17:15 09.09.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Ответы Дмитрия Медведева на вопросы журналистов Тамбова и Центрального федерального округа
Институт развития гражданского общества и местного управления считает необходимым и важным опубликовать полный текст ответов Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, которые он дал на вопросы журналистов Тамбова и Центрального федерального округа во время своего нахождения там 29 августа 2007 года.
Это необходимо потому, что ведущие информационные агентства, федеральные печатные издания и электронные СМИ опубликовали свои комментарии только на отдельные ответы Дмитрия Медведева. А в некоторых публикациях, как, например, в комментариях к ответу на вопрос о "потемкинских деревнях" и преднамеренно допускалось частичное искажение информации.
Это важно потому, что ответы Дмитрия Медведева на этот раз отличались значительно большей полнотой и развернутостью и касались как вопросов реализации приоритетных национальных проектов и новой демографической политики в целом, так и аспектов реализации отдельных проектов. Мы считаем, что узнать личное мнение Дмитрия Медведева, высказанное им самим, а не перекрученное различными СМИ, по этим важнейшим для страны проблемам очень интересно всем гражданам России.
Пользуясь случаем, мы выражаем благодарность пресс-службе администрации Тамбовской области в содействии по представлению нам этого материала и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Олег Родионов - генеральный директор Института развития гражданского общества и местного самоуправления.
Газета "Тамбовская жизнь", Владислав САНТЫЛОВ.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ТРЕБУЮТ СИСТЕМНОЙ, КРОПОТЛИВОЙ РАБОТЫ
Как уже сообщала наша газета, на минувшей неделе Тамбовщину с рабочим визитом посетил первый заместитель председателя Правительства РФ Д. МЕДВЕДЕВ. На пресс-конференции, в которой принял участие журналист "Тамбовской жизни", он подробно проанализировал ход реализации в нашей стране приоритетных национальных проектов.
- Дмитрий Анатольевич, как известно, государство направляет на реализацию приоритетных национальных проектов значительные средства. Насколько эффективно они используются на местах? Какой из проектов, по вашему мнению, при его выполнении сталкивается с наибольшими трудностями?
- Эффективность исполнения приоритетных национальных проектов на местах я сегодня оцениваю как в целом приемлемую, но, конечно, не идеальную. Необходимо организовать работу более продуктивно, интенсифицировать ее, добиваться полноценных результатов. Причины выявляемых недостатков зачастую кроются в неорганизованности, порой в разгильдяйстве, неспособности концентрироваться на поставленных задачах. И, конечно же, надо учитывать, что наиболее сложные проблемы не могут быть решены, как бы этого ни хотелось, в сжатые сроки, за несколько дней и даже месяцев, они требуют системной, кропотливой работы.
Но в целом, еще раз подчеркну, ситуация с исполнением приоритетных национальных проектов складывается нормальная. И даже, смею сделать вывод, они выполняются с большим эффектом, чем другие государственные программы. Причина, во-первых, в том, что создана единая система принятия решений, которая начинается с Президента РФ и заканчивается на муниципальном уровне. Во-вторых, нацпроекты обеспечены в полном объеме финансированием. В-третьих, отработаны технологии реализации отдельных направлений деятельности. Подчеркну проявившуюся заинтересованность в успехе государственных приоритетных проектов на региональном уровне власти. Доводилось много беседовать на эту тему с губернаторами, которые, вспоминая 90-е годы прошлого столетия, говорили, что и раньше пытались решать насущные социальные проблемы, не получая почти никакой поддержки из Федерального центра. Создавалось у региональных руководителей впечатление, что государство вообще не хочет заниматься этой сферой. Только с началом реализации нацпроектов из центра прозвучал отчетливый сигнал, что здравоохранение, образование, жилищное строительство, сельское хозяйство - приоритеты государства.
Ответной реакцией на изменение государственной политики явилась резкая активизация работы на местах. Практически все проекты осуществляются на принципах софинансирования, при этом зачастую объем финансовых вложений регионов превышает федеральную составляющую. Что, впрочем, объясняется и тем, что значительная часть полномочий по финансированию намеченного делегирована регионам.
Мне сложно ответить на вопрос, какой из проектов исполняется проще, какой с большими трудностями. Они для меня как куратора данного направления деятельности в Правительстве все "родные". Есть разного калибра задачи, которые отличаются по временному отрезку, финансовому обеспечению. При этом в одном случае практически все зависит от усилий государства, успех других - от инициативы, предприимчивости бизнес-сообщества. Например, к числу государствозависимых относятся проекты в здравоохранении и образовании - сферах, которые мы пока не собираемся приватизировать и отдавать на откуп рынку. Жилищное же строительство должно осуществляться на рыночных принципах, естественно, с поддержкой малоимущих, созданием эффективных механизмов получения кредитов и так далее. То же самое касается и сельского хозяйства, где используются коммерческие механизмы его развития и стимулирования при финансовой поддержке государства.
- Высокие цены на жилье, низкие доходы населения ограничивают возможности многих воспользоваться ипотекой. Как может государство повлиять на сложившуюся ситуацию?
- Проблема, конечно, очень серьезная, но я не соглашусь, что ипотека не становится доступней. Число граждан, которые ей смогли воспользоваться, выросло за последнее время радикально. Отработан механизм ее применения, он стал понятен для населения. Не будем забывать, что ипотечные ставки снижаются, хотя процесс этот протекает не так быстро, как нам всем хотелось бы. И мы эту положительную тенденцию собираемся закрепить.
Государство будет оказывать влияние как прямое, так и косвенное на развитие ипотеки. Возможности для этого надо изыскивать и на местах. Положительной оценки заслуживает опыт Тамбовской области, где принято на региональном уровне решение об оказании финансовой поддержки гражданам с невысоким уровнем доходов при ипотечном жилищном кредитовании. Хорошо, что этот механизм запущен, но понятно, что возможности бюджета при этом, конечно, не безграничны. Для остальных ныне действует другая ставка, и она, считаю, не является оптимальной. Разумный уровень ипотеки, так сложилось во всем мире, где-то 6-7 процентов годовых. На этот уровень будем стремиться выйти, что зависит от многих факторов. Крайне важным фактором, конечно, является уровень доходов населения, на который влияют темпы развития экономики, а прогресс здесь налицо. Не стоит забывать совсем недавние времена, когда наши граждане с усмешкой воспринимали саму возможность воспользоваться ипотекой, она была недоступна абсолютному большинству. Ситуация меняется, от государства многое зависит в выстраивании эффективной экономики, контроля за макропоказателями, обуздании инфляции - всего того, что сказывается в конечном итоге на благополучии населения.
- Меры, которые государство предпринимает по исправлению демографической ситуации, стимулированию рождаемости, начали приносить первые результаты. При этом на первый план выходят проблемы, до которых руки еще не дошли: сложно устроить ребенка в детские дошкольные учреждения, обеспечить мать и ребенка современным медицинским обслуживанием...
- Соглашусь, что наша социальная система не готова к начавшимся положительным подвижкам. А как может быть иначе, если она не развивалась до последнего времени? Что же, надо, засучив рукава, браться за работу, исправлять ситуацию, на это и нацелены национальные приоритетные проекты. Необходимо не просто восстанавливать, надо выводить на современный организационный и технологический уровень систему социального обслуживания, поддержки материнства и детства, в целом здравоохранение. Работа развернулась в масштабах всей страны, о достигнутом хорошо известно: в лечебные учреждения поступает новое оборудование, транспорт, в первичном звене здравоохранения существенно увеличены зарплаты. Конечно, всем нам хотелось, чтобы преобразования происходили быстрее, приносили большую отдачу. Однако, когда занимаешься конкретными делами, убеждаешься, что от планов, изложенных на бумаге, до их воплощения на практике должен быть пройден определенный отрезок пути. Например, в настоящее время мы думаем о том, как развивать сеть перинатальных учреждений в стране. В нынешнем состоянии она нас не удовлетворяет. Наметили в ближайшие два года запустить в эксплуатацию двадцать новых центров данного профиля. При этом пришли к выводу, что не везде их надо создавать с нуля, будем использовать уже имеющиеся здания. Оказалось, что оптимальнее всего оснастить их современным оборудованием, выделить необходимые средства, переподготовить кадры. Осуществлять такие масштабные подпрограммы по конкретным направлениям нацпроектов надо, конечно же, совместно и федеральному центру, и регионам.
На мое имя приходит много обращений из регионов, в которых звучат просьбы, например, по завершению строительства крупной больницы, запрашиваются средства для приобретения современного оборудования. Во многих случаях откликаюсь на такие просьбы, для регионов зачастую решение по такой "точечной" проблеме имеет важное значение, в целом оказывается влияние на модернизацию системы здравоохранения. И подчеркну, что для продолжения поступательного движения есть средства и настрой на всех уровнях властной вертикали.
- В ходе преобразований в сфере здравоохранения обозначились серьезные трудности, особенно в сельской местности. Фельдшерско-акушерские пункты явно слабо справляются со своей ролью, не хватает специалистов, оборудования. Надежды возлагаются на районные и межрайонные лечебно-диагностические учреждения. Можно ли рассчитывать на поддержку со стороны государства медиков, работающих в сельской местности?
- С самого начала преобразований в системе здравоохранения страны мы считали, что переоснащение учреждений сельской медицины, ФАПов, создание сети офисов врачей общей практики - крайне важная задача. Мы понимаем, что сам уклад сельской жизни определяется не только теми, кто трудится на земле, но есть и еще две составляющие - школа и здравоохранение. Если все это присутствует, село живет, нет - оно умирает. Без развития сети врачебной, фельдшерско-акушерской помощи нормальную жизнь населению не обеспечить. Кое-чего мы уже добились. Напомню, что существенно выросла заработная плата в первичном звене здравоохранения как в городе, так и на селе. За счет средств, предусмотренных в национальном проекте, прибавку к зарплате получили прежде всего терапевты, педиатры, средний медперсонал. Положительно оцениваю дополнительные меры, которые осуществляются на региональном уровне, в том числе и на Тамбовщине, по развитию сельского здравоохранения. Заслуживают одобрения проекты, которые под одной крышей объединяют и медицинский офис, и жилье для врача, кстати, достаточно недорогие по стоимости. Следующий уровень - районный, и туда деньги будут направляться государством. Но подчеркну, что развивать его необходимо совместными усилиями, как это делается в вашей области.
- Газификация не вошла в число приоритетных национальных проектов, тем не менее, ее значение нельзя переоценить...
- Приоритеты и принципы развернувшейся в стране масштабной работы по газификации определены и выстроены. Я встретился с 50 губернаторами, с которыми мы заключили соглашения, выработали схемы совместной деятельности в каждом конкретном регионе. Подчеркну, что только в последние годы создались такие условия, когда стало возможно в принципе решать эту проблему. Появились у Газпрома необходимые деньги, а благодаря политической воле государства, обострилось чувство ответственности за исполнение взятых на себя обязательств перед населением. Определена схема софинансирования, когда на себя Газпром берет подведение "большой", естественно, самой дорогой трубы, а остальную работу финансируют на паях регион, муниципалитет и само население на последнем этапе. Такой принцип разделения ответственности является базовым при осуществлении газификации, он утвержден, именно таким образом и в дальнейшем будем работать. Я регулярно посещаю регионы, где-то установленный порядок соблюдается, а кое-где суммы, которые приходится выплачивать населению, зашкаливают. Напоминаю руководителям регионов о необходимости помогать неимущим. Ознакомился, как обстоят дела у вас, беседовал с Олегом Ивановичем Бетиным. Его слова подтвердили в областном отделении Пенсионного фонда - у вас осуществляется программа поддержки остронуждающихся граждан. Пенсионный фонд выделил 50 миллионов рублей для того, чтобы обеспечить подключение к сетям газоснабжения пенсионеров. Меня руководство области также заверило, что на практике действует индивидуальный подход в осуществлении этой работы. Обратил бы внимание населения на возможность решать эту проблему, беря кредит в банке.
- С 1 сентября ФГУП "Почта России" в очередной раз повысило стоимость своих услуг. Это не может не сказаться на доступности для населения печатных СМИ, которые выполняют важную роль в качестве института гражданского общества, в том числе и в информационном обеспечении приоритетных национальных проектов. Как правительство может повлиять на взаимоотношения журналистов и почтовой службы?
- Подобный вопрос мне задают не впервые. Журналисты эту тему поднимают регулярно. У меня возникла идея: для выстраивания продуктивного диалога собрать вместе за "круглым столом" представителей печати и почтовиков, чтобы вы, как говорится, поглядели в глаза друг другу. Почему именно к такому выводу я пришел? Как раз накануне мне предоставило справку ФГУП "Почта России", в которой по-иному расставлены акценты: за первое полугодие 2007 года тиражи печатных СМИ выросли на четыре процента, а сдерживать тариф на доставку газет и журналов населению нельзя, так как они нерентабельны. Антимонопольная служба анализировала данную ситуацию. Возникла мысль, чтобы этот тариф стал универсальным и дотировался за счет средств федерального бюджета. Сама по себе идея неплохая, но она должна быть просчитана экономически. Речь идет о значительной сумме, превышающей миллиард рублей. Как я уже говорил, готов еще раз, в присутствии заинтересованных сторон, обсудить эту проблему.
- Дмитрий Анатольевич, какие впечатления у вас сложились от посещения Тамбова, встреч с руководителями нашей области?
- С главой администрации области О. Бетиным у меня сложились хорошие рабочие отношения, я в курсе всего, что происходит у вас. Мы обсудили на этот раз с Олегом Ивановичем ряд текущих дел. По обращению губернатора дал два поручения соответствующим федеральным ведомствам, одно из которых, кстати, касается дальнейшей газификации вашей области. А общие впечатления от посещения Тамбовщины у меня очень хорошие, жаль только, что, как обычно, визит был кратким.
Выделю среди объектов, с которыми удалось ознакомиться, тамбовское кадетское училище. Впервые довелось побывать в подобном учебном заведении, и хочу подчеркнуть, что впечатления самые благоприятные. Нормальная, хорошая школа. Меня порадовало, что содержится она в хорошем состоянии, идет ремонт, устанавливается современное оборудование. А возможно, самое главное - настроение педагогов. Видно, что они с желанием занимаются своим делом. Приятно, что сумел этот коллектив воспользоваться возможностями, которые предоставляет нацпроект "Образование", что кадетская школа стала победителем профессионального конкурса, претендует на получение дополнительных средств для развития.
Конечно, не все учебные заведения могут пока реально претендовать на получение грантов. Но надо поддерживать лучших, чтобы появился стимул для отстающих подтянуться и выйти на более высокий уровень.
Побывал я в областном отделении Пенсионного фонда, в центре социального обслуживания населения Советского района Тамбова. Считаю, что нормально все организовано, занимаются специалисты очень нужным для населения делом. Убедился, что меры, предпринимаемые государством для исправления демографической ситуации, стимулирования рождаемости, в том числе предоставление "материнского капитала", работают на практике. Считаю необходимым подчеркнуть важность функций, которые принял на себя центр социального обслуживания населения. Очень востребованы услуги, которые он предоставляет, люди нуждаются и в социально-педагогической, и в юридической, и в медико-социальной помощи.
В Тамбове состоялось важное совещание в преддверии нового учебного года. Как говорится, сверили часы, оценили готовность учебных заведений Центрального федерального округа к приему детей. Выполнен в регионах значительный объем необходимой работы. Но, скажу откровенно, насторожило благодушие некоторых руководителей. Проблем, к сожалению, не становится меньше, к тому же выясняется, что так и не удалось пока решить давнюю проблему - ремонт школ затягивается буквально до самого 1 сентября. Порочная традиция, от которой надо отказаться.
Журналисты нередко спрашивают о том, не потемкинские ли деревни мне предлагают осматривать во время частых посещений регионов, то есть местные власти пытаются представить жизнь населения в приукрашенном виде. По своему опыту знаю, что ввести в заблуждение весьма затруднительно. Порой только лишь проезд от аэропорта до центра города для внимательного человека предоставит многие свидетельства о реальном положении дел: все фасады за несколько дней не перекрасишь. Сразу видно, есть жизнь в регионе или так себе. Как вы понимаете, я обладаю достаточными источниками информации, которые не дадут ввести в заблуждение. Иное дело - всем хочется выглядеть лучше при посещении высоких гостей, что вполне понятно.
- Как вы считаете, не повлияет ли отрицательно на дальнейшие перспективы реализации приоритетных проектов предстоящее вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию?
- Вступление в ВТО для любой страны - болезненный процесс. Он включает в себя целый набор рисков, в том числе упомянутых в вопросе. Например, сельское хозяйство - очень чувствительная сфера. Взять квоты на ввоз импортного мяса. С одной стороны, мы не должны воздвигать непреодолимые барьеры на таможне, как это было в советское время, нельзя отгораживаться от мирового рынка. С другой стороны, если снять все ограничения на импорт, то в магазинах может появиться некачественная продукция, какую нам, например, пытается поставлять Польша. За счет дешевизны это мясо составит недобросовестную конкуренцию для отечественного производителя. Необходимо учитывать подобные экономические угрозы при осуществлении стратегического курса нашего государства на вступление в ВТО, участие в международном разделении труда, в стремлении занять определенную нишу на мировом рынке.
- Дмитрий Анатольевич, нашим читателям будет интересно узнать, остается ли при понятной загруженности государственными делами у вас время на отдых, хобби?
- Признаться, свободного времени почти не бывает. Если выпадает час-другой, стараюсь проводить его в кругу семьи. По возможности с удовольствием занимаюсь плаванием.
- Спасибо за интервью.
09 сентября 2007 года.
www.nasledie.ru
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме