17:45 31.07.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Социологи помогают Дмитрию Медведеву: нацпроект "Жилье"
Одним из самых трудных в реализации и вызывающих "головную боль" у основного куратора всех приоритетных национальных проектов Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева общепризнано является проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В самом его названии скрыты основные болевые точки этого проекта. Когда это в России было доступное для всех граждан жильё, а оно к тому же должно быть комфортным, то есть гораздо более качественным, чем имеющемся в основном ныне.
Тем более важна любая информация о том, что думают о приоритетном национальном проекте "Жилье" те, для кого он, собственно говоря, и реализуется - граждане России. Знают ли они об этом проекте, откуда, из каких источников, о каких направлениях реализации этого проекта они осведомлены лучше, а о каких хуже, как вообще идет реализация проекта по ощущениям самих граждан и произойдут ли позитивные изменения в решении жилищной проблемы страны в результате реализации нацпроекта "Жильё"?
Ответы на эти вопросы постарались получить социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в своем очередном всероссийском опросе, который был проведен 21-22 июля 2007 года. Всего было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Полученные результаты ВЦИОМ опубликовал 25 июля 2007 года в своём пресс-выпуске No 740. Приведем и проанализируем полученные данные и мы. Думаю, что они будут полезны для размышления помощникам Дмитрия Медведева, занятым реализацией различных направлений нацпроекта "Жильё".
В первой части своего пресс-выпуска социологи представляют данные о том, откуда респонденты черпают информацию о приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жильё - гражданам России". Вот они.
Основной источник информации для россиян о нацпроекте "Доступное жильё" - это центральное телевидение (на него ссылаются две трети опрошенных - 67%). На втором месте с большим отрывом от ЦТ - региональное и местное телевидение (18%), почти столько же опрошенных (по 14%) отмечают в качестве источника сведений о проекте центральное радио, центральную прессу и "сарафанное радио" - беседы с коллегами, соседями, родственниками. Реже упоминают региональную прессу (9%); региональное и местное радио (6%); брошюры, информационные листки, информационные стенды (3%) и Интернет (3%).
Если в Москве и Санкт-Петербурге из Интернета извлекают сведения о проекте по жилью 12% опрошенных, то в других городах и сёлах - только 2%-3%. Напротив, роль регионального и местного телевидения в столицах менее значима (2%), чем в других населённых пунктах (16%-23%); как и роль региональной прессы (1% и 8%-12%). Центральное радио в качестве источника информации о проекте в столицах и сельской местности используется реже (9%-10%), чем в крупных (21%), а также средних и малых городах (15%-16%). Тогда как значение "сарафанного радио" тем выше, чем меньше город (для сравнения: 9% в Москве и Санкт-Петербурге и 19% в малых городах).
Из этих сведений получается, что превалирующим источником информации для подавляющего числа граждан России являются центральные телевизионные каналы - вот источник для размышлений сотрудников Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики, председателем которого является Президент РФ Владимир Путин, а рабочим органом которого - президиумом - руководит первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Но если отбросить Москву и Санкт-Петербург, то в целом по стране весьма важна информационная роль регионального и местного телевидения, также как роль центрального радио, вероятно, имеются в виду "Радио России" и "Маяк", которые у многих домохозяек обычно вещают на кухне чуть ли не круглосуточно. С нашей точке зрения просто необходимо значительно увеличить информацию о ходе реализации нацпроекта "Жильё" в региональной прессе, может быть, через рассылку им тематических подборок и других информационных материалов по электронной почте - ведь Интернет есть во всех редакциях. Здесь можно получить мощный дополнительный информационный ресурс по ознакомлению граждан России с нацпроектом "Жильё".
Первым вопросом в этом опросе, который задали социологи гражданам, был следующий:
В рамках проекта "Доступное жилье" на 2006-2007 гг. Президентом России выделены четыре самых важных задачи. Сейчас я Вам их перечислю. Скажите, о каких задачах проекта Вы знаете, что-либо слышали, а о каких слышите сейчас впервые? (Один ответ по каждой строке).
Анализируя полученные результаты, ВЦИОМ считает, что среди четырёх самых важных задач проекта "Доступное жильё" на 2006-2007 гг., выделенных президентом страны, россиянам лучше всего известны увеличение объёмов ипотечного жилищного кредитования, а также повышение доступности жилья молодых семьям. Указывают, что много слышали об этих двух задачах, 18%-19% опрошенных; ещё 64%-65% слышали о них кое-что. Тогда как 16% ничего об этом не знают. Ниже уровень информированности о задаче увеличения объёмов жилищного строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (13% знают об этом, 55% что-то слышали, 32% не знают ничего). Наименее известна россиянам задача выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём определённых категорий граждан - ветеранов, инвалидов и т. п. (11% хорошо информированы, 48% немного, 40% не знают об этой задаче проекта).
Две странности следуют из этих данных. Первая в том, что треть россиян (32%) вообще ничего не знают о задаче увеличения объёмов жилищного строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Ведь Владимир Путин поставил перед Дмитрием Медведевым колоссальнейшую задачу построить столько жилья, чтобы в результате на каждого россиянина приходилось по одному квадратному метру. Интересно, кому на Руси не хочется жить свободно и комфортно. Вторая странность состоит в том, что еще больше (40%) ничего не знают о задаче выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём определённых категорий граждан - ветеранов, инвалидов и т. п. Вот здесь, откровенно говоря, начинает нехорошо попахивать от распределения выделяемого на эти цели жилья на местах. Именно эта категория чиновников меньше всего заинтересована в том, чтобы все граждане обладали полной информацией о выделяемых на эти цели объёмах жилья и его распределения. Ведь квартиры нынче очень дороги по всей России и возможности для махинаций при такой не информированности граждан колоссальные. Чиновники же рассуждают просто- "быть у воды, да не напиться" - это каким же дураком надо быть. Их можно переделать только жесточайшим контролем и широким информированием граждан о выделение каждой отдельной квартиры. Для Дмитрия Медведева здесь есть большая пища для размышлений - ведь жесткий контроль за использованием ресурсов, выделенных на реализацию нацпроектов, его "конёк".
Второй вопрос социологов звучал так:
Что из ниже перечисленного списка за последние полтора года Вы или члены Вашей семьи наблюдали, с чем сталкивались лично? (Любое число ответов).
ВЦИОМ хотел узнать, а обычные-то люди хоть что-то получают в рамках реализации приоритетного национального проекта "Жильё". Что же мы имеем?
По 14%-15% респондентов отмечают, что за последние полтора года они сами или члены их семьи наблюдали, сталкивались лично с тем, что молодые семьи получают субсидии на приобретение жилья или на первый взнос по ипотеке; а также что люди уже улучшили или в настоящее время улучшают жилищные условия с помощью ипотеки (не по программе для молодых семей). Реже приходилось сталкиваться с такими ситуациями, когда получают жильё молодые специалисты на селе или семьи военнослужащих, увольняемых в запас (по 6%). Ещё менее известны случаи получения субсидии на приобретение жилья людьми, стоявшими в очереди, чтобы получить жильё; получения жилья очередниками из числа ветеранов и инвалидов; вынужденными переселенцами; участниками ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф; гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (по 1%-3%). Большинство опрошенных, 61%, ничего подобного не наблюдали. Причём, если среди финансово благополучных опрошенных только каждый второй (47%) не имел возможности лично улучшить таким образом жилищные условия или наблюдать, как это происходит в окружении его семьи; то в группах тех, кто относит себя к средне и, особенно, плохо материально обеспеченных респондентов, ни с чем подобным не сталкивалось большинство (59% и 73%).
"Вот это номер, чтоб я помер!" Ошеломляющие данные! Получается, что плодами нацпроекта "Жильё", в частности значительным увеличением объемов вновь построенного жилья, пользуются финансово благополучные граждане, которые не так уж сильно нуждаются в жилье, а просто ищут более комфортное жильё. А вот те, кто относит себя к средне и, особенно, плохо материально обеспеченных респондентов, ни с чем подобным не сталкивались, причем значительное большинство (59% и 73%). Хуже всего дела обстоят, как всегда, с самыми бедными - они теряют надежду улучшить свои жилищные условия. Возможно, что в их случаях еще не начала действовать в полную силу программа переселения жильцов из аварийных и ветхих зданий, на которую государство выделило 100 миллиардов рублей. Так надо этих явно бедных людей информировать о том, государство в лице Президента России Владимира Путина и основного исполнителя его социальных проектов Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева гарантируют им возможность улучшить свои жилищные условия и переехать бесплатно в нормальное жильё. Надо только вместе с этой информацией также обеспечить жесткий контроль за выделением жилья этой категории граждан.
Последний вопрос социологов несколько скрасил мрачное впечатление от ответов на второй вопрос. Они спросили респондентов:
Как и когда, по Вашему мнению, произойдут позитивные изменения ситуации в жилищной сфере в результате реализации проекта "Доступное жильё"?
По их данным каждый десятый опрошенный полагает, что позитивные изменения ситуации в жилищной сфере благодаря реализации проекта "Доступное жильё" уже есть. Ожидают таких сдвигов в ближайшее время (через 1,5-2,5 года) 11% респондентов, позже - не ранее чем через 2,5-3 года - 25%. Ещё четверть опрошенных (27%) не рассчитывают на положительные изменения от проекта. Столько же (27%) затрудняются с прогнозом. Молодёжь настроена более оптимистично, чем респонденты среднего и, тем более, старшего возраста. Считают, что позитивные изменения уже имеются, 15% 18-24-летних опрошенных и 7% в возрасте "60+"; надеются на прогресс в этой сфере в ближайшее время 15% молодёжи и 7% людей пенсионного возраста; не прогнозируют позитивных сдвигов 14% в группе 18-24 лет, 25% 25-34-летних и 30% респондентов старше 35 лет.
Если 46% опрошенных граждан так или иначе считают, что нацпроект "Жилье" уже принес или принесет через 1,5-3 года позитивные изменения ситуации в жилищной сфере благодаря его реализации, то Дмитрий Медведев работал как проклятый последние 1,5 года не зря. Пессимистов- то всего 27%, и это несмотря на контрпропаганду о ходе реализации этого проекта в некоторых печатных изданиях. То, что 27% затруднились ответить, говорит только об одном - плохой информированности граждан о реализации нацпроекта "Доступное жильё". И не может не радовать оптимизм молодежи от 18 до 34 лет - здесь 54% респондентов верят в успех этого проекта. И среди группы граждан от 35 до 44 лет в него верят половина опрошенных - 50%.
Мой вывод по результатам этого опроса также относительно оптимистичен. Они однозначно говорят о том, что, как раньше вещали коммунистические вожди, "верной дорогой идете товарищи". Это относится и к Владимиру Путину и к Дмитрию Медведеву. Радует, что они понимают - впереди непочатый край работы и не собираются останавливаться на достигнутом и почивать на лаврах.
Как утверждают древние - "дорогу к храму осилит идущий!".
Лев Иванов.
31 июля 2007 года.
www.nasledie.ru
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме
8 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |