19:45 31.05.2007 | Все новости раздела "Партия Социальной Справедливости"
Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на совещании "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в Курской области".
Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы обсудить перспективы развития отечественного животноводства на примере Курской области. Хотя та ситуация, которую мы с вами будем обсуждать, должна носить модельный характер для всей нашей страны.
Речь пойдет и о сбыте мясо-молочной продукции, и о создании производств по первичной переработке сельхозсырья, и, кроме того, мы затронем все смежные вопросы. В частности, вопросы, касающиеся импорта. В связи с этим мы приехали в Курскую область. Здесь, как и в других частях нашей страны, идет активное строительство крупных животноводческих комплексов. Аграрный сектор стал за последнее время достаточно презентабельным для частных инвестиций. И неплохо обстоят дела с созданием сельхозкооперативов.
Во всяком случае с нормами, которые мы для себя установили, в области справляются. Другое дело - в активизации собственно самой работы. Это те кооперативы, которые занимаются заготовкой, снабжением и сбытом мяса, молока, другой сельскохозяйственной продукции. За два года в регионе создано 26 таких хозяйств - и это даже больше, чем планировалось по проектным параметрам.
В целом по стране в прошлом году было организовано 1059 снабженческо-сбытовых сельхозкооперативов и порядка 800 структур предусмотрено создать в этом году.
Между тем ситуация требует сегодня и от органов власти, и от самих аграриев значимо бoльшего внимания к вопросам организации сбыта и первичной переработки сельхозпродукции. И дело здесь в нескольких моментах.
Во-первых, в результате проектных мер существенно расширились производственные возможности личных подсобных хозяйств и фермеров. Вы знаете, что в 2006 году общие объемы производства мяса увеличились на 4,8%. В первом квартале текущего года выросло также производство мяса крупного рогатого скота и молока - примерно на 2%. И это впервые за все последние годы. Пока результаты небольшие, и мы планируем для себя их улучшение. Но это все-таки первые некие результаты. Одновременно растут темпы производства свинины. Здесь цифры весьма позитивные. Вы знаете, что уже за истекшие три месяца этого года этот показатель составил плюс 12%. Цифра очень впечатляющая. Но из нее возникают те проблемы, о которых мы с вами должны поговорить и по которым окончательно принять решение.
Во-вторых, нужно учесть, что скоро будут запущены и выйдут на проектную мощность новые животноводческие комплексы. Часть из них мы сегодня как раз посетили с коллегами. Речь идет (вдумайтесь!) о полутора тысячах производственных объектов, которые строятся в рамках нацпроекта. Ничего подобного за истекшее десятилетие в таком объеме в АПК никогда не строилось. Между тем - и это уже становится главной проблемой - российскому мясу и молоку все труднее проложить дорогу на рынок. В отдельных регионах закупочные цены упали практически до уровня себестоимости. И это в условиях растущего спроса (не в условиях падения покупательной способности, а в условиях растущего спроса), потому что одновременно растут возможности наших граждан. О чем это говорит? О том, что мы фактически "гасим" этот спрос за счет расширяющегося импорта той же самой продукции из-за рубежа. Вот почему нам столь важно в ближайшее время создать современную инфраструктуру сбыта и первичной переработки этого сырья. Причем сделать это таким образом, чтобы было обоюдно выгодно как производить мясо и молоко, так и закупать их у российских производителей. Ведь, согласитесь, по своим потребительским свойствам наша продукция всегда, независимо от каких-то нюансов, будет более свежей, чем завезенная издалека, то есть импортная продукция. Да, мы должны работать над качеством. Качество пока у нас не идеальное, но по своим физиологическим свойствам эта продукция все равно будет лучшего качества.
Вы знаете, что на эту тему первый разговор состоялся на Совете [при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике]. По итогам этого Совета Президент дал поручения. И в рамках тех поручений, которые давались, мы подготовили предложения. Эти предложения были рассмотрены на заседании президиума Совета несколько дней назад, 23 мая.
Что там предлагается? Я сейчас назову. А вы, уважаемые коллеги, просто (я прошу вас) реагируйте и скажите, может быть, мы чего-то еще не учли или же по каким-то компонентам работу нам необходимо усилить. Что предлагается? Еще раз.
Первое. Будут расширены направления инвестиционного кредитования, которое сейчас субсидируется по нацпроекту. Это, с нашей точки зрения, должно позволить финансировать строительство, модернизацию и оснащение предприятий по первичной переработке мяса, молокоприемных пунктов, а также приобретение транспорта и оборудования для хранения сырья. Потому что эти меры мы пока не охватывали льготными направлениями финансирования. В этой связи первичная переработка сырья должна быть географически увязана с размещением уже строящихся животноводческих комплексов. И это - задача регионов. Это мы, конечно, из Москвы сделать не можем. Речь идет о территориальной привязке - это компетенция региональных властей, компетенция муниципалитетов, а также существующей сегодня территориальной сети личных подсобных и фермерских хозяйств.
Ясно, что в районах активного ведения животноводства необходимо обеспечить транспортную доступность объектов, а также иные инфраструктурные условия для бесперебойного и всесезонного сбыта сырья. Рассчитываю, что здесь и федеральные ведомства, и регинальные власти согласуют формы поддержки соответствующих инфраструктурных проектов. При этом мы бы хотели рассмотреть еще одну возможность - это пока поручение. Но тем не менее это важная возможность. Рассмотреть возможность финансирования таких проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Вот сейчас у нас начинаются макропроекты. Но надо рассмотреть все-таки, что мог бы Инвестиционный фонд сделать для аграрного сектора. Поручение проработать эту идею дано.
Кроме того, новые предприятия изначально должны, конечно, проектироваться как передовые, как современные, которые работают по международным стандартам.
Вторая позиция. Ограниченные сроки хранения и реализации животноводческой продукции требуют и более технологичных методов сбора и транспортировки свежего молока и свежего мяса. Напомню, что с нынешнего года в рамках нацпроекта субсидируется процентная ставка по 5-летним кредитам для сельхозкооперативов, которые заняты приемкой и хранением молока. Эти деньги могут хозяйствами направляться на приобретение холодильных установок, специализированных автомобилей для перевозки первичного сырья.
Третье. Необходимо уделить особое внимание качеству (я об этом уже сказал) нашей продукции. Эта проблема пока не решена. Так, в среднем по стране производство молока высшего качества (по тем данным, которыми мы располагаем) не превышает 30% от общего объема реализуемой продукции. Та же история - с мясом. Мы были в гостях у одного из наших фермеров и разговаривали на личном подворье. Вопрос качества остро ощущается и нашими небольшими малыми хозяйствами. В такой ситуации нам просто нужно подтягивать российских животноводов до уровня признанных, международных стандартов. И это, конечно, связано с переходом хозяйств на современные методы кормления скота, на более точный выбор породы животных. По породам как раз мы сегодня поразговаривали. Вся эта заинтересованность наших владельцев хозяйств присутствует. Помогать людям нужно и информационно, и методически. Соответствующие поручения тоже президиумом даны. Не обойтись в территориях без строительства новых предприятий по производству кормов.
Четвертое. Нам нужно повысить административную эффективность администрирования импорта. Только по оценкам правоохранительных органов, ежегодно в страну нелегально ввозится 250-300 тыс. тонн мяса. Давайте подумаем. Цифра колоссальная. Бороться с такими нарушениями нам нужно именно на местах, то есть там, где эта продукция выходит на рынок и вытесняет нашу продукцию. Причем действовать по этому направлению нужно совместно. Это и усилия МВД, и Федеральной таможенной службы, и Россельхознадзора, и всех других сопричастных ведомств.
...
Должны быть скорректированы и те общие правовые условия, в которых действуют участники внешнеэкономической деятельности. Что я имею в виду? В кратчайший срок дано поручение определить на два года вперед - 2008-2009 годы - объемы предстоящих поставок животноводческой продукции. А также выровнять условия, то есть ставки импорта мяса и живых животных, которые ввозятся к нам в страну для последующего производства мяса, то есть для убоя.
Ясно, что поставщиками продовольственного сырья должны быть только те организации, которые действительно способны гарантировать его качество, безопасность и сохранность. И соответствующие требования будут разработаны в ближайшее время.
Убежден, что в таком повышении профессиональной репутации импортеров заинтересован сам бизнес в лице своих предпринимательских объединений. Они должны свое слово сказать.
В заключение я хотел бы подчеркнуть, что речь идет о комплексных программах развития мясо-молочного производства, об условиях конкурентоспособности аграрного бизнеса, а никак иначе. И с этих позиций мы будем обсуждать те вопросы, которые сегодня стоят. Тема совещания - предельно конкретная. Перечень вопросов я вам огласил. Поручение протокольное подписано. Давайте просто обсудим, достаточно ли это нам для того, чтобы изменить ситуацию качественно.
30 мая 2007 года
www.rost.ru
Источник: Партия Социальной Справедливости
Обсудить новость на Форуме