20:45 08.08.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Партия социальной справедливости: наша новая идеология - социальный консерватизм

    Наша партия в рамках информационного проекта "Кто мы? Левые, правые, центр" продолжает свои публикации. В самом начале этого проекта мы как-то сгоряча пообещали, что не будем касаться теоретических вопросов, но жизнь заставила внести свои коррективы. Наиболее интеллектуально продвинутая часть нашей аудитории требует рассказать об основных принципах нашей новой идеологии - идеологии социального консерватизма. Мы выполняем это требование, но сразу предупреждаем - это будет краткое изложение основ этой идеологии, так как параллельно с указанным выше информационным проектом мы начинаем осуществление еще одного информационного проекта под пока условным названием "Предпосылки, тенденции и основы идеологии социального консерватизма". Первая статья этого проекта "Вступление в дискуссию: основные тенденции мирового развития в первой четверти ХХI века и роль идеологии" опубликована 07.08.2007. на нашем сайте www.pp-pss.ru. Итак, мы начинаем.

Наступило время, когда решение совершенно конкретных практических задач развития государства, экономики и общества становится абсолютно невозможным без ясного определения приоритетов и целей развития, методов их достижения, национальной самоидентификации в глобальном мире, т.е. без решения идеологических задач, которые, в свою очередь, могут быть решены только в рамках доминирующей в обществе идеологии. В данном случае идеологии социального консерватизма.

При этом следует выделить несколько особенностей формирования этой идеологии в последнее время, из которых главными являются следующие.

Во-первых, идеология социального консерватизма - это российская, специфическая для российской истории и существующих экономических и социокультурных реальностей форма идеологии.

Во-вторых, основа этой идеологии в своих главных проявлениях уже сложились за годы В.Путина. Думается, что 2007-2008 годы станут периодом ее формализации, а, может быть, и нормативного оформления в некую идеологическую систему или доктрину.

В-третьих, в основе этой идеологии лежит главная идея - развитие человека, его потенциала, который выполняет в условиях глобализации ключевую роль цели и, одновременно, средства развития.

Кроме того, социальная сторона жизнедеятельности общества и государства, включая социальную политику, очевидно, становится ведущей областью, определяющей темпы не только социального, но и экономического развития. Этот процесс находится в стадии, когда от политических деклараций начинают переходить к конкретным действиям. Деятельность В. Путина и Д. Медведева по реализации нацпроектов - пример того, как в 2005-2007 годы власть настойчиво, иногда не осознавая, может быть, до конца всей "идеологичности", масштабности задач, продвигалась в этом направлении.


Эти и другие положения социального консерватизма - суть новой идеологемы, которая сформировалась в последние годы в условиях глобализации в развитых странах и в России. То есть, это вполне объективная тенденция, которая сдерживалась в нашей стране в силу известных факторов. Можно сказать и проще: плутая последние десятилетия по бездорожью, Россия вышла на твердую почву - магистральный путь развития. Таким образом, глобализация и идеология - два тесно взаимосвязанных процесса, чья взаимосвязь, однако, обнаруживается далеко не всегда.

Почему так важно наличие идеологии как для общества, так и для государства?

Глобализация "как идеология", имеющая часто "агрессивный характер", неизбежно должна вызывать ответную реакцию. И не только России. Нации поставлены перед выбором - либо оказаться втянутыми в орбиту этой агрессивной идеологии, отказавшись, в конечном счете, от суверенитета, - либо противопоставить ей свою. Иногда даже не менее агрессивную.

Борьба идеологий - это не только противоборство идей, политических философий. Это сегодня даже не только политическая борьба. Это и борьба экономик, борьба национальных укладов, суверенитетов, национальных стратегий, даже прогнозов и планов социально-экономического развития, которые не только вполне укладываются в идеологические рамки, но и являются прямо производными от них. Таким образом в основе всего лежит все-таки идеология, как система взаимосвязанных идей и концепций, которая, в свою очередь, служит фундаментом, базой для конкретной политики и конкретной экономики. В том числе экономической, финансовой, социальной, и, конечно же, военной. Политика в данном случае является искусством практической реализации идеологический целей и приоритетов.


С помощью идеологии, управляющей не только людьми, отдельными странами, но и всеми частями мира, правящий класс выстраивает систему управления обществом, экономикой и государством. Идеология - синоним власти, - даже если сама власть это и пытается иногда отрицать.


Более того, становится все яснее, что, исключая идеологические методы управления, власть лишается мощных средств влияния и управления. Можно сказать еще категоричнее - опережающее развитие, консолидация общества, формирование политической системы невозможны без идеологии.

Идеология - один из самых эффективных способов управления и развития общества, государства и нации (либо ее деградации) мощный ресурс, который, если его умело использовать, может дать сильнейший эффект. Всегда ради какой-то цели, "идеала". Без ясной цели любая идеология (как и политика) бессмысленна.

Сегодня понимание этого явления становится особенно важным потому, что в основе любой национальной идеи лежит человек, личность. Формы этой идеи могут быть разными, но предмет один - человек.

Более того, именно сегодня становится ясно, что в основе борьбы различных идеологий лежит борьба за человека, его политическую поддержку, его душу. В одном случае, это идеология (идеологии), в конечном счете, направленная против человека (даже если они и утверждают обратное), в другой - за человека. Конфликт опять выходит на духовный уровень - борьбы Добра и Зла.


У идеологии много и других функций, среди них важнейшая (прямо вытекающая из задачи формулирования цели), - стратегическое прогнозирование, стратегическое планирование, координация частных, отраслевых концепций развития, которые невозможны без определения базовых идеологических ценностей и приоритетов.

Важнейшая функция идеологии - систематизация форм общественного сознания, которая, вместе с тем, выступает как сознательно определенная форма духовной жизни. Таким образом, идеология является конкретно-историческим системным отражением существенных сторон социальной действительности и выступает формой национального, классового или группового сознания и самосознания, а также (что очень важно для современной России) эффективным механизмом управления.

Теперь коротко об основных принципах идеологии социального консерватизма.

Синтез традиций и инноваций - главный принцип идеологии социального консерватизма. В эпоху глобализации те страны, которые сумели синтезировать быстрое внедрение инноваций и достижений всего человечества на свою национальную почву, сохранив традицию и идентичность, включая суверенитет, добиваются наиболее значимых результатов. Кризис традиционных идеологий, с одной стороны, и очевидный успех государств, сумевших синтезировать результаты глобализации с национальной традицией, с другой, свидетельствует в пользу того, что новая идеология является продуктом прагматичного подхода правящих элит к современным реалиям. В данном случае идеология выступает следствием развития объективных процессов, если, конечно, правящий класс той или иной страны может гарантировать политико-идеологическое невмешательство в ход естественных процессов.


Преемственность и национальная традиция. В условиях глобализации они становятся важнейшим принципом социального консерватизма, который позволяет сохранить нацию и государство, вообще говорить о чем-то суверенном и самостоятельном. Умение сочетать этот принцип с потребностями опережающего научно-технического развития, говоря коротко, - формула успеха в XXI веке.
Преемственность означает создание таких материальных и духовных условий, которые делают возможным сохранение традиций, культурного и духовного наследия. Но не только. Успешное развитие в XXI веке возможно только на основе собственных достижений в национальной культуре, науке, образовании и духовности. "Перенос" чужих ценностей ведет не только к потере самоидентификации, но и не дает в принципе возможностей для опережающего развития, т. к. государство вынуждено всегда "догонять" чужой опыт, знания и технологии. Качественный рывок возможен только на основе собственного опыта.

Стабильность и стратегическая перспектива. Стабильность выступает в качестве необходимого условия сохранения ценностей в век нарастающих революционных изменений. Гуманизм заключается еще и в том, чтобы не требовать от человека ежеминутных изменений, начинаний с нуля ради жизни будущих поколений. Вместе с тем нации, безусловно, нужна и стратегическая перспектива или национальная идея. Российское общество не может жить без некой крупномасштабной идеи, хотя эта мысль в последние годы не раз и подвергалась критике. Суть, однако проста: во все времена Россия могла консолидироваться и сделать фантастические рывки в том случае, когда появлялось стратегическая идея или перспектива - будь то объединение Руси, "Москва - Третий Рим", "Самодержавие - православие - народность" или "построение коммунизма" в отдельно взятой стране. И наоборот. Как только такая идея исчезала, как только ее место занимал хаос, ..., либо - что еще хуже - меркантилизм, накопительство, - нация начинала стремительно деградировать.

Порядок. Он выступает гарантом обеспечения стабильности и преемственности традиций. Демократическое общество, не в меньшей мере, чем недемократическое, покоится на авторитете и иерархии власти. Забвение институтов, обеспечивающих порядок, - семьи, профессии, права, государства - ведет не к освобождению (эмансипации), а к хаосу и насилию.

Государственный авторитет и суверенитет. Классический принцип социального консерватизма - авторитет государства - в эпоху глобализации определяется двумя обстоятельствами: суверенитетом и ролью государства в экономической и общественной жизни страны.

Свобода и ответственность. В отличие от Руссо, социальный консерватор не верит в то, что "человек рождается свободным". Он рождается зависимым, и проживает в зависимости до тех пор, пока не осознает границы своих возможностей. Это осознание позволяет ему включиться в систему объективных общественных взаимосвязей и стать по-настоящему свободным. Разумная свобода, согласно социальному консерватизму, "в значительной мере требует авторитета и порядка".

Здоровый пессимизм и исторический оптимизм. Для России, ее истории, характерен массовый исторический оптимизм, который является огромной силой. Силой созидательной и разрушительной. В самые тяжелые периоды ее истории нация продолжала верить в свою историческую миссию, особое предназначение. И в этом нередко скрывалась та огромная сила, которая позволяла ей компенсировать иные слабости. Этот колоссальный заряд оптимизма - если он используется правильно - способен совершать чудеса созидательного строительства. Так было и в периоды Средневековья, так было и в современную эпоху.

Социальная справедливость. Социальный консерватизм как тип политической идеологии не просто сложился к 2007 году, но стал наиболее полно соответствовать практическим потребностям современной России, включая и ее исторически важную доминанту - социальную справедливость. Действительно, социальная справедливость это не уравниловка, а в понимании общества, это - порядок, сильное государство, стабильность, даже пессимизм, которые все вместе должны не допустить социальной несправедливости. Но, одновременно, это и внимательное отношение к растущим фондам, тому, как они тратятся или инвестируются.

Вот из сложения таких принципов получился синтез социального и консервативного. Поэтому справедливо говорить о социальном варианте нового консерватизма. Эта разновидность нового консерватизма - социальный консерватизм - значительно более противоположна неоконсерватизму либеральному, чем социализм. В отличие от социализма, социальный консерватизм больше ориентируется как на традиционные ценности и укрепление государства, так и на конкретного, а не абстрактного человека. Его потенциал личности становится главным объектом идеологического воздействия, а вся политика государства и общества рассматривается, прежде всего, под углом зрения возрастания материальных, интеллектуальных и духовных возможностей каждого человека. Дмитрий Медведев четко сформулировал эту мысль в своей программной статье: "из международного, да и отечественного опыта следует: только вложения в человека способны помочь уйти от экономики "ресурсной и индустриальной" к экономике знаний, к экономике "ежедневной технологической революции", которая создается личными усилиями активных, здоровых, образованных граждан".

Вот почему, исходя из нашей новой идеологии социального консерватизма, Партия социальной справедливости провозглашает ещё два лозунга:
"ПОРЯДОК - СПРАВЕДЛИВОСТЬ - СТАБИЛЬНОСТЬ!" и
"ДОСТАТОК - СВОБОДА - ПАТРИОТИЗМ!".
Но об этом в следующий раз.

Лев Иванов - секретарь по информационной политике и связям с общественностью Партии социальной справедливости.

08 августа 2007 года.
www.nasledie.ru



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме