18:45 17.09.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Алексей Мзареулов: Нужна ли внешней политике идеология?
Сразу оговоримся, что внешняя политика государства есть продолжение внутренней политики, производное от нее. Вместе с тем внешняя политика есть прежде всего борьба Государства с другими государствами за свои национальные интересы (их защиту, их расширение, минимизацию их сужения и т.д.).
Другими словами внешняя политика даже квази-буржуазного государства с квази-капиталистической экономикой формируется, формулируется и проводится как общий политический вектор, сводящий в единую волю разновекторные устремления, существующих в обществе классов и социальных групп - крупной буржуазии, средней буржуазии, фермерства и т.д. Включая и приведение к одному знаменателю противоречий внутри каждой из этих групп.
Например, несмотря на "классовое родство" интересы нефтяных магнатов прямо противоположны интересам сельхозпроизводителей в плане цены на горючее.
Необходимое сведение воедино множества разнонаправленных интересов да еще с учетом других привходящих - общественного мнения, исторической традиции и т.д.- весьма непростая трудоемкая для государства задача. Без наличия у государства четких выверенных идеологических ориентиров, идеологического компаса в международных волнах такая задача трудно выполнима.
С другой стороны, идеология сама по себе в международных делах всегда являлась и является своего рода "производительной" силой, способной двигать огромными массами людей, вызывать или ликвидировать геополитические катаклизмы. Ведь сказано, что "идея становится материальной силой, когда она овладевает массами". Следует, однако, оговориться, что как бы там ни было, но внешнеполитическую идеологию детерминирует внутриполитическая идеология государства. Несшие в другие страны христианство крестоносцы были уверенны в своей правоте перед Богом, а значит в том, что они несут счастье и приближают к Богу другие народы. Сегодня американцы убеждены в том, что их процветающая богатая и сильная страна самая лучшая на земле и теми же почти средствами разносят свою модель общества по всему свету.
У разбитой в 90-х годах России, оставшейся в границах РФ, не было иной внешнеполитической "идеологии", кроме жалкого в своем примитивизме антикоммунизма, да доморощенного, тоже жалкого, либерализма, Цель этих идеологий была одна - добиться максимальной поддержки Запада в сохранении захваченной с помощью Запада власти ценой сдачи внешнеполитических позиций страны (предками нашими завоеванных). Ради этого и ради наживы кучки безродных дельцов в бешеном темпе сдавались и продавались национальные интересы на международной арене.
Новое, патриотическое руководство России во главе с В.В.Путиным не могло сразу и быстро предложить национальную идеологию даже в фрагментах на первом этапе правления: прежде, чем двигаться вперед надо было в срочном порядке расчистить завалы на пути, а проще говоря спасать государство, страну, народ.
Поэтому "идеологией" Путина со товарищи на первом этапе стал прагматизм, т.е. политика, дающая быстрый практический результат, как во внутренней, так (и поэтому) и во внешней политике.
Единственной идеологией такого "ручного управления" политическими процессами был патриотизм, пронизавший все действия руководства страны, сплотивший нацию вокруг личности Президента (в том числе и из чувства самосохранения), взаимная любовь (как ни сентиментально, но очень по-русски это звучит) Президента и народа. Единение народа в созидательной работе ради возрождения Родины, несмотря на глубочайший имущественный раскол нации, фантастически благоприятные внешнеполитические и внешнеэкономические условия (сближение с США после 11 сентября 2001 года, цены на нефть и газ из земли, предусмотрительно собранной нашими предками и др.), обеспечили стране выход из глубокого системного кризиса и переход к стабилизационному периоду. Это является огромной исторической заслугой Владимира Путина и его соратников.
Сегодня перед окрепшей страной встают качественно новые задачи, задачи обеспечения опережающего (а не догоняющего) развития страны по всем направлениям, ибо только успех на этом пути может обеспечить сохранение России, как великой державы, одной из двух сверхдержав в эпоху глобализации в ХХ1 веке.
Прагматизм, идеология "кризисного управляющего", себя изжила по мере решения задач стабилизации. Более того, становится все яснее, что, исключая идеологические методы управления власть лишается мощных средств влияния и управления. Можно сказать категоричнее - опережающее развитие, консолидация общества, формирование политической системы невозможны без идеологии активной, амбициозной, даже иногда агрессивной. Общественно - политическая, научная дискуссия по формированию, по выбору такой государственной, общенациональной идеологии движения России в будущее (ее фундамент составляют Послания Президента Федеральному Собранию) все в большей степени склоняется к идеологии "социального консерватизма". Ключевое положение этой идеологии - обеспечение опережающего развития России во всех решающих областях за счет резкой активизации, улучшения и увеличения человеческого потенциала страны путем массированного инвестирования (прежде всего государственного) в здравоохранение, образование, науку, т.е. экономику знаний, при обеспечении равного доступа к этим благам цивилизации каждого гражданина страны (социальная справедливость - непременное условие развития) и сохранении национальных ценностей и традиций, самобытности России.
Что это означает для внешней политики? Представляется, и внешняя политика страны должна базироваться на прочном идеологическом фундаменте. Мир должен знать и понимать чего хочет, к чему стремится, о чем мечтает Россия на международной арене, где проходят сегодня и будут проходить завтра те "красные линии", о которых недавно говорил Сергей Лавров. Представляется, что одной из главных составляющих такого фундамента может быть внешнеполитический консерватизм. Проще говоря - сохранение и развитие исторических традиций русской внешней политики, ее исторической ответственности, сохранение ее ценностей, так же и нравственных, с учетом, конечно, и новых идеологических факторов. Вот некоторые принципы такой идеологии.
Наша страна 60 лет несет на себе как вторая сверхдержава глобальную ответственность за безопасность человечества. Мы готовы и дальше нести эту ответственность в сотрудничестве с США. Потому что иначе не получается ни у "однополярного", ни у "многополярного" мира.
Мы всегда несли и будем продолжать нести свою историческую ответственность за безопасность и сотрудничество, способствовать единению стран в Евразии на благо наших народов и всего человечества. Мы никогда не бросим братские нам народы на произвол судьбы и глобализации.
Россия есть не объект, а субъект процесса глобализации. Как великая держава она - не ведомая, а ведущая сила этого процесса, сила, формирующая этот процесс на основе своих подходов. Главный из которых - глобализация как объективный процесс единения человечества есть благо, при условии ненасильственного протекания этого процесса и сохранении национальной идентичности стран и народов. Российское государство будет поддерживать проникновение российского капитала в мировую экономику всеми средствами, ибо только так кроме всего прочего может быть обеспечено достойное место России в ходе процесса глобализации. Здесь большое значение могут иметь опережающие действия, как это уже имеет место в Северном Ледовитом океане. Вместе с тем Россия никогда не предаст свои национальные интересы, свои традиционные ценности ради прибылей и эгоистической выгоды той или иной российской компании.
Далее, в соответствии с традицией Россия проводит миролюбивую внешнюю политику, выступает за мир во всем мире.
Еще один принцип внешнеполитической идеологии России - гуманизм На мировой арене Россия защищает "униженных и оскорбленных", бедных и обездоленных. Исходя из этого мы против биотоплива (хотя это сулит нам как зерновой державе крупные барыши), ибо оно обрекает на голодную смерть миллионы людей в бедных странах.
Россия не бросает и не предает друзей и союзников никогда. Позор предательства друзей и союзников в 90-х годах - не смытое до сих пор пятно на репутации нашей страны.
Как многоконфессиональная страна Россия на мировой арене толерантна к проявлениям религиозной идеологии и выступает здесь за взвешенный подход. Исходя из этого России непонятно, в частности, почему нет предложений по включению в состав СБ ООН стран с преобладающим исламским населением, например Египта.
История внешней политики свидетельствует, что отход от исконных идеологических постулатов часто вел к крупным провалам не только внешней политики, но и страны в целом. Так, заносчивое и чуждое национальной традиции стремление Николая I играть роль "европейского жандарма" привело к трагедии Крымской войны. А вторжение советских войск в Афганистан, куда русские никогда не входили с мечом, стало фактором крушения СССР. Кстати, в подобных ситуациях оказывались и другие великие державы, когда отходили от своих внешнеполитических традиций: "победоносное", но не нужное участие Наполеона III в Крымской войне привело к разгрому Франции Пруссией (Россия и пальцем не пошевельнула в защиту французов).
Представляется, что названные выше фрагменты внешнеполитической идеологии России понятны и привычны нашим внешнеполитическим партнерам. Об этом, в частности, говорит в своих мемуарах бывший Канцлер Германии Герхард Шрёдер. Обобщая его мысли, Дмитрий Медведев пишет в предисловии к русскому изданию книги: "Для автора мемуаров культурная миссия Европы не пустые слова. И уверенность в том, что Россия является естественной частью Европы, что Европе и миру нужна сильная Россия тоже не пустые слова".
Разработка внешнеполитической идеологии России должна, конечно, опираться на принятую Государством общенациональную идеологию в основе своей бесспорную и разделяемую всем обществом. Вместе с тем многие положения внешнеполитической идеологии очевидны уже сегодня. И в интересах России их артикулировать.
17 сентября 2007 года.
www.nasledie.ru
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме