12:30 21.08.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Святой базис
Церковь продвигает свой национальный проект
Пока государственные мужи обсуждают плюсы и минусы идей суверенной демократии, иерархи крупнейшей российской конфессии -- Русской православной церкви начинают активную презентацию собственной модели будущего страны. "Проект модернизации России на основе духовно-нравственных ценностей и консервативной идеологии" -- так характеризуют свое детище разработчики концепции "Русская доктрина".
В понедельник о "Доктрине" говорили в московском Свято-Даниловом монастыре -- резиденции Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Здесь под патронатом главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Кирилла прошли Соборные чтения -- одна из открытых встреч в рамках Всемирного русского народного собора (возможно, главного общественного проекта РПЦ). "Собор впервые провел слушания по "Русской доктрине" 1 января 2005 года в Союзе писателей России", -- напомнил присутствующим митрополит Кирилл. Упоминание литературного объединения было нелишним -- по правую руку от владыки сидел почетный гость, глава Союза писателей Валерий Ганичев.
Однако всерьез говорить о перспективах проекта имеет смысл лишь сейчас -- как заметил митрополит Кирилл, за два с половиной года "в текст доктрины были внесены значительные изменения, и он приобрел, на наш взгляд, большую целостность". "Хотелось бы надеяться, что совместная работа над проектом перерастет в широкое общественное обсуждение базисных ценностей России, сохранение которых в свою очередь стало бы главным приоритетом каждой из политических партий", -- высказал пожелание владыка Кирилл. Творчески переосмыслив марксистскую терминологию, митрополит добавил: "Политика -- это всего лишь надстройка, а базисные ценности не могут быть предметом политического компромисса".
Как заметил глава ОВЦС, задача сохранения национально-духовных традиций русского народа не может быть решена без модернизации страны. "Очевидно, что требуются серьезные созидательные усилия в социальной и экономической сфере", -- подчеркнул владыка Кирилл и начал разговор на тему, казалось бы, далекую от церковной проблематики. "Усиливающаяся нестабильность мировой финансовой системы требует от России выработать собственную логику валютно-денежных отношений, чтобы серьезные изменения на мировом финансовом рынке не обернулись глубоким кризисом отечественной экономики", -- заметил митрополит. По его словам, есть большая доля правды в позиции разработчиков "Русской доктрины", когда они говорят, что для достижения этой цели государство должно контролировать использование природных ресурсов страны и ее энергетических мощностей. Под контролем должны находиться финансы, внешняя торговля и ВПК. Это необходимо делать, разумно сочетая преимущества рынка и государственного регулирования рыночных процессов в интересах всего общества. "Возвращение государству его законных источников дохода, а народу -- социальной справедливости должны стать главной задачей подлинно национальной российской элиты", -- подытожил митрополит Кирилл, вновь напомнив о том, что "Русская доктрина" -- проект внепартийный, а точнее, надпартийный.
Но пока его официально взяла за основу лишь одна партия -- незарегистрированная "Великая Россия". Ее лидер, член думской фракции "Справедливой России" Андрей Савельев сидел на почетном месте, неподалеку от владыки Кирилла и его заместителя, протоиерея Всеволода Чаплина.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, комментируя "Времени новостей" выступление митрополита Кирилла, заметил, что интерес владыки к лагерю "профессиональных патриотов" не случаен. "В свое время он в церкви считался западником. Кирилл -- ученик митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), который умер в 1978 году, во время аудиенции у Папы Римского. "Никодимовцы" считались, условно говоря, западниками -- консервативные церковные группы относились к ним не очень хорошо. Сейчас для владыки Кирилла важно показать, что он никакой не западник, что он патриот и не меньший славянофил, чем самые последовательные славянофилы", -- считает г-н Макаркин.
По мнению политолога, "Доктрину" нельзя считать выражением мнения всей Русской православной церкви. "В РПЦ существует множество разных центров влияния -- и при нынешнем патриархе, и при его предшественниках. Проекты, связанные с Русским народным собором (включая идеологию "Русской доктрины"), конкретно связаны с именем владыки Кирилла", -- полагает г-н Макаркин.
Участники Соборных чтений смогли убедиться в серьезности намерений разработчиков "Русской доктрины" -- для большей наглядности всем была роздана одноименная, весьма увесистая книга. Авторы 800-страничного труда, похоже, решили охватить все аспекты российской действительности. В числе прочего он содержит разделы "Очищение государства", "Преобразования правовой системы", "Экономика "русского чуда", "Создание миграционной "мембраны", и, наконец, "Русская доктрина и ее противники". В число противников, по словам одного из разработчиков "Доктрины" философа Виталия Аверьянова, попали не только ультралибералы, но и ультраправые. "Радикальный национализм -- это не русское явление", -- открестился от сторонников экстремистских идей г-н Аверьянов. Сидевший за одним с ним столом официальный лидер "великороссов" Андрей Савельев, подписавший в свое время известное "письмо пятисот", которое многие сочли откровенно антисемитским, это не комментировал.
Михаил МОШКИН
ИД "Время" N 149, 21 августа 2007
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме