала работы избирательной комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках.
3.     Наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям.
4.     Присутствовать при голосовании вне помещения для голосования.
5.     Наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений.
6.     Наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей.
7.     Визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов с момента начала работы избирательной комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках.
8.     Обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к Председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему.
9.     Знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов.
10.     Обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
11.    Присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.

Наблюдатель не вправе
1.    Выдавать избирателям избирательные бюллетени.
2.    Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня.
3.    Заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень.
4.    Совершать действия, нарушающие тайну голосования.
5.    Принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса.
6.    Совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.
7.    Проводить предвыборную агитацию среди избирателей.
8.    Участвовать в принятии решений избирательной комиссии.

Досрочное голосование
(статья 76 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ)
Наблюдатель должен знать, что в соответствии со статьей 76 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях.
ЦИК России вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.
В этом случае используются стационарные ящики для голосования, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования осуществляется сразу после окончания досрочного голосования и составляется протокол об итогах голосования.
Если досрочное голосование организовано и проведено для отдельной группы избирателей, включенной в список избирателей на соответствующем избирательном участке, то для голосования используются переносные ящики, число которых определяется УИК. Досрочное голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При этом вправе присутствовать не менее двух лиц из числа членов
комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными политическими партиями, обладающими равными возможностями с выезжающими членами УИК для прибытия к месту досрочного голосования.
С момента окончания досрочного голосования прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования опечатываются и не вскрываются до начала подсчета голосов избирателей.

Советы наблюдателю:
ознакомьтесь в УИК с постановлением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о разрешении проведения досрочного голосования (или постановлением ЦИК России - только для групп избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации);
ознакомьтесь с решением УИК о количестве переносных ящиков;
проверьте наличие акта о предъявлении пустых переносных ящиков;
убедитесь в наличии акта о проведении досрочного голосования.

Наблюдение за голосованием вне помещения для голосования
(статья 77 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ)
Избирателю, который не сможет (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования избирательного участка, где он внесен в список избирателей, обеспечивается возможность голосование вне помещения для голосования.
Письменное заявление или устное обращение подается в УИК в любое время после ее формирования, но не позднее 16 часов дня голосования.
К избирателю выезжают не менее двух членов комиссии с правом решающего голоса, хотя голосование может быть проведено одним членом УИК с правом решающего голоса, если при этом присутствуют не менее двух лиц из числа членов с правом совещательного голоса или наблюдателей, назначенных разными политическими партиями и комиссия должна обеспечить им равные с проводящими голосование возможности прибытия к месту проведения голосования.
Председатель комиссии обязан не позднее, чем за 30 минут до выезда (выхода) с переносным ящиком сделать объявление о проведении голосования вне помещения для голосования.

Наблюдателю следует проконтролировать, получили ли члены УИК с правом решающего голоса, выезжающие для проведения голосования вне помещения для голосования:
опечатанный переносной ящик, необходимое число бюллетеней, выданных им под расписку;
заверенную выписку из реестра, содержащую данные об избирателях и поступивших обращениях о голосовании;
заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать;
письменные принадлежности, кроме карандашей.
Избиратель заполняет свое заявление лично, указывая причину невозможности прибытия в помещение для голосования, проставляет серию и номер паспорта и подписью удостоверяет получение бюллетеня, а члены комиссии ставят свои подписи на заявлении, удостоверяя факт выдачи бюллетеня. Кроме того, в заявлении делаются отметки о получении нового
бюллетеня взамен испорченного, если это имело место.
Наблюдатель должен удостовериться, что бюллетень для голосования выдается вне помещения для голосования только тем избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре.
По возвращении в помещение для голосования членов УИК наблюдатель вправе убедиться, что составлен акт о проведении голосования вне помещения для голосования с указанием количества письменных заявлений избирателей, проголосовавших вне помещения, числа выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных и испорченных) избирательных бюллетеней и другие сведения в соответствии с частью 14 статьи 77 ФЗ о выборах депутатов ГД СФ РФ.
В списке избирателей обязательно должна быть сделана отметка "Голосовал вне помещения для голосования", внесены серия, номер паспорта или документа его заменяющего и заверены подписями членов комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования.

Электронное голосование
Решение о проведении электронного голосования принимается постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Порядок электронного голосования, подсчета голосов избирателей с использованием комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), форма протокола УИК об итогах голосования и другие особенности установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов с учетом электронного голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Наблюдателю необходимо ознакомиться с соответствующими актами ЦИК России.

Подсчет голосов избирателей осуществляется, открыто и гласно
Подсчет голосов избирателей осуществляется, открыто и гласно, при этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов УИК с правом решающего голоса. Результаты всех осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами УИК с правом решающего голоса оглашаются и вносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены УИК и иные лица (часть 5 статьи 29 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ), имеющие право присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом, вести фото - и видеосъемку данной процедуры, а именно:
члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий;
члены УИК с правом совещательного голоса;
уполномоченные представители политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидат из указанного списка;
представители средств массовой информации;
наблюдатели;
иностранные (международные) наблюдатели.
Примерный перечень избирательных документов, составленных в день голосования, либо ранее.
1. Акт о передаче ТИК списка избирателей данной УИК.
2. Решения ТИК об определении количества открепительных удостоверений и избирательных бюллетеней переданных УИК.
3. Акты о передаче ТИК открепительных удостоверений и избирательных бюллетеней данной УИК.
4. Акты о проведении досрочного голосования, а также о предъявлении и опечатывании пустого переносного ящика для досрочного голосования, если таковое проводилось.
5. Заявления избирателей о выдаче им открепительных удостоверений, если они поступали.
6. Доверенность на получение открепительных удостоверений, если они предъявлялись.
7. Акт о погашении неиспользованных открепительных удостоверений.
8. Ведомости передачи избирательных бюллетеней членам УИК с правом решающего голоса для выдачи их избирателям в помещении для голосования и вне его.
9. Реестр регистрации поданных заявлений (обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования.
10. Письменные заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, если таковые поступали.
11. Акт(ы) о проведении голосования вне помещения для голосования, если оно проводилось.
12. Реестр учета жалоб (заявлений), обращений на нарушение федеральных законов о выборах, поступивших в УИК.
13. Список лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования.

Действия членов участковой избирательной комиссии при подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии
(статья 79 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ)
1. После окончания времени голосования (20:00 по местному времени) председатель УИК объявляет присутствующим при подсчете голосов избирателей общую последовательность дальнейших действий членов УИК с правом решающего голоса. Под счет голосов начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования.
2. Подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени, а также подсчитываются бюллетени, испорченные избирателями при проведении голосования. Полученное число оглашают и вносят в строку 6 протокола УИК об итогах голосования и его увеличенной формы.
3. Оглашают из соответствующего акта число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений и заносят его в строку 14 протокола и его увеличенной формы.
4. Наблюдатели вправе визуально ознакомиться с погашенными бюллетенями и погашенными открепительными удостоверениями.
5. Председатель, заместитель председателя или секретарь оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных УИК.
6. Председатель, заместитель председателя или секретарь оглашает и вносит в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число открепительных удостоверений, полученных УИК.
7. На каждую страницу списка избирателей вносятся суммарные данные:
о числе избирателей, включенных в список на момент окончания голосования (без учета избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в ТИК и УИК и избирателей исключенных из списка по другим причинам);
о числе бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;
о числе бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
о числе избирателей, проголосовавших досрочно;
о числе открепительных удостоверений, выданных УИК избирателям до дня голосования;
о числе избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;
о числе открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией. После подсчета и внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом УИК с правом решающего голоса. Затем он оглашает полученные данные, сообщает их председателю, заместителю председателя или секретарю комиссии, иным лицам присутствующим при подсчете голосов избирателей. Все данные по страницам списка суммируются и вносятся в последний лист списка, который заверяется подписью
председателя, заместителя председателя или секретаря и печатью участковой избирательной комиссии.
Итоговые данные оглашаются и вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенную форму.
8. Наблюдатель вправе визуально ознакомиться со списком избирателей. Председатель или секретарь УИК обеспечивают хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов.
Непосредственный подсчет голосов избирателей
1. Членам УИК, кроме председателя, заместителя председателя и секретаря УИК, запрещается пользоваться письменными принадлежностями при подсчете голосов избирателей, за исключением случая, когда возникло сомнение в определении волеизъявления избирателя
2. При сортировке бюллетеней УИК отделяет бюллетени не установленной формы, которые при подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются
3. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования. Проверяется не поврежденность печати или пломб на них. Подсчет ведется так, чтобы не нарушалась тайна голосования. Общее число извлеченных из переносных ящиков бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы
4. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, то все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике, решением УИК признаются недействительными, о чем составляется акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, с указанием фамилий членов УИК, проводивших голосование с использованием данного переносного ящика. На лицевой стороне бюллетеня, на квадратах, расположенных справа от наименований политических партий, делается запись о причине признания бюллетеня недействительным, заверяемая подписями двух членов УИК и печатью. В этом случае бюллетени, признанные недействительными упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
5. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки не поврежденности печатей и пломб на них.
6. Сортируются бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов. Одновременно отделяют бюллетени не установленной формы, недействительные бюллетени
7. Оглашаются содержащиеся в бюллетенях отметки избирателя, и бюллетени представляются для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается
8. Подсчитываются и суммируются отдельно недействительные бюллетени:
которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от наименований политических партий;
в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате;
в которых отметка проставлена в квадрате, расположенном справа от наименования политической партии, выбывшей после либо в период досрочного голосования
9. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя, комиссия принимает решение о действительности каждого из вызвавших сомнение избирательных бюллетеней. На оборотной стороне бюллетеня делается надпись, указывающая причину признания его действительным или недействительным, заверяется подписями не менее двух членов УИК и печатью. Общее количество недействительных бюллетеней оглашается и заносится в строку 9 протокола и его увеличенной формы.
10. Производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по голосам, поданным за каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов. Бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов, могли видеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается.
11. Полученные данные после оглашения вносятся в строку 18 протокола об итогах голосования.
12. Число действительных бюллетеней определяется как сумма данных строки 18 и всех последующих строк протокола об итогах голосования и вносится в строку 10 и его увеличенной формы.
13. Число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования, подсчитывается (из суммы данных строк 9 и 10 вычитается число строки 7), оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
14. Наблюдатель вправе визуально ознакомиться с рассортированными бюллетенями, а члены УИК с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
16. Проводится проверка контрольных соотношений данных внесенных в протокол об итогах голосования (числами обозначены строки протокола, статья 78 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ):
1 больше или равно 3+4+5,
2 равно 3+4+5+6+16-17,
7+8 равно 9+10,
10 равно 18 + все последующие строки протокола
16. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 16 и 17 протокола проставляется цифра "0".
Если контрольные соотношения не выполняются, УИК принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней и данных по листам списка избирателей. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, УИК составляет акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 16 и 17 протокола 17. Бюллетени и открепительные удостоверения упаковываются в отдельные пачки, затем - в мешки или коробки, которые опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда.
18. Затем проводится итоговое заседание УИК, на котором сначала рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях избирательного законодательства, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей, принимается решение об утверждении протокола об итогах голосования.
19. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса с указанием даты и времени подписания (часы и минуты). Не допускается заполнение протокола карандашом и внесение в него каких-либо изменений.
20. По требованию наблюдателя УИК обязана немедленно после подписания протокола об итогах голосования выдать копию протокола и заверить ее. УИК отмечает факт выдачи копии протоколов в соответствующем реестре. Наблюдатель, получивший копии, расписывается в указанном реестре.
Лицо, заверившее копию протокола, несет ответственность за соответствие данных в копии данным в протоколе. С получением заверенной копии миссия наблюдателя не заканчивается. Необходимо дождаться сообщения из ТИК о принятии протокола УИК, либо составлении повторного протокола
21. Первый экземпляр протокола УИК об итогах голосования после подписания и выдачи заверенных копий незамедлительно направляются в соответствующую ТИК и возврату в УИК не подлежит.
22. Второй экземпляр протокола предоставляется для ознакомления, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления. Опечатанные бюллетени и иная документация, упакованная в опечатанные мешки или коробки с указанием номера избирательного участка, количества бюллетеней и открепительных удостоверений, список избирателей, список лиц, присутствовавших при составлении протокола, печать УИК передаются на хранение в вышестоящую избирательную комиссию не позднее чем через пять дней после официального опубликования общих результатов выборов.
23. Если УИК после подписания протокола об итогах голосования и направления его в ТИК выявила в нем неточность в строках 1-17 протокола (описку, опечатку, ошибку в сложении данных) либо неточность выявлена вышестоящей комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, УИК обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1-17 протокола и составлении повторного протокола. О заседании УИК комиссия в обязательном порядке должна проинформировать наблюдателя. В этом случае УИК составляет в двух экземплярах протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный"
24. Если указанный порядок не будет соблюдаться, наблюдателю следует оперативно составить жалобу и вручить ее председателю УИК либо направить в вышестоящую комиссию или в суд




Образец

КОПИЯ
Экземпляр No 1

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва 2 декабря 2007 года

ПРОТОКОЛ
участковой избирательной комиссии об итогах голосования

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТКОК No 123
Уральская область, Петровский район, поселок Видное, ул. Центральная, дом 1

Участковая избирательная комиссия установила:
1 . Число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования две тысячи семьсот шестьдесят два.
2. Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией две тысячи семьсот семьдесят пять.
3. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно ноль.
4. Число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования тысяча сто тридцать один.
5. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования двадцать два.
6. Число погашенных избирательных бюллетеней тысяча шестьсот двадцать два.
7. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования двадцать два.
8. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования тысяча сто двадцать пять.
9. Число недействительных избирательных бюллетеней девятнадцать.
10. Число действительных избирательных бюллетеней тысяча сто двадцать восемь.
11. Число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией десять.
12. Число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования три.
13. Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке пять.
14. Число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений семь.
15. Число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией ноль.
16. Число утраченных избирательных бюллетеней ноль.
17. Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении ноль.
Наименования политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов Число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов.
18. Политическая партия "Водолей" сто пятнадцать.
19. Политическая партия "Весы" девяносто.
20 Политическая партия "Рыбы" пятьсот восемнадцать.
21. Политическая партия "Овен" триста сорок.
22. Политическая партия "Козерог" шестьдесят пять.
Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу один.
Председатель участковой избирательной комиссии Смоленцев Е.В.
(фамилия, инициалы) (подпись либо причина).
Заместитель председателя комиссии Суродеева А.М. отсутствия, отметка об особом мнении.



Секретарь комиссии Парнеев А.А.

Члены комиссии: Баранова М. С.
Барышев Ф. П.
Ганов Г. Е.
Доронин А. В.
Крылов В. П.
Куркин Н. А.
Лапин Б. Б.
Мирошкин С. С.
Неклюдов Г.А.
Протасова Т. В.
Першин В. С.
Рунова С. П.
Федотов И. В.

МП Протокол подписан "3" декабря 2007 года в 0 часов 20 минут

ВЕРНО Смоленцев Евгений Васильевич,
председатель участковой избирательной комиссии
Подпись. 3 декабря 2007 года, 1 час. 10 минут.
Печать УИК



Копия протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

1. УИК обязана выдать копию протокола по требованию наблюдателя немедленно после подписания протокола об итогах голосования.
2. Копия протокола по форме и содержанию должна полностью соответствовать оригиналу протокола. Ответственность за это несет лицо, заверившее указанную копию протокола.
3. Копия протокола заверяется председателем УИК, заместителем председателя или секретарем после проверки соответствия данных копии протокола данным первого экземпляра протокола об итогах голосования, подписанном всеми членами УИК. На лицевой стороне заверяемого документа в правом верхнем углу ставится надпись "Копия". В конце последней страницы делается запись "Верно", указываются фамилия, имя, отчество заверителя, его должность в УИК, ставится подпись, дата и время (часы, минуты) заверения и печать УИК.
4. Факт выдачи наблюдателю копии протокола УИК отмечается в реестре выдачи копий с указанием фамилии, имени, отчества наблюдателя. Наблюдатель расписывается в реестре за получение копии, указывает свой контактный телефон, по которому он может быть извещен о возможном проведении заседания УИК для подписания повторного протокола УИК.
5. В случае если после подписания протокола об итогах голосования председатель УИК или лица, его замещающие, не выдали по требованию наблюдателя копию протокола или не предоставили возможность ее изготовить и заверить, что противоречит пункту 29 статьи 68 ФЗ об основных гарантиях, наблюдатель должен потребовать от указанных лиц незамедлительного соблюдения нормы этой статьи. Если руководители УИК, а также иной избирательной комиссии, в которой присутствовал наблюдатель, отказались от выполнения указанной обязанности, наблюдателю следует обратиться с жалобой в данную комиссию на действия должностного лица избирательной комиссии и потребовать ее коллегиального рассмотрения либо обжаловать отказ в выдаче копии протокола об итогах голосования в вышестоящую комиссию или в суд.
Нарушение права наблюдателя на своевременное получение копии протокола влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией
(статья 80 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ)
На основании данных первых экземпляров протоколов УИК об итогах голосования территориальная избирательная комиссия не позднее чем на третий день со дня голосования устанавливает итоги голосования на соответствующей территории.
Первые экземпляры протоколов УИК об итогах голосования доставляются в территориальную комиссию председателем либо иным членом УИК. При передаче протоколов УИК в ТИК вправе присутствовать наблюдатели, назначенные в данную УИК.
Прием протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, суммирование данных, содержащихся в этих протоколах, и составление протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования осуществляются в одном помещении. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы территориальной избирательной комиссии, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола УИК об итогах голосования вносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.
Председатель, секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола УИК об итогах голосования с приложенными к нему документами члену ТИК с правом решающего голоса, который проверяет правильность составления протокола и полноту приложенных к нему документов. Если в ТИК установлен комплекс средств автоматизации ГАС "Выборы", данные, содержащиеся в протоколе, незамедлительно вводятся в ГАС "Выборы", при этом производится проверка выполнения контрольных соотношений данных, внесенных в указанный протокол. Если после ввода содержащихся в протоколе данных в ГАС "Выборы" обнаружены допущенные при вводе технические ошибки, требующие корректировки данные вводятся в ГАС "Выборы" исключительно по мотивированному решению ТИК. Если ГАС "Выборы" не используется, то выполнение контрольных соотношений проверяет член ТИК, проверяющий правильность составления протокола. По итогам голосования ТИК оформляет свое решение об итогах голосования, в который вносятся суммарные данные по всем строкам протоколов УИК об итогах голосования. Проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления) на нарушения ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ. После этого подписывается протокол об итогах голосования и выдается его заверенная копия наблюдателю. Указанный протокол направляется в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

Наблюдатели прибыли в территориальную избирательную комиссию
Установление итогов голосования избирательной комиссией субъекта Российской Федерации
(статья 81 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ)
Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии и первый экземпляр сводной таблицы вместе с приобщенными к ним документами и протоколами УИК незамедлительно направляются в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
На основании данных, содержащихся в этих документах, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем на пятый день со дня голосования устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации.
В случае наличия хотя бы одной региональной группы кандидатов, соответствующей части территории субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия этого субъекта Российской Федерации устанавливает итоги голосования не на территории субъекта Российской Федерации в целом, а на каждой из частей территории субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации на основании протоколов соответствующих ТИК об итогах голосования оформляет свое решение протоколом об итогах голосования, в который вносятся суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах ТИК. Перед подписанием протокола указанная комиссия обязательно проводит итоговое заседание по рассмотрению жалоб (заявлений) на нарушение ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ, подписывается протокол, копия которого выдается наблюдателям.
Первый экземпляр протокола об итогах голосования незамедлительно направляется в ЦИК России.

Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации пятого созыва
(статья 82 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ)
На основании данных протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования и протоколов иных комиссий ЦИК России не позднее чем через две недели определяет результаты выборов депутатов ГД ФС РФ путем суммирования содержащихся в протоколах данных. ЦИК России составляет протокол о результатах выборов депутатов Государственной Думы. На основании протокола ЦИК России принимает решение о результатах выборов депутатов Государственной Думы. Заверенные копии протокола также выдаются наблюдателям.

Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов выборов
(статья 86 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ)
Размещение данных протоколов УИК в сети Интернет позволит наблюдателю сравнить их с данными имеющихся у него заверенных копий протоколов УИК об итогах голосования при расхождении, опротестовать этот факт в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и обратиться в суд. Эти данные, по мере их введения в ГАС "Выборы", размещаются в сети Интернет не позднее чем через одни сутки со дня голосования, а при составлении повторных протоколов - не позднее чем через одни сутки со дня их составления и содержатся там не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов.
Наблюдатель должен знать и о новом проекте Центральной избирательной комиссии. Внедрена и функционирует система представления избирателям информации ГАС "Выборы" о подготовке, ходе и итогах избирательной кампании на абонентские устройства мобильной связи. С помощью мобильного телефона можно получить данные протоколов УИК.
Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым зарегистрированным федеральным списком кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех недель со дня голосования.

Использование Государственной автоматизированной системы
Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы") при проведении выборов
(статья 87 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ)
Наблюдатель должен знать, что при подготовке и проведении выборов используется ГАС "Выборы" в порядке, предусмотренным Федеральным законом. Все данные протоколов комиссий об итогах голосования, о результатах выборов в обязательном порядке вводятся в ГАС "Выборы".
Организуют и осуществляют работу по эксплуатации ГАС "Выборы" работники информационных центров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
При использовании ГАС "Выборы" соответствующая избирательная комиссия образует группу контроля, в состав которой входят как члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, так и совещательного, а руководитель группы избирается из ее состава.
Группа контроля имеет право:
проверять готовность к работе комплекса средств автоматизации, других технических средств ГАС "Выборы";
следить за соблюдением инструкций и других документов ЦИК России и ФЦИ при ЦИК России;
знакомиться с любой информацией, вводимой в ГАС "Выборы" и выводимой из нее, передаваемой по сетям связи;
контролировать правильность ввода данных из протоколов избирательных комиссий;
следить за обязательным документированием фактов выполнения действий, предусмотренных регламентами и планами комиссий;
привлекать к своей работе экспертов и специалистов в области автоматизированных систем обработки информации по запросу руководителя группы контроля и другое.
Доступ в помещение информационного центра наблюдателей и представителей средств массовой информации осуществляется по решению председателя или секретаря избирательной комиссии по согласованию с руководителем группы контроля.
Данные о ходе голосования и его результаты, полученные с использованием ГАС "Выборы", являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией.
Введенные в ГАС "Выборы" данные об участии избирателей в выборах депутатов Государственной Думы, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение") абонентам сети "Интернет" в порядке, устанавливаемом ЦИК России.




Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме