17:45 16.08.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Идеология "Единой России": суверенная демократия и социальный консерватизм
ЧАСТЬ 2. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ
Понятие "социального консерватизма" несколько непривычно, на первый взгляд. Традиционное деление идеологий другое. Студенты исторических и политологических специальностей вузов хорошо знают, что традиционно выделяют социал-демократическую идеологию и либерально-консервативную. Основой деления является ответ на вопрос о соотношении социальной справедливости и экономической эффективности в деятельности государства.
Всплеск либерального консерватизма в России произошел сразу после убийства императора Александра II в 60-х годах XIX века. Именно тогда произошел синтез основных идей традиционного либерализма (свобода и права личности, реформаторство) и консерватизма (порядок, сильная государственная власть, религиозно-нравственные традиции, преемственность). Автором и разработчиком концепции консервативного либерализма является Б.Н. Чичерин (1828-1904), профессор философии права, историк, который и ввел в оборот этот термин. Он разделял русский либерализм на "уличный" или "либерализм толпы", для которого характерно отсутствие терпимости и уважения к чужому мнению, "оппозиционный" либерализм, обличающий власть как в действительных, так и в мнимых ошибках, "критикующий ради критики" и собственно консервативный, "охранительный" либерализм, ориентированный на осуществление реформ с опорой на сильную власть с учетом интересов всех социальных слоев, на основе их взаимных уступок и компромиссов, сочетание свободы и закона.
Социал-демократия исторически оформилась во второй половине XIX века и объединилась в международную организацию - II Интернационал. В России социал-демократические кружки возникли в 80-е годы XIX века под влиянием марксизма, однако широкого распространения эта идеология у нас так и не получила. Западные социал-демократы сыграли немалую роль в том, что страны Западной Европы превратились в процветающие государства с социально ориентированной рыночной экономикой, с высокой социальной стабильностью. Современная социал-демократия предполагает, что деньги зарабатывает рынок, а собранные налоги делятся государством с учетом интересов тех групп населения, которые не могут позаботиться о себе сами. При этом подчеркивается, что чем эффективнее работает рыночная экономика, чем больше возможностей для реализации частной инициативы, тем больше средств для осуществления социальных программ у государства.
В современной России основной идеологический конфликт происходит не вокруг вопроса о соотношении социальной справедливости и экономической эффективности в деятельности государства. Спор происходит вокруг вопроса о месте России в современном мире. Отсюда и родилась концепция социального консерватизма, исповедуемая сегодня "Единой Россией". Один из авторов этой концепции - председатель комитета Госдумы России по труду и социальной политике, заместитель секретаря Президиума Генсовета партии "Единая Россия" Андрей Исаев считает, что по отношению к вопросу о роли и месте России в современном мире можно выделить три борющиеся между собой идейно-политические силы. Первая - это т.н. "изоляционисты". К ним относятся, например, представители КПРФ, "Родины", "Патриотов России". "Они считают, - пишет Исаев, - что Запад несет России исключительно зло (экономически порабощает, морально разлагает) и поскольку Россия слаба и не в состоянии сегодня противостоять этому злу в условиях свободной конкуренции, то необходимо в той или иной форме возродить "железный занавес". Обеспечить его можно только возродив элементы государственного социализма. Эти силы против модернизации страны, их идеал - светлое прошлое".
Вторая сила - это т.н. "западники". К ним можно отнести представителей СПС, "Яблока". Они хотели бы скорейшей интеграции России в западную цивилизацию. "Эти силы, - говорит Андрей Исаев, - выражают интересы той части российских элит, которая хочет побыстрее прописаться в западной элите, проблемы основной массы народа их не волнуют". Их метод модернизации - "шоковая терапия", которую наша страна едва пережила в самом начале 90-х.
Третья идеологическая сила - это сторонники суверенной демократии. Они понимают необходимость дальнейшей интеграции страны в мировое сообщество, но выступают за то, чтобы эта интеграция произошла на достойных и выгодных для России условиях, чтобы реформы не несли катастрофических последствий для людей. Эту позицию олицетворяет сегодня Президент России Владимир Путин, и именно эта позиция легла в основу идеологии партии "Единая Россия" наряду с концепцией суверенной демократии. Андрей Исаев пишет: "социальный консерватизм - это не стремление к застою и консервированию сложившейся системы. Наша идеология - это идеология модернизации страны, ее адаптации к современным реалиям, но не любой ценой, а в интересах большинства наших граждан, на определенных принципах, учитывающих особенности и традиции страны". Выразить суть социального консерватизма лучше вряд ли возможно.
Именно принципы сильного, независимого, социально ориентированного государства лежат в основе программы партии "Единая Россия" и того, что сегодня принято называть "планом Путина". Владимир Путин и "Единая Россия" выступают за:
- сильное государство как гарант личной и общественной свободы;
- отсутствие вмешательства государства в частную жизнь граждан, отсутствие монопольного доминирования государства в рыночной экономике;
- обеспечение равных для всех стартовых возможностей, подавление монополизма, поощрение честной конкуренции и состязательности;
- частичное перераспределение общественного богатства в пользу уязвимых и нуждающихся в поддержке слоев населения;
- продуманные и выверенные реформы, но не революции.
Немаловажным является то, что идеология, программа "Единой России" и "план Путина" выстроены на непротиворечивости экономических и социальных задач. Нельзя решать экономические задачи за счет обескровливания социальной сферы, равно как и идти по пути раздачи неподкрепленных ничем льгот, обещаний и дотаций. Связь экономического и социального в программных документах "ЕР", а также масштабность задач и нацеленность на результат, выгодный всей стране, а не представителям отдельных слоев - вот важное отличие наших предложений от того, что сегодня предлагают российскому обществу другие политические силы. Поэтому идеология суверенной демократии и социального консерватизма, которую сегодня предлагает партия "Единая Россия", - надклассовая, ее основные ценности - интересы России в целом, интересы большинства. Конечно, внутри страны и сегодня еще много противоречий, но они менее существенны, чем вопрос о будущем России.
Андрей Исаев верно подметил: "Если страна распадется, превратится в сырьевой придаток, то от этого пострадают все классы, народы и религиозные общины, в ней живущие. В разоренной, бедной, раздираемой противоречиями стране плохо быть и рабочим, и бизнесменом, и солдатом, и чиновником, нет перспективы ни у молодых, ни у зрелых". Поэтому "ЕР" вслед за президентом Владимиром Путиным выступает за то, чтобы Россия вернула себе статус полноценной сверхдержавы, принимающей решающее участие в выработке общемировой политики и несущей особую ответственность за стабильность в мире.
Игорь НОСКОВ, Максим МАТЫГИН
Газета "Волжская Коммуна"
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме