10:30 15.09.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба "Валдай"
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Это наша четвертая встреча, и мне кажется, сложилась очень неплохая практика вашего знакомства с Россией, хотя вы и без того ее неплохо знаете. Но, все-таки, организация мероприятий подобного рода не может не идти на пользу.
За последние годы я лишний раз убедился, что дисциплина в средствах массовой информации и Европы, и Северной Америки весьма высокая. Внешних результатов от наших встреч в публикациях я не вижу, но уверен, что знакомство с Россией помогает вам лично лучше понять нашу страну. И поскольку вы специализируетесь на России, в любом случае, мне кажется, это на пользу. И мы будем рады, если это знакомство и это понимание России вы будете транслировать своим зрителям, своим читателям с тем, чтобы избавляться от стереотипов, которые еще сильны среди ваших сограждан, граждан западных стран. И мы в России их ощущаем. Конечно, для того, чтобы уйти от этих штампов прошлого, потребуется немало времени. Но вот эта работа, которая организуется уже четвертый год, она не может не пойти на пользу.
В этом году вы занимались проблемой межконфессиональных отношений в России. Это одна из ключевых проблем в России. Она была всегда и не исчезала ни с течением десятилетий, ни столетий. Россия - многоконфессиональная страна. И ее самочувствие и экономическое, и социально-политическое в значительной степени зависят от того, как мы выстроим отношения между разными вероисповеданиями.
Вместе с тем Россия складывалась как межконфессиональная страна с первых шагов своего существования. И, если вы обратили внимание, у нас и православие, и российский ислам, и даже иудаизм имеют много общих черт. На протяжении веков они сосуществовали в известной гармонии и развивались во взаимодействии друг с другом. И грамотное решение этих проблем, межконфессиональное взаимодействие не только может пойти на пользу, но и будет способствовать укреплению страны и ее стабильности. А в случае каких-либо ошибок это может принять неблагоприятные и извращенные формы, иметь неприятные последствия. На протяжении веков Россия с этими задачами справлялась. Сегодня мы выстроили достаточно комфортные отношения между конфессиями. У меня есть основания полагать, что так будет и в будущем.
И, естественно, вас интересовали вопросы, связанные с предстоящими политическими событиями в нашей стране: выборами в Государственную Думу, выборами Президента России в марте следующего года. Знаю, что у вас были встречи практически по всем этим вопросам и в регионах России, и в Москве. У нас есть счастливая возможность сегодня обменяться мнениями. С удовольствием выслушаю не только ваши вопросы, но и ваши мнения, суждения, оценки сегодняшнего состояния России и позволю себе высказать свой собственный взгляд на происходящие события.
Б.КЕНДАЛ (корреспондент телекомпании "Би-Би-Си"): Владимир Владимирович, очень приятно с Вами встретиться в Сочи!
От имени всех моих коллег выражаю благодарность, что Вы нашли сегодня время для встречи с нами, поскольку здесь все интересуются Россией, и нам крайне интересно узнать Ваше мнение по многим вопросам.
Хочу начать с вопроса, который как для журналиста и для тех, кто следит за Россией здесь и заграницей, это вопрос, который много обсуждают - назначение Вами нового премьер-министра. Хотела бы спросить, почему именно сейчас? Не было бы более демократичным подождать до тех пор, пока выскажут свое мнение российские граждане демократического общества? Подождать до этого, вместо того, чтобы назначать раньше. Почему именно Виктор Зубков? Какие качества дали Вам основание назначить его? И может ли он стать кандидатом в Президенты как Вы сами восемь лет назад? Может быть, пост премьер-министра дает хорошие возможности для участия в гонке, или, может быть, Вы знаете, что премьер-министр в России - признак преемственности в этот предвыборный период?
В.ПУТИН: Что касается момента назначения нового премьера, то это ничего общего не имеет ни с демократией, ни с антидемократией. Это ничего общего не имеет с волеизъявлением граждан, если под демократией понимать именно волеизъявление. Демократия не отделима от закона и соблюдения закона всеми гражданами и должностными лицами. То, что сделано мною по смене Правительства, находится в полном соответствии с действующим законодательством. То есть - нет никаких нарушений.
Это решение носит в значительной степени технический характер. Если вы помните, перед прежними выборами Президента в 2004 году все было точно также. Скажу вам почему: был возможен сценарий, при котором смены Правительства не было бы до выборов Президента и до сложения Правительством своих полномочий после выборов Президента и приведения его к присяге в мае 2008 года. И мне бы хотелось, чтобы события развивались именно по этому сценарию. Но, к сожалению, члены Правительства, как и все - люди. Они, как я увидел, сбавили рабочие обороты, начали подумывать о том, как будет складываться их личная судьба после выборов. А я бы хотел, чтобы и Правительство в Москве, и региональные власти, и федеральные органы на территориях Российской Федерации, как швейцарские часы молотили бы не переставая вплоть до выборов, и сразу после выборов, между мартом и маем 2008 года. Нужно, чтобы это был работоспособный, отлаженный, хорошо функционирующий механизм, без всяких сбоев и ожиданий, без всяких передышек и отдыха.
Поэтому, я посчитал правильным сделать это сейчас с тем, чтобы расставить административные и кадровые акценты. С тем, чтобы показать тем людям, которые имеют шансы остаться в Правительстве, министерствах, ведомствах, работать и после выборов в парламенте и после президентских выборов, конечно, при условии, что они осознают свою ответственность, и что будут трудиться с полной отдачей сил. И наоборот: те, кто тоже готов сменить свою работу, готов уйти в другие ведомства или вообще заняться другим видом деятельности вне министерств и ведомств - лучше это сделать сегодня, провести необходимые перестановки и создать дееспособную команду.
Я не подталкивал к этому премьер-министра - он сам принял это решение. Потому что он тоже человек ответственный. Он прекрасно видел настроение, которое складывается, и, собственно говоря, сам пришел ко мне с этим предложением. Я с ним согласился, потому что наблюдал то же самое. Мы сделали то, что вы знаете. Я принял прошение об отставке и сегодня уже назначил Виктора Зубкова. За него проголосовали 382 депутата Государственной Думы. Это много. Не голосовала только фракция КПРФ.
И вторая часть вопроса: почему именно Виктор Зубков? Это человек с большим жизненным и большим профессиональным опытом. Он в принципе настоящий профессионал, действующий администратор с хорошим характером, и в то же время с большим производственным опытом. Вы уже знаете его биографию. Он более десяти лет проработал в сельском хозяйстве, начинал с низовых должностей. Еще в советское время ему удалось поднять один из самых плохих коллективов - совхоз, который умирал. Он сделал его лучшим в Советском Союзе. Не за весь период, а на определенное время. Когда это произошло, его послали работать в объединение совхозов - тоже худшее. А он снова сделал его лучшим. Он практически не занимался идеологической работой, а всегда занимался производственной. Он был руководителем не просто отдела обкома КПСС в Ленинграде, он был руководителем отраслевого обкома по сельскому хозяйству. Это производственная работа, потому что КПСС был в значительной части просто частью государственного аппарата. Потом он был первым заместителем председателя областного совета - это тоже хозяйственная работа. А потом работал в мэрии Петербурга. Затем был заместителем Министра по налогам и сборам. И здесь начинается совершенно другая его ипостась, он начинает заниматься финансами, причем на общереспубликанском уровне. Затем стал первым заместителем министра финансов России. В этой аудитории не нужно объяснять, какова квалификация людей, которые работают в Министерстве финансов любой страны. А, работая в команде Алексея Кудрина, судя по результатам экономической деятельности, можно сказать, что эта команда была высокопрофессиональная на протяжении последних семи лет. И Виктор Зубков - один из членов этой команды. Именно ему было поручено в силу его личных качеств - он человек исключительно порядочный - создать новую структуру: Росфинмониторинг или другими словами - финансовую разведку. И здесь он тоже проявил себя с самой лучшей стороны. В его ведомстве и у него в руках огромный массив информации финансового характера. Это, прежде всего, аналитическая служба, которая собирает сведения и финансовых структур, и правительственных организаций - огромный массив информации. Ни разу, хочу это подчеркнуть, Виктор Зубков не воспользовался этой информацией в неблаговидных целях. А в предпринимательских кругах России многократно говорили о такой опасности, когда мы приняли решение создать эту организацию. Люди боялись, что в условиях современной России такая концентрация конфиденциальной информации в одном органе может негативно влиять на бизнес. Этого не произошло. За все годы работы в ведомстве Виктора Зубкова не было выявлено ни одного случая коррупции. И в то же время эта служба работала эффективно, по ее материалам за последние годы возбуждены уголовные дела в отношении нескольких тысяч человек, в отношении 521 человека вынесены обвинительные приговоры судов. Это количество, сопоставимое за тот же период времени с количеством лиц, привлеченных к уголовной ответственности и осужденных судами в ведущих европейских странах. В США за этот же период времени в два раза больше осуждено. В европейских странах в среднем 500 с лишним человек.
Все это вместе взятое и послужило основой для принятия решения. Считаю, что в этот достаточно ответственный для России период предвыборной ситуации нам нужен, востребован на этом месте именно такой человек - высокий профессионал, человек порядочный, уравновешенный и, если хотите, мудрый.
Теперь, может ли Виктор Зубков принять участие в президентских выборах 2008 года. Может, так же, как каждый гражданин России. Естественно, он не рядовой гражданин России - с сегодняшнего дня он не просто глава Росфинмониторинга, а Председатель Правительства Российской Федерации. Он отвечал на этот вопрос журналистам вчера или позавчера. Он прямо сказал, мне кажется, сказал правильно: перед тем как переходить на вышестоящую должность, всегда в своей жизни доказывал сам себе и тем людям, с которыми я работаю, что я добиваюсь положительных результатов, прежде всего на том месте, на котором я работаю сегодня. И если результаты моей деятельности на должности Председателя Правительства России будут меня удовлетворять, удовлетворять граждан страны, то не исключаю для себя возможности баллотироваться на пост Президента России в марте 2008 года. Он не сказал: "Я буду баллотироваться". Он не исключает такой возможности. Думаю, что это взвешенный, спокойный ответ.
Действительно, сейчас трудно сказать - ему надо еще поработать в достаточно сложный предвыборный период, пройти период выборов в Государственную Думу. Там видно будет. Если вы обратили внимание, год-полтора назад мы говорили, что у нас такое голое поле и не из кого выбрать - неизвестно кто будет. Сейчас называют как минимум человек пять, которые реально могут претендовать на то, чтобы быть избранными Президентом России в марте 2008 года. Если появится еще один реальный кандидат, значит, у народа России будет возможность выбирать из большего количества человек. И, кроме того, на результаты президентских выборов так или иначе косвенно будут влиять и результаты выборов в Государственную Думу в декабре этого года. А этим выборам будет предшествовать острая политическая полемика и партийная борьба. Чем она завершится - посмотрим. Там дальше будет видно, что произойдет в марте.
А.КОЭН (эксперт по России фонда "Наследие"): В последние недели на международных финансовых рынках происходит полоса нестабильности. Российские рынки все больше и больше включаются в международные экономические процессы. И то, что происходит в мире, влияет на них все больше и больше. На российский рынок зашли иностранные инвесторы, портфельные инвесторы. Как Вы думаете, то, что сейчас происходит, каким образом это может повлиять на российские финансовые рынки и может ли повлиять плохо?
В.ПУТИН: Конечно, Вы уже сказали, и я с Вами полностью согласен, российская экономика все больше и больше становится частью мировой экономики. И все позитивные и негативные стороны этого процесса характерны для российской экономики. Они ей присущи, и мы уже чувствуем на себе не только позитивное влияние происходящих на мировых рынках событий, но и негативные тоже. И когда рынок ипотеки в США качнулся, это, безусловно, отразилось и на нас. Мы сразу фиксируем на рынках на следующий день, а то и в этот день влияние таких событий.
Что можно от этого ждать и есть ли у нас опасения? Больших опасений нет, и скажу почему. Потому что если мы вспомним печальные события 1998 года и посмотрим, что тогда происходило с экономикой России, в каком она была состоянии, и если мы посмотрим на экономику России сегодня, то увидим, что это совершенно разные экономики. Тогда российская экономика была слаба и в высшей степени уязвима. У нас был огромный государственный долг. Мы сидели на долговой игле мирового банка. Мы еще больше, чем сегодня, зависели от нефти и газа. У нас были минимальные золотовалютные резервы. Мы не могли в тот период времени, даже если бы хотели, проводить ту либеральную экономическую политику, которую мы можем позволить себе сегодня. И мы были очень далеки от того, чтобы не только заявить, что наша национальная валюта является свободно конвертируемой, но еще дальше от того, чтобы это сделать.
Что мы видим сегодня. Сегодня соотношение внешнего долга России и золотовалютных резервов лучшее в Европе. И само наличие этих золотовалютных резервов, конечно, является известным гарантом нашей стабильности. За это время мы последовательно снижали инфляцию. Как вы знаете, она еще достаточно высока. Но если посмотреть, что было в 1999 и 2000 году, точно цифры не помню, - было за 40 процентов. Сейчас, думаю, восемь с небольшим, может быть. Тоже много, конечно. Но это не 40 процентов. Это позволило нам значительным образом расширить объем российской экономики. ВВП страны растет ежегодно на 8 процентов. Сейчас уже 7,7 процента. Это тоже элемент стабильности. Мы перешли к полной конвертируемости рубля. И такие успешные, казалось бы, в экономическом смысле страны, как, допустим, Китай - с чем мы поздравляем наших китайских друзей - у них действительно ошеломляющие успехи, но они пока не перешли к свободной конвертации своей валюты. А мы это сделали. Мы сняли все ограничения по движению капитала. И более того, у Центрального банка еще были какие-то сомнения, они оставляли определенные инструменты по резервированию и так далее, но после консультаций пришли к выводу, что эти ограничения можно снять досрочно. Мы это сделали в прошлом году.
Как показала практика, это, в общем, положительно отразилось на экономике России. Мы сразу констатировали огромный приток - в прошлом году это был 41 миллиард долларов, в первой половине этого года - 70 миллиардов долларов чистого притока. После известных событий на североамериканском рынке мы увидели небольшой отток спекулятивного капитала - в районе девяти миллиардов долларов. Это нормальное регулирование, в этом ничего особенного нет. Потом этот отток остановился, и сейчас опять приток. Все это плюс принятие ряда других законодательных решений, на мой взгляд, создали весьма стабильные условия для развития российской экономики. Цены на нефть растут. При этом если мы рассмотрим из этих 7,7 процента роста ВВП, то увидим, что доля перерабатывающих отраслей экономики значительно увеличилась по сравнению с прошлыми годами. И это тоже говорит о том, что нам удается решить одну из главных задач российской экономики - диверсифицировать ее. Это тоже элемент и признак стабильности. Все это вместе дает нам полное основание считать, что, несмотря на известную зависимость от происходящих на мировых рынках событий, нам все-таки удастся сохранить стабильность и обеспечить развитие.
14 сентября 2007 года,
Сочи
http://www.kremlin.ru/
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме