12:15 07.08.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Андрей Перла: Почем "Жигули" для народа

    Российский капитализм как будто сам себя стыдится. Раз за разом бизнес декларирует социальные обязательства, буквальное исполнение которых вредно и для самого бизнеса, и для "широких народных масс", и для страны.

Намедни началась и, по счастью, скоропостижно завершилась "предупредительная" забастовка на конвейере АвтоВАЗа. Забастовщики, которых, насколько можно судить, по отношению к общему числу сотрудников было совсем немного, но которые вполне способны были парализовать производство, требовали повысить зарплату сразу до 25 тыс. рублей (по разным данным, сегодня зарплата бастовавших от 7 до 12,5 тыс. рублей, т.е. требовали повышения как минимум в 2 раза). Их требования не остались без внешней поддержки: помимо разнообразных красных политических организаций, на защиту рабочих поднялся Союз правых сил и лично Владимир Вольфович Жириновский.


"Кулак не может не быть мироедом, а капиталист буржуем с лозунгом "Бей пролетария в хамскую морду!" - в противном случае хлеб не станет расти и фабрики встанут " При всем отличии второго от первых позиция у них оказалась общая: требования рабочих справедливы и экономически и политически, сказали они своим избирателям. Причина такого единства мнений вполне понятна - забастовщики выступили против начальства, а начальство у ВАЗа партийное, единороссовское. Как тут не пнуть политического противника?

Однако политика политикой, а с рациональной точки зрения эта позиция, как и позиция самих забастовщиков, кажется совершенно непонятной. Каждый, кто сегодня "поддерживает" забастовку на ВАЗе, собирается он голосовать за КПРФ, ЛДПР или за СПС, мог бы задуматься вот о чем. Объективно Волжский автозавод находится не просто в плохом, а в ужасном положении. Затоваренность новыми авто - около 100 тыс. экземпляров. Иначе говоря, произведенные новые машины не продаются. Вместо них продаются иномарки.

По мнению некоторых экспертов, в стоимостном выражении рыночная доля ВАЗа в России вскоре может сравняться с долей Toyota - кстати, отнюдь не единоличного лидера даже среди иностранных автопроизводителей в России. Заградительные пошлины на иномарки больше не спасают, так как машины конкурентов собирают прямо в России. А еще потому, что соотношение производимых машин и количества рабочих на ВАЗе - 6,8. Для сравнения, у Mazda - 36.

Пуристы от экономики, правда, указывают, что современные западные корпорации специально отдают часть функций концерна на аутсорсинг - с тем чтобы бухгалтеры, охранники и повара не учитывались при подсчете производительности труда. Иначе говоря, указывают, что производительность труда у японцев ниже, чем они демонстрируют. Однако и отсутствие на ВАЗе такой практики - тоже показатель неуспешности и архаичности организации производства.

Разумный менеджмент ВАЗа, будь он даже проникнут самыми социалистическими идеями, должен стремиться сокращать издержки. Снижать себестоимость. Резко сокращать штаты. По оценкам, в разное время публиковавшимся различными экспертами, "лишних" рабочих на ВАЗе в целом - от 40 до 70 тыс. человек. Попытка же выполнять требования этих рабочих приведет, натурально, к увеличению издержек и почти наверняка - к быстрому ухудшению положения предприятия. В короткой перспективе - к ухудшению положения тех же самых рабочих.


Скоропостижно завершилась "предупредительная" забастовка на конвейере АвтоВАЗа

Собственно, поддерживать требования забастовщиков означает вести дело к скорому и неминуемому концу предприятия, гордости отечественного автомобилестроения и проч., и проч.

Рациональный взгляд на проблему ВАЗа состоял бы в том, чтобы реформировать предприятие как можно скорее, с одной стороны, обеспечив высокие зарплаты и высокую производительность труда тех, кто останется, с другой - по возможности гарантировав социальное положение тех, кто уходит. К решению этой последней проблемы следовало бы привлекать и органы государственной власти - понятно, что в таком городе, как Тольятти, создать несколько десятков тысяч новых рабочих мест - мягко говоря, непростая задача.

Непростая и, что гораздо более важно, ничем всерьез не озвучиваемая. И власти, и бизнесмены так боятся роста социальной напряженности, что готовы до последней крайности ретушировать реально существующие проблемы или предлагать для их решения паллиативные и популистские меры - понимая, что когда-то буря грянет... Но надеясь, что это произойдет не сегодня, не завтра, не через год. И вдвойне надеясь на то, что грянувшая буря именно их - печальников о народном благе в СМИ и на предвыборных митингах - пощадит.

Именно такова позиция Союза правых сил: сделаем вид, что мы не либералы и лидер у нас не Чубайс, пусть сущеглупые пролетарии, которых мы совершенно не уважаем, за нас проголосуют.

Бог с ними, с бывшими правыми. Куда хуже то, что такова же позиция едва ли не всего российского бизнеса. О чем говорится в программных документах родной для меня организации "Деловая Россия"? Снова и снова, из года в год - о более справедливом распределении национального богатства, о "благосостоянии для всех".

Помилуй бог, да разве задачи бизнеса состоят в этом?! Дело бизнеса - прибыль и производительность труда, конкурентоспособность и снижение издержек. Кулак не может не быть мироедом, а капиталист буржуем с лозунгом "Бей пролетария в хамскую морду!" - в противном случае хлеб не станет расти и фабрики встанут. С политической или, если угодно, социальной точки зрения о "всеобщем процветании" должны говорить другие - профсоюзы, представители красных, розовых и зеленых партий.

Они должны оказывать на бизнес давление, заставлять его быть "социально ответственным" - но и встречаться с жестким сопротивлением акционеров, менеджеров и выражающих их интересы правых партий, потому что слепое выполнение требований левых - ровно так, как это получается в случае с ВАЗом, - так же ведет к катастрофе, как постоянный рост эксплуатации.

В сегодняшней России нет публичной политической силы, которая уравновешивала бы левых разного рода. Все политики видят своими избирателями "угнетенных, униженных и оскорбленных". Опираться на "угнетателей" не готов никто. Будет ли у нас возможность в ближайшее время изменить эту ситуацию? Скажем, в ходе уже начавшейся кампании по выборам депутатов Госдумы? Господа буржуи, давайте серьезно подумаем об этом.

http://www.vz.ru/2007/8/5/



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме