16:30 05.07.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"

Михаил Бударагин: Говорящий не знает, знающий не говорит

    Конфуцианство, введшее раз и навсегда сыновнюю почтительность и отцовское добротолюбие в качестве незыблемых правил политики, и есть тот идеал, к которому стоит стремиться не только из любви к идеалам.

Правила игры, описанные в строгих и ясных формулировках, - лучшее объяснение и так всем ясного здравого смысла. Но, как говорил мой учитель, прописные истины - на то и прописные, что каждый раз их необходимо переписывать набело.

Политика только на первый взгляд кажется витальной авантюрой вроде пиратства, где побеждает симпатяга Джек Воробей. Действительность несколько печальней: скольких таких Джеков простоватые офицеры перевешали на реях - не перечесть.


Трудно представить, сколько сил и средств необходимо затратить для самых простых, казалось бы, вещей. Так ребенок, учась ходить, преодолевает столь ощутимое давление собственного несовершенства, что не всякий взрослый увидит в этом вместо подвоха метафору.


"Мы и сами не заметили, как сменилась эпоха, и на место пламенных (и вполне себе фальшивых) борцов пришли клерки, которые умеют бороться только с недостатком времени"

Преодоление себя, собственных страхов и амбиций - ровно такая же работа, как и то, что мы привыкли считать "работой". Разве что в офисе сидеть нет необходимости. В офисе вообще лучше не сидеть: это вредит здоровью и способствует психическим заболеваниям средней гнусности.


Простота описанной выше работы, разумеется, обманчива. Да мы и сами "обманываться рады". Но этой работы требует само время, ничего не попишешь. Мы и сами не заметили, как сменилась эпоха, и на место пламенных (и вполне себе фальшивых) борцов пришли клерки, которые умеют бороться только с недостатком времени.

Подобные сражения - классическая тренировка, проверка капитализма на вменяемость и возможность самоорганизации.


Грустная для многих правда путинской России состоит именно в том, что "пассионарность" (дурно понимаемая у нас как помесь истерики и шизы) более не капитализируема. Капитализируемы преданность, умение работать "от сих до сих", а не "от забора до обеда", а также соразмерность амбиций и эффективности.

Эта сложная наука приручения - новый формат политики, изобретенный Владимиром Путиным, старающимся из всех зол всегда выбирать наименьшее. Пока "пассионарии" взахлеб рассуждают то о "Третьем Риме", то о "Пятой империи", Путин работает. Издательством "Европа" несколько лет назад был выпущен "Рабочий ежедневник президента РФ": душеспасительное и поучительное чтение для всякого, кому его хлеб кажется горьким от пота.


Пока "пассионарии" взахлеб рассуждают то о "Третьем Риме", то о "Пятой империи", Путин работает (фото: ИТАР-ТАСС)

Витальные "пассионарии" на третьем ходу обычно начинают заговариваться, повторяться и путаться в собственных предпочтениях, на четвертом - обвинять всех, кто под руку попадется в "серости", а на пятом - заунывно бормотать какие-то им одним понятные заклинания. Словопроизводство - безотносительно, а иногда и вопреки содержанию - становится основным предметом и деятельности, и рефлексии.

Это прежде всего очень скучно. Можно единожды прочесть какой-нибудь (какой угодно - все одинаковы) "политический роман" той же Юлии Латыниной, но в пятый раз наслаждаться брутальными горскими нравами тянет едва ли. Понятно, что у писательницы горцы - хорошие, а все остальные, за вычетом редких олигархов, или "так себе", или откровенные злодеи.

Все это преподносится с изрядной долей женской восторженности, граничащей с истерикой. Но слышать одну и ту же истерику по кругу - выше здравого смысла. Меж тем, Латынина - определенно витальное чтиво, но и оно "не цепляет". Скучно.


Извечная присказка многих "патентованных охранителей" - о том, то "они" (коллективная Латынина или, что еще хуже, "профессор Альбац") "жгут", а "мы" почему-то не "жжом". Здесь начинается судорожное придумывание того, как "зажечь": то ли на елку залезть, то ли самим себе телевизор из записей на YouTube организовать. Самим организовать, самим же и смотреть.


Но основной сюжет нынешней эпохи в том и состоит, что "жечь" не имеет никакого смысла. Среда отторгает пустую "пассионарность", оставляя той третьи и четвертые роли, если вовсе не эпизодическое появление в массовке. Отсюда - усталость от политической публицистики, которой сегодня крайне неуютно в рамках жанра.

Печатное слово значит все меньше, его девальвация - прямое следствие обычной сытости и сытой же усталости. Или же - впрочем, это почти о том же - крайней загруженности и информационной насыщенности, которой на самом деле не было почти все 90-е.

Тогда казалось, что в воздухе висит недоговоренность. Сейчас все всем обо всём уже рассказали. Те, кто знают что-то, выходящее за пределы обыденных знаний, предпочитают молчать. Те, кто говорит, всё чаще говорят не о том. Чаще всего - хором.


В этом хоровом пении все хуже слышатся отдельные голоса. Они тем ценнее, чем реже и тише звучат. России после Путина останется не такое великое количество избавленных от лишних истерик здравомыслящих людей. Они-то (а вовсе не митингующие и марширующие) и станут ядерным электоратом будущего президента. Мандат доверия не только личности, но и всей системе будет выдан именно ими.

http://www.vz.ru/2007/7/5/



Источник: Партия Социальной Справедливости

  Обсудить новость на Форуме